Cписание ГСМ по путевым листам

Налоги

Для того, чтобы получить возможность включения горюче-смазочные материалов в состав расходов по налоговому учёту, необходимы первичные документы, подтверждающие факт использования их предприятием по прямому назначению. Одним из видов учёта расходов ГСМ является их списание по путевым листам.

Первичная документация

ГСМ в целях первичного учёта признаются:

  • бензин;
  • ДТ;
  • газ (сжиженный, сжатый, нефтяной).

А также специализированные смазочные материалы и жидкости технического назначения (моторные масла, антифризы, специальные смазки).

АЗС

Перед выездом на маршрут в бак автотранспортного средства заливается количество топлива, которое называется нормативным. Для каждой марки машины в отдельности это количество определяется в соответствии с нормой, утверждённой локальным актом (приказом) по предприятию. Выданное топливо заносится в специальный проездной лист водителя – путёвку. В ней проставляется количество топлива на момент выезда из гаража, пробег (км) и остаток бензина, ДТ или газа в баке по завершении сменного задания. Путёвка представляет собой основной бухгалтерский документ, подтверждающий количество израсходованных водителем в пути ГСМ для последующего списания.

Бухгалтерии предприятий (организаций, учреждений), где автотранспорт прямым образом связан с основной деятельностью (перевозки пассажиров, грузов и пр.), должны использовать в повседневной работе первичные бумажные документы, форма и реквизиты которых утверждены приказом Минтранса. Номер этого документа – 152, утверждён он 18 сентября 2008 года (с учётом изменений, внесённых последующими приказами – от 18.01.2017 №17, от 07.11.2017 №476). Скачать бланки путевых листов на 2019 год.

Путевой лист ЛА бланк

Если автотранспорт используется на предприятии в управленческих целях, либо для организации производства, для учёта и контроля его работы можно использовать путевые листы, разработанные на основании двух законодательных актов:

  • закона №259-ФЗ (п.14 ст.2);
  • закона о бухучёте и отчётности №402-ФЗ.

Бланк формы 4-П (для грузовых автомобилей)

Как правило, в предпринимательской деятельности менеджментом предприятий используется форма, утверждённая Постановлением Госкомстата №78: форма 3 – для легкового транспорта, форма 4-П – для грузовых автомобилей.

Использование путевых листов

В формах листов, которые утверждены 78-м Постановлением, есть графы, предназначенные для занесения информации о том, сколько топлива фактически использовал водитель во время рейса: остаток до его начала, расход при выполнении обозначенного в документе путевого задания, остаток по возвращении автотранспортного средства в гараж.

Тем, кто использует путёвки, основываясь на приказе №152, проставлять в них данные о движении ГСМ не обязательно. Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража.

Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р. Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.

То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:

  1. фактический;
  2. нормативный.

Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.). В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.

Алгоритм действий бухгалтера

Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:

  1. Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
  2. Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).

Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):

  • средняя себестоимость;
  • ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).

Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).

Бухучёт

Учёт в бухгалтерии ведётся по субсчёту «Топливо» (10-3) счёта «Запасы» (10) следующим образом:

  • дебет – приход;
  • кредит – списание.

Алгоритм: предварительно рассчитанное количество топлива перемножается со стоимостью учёта единицы в составе запасов. Итог списывается – Дт 20 (или других материальных счетов, а также 44) Кт 10-3.

Налоговый учёт

В отношении порядка формирования расходов по путёвкам есть несколько нюансов.

Первый. Нужно определить вид расходов, в составе которых учитывается факт списания (материальные или прочие). П.п.5 п.1 ст.254 предусматривает их включение в материальные затраты. Условие – товарно-материальные ценности (топливо, масла, смазки, и другие специализированные материалы) должны использоваться для технологических нужд. Другие первичные документы – передвижение транспорта, выполняющего непроизводственные задачи – входят в состав прочих расходов.

Второй. Требуется ли нормировать расходы в налоговом учёте? Законодатель прямо не говорит о том, что 100 % расходов может быть признано таковыми, основываясь лишь на их фактическом потреблении. Минфин в многочисленных письмах подтверждает, что количество топлива можно рассчитывать в соответствии с распоряжением №AM-23-р. То есть, обосновывая затраты, количество которых определено математическим путём.

Итак, расход можно определять и по нормативному количеству, и по фактическим затратам. Следует помнить, что пунктом 6 вышеуказанного распоряжения установлено, что субъекты имеют право самостоятельно разрабатывать, утверждать локальными актами и корректировать нормы расхода.

В кодексе нет прямых пояснений по этому поводу. Если они установлены организацией самостоятельно, превышены и учтены как понесённые сверх нормы, налоговый орган вправе не считать их расходами отчётного периода.

Пример списания по путевым листам

В качестве показательного расчёта количества списанных товарно-материальных ценностей по путёвкам можно привести следующий пример. Юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью) осуществило в сентябре 2018 года закупку и списание топлива (бензин). Количество – 100 л, цена за литр – 38 руб., без НДС. До осуществления сделки остаточный запас топлива той же марки на складе предприятия составлял 50 л, себестоимость – 44 руб./л.

Закупленный бензин по распоряжению руководителя использован для заправки автомобиля «Калина». Машина используется на служебных перевозках персонала. Приказом об учётной политике предприятия установлено, что материалы оцениваются в бухгалтерском учёте на основании метода СБС.

Поступление ГСМ

  • оприходован бензин на сумму 3800 руб. (Дт 10 Кт 60)
  • отражён налог на добавленную стоимость в сумме 684 руб. (Дт 19 Кт 60)

Средняя себестоимость бензина на предприятии за период составила

Cписание по факту

Данные путевого листа о количестве топлива:

  • на начало – 10 л;
  • выдано для использования – 30 л;
  • на конец – 20 л.

Несложный расчёт показывает, что использовано 20 л., то есть списать необходимо

Cписание по норме

Данные полученного бухгалтерией документа с показаниями спидометра:

  • на начало рейса – 2500 км;
  • на конец рейса – 2550 км.

Таким образом, пробег составил 50 км.
Формула расчёта расхода (п.7 раздела II распоряжения №AM-23-р):

где: Qн – норматив расхода, л;
Hs – базовая норма (на 100 км пробега);
S – фактический пробег, км;
D – поправка для региона.

Для автомобиля «Калина» Hs=8л. Региональный коэффициент, на основании которого проводится поправка, – 10%. Итоговый расход

Списанию подлежит 4,4 л × 40 руб. = 176 руб. (Дт 26 Кт 10).

Читайте также  Учет торгового сбора проводки

Учитывая вышесказанное, рассчитанные в данном примере затраты на непроизводственные нужды в налоговый учёт попадают в виде прочих расходов.

Посредством учёта по путевым листам финансовая служба предприятия подтверждает факт расходов горюче-смазочных материалов, фиксирует километраж, пройденный автотранспортным средством в учётном периоде, получает данные об объёмах использования топлива. Если в составе транспортной службы предприятия есть ТС без одометра, фиксация расхода осуществляется на основании первичных документов. Для данного конкретного случая это акты бензина или дизельного топлива.

Cписание бензина по путевым листам

Бензин

Зная приходы, расходы топлива, горючих материалов, нужно вести первичную документацию. Это упростит задачу отслеживания сырья, а также облегчит проведение проверок на факт прямого использования материалов.

Расчеты горючего

Первичная документация

К горючим материалам относятся: бензин, дизельное топливо (ДТ), газ любых фракций (сжиженный, сжатый, нефтяной). Также, отслеживанию первичной документации подвергаются: моторное масло, смазки, незамерзайка.

Обычно, организации и учреждения, транспортные средства которых выполняют транспортировочную деятельность: грузы, перевозки пассажиров и тд., используют для расчётной системы первичную документацию. Выезжая из точки А, бак машины заполняется определённым количеством топлива, расчёт которого производится в зависимости от марки транспортного средства и нормы организации. Выделенные литры горючего заносятся в протокол или путёвку. Проверяется количество топлива и пробег на момент выезда. По окончании маршрута, происходит проверка остатка топлива и километраж. Всё это представляет документацию, контролирующую потоки сырья внутри организации.

Использование путевых листов

Существует установленная форма путевых листов Постановлением Госкомстата № 78: 3-я форма- легковые автомобили, 4-я форма- грузовые.

В формах путевых листов постановления 78 имеются графы для внесения показателей: сколько бензина в баке на момент отъезда, километраж, остаток по окончании пути, расстояние, проделанное водителем. По этим простым расчётам производится расчёт остатка и заносится в путевой лист.

Путевой лист

Порядок действий бухгалтера

Материалы организации учитываются бухгалтером и рассчитываются исходя из их стоимости. Эти расходы и приходы являются элементами системы ПБУ 5/01. Принятие любого сырья в учётную систему осуществляется с учётом следующих документов:

Чек АЗС

  • Если топливо приобретается по наличному расчёту, то это чеки автозаправочной станции;
  • Талоны на топливо, если сырьё приобретено по безналичному расчёту, с учётом договора поставщика сырья с фирмой приёмщиком.

Бывают ситуации, когда водитель в пути пополняет бак, используя специальную карту. После, бухгалтеру необходимо списать не только залитый в точке А бензин, но и рассчитать количество дополнительного затраченного, зная его себестоимость и объёмы по карте.

Но, в основном, заливание дополнительного топлива происходит редко, и бухгалтеры работают исключительно с путевыми листами и списывают конкретные объёмы. Суммируются остатки с поступлением и делятся на общий остаток в день оформления учёта.

Бухучет

Вся система бухгалтерского учёта заключается в двух важных разделах:

  1. Дебет — это приход;
  2. Кредит — Списание (расход).

В чём же заключается расчёт. Для начала рассчитать количество сырья путём умножения этого показателя на стоимость единицы топлива из запасов. Результат списывается по рассчитанным значениям каждого из видов сырья.

Налоговый учет

Формирование путевых листов не простая задача. Необходимо определить разновидность расходов и материальных затрат. К товарно- материальным ценностям, регулируемым основными документами относятся: топливо, смазки, масла, антифризы. Остальные, передвижение транспортных средств- относятся к прочим расходам и регулируются иными документами.

Налоговый учет

Нужно ли учитывать расходы в налоговом учёте? В законодательстве не говорится о том, что 100 % признаются обязательными и использование их фактическое. Министерство Финансов подтверждает, что количество сырья рассчитывается, основываясь на математические формулы согласно распоряжению №AM-23-р.

Всё поступающее сырьё вместе с расходными материалами рассчитываются по нормативному и фактическому значениям показателей потребления. Распоряжение, указанное выше, допускает субъектам, организациям самостоятельно устанавливать нормы расхода сырья и расчётную систему. Например, организация, самостоятельно разработавшая нормы расхода, и грамотно оформившая их по документам, не вызовет вопросов у налоговых служб и вторые не будут считать эти значения расходами отчётного периода.

Пример списания по путевым листам

Рассмотрим пример списания по путевым листам. Общество с Ограниченной Ответственностью в начале года, произвела закупку топлива в количестве 100 л, по цене 37 р./литр, без учёта НДС. Остаток топлива от прошлого периода этого предприятия составляет 45 л по себестоимости 43 рубля за литр.

Закупленный товар использовал для заправки автомобиля Лада «Гранта» для перевозок служебного персонала. Расчёты ведутся, отталкиваясь от мощности данной машины, километража, количества затраченного топлива.

Поступление гсм

— Поступил бензин на общую сумму 4000 рублей (Дт 10 Кт 60);

— Уплачен налог на добавленную стоимость, равную сумме 700 рублей (ДТ 19 Кт 60).

Средняя стоимость топлива за период составила:

(45л х46 р.+100л х37 р.)/ (45 л+100 л) = 39,8 (40 р.)

Списание по факту

Конечные расчёты затрат достаточно просты, по данным путевых листов:

  • Начало пути- 15 литров;
  • Выдано — 30 литров;
  • Остаток- 25 литров.

Из данных видно, израсходовано 20 литров, необходимо списать:

20 л х 39,8 р.= 795,7 р. (ДТ 26 Кт 10)

Списание по норме

Расчёт нормы зависит от километража. По данным документации видно, пробег на начало пути составляет 2550 километров, по окончании пути 2600 километров. Пройденный путь составил 50 километров. Формула расчёта регулируется п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р):

Qh- норма расхода, л;

Hs- норма 100 км пробега;

S- пробег фактический, км;

D- правка конкретного региона.

Для Лада «Калина» Hs равен 9 л. Коэффициент поправки- 10 %. Получаем:

0,01*9*50*(1+0,01*10) = 5,0 л

Списать следует 5,0 л*39,8 р. = 197,01 р. (ДТ 26 Кт 10)

В каких случаях путевой лист не нужен

Технические характеристики триммера

Топливо, горюче- смазочные материалы могут использоваться для организаций, занимающихся перевозкой или торговой деятельностью подобными материалами. Например, организации, использующей газонокосилку для ухода за территорией, не требуется путевой документ, это лишний документ учёта расходов сырья. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы.

Организации, не занимающиеся перевозками, имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов, согласно (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС, позволяющей делать копии чеков и другой первичной документации – отчетов, отслеживающих все передвижения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина постоянно, следовательно, применение списания по утвержденным нормам расхода ГСМ- логично.

Типичные ошибки бухгалтеров

Технические ошибки часто встречаются при работе с документацией. Это описки, пропуски, арифметические ошибки, числовые ошибки. Допустив подобную ошибку, выявить её можно, составляя итоговую отчётность, когда приход и расходы не сойдутся со значением остатка.

Редко обнаруживаются ошибки- методологические. Это связано с грамотной формой составления и оформления документов. Обычно, формы списания ГСМ, путевые листы достаточно просты, работники экономических отделов организации не испытывают проблем с их оформлением. Достаточно знать приход, расход и себестоимость топлива. Путевые листы помогут определиться с пробегом и вывести точный остаток.

Списание ГСМ, сейчас, основная часть деятельности любого предприятия. Важно грамотно и чётко вести первичную документацию, правильно обосновывать расходы предприятия.

Как вести учет бензина по топливной карте

учет бензина по топливным картам

Учет топлива на предприятии ведет водитель, механик (главные механик) и бухгалтер. Если автопарк большой, то к этой работе привлекают диспетчера, которого контролирует механик и бухгалтер.

Из этой статьи Вы узнаете:

Как отчитываться водителям

Как отчитываться механику

Обычно механик или главный механик заполняет реквизиты путевого листа на основе чеков, предоставленных водителем, указывает маршрут, марку и номер автомобиля, ФИО водителя и километраж за смену.

Читайте также  Учет расходов будущих периодов шпаргалка

Ещё в обязанности механика включают:

  • подсчет остатка топлива на начало и на конец смены,
  • расчет расхода по норме и фактический остаток.

После заполнения, механик отдаёт путевой лист диспетчеру, а он пересылает его бухгалтеру. Во всяком случае, так должно быть согласно приказу «МинТранса» №152.

Есть компании, где на механика (нет должности старшего, главного механика, диспетчера) взваливают работу по движению горючего в автопарке и заполнение ведомостей. В таком случае бухгалтер требует авансовые отчеты, таблицу движения топлива и заправочные ведомости с механика.

Эта система функционирует ещё с СССР. Где-то лучше, где-то хуже. Что изменится, если начальство внедрит топливные карты? Как учитывать бензин по картам?

за движение горючего в автопарке и заполнение ведомостей отвечает механик.

Как отчитываться водителям

Покупать бензин по топливной карте удобнее. Потому что не надо составлять авансовый отчет, отвечать за наличные деньги или топливные талоны, выданные бухгалтерией на оплату ГСМ, мойку автомобиля и сопутствующие покупки на АЗС. Но путевые листы и чеки использовать все равно придется.

Покупая топливо по топливной карте, водитель обязан отчитаться. Для этого нужно:

  • взяв чек, в котором указана дата и количество залитого в бак топлива,
  • приложить чек к путевому листу,
  • указать в путевом листе номер топливной карты.

Это нужно, чтобы:

  • документально подтвердить покупку,
  • сверить цифры при взаиморасчетах с топливной компанией,
  • механик и бухгалтер мог проконтролировать водителя, исключив расход бензина в личных целях.

Если возникнут сомнения, что электронная система расходов на ГСМ работает правильно, то опасения можно развеять или подтвердить при помощи чеков.

Как отчитываться механику, когда ввели топливные карты

Работа механика не меняется. Потому что путевые листы остаются и являются официальным документом, подтверждающим, что этот автомобиль и водитель выезжали из автопарка по записанному маршруту.

Затраты ГСМ считаются по путевому листу, поэтому механик должен точно знать сколько топлива:

  • было в баке машины при выезде из парка,
  • водитель залил в бак на маршруте,
  • осталось в автомобиле в конце смены.

Сравнив норматив и фактический расхода горючего, механик выдает заключение о перерасходе или экономии топлива.

Есть и плюсы. Когда механик имеет допуск к личному кабинету с топливными картами, он может сверить чек и показания программы. Расхождение между программой и путевым листом может свидетельствовать о том, что водитель использовал часть топлива в своих интересах. Эту работу может выполнять как диспетчер, так и бухгалтер, у которого должен быть доступ к топливным картам.

Выдает топливные карты диспетчер, механик или бухгалтер. Уполномоченное лицо ведет журнал выдачи топливный карт. Для внутрикорпоративного учета в журнале отмечают следующую информацию:

  • модель и гос. номер транспорта,
  • ФИО водителя и личная подпись,
  • дата выдачи топливной карты,
  • дата, когда карту надо вернуть.

Читайте вторую часть статьи: «учет бензина по топливным картам в бухгалтерии».

Поездка по разным городам и списание топлива

Вопрос: Работник организации отправлен в командировку на служебном легковом автомобиле. За день транспортным средством пройдено расстояние по г. Минску, областному городу, нескольким мелким населенным пунктам, загородным дорогам. Нужно ли при расчете нормируемых затрат использовать разные нормы, в том числе посредством применения поправочных коэффициентов, а в документе по учету работы автомобиля (путевом листе) отражать все отрезки пройденного пути отдельно? В аккредитованные испытательные лаборатории организация за разработкой норм не обращалась.

Ответ: Для расчета нормируемого расхода топлива могут использоваться как разные нормы расхода топлива для указанных отрезков пути, так и одинаковые. Это зависит от того, что установил руководитель. Необходимость детализации сведений о пройденном автомобилем расстоянии зависит от потребностей организации.

Обоснование: Нормы расхода топлива для механического транспортного средства устанавливает руководитель организации. Он делает это самостоятельно либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию. Указанные нормы применяются в том числе для целей определения нормируемых затрат при налогообложении прибыли <*> .

Каким образом следует определить нормы расхода топлива, устанавливаемые руководителем самостоятельно, не определено. Организация решает данный вопрос самостоятельно. Например, она может:

— установить одинаковую норму расхода топлива для поездок в пределах населенных пунктов вне зависимости от их численности и для поездок по загородным дорогам;

— установить различные нормы для вышеуказанных ситуаций в абсолютных величинах;

— установить базовую норму расхода топлива и корректирующие коэффициенты, применяемые при эксплуатации автомобиля в различных условиях. В том числе возможно установить использование повышений/понижений в порядке, который определен Инструкцией N 141.

Напомним, что Инструкцией N 141 предусмотрены следующие предельные размеры повышений нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения:

— от 100 до 300 тысяч человек — не более 5%;

— от 300 тысяч до 1 миллиона человек — не более 10%;

— от 1 до 3 миллионов человек — не более 15% <*> .

Кроме того, предусмотрено понижение нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта. Максимальный размер понижения — 15%. Конкретный размер повышений и понижений в соответствии с установленным данной инструкцией порядком определяет руководитель <*> .

Для эксплуатации автомобилей в иных населенных пунктах (например, с численностью населения 50 тысяч человек) корректировки нормы расхода топлива не предусмотрено.

Отметим, что применение Инструкции N 141 не является обязанностью организации.

Автомобильные перевозки в настоящее время выполняются без оформления путевых листов <*> . В то же время для обоснованного списания топлива организации нужен документ, где фиксируется работа автомобиля. Порядок его заполнения организация определяет самостоятельно. Необходимость детализации сведений о пройденном автомобилем расстоянии зависит от потребностей организации. В частности, от установленных руководителем норм расхода топлива, применяемым при расчете учитываемых при налогообложении затрат. К примеру, организация применяет разные нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в г. Минске и г. Бресте (в том числе посредством применения разных значений корректирующих коэффициентов). При поездке из одного города в другой ей потребуются сведения о пробеге автомобиля в каждом из этих городов. Если норма расхода топлива для указанных городов одинакова, для целей нормирования его расхода сведения о пройденном автомобилем пути в каждом их городов не нужны. Достаточно общей цифры. Необходимость детализации оставшегося отрезка пути зависит от того, применяется ли при этом одна и та же норма расхода топлива или нет.

Учет ГСМ по путевым листам

ГСМ — это горюче-смазочные материалы. К ним можно отнести:

  • различные виды топлива (дизель, бензин, газ);
  • специальная жидкости для автотранспортных средств (тормозные, охлаждающие);
  • масла и смазки (масла для мотора, трансмиссий, различные смазки и т. д.).

ГСМ могут использоваться как специализированными транспортными предприятиями, так и обычными компаниями, у которых имеются автотранспортные средства, используемые для различных нужд.

Что такое путевой лист

Путевой лист – это документ первичного учета, в котором отражается информация о пробеге автомобиля, следовательно, по данному показателю можно рассчитать расход топлив.

Специализированные транспортные предприятия, которые имеют автотранспорт и он используется в основном виде деятельности. Эти предприятия должны использовать путевые листы установленного образца с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152.

А предприятия, которые используют автотранспорт не по основному виду деятельности могут разработать самостоятельно форму путевого листа, только ее необходимо закрепить в в учетной политике предприятия.

Читайте также  Кадровый учет на предприятии с чего начать

Каждый путевой лист должен быть зарегистрирован в специальном регистрационном журнале. Путевой лист составляется сроком или на 1 день или на срок не более месяца – эти нормативы все указаны в п. 10 приказа 152 от 08.09.2008 года.

Специализированным предприятиям рекомендовано составлять путевой лист каждый день, с целью учета расхода топлива за определенное время работником. Но исключения всегда есть, и данном случае, это когда работника отправляют в командировку на срок более 1 дня.

Правила и порядок учета ГСМ

Для того, что бы списать ГСМ не достаточного одного путевого листа, еще необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено в учетной политике такое списание. Если работник использует личный автомобиль в служебных целях, тогда так же необходимо выписывать путевой лист для списания ГСМ. Поступление на предприятие ГСМ оформляется приходным ордером, а списание производиться один раз в месяц, обычно это в начале следующего месяца за прошедшим ответственным за это лицом. Ответственным лицом обычно на предприятии выступает бухгалтерский работник, например, материальный бухгалтер.

Порядок списание состоит в том, что составляется соответствующий акт, который составляется представителями специально созданной комиссии для списания ГСМ, комиссия должна состоять не менее чем из трех человек.

Важно. К составленному акту списания, в обязательном порядке необходимо прикладывать документы первичной отчетности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если проанализировать форму путевого листа, то увидим, что имеются специальные графы, которые отражают оборот ГСМ. В данном путевом листе указывается количество топлива в баке, сколько было выдано и сколько осталось. Путем вычисления рассчитывается, сколько было использовано горючего.

При использовании путеводительного листа представленного в приказе 152 от 18.09.2008 года, то там нет граф для заполнения количества топлива. В данном документе будут записываться показания спидометра на начало и на конец пути, с помощью чего можно будет определить количество пройденных автотранспортом километров.

Когда путевой лист разрабатывается предприятием самостоятельно, то не содержит сведения об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что по путевому листу ведется учет или фактический расход топлива, или нормативного. Полученные рассчитанные данные необходимы для правильного отражения в бухгалтерском учете.

Но бывают, где заполнение путевого листа просто невозможно. К таким случаям относятся, например, заправка бензином бензопилы, мотоблоки и т.п. специальные техники. В таких случаях применяется акт списание ГСМ.

Бухгалтерский учет ГСМ

Учет ГСМ в бухгалтерском учете, как и учет материально-производственных запасов, ведется по фактической стоимости материалов, это указано в разделе II ПБУ 5/01.

Учет ГСМ может быть принят к учету только на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС, если топливо приобреталось водителем за наличные денежные средства или на основании корешков талонов, в случае приобретения топлива по талонам. Иногда бывает, что водитель приобретает бензин по топливным картам, тогда учет ГСМ будет учитываться по топливным картам на основании отчета компании — эмитента карты.

Существует три метода по списанию ГСМ. Рассмотрим эти методы в виде таблицы:

Наименование метода Описание метода
По средней стоимости стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении. Этот метод используется считается популярным.
Способ ФИФО По себестоимости первых по времени приобретенных ГСМ
По себестоимости каждой единицы В отношении ГСМ не применяется

Бухгалтера в основном предпочитают применять метод учета по средней себестоимости. Средняя стоимость рассчитывается следующей формуле:

СС = (Сост + Спост) / (Кост + Кпост),

СС — средняя стоимость;

Сост — остатки ГСМ на складе в стоимостном выражении;

Спост — поступление ГСМ в стоимостной оценке;

Кост — остатки ГСМ на складе в натуральном выражении;

Кпост — количество поступивших ГСМ в натуральном выражении.

Предприятие должно в обязательном порядке прописать в своей учетной политике, какую методику они будут использовать в бухгалтерском учете ГСМ.

Списание ГСМ по путевому листу

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3):

  • По дебету – осуществляется приход ГСМ;
  • по кредиту — осуществляется списание ГСМ.

Выше мы уже рассмотрели, как происходит расчет использованного количества топлива. Вот это количество необходимо умножить на стоимость единицы, и полученная сумма списывается в бухгалтерском учете такими проводками как:

Пример списания ГСМ – бензина по путевому листу

ООО «Титан» в марте 2021года закупило бензин в количестве 200 литров по 38 рублей за 1 литров без учета НДС.

При этом на предприятии на начало месяца был запас бензина этой же марки в количестве 50 литров по средней стоимости 44 рубля за 1 литр.

Предприятием было использовано 30 литров для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Данный автомобиль используется для перевозки персонала предприятия.

В учетной политики предприятия прописано, что используется методика списание ГСМ по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Дт Кт Сумма, руб. Операция (документ)
10 60 7600 Оприходован бензин (ТОРГ-12)
19 60 1368 Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за март: (50 л × 44 руб. + 200 л × 38 руб.) / (50 л + 200 л) = 39,20 руб.

Учет ГСМ при списании по факту

В путевом листе сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 – 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 39,20 руб. = 784 руб.

Так как автомобиль используется в служебных целях, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что такое путевой лист?

Ответ: Путевой лист – это документ первичного учета, в котором отражается информация о пробеге автомобиля, следовательно, по данному показателю можно рассчитать расход топлив.

Вопрос №2 Какие существуют методы списания ГСМ в бухгалтерском учете?

Ответ: Существует три метода по списанию ГСМ: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретенных ГСМ; по себестоимости каждой единицы (для ГСМ не используется). В основном бухгалтера используют метод расчета по средней себестоимости.

Вопрос №3 Если на предприятие используется личный автомобиль в служебных целях, он может претендовать на получение бензина? Если да, тогда какие необходимо оформить документы для списания бензина?

Ответ: Личный автомобиль может быть использован в служебных целях. Для учета расхода топлива ему так же выписывается путевой лист, по которому определяется расход топлива за день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: