Организация воинского учета

Организация воинского учета

В связи с необходимостью исполнения всеми юридическими лицами обязанностей по ведению воинского учета и многочисленными пожеланиями организаций-партнеров, в АО «Оберег» создана группа для оказания услуг по организации и ведению воинского учета в организациях на договорной основе.

Создает локальную нормативную базу и организует воинский учет граждан, пребывающих в запасе.

создает документацию воинского учета;

подготавливает приказ об организации воинского учета на предприятии;

подготавливает план работы по ведению воинского учета в компании;

сверяет соответствие указанных документов паспортным данным гражданина;

устанавливает, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;

заполняет раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника;

подготавливает сообщения в военный комиссариат обо всех принятых на работу и уволенных гражданах, пребывающих в запасе и (или) подлежащих призыву на военную службу.

Понятие и задачи воинского учета

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8), все организации должны вести воинский учет. Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Согласно данному Положению, воинский учет – это система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Основная задача системы очень схожа с главной HR-задачей в компании, только масштабы другие: речь идет о сборе информации, необходимой для комплектации состава Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, как в мирной жизни, так и в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Также на специальном воинском учете состоят лица, проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Предоставление документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).

Постановка организации на воинский учет

Каждое предприятие должно быть зарегистрировано и поставлено на воинский учет в военном комиссариате. Многие руководители ошибочно полагают, что если кадровик не «засветится» в военкомате по месту нахождения компании, то необходимость в воинском учете автоматически отпадет. Но дело в том, что в военный комиссариат непременно поступят сведения о новой организации, причем не позже 5 рабочих дней с момента ее внесения в ЕГРЮЛ. Эта обязанность лежит на регистрирующем органе (п. 19 «Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438). Так что «люди в погонах» могут нагрянуть с проверкой в любое время, и в первую очередь к тем, кто сам не дает о себе знать.

Разумеется, чем больше военнообязанных и сотрудников призывного возраста, тем объемнее учетная работа. Сколько кадровиков необходимо выделить для ее ведения?
В п. 12 «Положения о воинском учете» указаны соответствующие нормативы:
– один работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии в организации на воинском учете менее 500 граждан;
– один освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
– два освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000;
– по одному освобожденному работнику – на каждые последующие 3000.

Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, и не забыть про женщин, имеющих военно-учетные специальности (данная информация содержится в личных карточках Т-2, графа образование).

Посчитав людей, необходимо подготовить приказ об организации воинского учета на предприятии и план работ по ведению воинского учета в компании, который в дальнейшем будет согласован с военным комиссариатом. Кроме того, следует подготовить список работников организации, пребывающих в запасе.

За подробной информацией о том, какие еще документы необходимо предъявить для постановки организации на воинский учет, а также о форме и содержании данных документов, имеет смысл обратиться в территориальный военный комиссариат, так как местные органы власти имеют право предъявлять свои требования.

Кроме того, рекомендуется подготовить открытую справочную информацию для сотрудников организации, состоящих на воинском учете, где указать их ответственность, обязанности, действия в случае наступления военного положения и мобилизации.

Круг обязанностей, возложенных на работника, ведущего воинский учет на предприятии, определен в «Инструкции Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях», а также в п. 30–32 «Положения о воинском учете».

Нормативная база

Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).

Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (пп. 6 п. 1 ст. 8).

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Инструкция Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях.

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

«Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438 (п. 19).

Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).

II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях

17. Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

18. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете <*>.

<*> Формулировка подпункта «г» пункта 12 Положения о воинском учете предполагает, что выделение военно-учетного работника производится при достижении каждых последующих полных 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

19. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года с применением норм, указанных в пункте 12 Положения о воинском учете.

При наличии в организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

20. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

21. Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

22. Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

23. Воинский учет организациями осуществляется:

Взамен личных карточек работников и личных карточек государственных (муниципальных) служащих по унифицированным формам N Т-2, N Т-2ГС (МС) будут применяться документы по формам, установленным Минобороны РФ (Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302).

призывников и военнообязанных запаса — по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС(МС), раздел 2) (далее — личные карточки) согласно приложениям N 5 и 6 к настоящим Методическим рекомендациям.

24. Ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек на военнообязанных и призывников осуществляются в порядке согласно приложению N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

25. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются:

для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу <*>;

Читайте также  Неявки в табеле учета рабочего времени образец

<*> Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

для военнообязанных запаса — военный билет <**> (справка взамен военного билета <***>, временное удостоверение, выданное взамен военного билета <****>).

<**> Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса» (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР»).

Военные билеты солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью «Российская Федерация. Военный билет» (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надпись «СССР. Министерство обороны. Военный билет»).

<***> Справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

<****> Выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по прежнему месту их жительства, подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью.

Временные удостоверения гражданам выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары муниципальных образований могут продлить срок действия временных удостоверений, выданных взамен военного билета, на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Воинский учет на предприятии с нуля

0 из 9 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
Информация

Ведение воинского учета — неотъемлемая часть работы в организации. Предлагаем пройти тест и проверить свои знания по данной теме.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 9

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики
  1. Нет рубрики 0%
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Перед приемом на работу мужчины нужно выяснить, состоит ли он на учете в военкомате или нет. Как это сделать?

  • Взять информацию из трудовой книжки (из раздела "Сведения о воинской обязанности").
  • Проверить данную информацию в Едином реестре призывников и военнообязанных лиц.
  • Изучить военный билет (удостоверение призывника) и выяснить, есть ли там соответствующая отметка.
  • Сделать запрос в военкомат по месту жительства принимаемого работника.

Чтобы определить, состоит ли потенциальный работник на воинском учете в военкомате, нанимателю следует проверить наличие отметки (штампа) о приеме на воинский учет в военном билете (удостоверении призывника). Если такой отметки нет, нужно направить гражданина в военкомат. Принимать на работу военнообязанное лицо (призывника), не состоящее на таком учете, запрещено (абз. 3 — 5 п. 76 Положения о воинском учете, абз. 3 ч. 1 п. 11, п. 41 Положения о военном билете).

Чтобы определить, состоит ли потенциальный работник на воинском учете в военкомате, нанимателю следует проверить наличие отметки (штампа) о приеме на воинский учет в военном билете (удостоверении призывника). Если такой отметки нет, нужно направить гражданина в военкомат. Принимать на работу военнообязанное лицо (призывника), не состоящее на таком учете, запрещено (абз. 3 — 5 п. 76 Положения о воинском учете, абз. 3 ч. 1 п. 11, п. 41 Положения о военном билете).

На военнообязанного работника заводится личная карточка. Выберите вариант, где указаны только фиксируемые в ней сведения.

  • Дата рождения, образование, группа крови, присвоение квалификационной категории (разряда).
  • Дата рождения, образование, мобильный номер телефона, Ф.И.О. и даты рождения жены и детей.
  • Дата рождения, образование, место жительства, наличие водительского удостоверения, периоды трудовых отпусков.
  • Дата рождения, образование, место рождения и место жительства, привлечение к административной (уголовной) ответственности.

Личная карточка заводится по утвержденной форме. Она не предусматривает внесения таких данных, как группа крови, периоды трудовых отпусков, привлечение к административной (уголовной) ответственности. Информация о наличии водительского удостоверения (его серия, номер, срок действия и разрешенные категории) вносится в личную карточку в раздел «Особые отметки», если сотрудник работает водителем. Кстати, личные карточки нужно заводить не только на военнообязанных лиц, но и на призывников.

Личная карточка заводится по утвержденной форме. Она не предусматривает внесения таких данных, как группа крови, периоды трудовых отпусков, привлечение к административной (уголовной) ответственности. Информация о наличии водительского удостоверения (его серия, номер, срок действия и разрешенные категории) вносится в личную карточку в раздел «Особые отметки», если сотрудник работает водителем. Кстати, личные карточки нужно заводить не только на военнообязанных лиц, но и на призывников.

При приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) нанимателю нужно уведомить военкомат. В какой срок он должен это сделать?

  • В течение недели.
  • В течение месяца.
  • До конца квартала, в котором был принят или уволен работник.
  • До 5 января года, следующего за годом, в котором был принят работник.

О приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) необходимо известить военкомат в месячный срок (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

О приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) необходимо известить военкомат в месячный срок (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

О чем еще наниматель должен сообщать в военкомат помимо информации о приеме и увольнении военнообязанного лица (призывника)?

  • О рождении ребенка.
  • О смене места жительства.
  • О регистрации брака.
  • О переводе на другую должность.
  • О получении высшего образования.
  • О всех вышеперечисленных изменениях.

Наниматель должен письменно уведомить военкомат об изменениях, касающихся Ф.И.О., семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства военнообязанного лица (призывника). Помимо этого, нужно скорректировать данные в его личной карточке (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Наниматель должен письменно уведомить военкомат об изменениях, касающихся Ф.И.О., семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства военнообязанного лица (призывника). Помимо этого, нужно скорректировать данные в его личной карточке (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

У военнообязанного работника родился ребенок. Как обозначили ранее — уведомить военкомат придется. А в какой срок?

  • В течение недели с даты рождения ребенка.
  • В месячный срок.
  • До 5 января следующего года.
  • До 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором родился ребенок.

Об изменениях, установленных законодательством (в т.ч. об изменении состава семьи — рождении ребенка), необходимо в месячный срок письменно сообщать в военкомат (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Об изменениях, установленных законодательством (в т.ч. об изменении состава семьи — рождении ребенка), необходимо в месячный срок письменно сообщать в военкомат (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Как часто нужно сверять данные личных карточек военнообязанных (призывников) с военными билетами (удостоверениями призывников)?

  • Еженедельно.
  • Ежемесячно.
  • Ежеквартально.
  • Ежегодно.

Личные карточки военнообязанных и призывников нужно сверять с записями в военных билетах (удостоверениях призывников) ежегодно (абз. 10 п. 76 Положения о воинском учете).

Личные карточки военнообязанных и призывников нужно сверять с записями в военных билетах (удостоверениях призывников) ежегодно (абз. 10 п. 76 Положения о воинском учете).

Военнообязанный увольняется. Что делаем с личной карточкой?

  • Отдаем работнику — пусть ее ведет следующий наниматель.
  • Высылаем в военкомат.
  • Храним еще 3 года.
  • Храним подольше — 75 лет.

После увольнения работника личная карточка хранится 3 года, а затем подлежит уничтожению (п. 662 перечня со сроками хранения, п. 205 Инструкции по делопроизводству).

После увольнения работника личная карточка хранится 3 года, а затем подлежит уничтожению (п. 662 перечня со сроками хранения, п. 205 Инструкции по делопроизводству).

В организации работает 15-летний подросток. Естественно, в силу молодого возраста он не приписан к призывному участку (это нужно сделать в год достижения 16-летия). Что по данному работнику обязано сделать лицо, ведущее воинский учет в организации?

  • После приема на работу в недельный срок следует подать данные в военкомат.
  • После достижения 16-летия проверить у работника наличие удостоверения призывника.
  • Когда работник достигнет 16 лет, отправить запрос в военкомат с просьбой уточнить приписан ли данный работник к призывному участку или нет.
  • До 1 декабря года, предшествующего году достижения 16-летия, представить в военкомат данные по работнику.

Лицо, ведущее воинский учет в организации, должно ежегодно до 1 декабря представлять в военкомат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем календарном году (абз. 12 п. 29 Положения о воинском учете).

Лицо, ведущее воинский учет в организации, должно ежегодно до 1 декабря представлять в военкомат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем календарном году (абз. 12 п. 29 Положения о воинском учете).

Работник достиг 50 лет и исключен с воинского учета. При этом продолжает работать в организации. Что нужно сделать лицу, ведущему воинский учет?

  • Переместить личную карточку в самый конец картотеки.
  • Изъять личную карточку из картотеки и хранить отдельно до очередной сверки с военкоматом, затем уничтожить.
  • Изъять личную карточку из картотеки и выслать в военкомат.
  • Изъять личную карточку из картотеки и по желанию работника передать ему либо уничтожить.

В данном случае работник достиг предельного возраста состояния в запасе (ч. 1, 2 ст. 69 Закона о воинской обязанности). Личную карточку следует изъять из картотеки и хранить ее отдельно до очередной сверки с учетными данными военкомата, а затем уничтожить в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

В данном случае работник достиг предельного возраста состояния в запасе (ч. 1, 2 ст. 69 Закона о воинской обязанности). Личную карточку следует изъять из картотеки и хранить ее отдельно до очередной сверки с учетными данными военкомата, а затем уничтожить в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

Читайте также  Как вести учет продуктов в кафе

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации 2021 году

Воинский учет в организациях

Каждая юридически зарегистрированная коммерчески организация обязана вести воинский учет военнообязанных сотрудников. Этим может заниматься непосредственно сам руководитель (директор) предприятия, либо он может утвердить соответствующий Приказ о назначении одного из своих сотрудников ответственным лицом за организацию, ведение военного учета и взаимодействие с представителями комиссариата. Чтобы руководители могли правильно организовать воинский учет в трудовой организации, избежать штрафов, разработана пошаговая инструкция ведения необходимой документации, предоставления данных о военнообязанных сотрудниках в военкомат в 2021 году.

Организации, которые должны вести учет военнообязанных сотрудников

Все компании, зарегистрированные на территории РФ, обязаны вести воинский учет своих сотрудников, независимо от формы собственности организации.

Основное предназначение в/у – обеспечение ВС РФ и других войсковых структур людскими ресурсами.

Ведение воинского учета военнообязанных российских граждан осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением российского правительства №719 от 27.11.2006 года (ФЗ №53, ст.8, п.7 от 28.03.1998 г.) и Методических рекомендаций, утвержденных МО России (11.07.2017 г.).

Работники организаций, подлежащие и нет воинскому учету

Согласно Положению (п.14), утвержденного ПП №719.1 воинскому учету подлежат мужчины от 18 до 27 лет, которые еще не проходили срочную службу, а также все остальные военнообязанные российские граждане (демобилизованные рядовые и сержанты, офицеры запаса и пр.).

Каждый работодатель, принимая на работу нового рабочего, обязан проверить документы, удостоверяющие его личность (паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации) и документы воинского учета (военный билет (временное удостоверение) призывника, офицера запаса и пр.).

Военный билет

Отношение гражданина, устраивающегося на работу, к военным обязательствам должно быть отмечено в его паспорте. Если на 13-ой странице этого документа поставлен штамп «Военнообязанный», значит, будущий сотрудник компании подлежит в/у.

Штамп военнообязанный

Не подлежат военному учету работники предприятий, проходящие альтернативную государственную службу, а также те, которые находятся в местах лишения свободы.

Пошаговая инструкция ведения в/у военнообязанных сотрудников организаций

Учет военнообязанных работников предприятий (организаций) – это одна из несложных процедур делопроизводства. Но, если ее игнорировать, руководитель предприятия может получить штраф.

Ниже рассматриваются основные требования по ведению воинского учета в организациях, пошаговая инструкция по его реализации.

Шаг 1 – Разработка, согласование инструкции специалиста в/у с войсковым комиссариатом

Принцип организации военного учета в организациях можно условно поделить на 2 основных этапа:

  1. Постановка военнообязанных работников предприятия на учет в местном военкомате, т.е. по месту регистрации организации. На данную процедуру предоставляется 5 рабочих дней после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ при переезде либо открытии;
  2. Разработка документации по в/у в организации, в т.ч. разработка инструкции ведения воинского учета и обязанностей для сотрудника, назначенного ответственным за учет военнообязанных работников на предприятии.

Документы для ведения воинского учета

Утвержденной формы инструкции ведения в/у в организации не существует, поэтому каждый работодатель ее разрабатывает самостоятельно. Но в ней рекомендуется подробно расписывать обязанности ответственного лица за воинский учет.

Шаг 2 – Назначение ответственного лица за ведение в/у на предприятии

Заниматься воинским учетом военнообязанных работников в компании может одновременно несколько сотрудников, при это могут быть как штатные сотрудники по совместительству, так и наемные специалисты сугубо для данной цели. Это зависит от численности штата организации.

Решение о назначении конкретного сотрудника на данную должность принимает руководитель (директор) предприятия. При этом с ответственным за ведение воинского учета обязательно заключается дополнительный договор, кроме основного трудового соглашения. А за выполнение данной работы сотрудникам полагается доплата к основному окладу.

Приказ о назначении ответственных по ведению воинского учета

Ведение в/у работников предприятия, состоящих на учете в войсковом комиссариате, можно возлагать как на штатных сотрудников с продолжительным периодом работы, так и на новых, которые недавно устроились в компанию. Но в любом случае руководитель (директор) организации утверждает Приказ о назначении конкретного сотрудника для ведения воинского учета.

Вести учет военнообязанных сотрудников может и бухгалтер предприятия. Но тогда в его трудовом соглашении либо должностной инструкции обязательно должны быть прописаны такие функциональные обязанности.

Шаг 3 – Разработка, согласование плана мероприятий в/у с войсковым комиссариатом

Завершающим этапом организации военного учета в компании является разработка плана выполнения соответствующих мероприятий.

Образец бланка есть в Методических рекомендациях (Приложение №17), утвержденных Генеральным штабом ВС РФ. Документ разработан в виде таблицы, поэтому не представляет сложностей для заполнения даже новичком. Загрузить его можно по ссылке с нашего сайта.

В плане необходимо отражать сроки проведения конкретных мероприятий по воинскому учету военнообязанных работников предприятия (организации). Например, проведение сверки данных каждый квартал.

Далее в процессе работы ответственное лицо за учет сотрудников, подлежащих призыву на воинскую службу, проставляет в плане отметки о выполнении мероприятий, ставит личную подпись.

Организация на предприятии учета военнообязанных работников

Руководители компаний организовывают воинский учет своих сотрудников на основании действующего российского законодательства, а именно:

  • ФЗ №53 – «О воинской обязанности и военной службе» — 28.03.1998 г;
  • ФЗ №31 – «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» — 26.02.1997 г.;
  • ФЗ №61 – «Об обороне» — 31.05.1996 г.

Дополнительные нормативные документы, на основании которых рекомендуется осуществлять организацию воинского учета сотрудников на предприятии:

  • «Методические рекомендации», утвержденные в 11.07.2017 году МО РФ;
  • «Положение о воинском учете», которое было утверждено 27.11.2006 года постановлением Правительства РФ №719.

На основании выше перечисленных нормативных документов мероприятия по воинскому учету осуществляются и по мужчинам, подлежащим призыву на срочную службу, и по военнообязанным гражданам, пребывающим в резерве ВС РФ.

Служба в армии

Призывники – это молодые парни возрастной категории 18-27 лет, которые не имеют законных оснований для освобождения от воинской службы.

Категории военнообязанных граждан:

  • Запасники, не служившие в армии;
  • Уволенные в запас после прохождения срочной службы либо по завершению контракта с МО РФ;
  • Лица, прошедшие альтернативную государственную службу;
  • Выпускники ВУЗов с военной кафедрой, которые прошли программу военной подготовки, и после окончания высшего учебного заведения получили войсковое звание и сразу были зачислены в запас;
  • Граждане, не служившие срочную службу в армии из-за получения отсрочек либо освобождения на законных основаниях.

Военнообязанными в России могут быть женщины, которые получили образование по военно-учетным специальностям (ВУС). К данной категории относятся фармацевты, фельдшеры и прочие специалисты, необходимые в ВС.

Граничный возраст военнообязанных женщин для состояния на воинском учете составляет 45 лет, а при наличии офицерского звания – 50 лет. Военнообязанные мужчины состоят на воинском учете немного дольше (ФЗ РФ №53 – 28.03.1998)

Предельный возраст пребывания военнообязанных граждан РФ в запасе

Составы запаса (воинские звания) Возрастная категория, лет
І разряд ІІ разряд ІІІ разряд
Солдаты (матросы), сержанты, старшины, прапорщики (мичманы) до 35 до 45 до 50
Младший офицерский состав до 50 до 55 до 60
Майоры, подполковники (капитаны ІІ и ІІІ ранга) до 55 до 60 до 65
Полковники (капитаны І ранга) до 60 до 65
Высший офицерский состав до 65 до 70

Какие сотрудники организации не подлежат воинскому учету

Не подлежат воинскому учету российские граждане, которые:

    1. Имеют законное освобождение от военной службы (например, при наличии непризывного заболевания);
    2. Проходят на данный момент службу в армии либо альтернативную государственную службу;
    3. Проживают на постоянной основе в другом государстве;
    4. Имеют офицерские звания и числятся в запасе ФСБ и СВР РФ.

    Также воинский учет не ведется по женщинам, не являющимся специалистами военно-учетных специальностей.

    Ведение учета на предприятии – это в первую очередь обязанность самого руководителя данной организации. Но он вправе назначить ответственное лицо за выполнение данных функций соответствующим внутренним приказом. При этом обязательно необходимо утверждать этим же приказом дополнительного сотрудника предприятия, который будет замещать основного во время его отсутствия (например, на период очередного отпуска).

    Приказ о назначении штатного сотрудника организации ответственным за ведение документации по воинскому учету призывников и военнообязанных работников предприятия, обязательно должен быть согласован с местным комиссариатом и органами власти.

    Если численность штата военнообязанных сотрудников позволяет, директор предприятия имеет право назначить сотрудника ответственным за в/у по совместительству с основной должностью, соответственно с дополнительной оплатой.

    Количество сотрудников, ответственных за в/у в организациях

    Штат, человек Число ответственных сотрудников
    до 500 На условиях совместительства – 1
    500 — 2000 Штатный – 1
    2000 — 4000 Штатный – 2

    На каждые следующие 3 тыс. работников руководитель организации (предприятия) утверждает еще одного сотрудника для ведения документации по в/у.

    Документация по ведению в/у

    Документы воинского учета граждан РФ:

        • Удостоверение гражданина, который подлежит воинскому призыву – для молодых парней от 18 до 27 лет, которые еще не проходили срочную службу в армии;
        • Военный билет (временное удостоверение) рядового, сержанта после срочной службы, военный билет (временное удостоверение) офицера запаса – для военнообязанных российских граждан, которые уже служили в армии по призыву либо контракту и по истечении положенного срока были уволены в запас.

      Документы воинского учета

      Статус военнообязанного гражданина России для женщин подтверждается соответствующим штампом в паспорте.

      Образцы бланков документов представлены в Приложении №9 к Инструкции о ведении в/у, которая была утверждена 18.07.2014 г. Приказом МО РФ.

      Каждый руководитель предприятия (организации) обязательно должен вести журнал проверок ведения в/у и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в резерве ВС РФ.

      Воинский учет в организации

      Воинский учет должны вести все организации. При этом форма собственности и организационно-правовая форма никакой роли не играют. Надеяться на то, что в маленькой фирме можно не вести такой учет, не стоит.

      Содержание статьи:

      1. Ведение воинского учета в организации

      2. Кто в организации должен вести воинский учет

      3. Организация воинского учета в организации

      4. Документы по ведению воинского учета в организациях

      5. Ответственность за неведение воинского учета

      1. Ведение воинского учета в организации

      Для чего нужен воинский учет?

      Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.

      В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.

      Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.

      Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам. Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.

      Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

      Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.

      Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:

      Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (подп. 6 п. 1 ст. 8 – об обязательности воинского учета для всех организаций)

      Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ

      Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утверждены Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).

      2. Кто в организации должен вести воинский учет

      Ответственность за организацию воинского учета в организации всегда несет руководитель. Именно он определяет, кому поручить ведение воинского учета. Он может возложить эту обязанность и на себя.

      Кроме того, руководитель должен выделить помещение для ведения воинского учета, оборудовать его необходимой оргтехникой и железными шкафами для безопасного хранения документов.

      В организациях с небольших количеством военнообязанных, лучшим вариантом может оказаться вариант с приемом на работу в качестве специалиста по воинскому учету совместителя.

      В любом случае обязанности сотрудника, ответственного за ведение воинского учета, должны быть прописаны как в его трудовом договоре, так и локальном нормативном акте (ЛНА) организации, посвященном организации воинского учета на предприятии.

      Количество специалистов, которые должны заниматься воинским учетом, определено в п. 12 положения № 719 и зависит от числа сотрудников организации, подлежащих воинскому учету:

      1 работник-совместитель, если на воинском учете в организации менее 500 граждан,

      1 штатный работник, занимающийся только воинским учетом, если таких граждан от 500 до 2 000 человек,

      2 штатных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан,

      1 штатный работник на каждые последующие 3 000 граждан, подлежащих воинскому учету.

      Если в организации много работников, подлежащих воинскому учету, и по указанным нормам учет вести должны 2 и более специалиста, то в организации требуется создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

      Количество сотрудников, ведущих воинский учет на предприятии, следует определять ежегодно по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

      3. Организация воинского учета в организации

      Определим, кто подлежит воинскому учету в организации. Это не только лица призывного возраста, но и некоторые другие категории сотрудников:

      те, кто ранее проходил воинскую службу, и был уволен в запас,

      женщины, имеющие военные специальности,

      те, кто ранее получил отсрочку от службы в армии,

      те, кто по каким-либо причинам не призывался в армию до возраста 27 лет. Сюда можно отнести, например, тех, кто учился в университете, в котором была военная кафедра, и по этой причине он был освобожден от призыва.

      те, кто проходил альтернативную службу в организациях, не имеющих отношение к армии

      Согласно Методическим рекомендациям в организациях должна вестись планомерная, систематизированная работа по сбору и отслеживанию информации об исполнении военнообязанными своего воинского долга.

      Даже если в организации всего 2-3 сотрудника, подлежащих учету, ведение воинского учета в организации обязательно.

      4. Документы по ведению воинского учета в организациях

      Организация воинского учета

      Основной документ — Приказ об организации воинского учета на предприятии. Главная цель приказа — зафиксировать, кто именно будет вести этот вид учета.

      В приложении 4 Методических рекомендаций приведена форма такого приказа. В таком приказе следует указывать, кому будет передаваться обязанности по учету в случае отсутствия уполномоченного сотрудника (отпуск, болезнь и т.п.). Уточняется, что заменяющему сотруднику должны быть переданы по акту все необходимые документы учета.

      Кроме того, в п. 22 Методических рекомендаций содержится правило согласовывать с военным комиссаром кандидатуры тех, кого планируется привлечь к работе по воинскому учету. Еще одна рекомендация — направлять копии приказов о назначении таких работников.

      Кроме того, в организации должны быть следующие документы воинского учета:

      План работы по организации и ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, находящихся в запасе,

      Журнал проверок данных воинского учета,

      Расписки военнообязанных о приеме от них документов воинского учета,

      Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, выделенное в отдельное дело,

      Другие документы, устанавливаемые органами власти различных уровней в сфере воинского учета,

      Справочная информация по теме.

      Личные документы работников — основания для учета

      При приеме сотрудника на работу проверяется запись в паспорте (страница 13) об отношении к воинской обязанности. Возможно, будущий сотрудник предъявит временное удостоверение (в случае восстановления или замены паспорта). Такое удостоверение выдается на срок до 1 месяца. В этом случае нужно будет проверить, не нарушен ли срок его действия. Месячный срок может быть продлен до 3-х месяцев.

      Данные в учете организации отражаются на основании 2-х основных документов:

      Приписного свидетельства призывника.

      В военном билете следует проверить записи о постановке на воинский учет по месту жительства и соответствие такой отметки данным, указанным в паспорте.

      В приписном удостоверении проверяется наличие записей о категории годности призывника, а также отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки, если такая отсрочка предоставлена.

      В случае отсрочки проверяется, не нарушен ли ее срок.

      Зачастую в документах о постановке на воинский учет могут быть неточности, для их устранения сотрудника необходимо отправить в военкомат по месту жительства.

      Например, это могут быть следующие случаи:

      сотрудник уже старше 27 лет, но в документах нет отметки о снятии с учета,

      сотрудник поменял место жительства, а по новому месту проживания на учет еще не встал,

      у сотрудника есть какие-то проблемы со здоровьем.

      Документы по ведению воинского учета в организациях.

      Основной документ — личная карточка по форме Т-2, раздел II . Порядок заполнения раздела подробно рассмотрен в Приложении 7 к Методическим рекомендациям.

      В настоящий момент в Министерстве обороны разрабатывается новая форма, которая придет на замену личной карточки Т-2. В компании должна вестись картотека личных карточек по форме Т-2.

      Документы и сведения, которые необходимо подавать в военкомат

      В военкомат подаются :

      Уведомление о приеме или увольнении военнообязанного гражданина,

      Если у принимаемого на работу отсутствуют документы воинского учета, об этом сообщается дополнительно.

      Сведения по запросу из военкома.

      Все эти сведения подаются в 2-х недельный срок.

      Кроме того, ежегодно, до 1 ноября подаются списки граждан, которые подлежат первичной постановке на учет в следующем году.

      Еще 2 документа подаются в военкомат регулярно:

      Карточка учета организации (форма № 18, так называемая «учетка»),

      Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

      Карточка первоначально подается в 2-х недельный срок с даты регистрации юридического лица. В последующие годы — до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года. Но делается это не каждый год, а один раз в 2 года.

      Форма карточки и подробные указания по ее заполнению приведены в Письме Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.

      Отчет по форме № 6 сдается в те же сроки, но заполняется в 3-х экземплярах, два из которых сдаются в военкомат.

      5. Ответственность за неведение воинского учета

      Ответственность за нарушение правил воинского учета прописана в статье 21 КоАП.

      С 5 мая 2020 года Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.04.2020 внесены изменения в КоАП. Размеры штрафов в случаях, когда воинский учет на предприятии ведется с нарушениями, значительно увеличены.

      Так, в случае, если организация не сообщила о приеме на работу или увольнение военнообязанного, штраф может составить 5 тыс. рублей. Ранее максимальный штраф за такое нарушение составлял 1 тыс. рублей.

      Увеличился и срок привлечения к ответственности в таких случаях — с 2 месяцев до 3 лет.

      При первом обнаружении факта нарушения денежный штраф может быть заменен предупреждением.

      Нужно помнить, что даже если в вашей небольшой компании работает всего несколько человек, подлежащих учету, а воинский учет не был организован должным образом, этим вопросом придется заняться. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

      Нужно просто обратиться в военкомат по месту регистрации организации. Вам предложат заполнить за прошедшие годы форму № 18, снабдят другими формами, которые вам необходимо сдавать, и инструкциями по их заполнению.

      Мы с вами рассмотрели основные рекомендации по ведению воинского учета в организациях. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.

      Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: