Регламент по учету ТМЦ образец

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕН
Приказом Минпромторга России
от 18 апреля 2011 года N 536

Регламент движения материальных ценностей в Минпромторге России

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для организации работы по учету движения материальных ценностей в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также определяет последовательность операций и объем документации, оформляемой при получении, эксплуатации и списании материальных ценностей в Минпромторге России.

2. Настоящий Регламент определяет основные задачи и этапы движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Министерство).

3. В целях настоящего Регламента под материальными ценностями понимаются основные средства и материальные запасы, приобретаемые и используемые для нужд центрального аппарата Министерства.

4. Основными задачами по движению материальных ценностей является полное и своевременное обеспечение департаментов Министерства основными средствами и материальными запасами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

5. Обеспечение департаментов Министерства материальными ценностями должно осуществляться при выполнении следующих условий:

а) расходы на приобретение материальных ценностей осуществляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства;

б) целесообразность закупки материальных ценностей.

6. Обеспечение материальными ценностями включает в себя следующие основные этапы:

а) формирование заявки департаментами на обеспечение материальными ценностями в плановом периоде и обоснование потребности в них в Административном департаменте;

б) рассмотрение заявок департаментов Административным департаментом, формирование Плана закупок в части приобретения материальных ценностей на плановый период;

в) закупка материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

г) отпуск материальных ценностей;

д) оперативный учет и контроль за движением материальных ценностей.

7. Административный департамент:

а) планирует расходы на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства в пределах утверждённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

б) формирует бюджетные заявки в части расходов на закупку материальных ценностей на плановый период и в установленном порядке направляет в Департамент бюджетной политики и финансов;

в) составляет расчет годовой потребности расходов на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства за счёт средств федерального бюджета с учетом состояния обеспеченности материальными ценностями рабочих мест сотрудников;

г) разрабатывает после утверждения бюджетных ассигнований план закупок материальных ценностей в денежном выражении на год и представляет в установленном порядке на утверждение Министру промышленности и торговли Российской Федерации план закупок;

д) организует работу и проведение конкурсных процедур по закупке материальных ценностей, в том числе заключает с поставщиками материальных ценностей государственные контракты (договоры) и обеспечивает их исполнение, а также осуществляет приёмку поставленных товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами Министерства;

е) организует работу лиц, ответственных за сохранность основных средств и материальных запасов, по приёмке, отпуску, списанию материальных ценностей, находящихся на балансе Министерства;

ж) обеспечивает своевременное оснащение материальными ценностями департаменты Министерства;

з) ведет оперативный учет материальных ценностей по номенклатурным группам (Приложение N 1*), по материально-ответственным лицам и местам нахождения объектов учета;

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

и) подготавливает и предоставляет в постоянно действующую комиссию по приему, передаче, списанию основных средств и материальных ценностей Министерства (далее — Комиссия) документацию на списание материальных ценностей;

к) обеспечивает проведение инвентаризации имущества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства;

л) формирует и представляет информацию по учету федерального имущества в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества";

м) предоставляет в Департамент бюджетной политики и финансов отчетные документы в соответствии с пунктом 2 Графика документооборота, являющегося приложением 1 к Положению об учетной политике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353.

8. Департамент бюджетной политики и финансов:

а) в соответствии с обоснованной бюджетной заявкой Административного департамента на планируемый период формирует предложения к проекту бюджета;

б) доводит до Административного департамента объемы лимитов бюджетных обязательств на текущий год;

в) осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением и утвержденным планом закупок материальных ценностей;

г) обеспечивает бюджетный учет материальных ценностей в соответствии с номенклатурными группами (приложение N 1) в установленном порядке;

д) осуществляет контроль в рамках полномочий Департамента в соответствии с действующим законодательством.

е) оформляет инвентарные карты, справки о балансовой и остаточной стоимости, акты о списании и передает документы в Административный департамент для вынесения их на рассмотрение Комиссии;

ж) формирует и предоставляет информацию по учету федерального имущества по запросу Административного департамента, в рамках компетенции Департамента бюджетной политики и финансов.

9. Департаменты Минпромторга России обеспечивают:

а) своевременность предоставления заявки на оснащение материальными ценностями на плановый период в Административный департамент;

б) качество предоставленной заявки в части наполнения номенклатурой и количеством;

в) соответствие представленной заявки действительной потребности Департамента в материальных ценностях на планируемый год;

г) оформление заявок на отпуск материальных ценностей по форме, установленной Административным департаментом.

II. Поступление материальных ценностей

10. Ответственность за прием, целостность, сохранность и отпуск материальных ценностей в эксплуатацию возлагается на материально-ответственных лиц назначаемых приказом Минпромторга России. Кроме того, материально-ответственные лица готовят списки материальных средств, непригодных к дальнейшей эксплуатации и дефектные ведомости.

11. При поступлении материальных ценностей в Минпромторг России основанием для приема материальных ценностей в Административном департаменте являются:

12. При поступлении материальных ценностей материально-ответственным лицом оформляется приемный акт (приложение N 1 к приказу Минпромторга России от 25.11.2008 N 354).

13. Для постановки материальных ценностей на бухгалтерский учет Министерства и присвоение инвентарного номера в департамент Бюджетной политики и финансов передаются Административным департаментом следующие документы:

14. Материальным ценностям, относящимся к основным средствам, после постановки их на учет, независимо от того, находятся они в эксплуатации, в запасе или на консервации присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарный номер наносится на инвентарный объект материально-ответственным лицом.

Выдача материальных ценностей производится после нанесения инвентарных номеров.

III. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию

15. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию производится на основании учета и анализа поступающих из структурных подразделений заявок, которые оформляются на имя директора Административного департамента.

16. Получение материальных ценностей со склада оформляется требованием-накладной, типовая межотраслевая форма которой утверждена постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 года N 71а. Требование-накладная подписывается сотрудником, получающим материальные ценности, материально-ответственным лицом, а также визируется начальником отдела материально-технического обеспечения Административного департамента.

Получая основные средства, пользователь несет ответственность за их сохранность. Переносить основные средства из одного помещения в другое без уведомления представителей отдела материально-технического обеспечения Административного департамента запрещается.

Для перемещения основных средств в другое помещение необходимо оформить служебную записку на имя начальника отдела материально-технического обеспечения Административного департамента, подписанное начальником структурного подразделения.

17. Отпуск материальных запасов производится на основании оформленных требований-накладных, которые ежемесячно передаются в Департамент бюджетной политики и финансов для списания.

18. Выдача материальных ценностей осуществляется в часы работы материально-ответственного лица в специально отведенных помещениях.

IV. Списание материальных ценностей

19. Списание материальных ценностей регламентировано приказом Минпромторга России от 25.11.2008 N 354 "Об образовании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию основных средств и материальных ценностей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"

Как провести инвентаризацию ТМЦ в следующем году

Кроме проверки наличия объектов и обеспечения достоверности учета, инвентаризация преследует следующие цели:

  1. Анализ состояния имущества с точки зрения его рыночной стоимости и необходимости переоценки или списания.
  2. Проверка соблюдения условий эксплуатации основных средств и хранения других видов ТМЦ.
  3. Выявление просроченной задолженности и анализ причин ее возникновения.

Когда необходимо проводить инвентаризацию?

  • перед составлением годовой отчетности (кроме тех объектов, по которым уже проводилась проверка после 1 октября текущего года);
  • при любых видах отчуждения имущества, а также при его сдаче в аренду;
  • при замене МОЛ;
  • при выявлении фактов преступных посягательств на имущество;
  • после любых форс-мажорных ситуаций, которые могли привести к порче материальных ценностей (например, пожара);
  • при реорганизации или ликвидации компании.

Регламент проведения инвентаризаций должен быть отражен в учетной политике.

Особенности проведения инвентаризации в отдельных случаях

В части основных средств (ОС) это можно объяснить тем, что по данной группе активов количество единиц и их «изменчивость», как правило, минимальны по сравнению с другими категориями имущества. Что же касается библиотек, то предусмотренное законом послабление, видимо, связано с большой трудоемкостью пересчета книжных фондов.

Кроме того, в районах Крайнего Севера товары и материалы можно проверять не при наступлении одного из событий, перечисленных выше, а в период их минимальных остатков. Это связано с особенностями поставки ТМЦ в труднодоступные северные районы, которая производится, главным образом в летний период (так называемый Северный завоз).

Приказ об инвентаризации материальных ценностей

Данный документ можно составить по унифицированной форме ИНВ-22, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Это постановление утверждает не только образец приказа на инвентаризацию ТМЦ, но и формы всех других необходимых документов, связанных с проведением инвентаризации, которые будут рассмотрены ниже (акты, описи и т. п.).

Образец приказа по инвентаризации материальных ценностей содержит всю информацию, необходимую для ее проведения:

  • проверяемое имущество;
  • местонахождения проверяемых объектов;
  • основание для проведения;
  • сведения о комиссии;
  • период проведения и дату завершения инвентаризации.

Образец приказа по инвентаризации товарно-материальных ценностей можно скачать здесь.

Порядок проведения инвентаризации

Первый этап проведения инвентаризации был описан в предыдущем разделе. Это принятие решения о проведении и издание соответствующего приказа, определяющего ее параметры (см. образец приказа о проведении инвентаризации имущества).

Затем нужно зафиксировать остатки имущества и обязательств по данным учета на момент начала проверки. Материально ответственные лица (МОЛ) должны дать расписку о том, что все поступившие и выбывшие ТМЦ на момент начала проверки оприходованы и списаны, а документы сданы в бухгалтерию.

Далее проводится собственно инвентаризация, то есть сравнение фактического наличия ценностей и обязательств с учетными данными. Проверка должна обязательно проходить в присутствии МОЛ.

Во время инвентаризации не должны производиться никакие операции с проверяемыми объектами.

Итоги инвентаризации оформляются документально, все выявленные отклонения отражаются в бухгалтерском учете. Подробно оформление и учет результатов инвентаризации рассмотрим в следующих разделах.

Акт, образец сличительной ведомости и другие итоговые документы при инвентаризации товарно-материальных ценностей

Независимо от вида объектов, итоговый документ будет содержать следующую информацию:

  1. Сведения об организации.
  2. Дата инвентаризации.
  3. Категория объектов.
  4. Место нахождения (для ОС и ТМЦ).
  5. Перечень объектов с указанием их характеристик, количества и стоимости (оценки).
  6. Сопоставление фактических и учетных данных по объектам.

Образец акта результатов инвентаризации отгруженных товарно-материальных ценностей можно скачать здесь.

С условиями обработки персональных данных согласен

Эти формы содержат специальные графы, показывающие отклонения фактических показателей от учетных. Форма ИНВ-18, кроме того, включает информацию об отражении выявленных отклонений в учете.

Образец сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ можно скачать здесь.

Отражение в учете результатов инвентаризации ОС и других ТМЦ

Излишек относится на прочие доходы в корреспонденции с соответствующим счетом, в зависимости от вида актива. Оприходование излишков производят по рыночным ценам:

Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91.1.

Выявленная недостача сначала отражается по дебету сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Далее возможны несколько вариантов ее списания.

Если по данной категории ТМЦ установлены нормы естественной убыли, то в их пределах недостачу можно списать на затраты:

Дт 20, 23, 44 Кт 94.

Если размер нормы не установлены или недостача превышает их, то следует выявить виновное лицо. Если виновник — сотрудник компании, то сумма недостачи списывается за его счет:

Дт 73 Кт 94 — сумма недостачи отнесена на расчеты с виновным лицом;

Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из заработной платы;

Дт 50 Кт 73 — сумма недостачи добровольно внесена в кассу компании.

При взыскании с виновного лица следует учитывать положения ст. 241–243 ТК РФ. Если виновное лицо не является материально ответственным, в общем случае взыскать сумму недостачи можно только в пределах среднего месячного заработка. Взыскание полной суммы с виновника, не являющегося МОЛ, допускается только в особых случаях, например, если ущерб явился результатом противоправных действий или был причинен в состоянии опьянения.

Если выявленная недостача больше суммы, возможной для взыскания, оставшаяся сумма недостачи списывается на убытки. Аналогичная операция производится, если виновник не установлен:

Дт 91.2 Кт 94.

Особенности учета пересортицы

По решению руководителя компании излишки могут быть зачтены как уменьшение недостачи, если они обнаружены у одного и того же МОЛ по одной товарной группе. В этом случае ответственное лицо должно дать подробные объяснения причин пересортицы.

Отражение результатов инвентаризации расчетов

Некорректное отражение долга может возникнуть, например, из-за технических ошибок при занесении приходных документов в информационную базу. Выявляется оно, как правило, при сверке расчетов. В этом случае делается корректирующая проводка, аналогичная обычной операции оприходования ТМЦ. Например, если товар был ошибочно оприходован на меньшую сумму:

Дт 41 Кт 60 — на сумму выявленной разницы между данными учета и первичных документов.

Также в ходе инвентаризации расчетов может быть выявлена задолженность, подлежащая списанию вследствие истечения срока исковой давности.

Дебиторская задолженность может быть списана за счет резерва:

Дт 63 Кт 62 (60, 76. ).

Если резерв не создавался или его суммы недостаточно, то остаток задолженности списывается на убытки:

Дт 91.2 Кт 62 (60, 76. ).

Сумма задолженности должна в течение пяти лет после списания учитываться на забалансовом счете 007.

Просроченная кредиторская задолженность относится на прочие доходы организации:

Дт 60 (62, 76. ) Кт 91.1.

Во всех случаях выявления просроченной задолженности нужно проанализировать причины ее появления и получить объяснения ответственных лиц.

Инвентаризация имущества и обязательств — один из методов бухучета, позволяющих обеспечить его достоверность. Она заключается в сравнении фактического наличия объектов учета с бухгалтерскими данными. Результаты инвентаризации оформляются документально. В случае обнаружения отклонений их суммы отражаются в учете.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Как составить регламент осуществления закупок по 44-ФЗ

Регламент осуществления закупок — это документ, регулирующий порядок проведения госзаказа на предприятии. Его разрабатывают и для 44-ФЗ, и для Федерального закона №223, и для коммерческой деятельности.

Скачать образец регламента осуществления закупок по 44-ФЗ малого объема по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93
Скачать образец регламента закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ в части взаимодействия структурных подразделений
Скачать образец регламентирующего документа для торговой площадки РТС-тендер
Скачать форму регламента планирования закупок в организации из КонсультантПлюс
Скачать образец регламента по закупкам ТМЦ на предприятии в части взаимодействия подразделений с административно-хозяйственным отделом
Скачать форму регламента закупочной деятельности организации из КонсультантПлюс

Как составить по нормам 44-ФЗ

Формировать положение о закупках по 44-ФЗ необязательно. Закупочная деятельность заказчиков в рамках Федеральной контрактной системы на внешнем уровне регулируется 44-ФЗ и подзаконными нормативами, а на внутреннем — регламентом осуществления закупок.

В таком локальном акте устанавливают правила проведения торгов, порядок координации структурных подразделений, определяют функции контрактного управляющего или закупочного отдела. Некоторые заказчики разрабатывают специальное положение о контрактной службе на основе типового положения и называют его регламентом (приказ Минэкономразвития №631 от 29.10.2013).

Чтобы документ начал действовать, потребуется издать специальный приказ.

Приказ об утверждении регламента осуществления закупок

В регламенте по 44-ФЗ определяют:

  • порядок госзаказа отдельных товарных групп;
  • процесс госзакупок на предприятии в целом;
  • участников закупочного процесса и уровень их взаимодействия;
  • формат подачи и обработки заявок на проведение закупок;
  • правила заключения контрактов с единственным поставщиком и др.

Помимо работы конкретных заказчиков, такой акт регулирует работу торговых площадок и агрегаторов торговли. Вот пример регламента для корпоративных закупок на РТС.

Регламент работы электронной площадки

А это образцы регламентов закупок в компании, работающей с закупками малого объема на портале поставщиков департамента г. Москвы по конкурентной политике (п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Регламент закупки

Как подготовить по 223-ФЗ

Для заказчика по 223-ФЗ основным документом является положение о закупках В положении определяется все: от порядка осуществления торгов по закону №223 до состава договорного отдела и перечня участников закупочной деятельности предприятия. Регламент составляют как дополнительный регулирующий документ. Он не заменяет положение о закупке, а при необходимости дополняет его.

Порядок составления регламента по 223-ФЗ аналогичен акту в рамках Федеральной контрактной системы. Некоторые заказчики формируют совместный регламент и по ФКС, и по закону о заказах отдельными видами юридических лиц.

Вот образец регламента заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ: акт, регулирующий взаимодействие подразделений для организации закупок товаров, работ и услуг ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.

Регламент взаимодействия

Как сделать регламент закупок для коммерческих компаний

Коммерческие компании регламентируют внутренние закупки. Они описывают порядок и частоту подачи заявок на канцтовары, хозяйственные принадлежности, питьевую воду и другие ТМЦ. Некоторые организации фокусируются в регламенте на ведении договорной работы, а другие — исключительно на заявках, их обработке и реализации.

Вот образец регламента закупок канцелярских товаров и хозяйственных принадлежностей коммерческого предприятия:

Канцелярские товары, хозяйственные принадлежности для всей компании приобретаются один раз в месяц на основание полученных заявок от структурных подразделений.

Заявка от структурного подразделения подается один раз в месяц до 12.00 25-го числа текущего месяца. Заявки, поданные после указанного времени, выполняются после исполнения своевременно полученных заявок и в случае наличия средств в запланированном ежемесячном бюджете.

Заявка по установленной форме (Приложение № ) присылается на электронную почту [email protected]___.ru, а в дальнейшем создается в программе Jira.

Исполнение заявок на приобретение канцелярии и хозтоваров, полученных от структурных подразделений, осуществляется в срок до 5-го числа следующего месяца после подачи заявки.

Заявка подается от лица руководителя структурного подразделения или лица, которому руководством подразделения делегированы права подачи заявки.

Заявку могут исполнить частично, в зависимости от количества работающих сотрудников в данном структурном подразделение, оценки надобности приобретения товара, общей суммы выделенных бюджетных средств.

Решения о частичном исполнении заявки принимается административным директором.

Питьевая вода для отдельных структурных подразделений компании приобретается с периодичностью один раз в неделю по мере необходимости.

Заявка на приобретение питьевой воды формируется до 12.00 за 2 дня до желаемой даты поставки.

Заявка исполняется в течение двух дней после дня подачи заявки.

Заявка в простой форме присылается на электронную почту [email protected]___.ru, в заявке указывают:

  • адрес доставки;
  • Ф.И.О. контактного лица;
  • количество бутылей с водой.

Порядок подачи заявок на приобретение прочих товаров, услуг осуществляется в простой форме.

К заявке прикладывают документы:

  • месячный бюджет структурного подразделения, в котором указан размер средств, выделенных для приобретения товаров/услуг;
  • при отсутствие утвержденного месячного бюджета на расходы к заявке прикладывается служебная записка с одобряющими визами руководства компании.

При отсутствие данных согласований заявка не рассматривается.

После получения заявки офис-менеджер производит выбор поставщика товара/услуги, согласовывает выбор с административным директором, получает счет на оплату и передает в финансовую службу для оплаты.

Срок исполнения такого вида заявок до передачи счета на оплату в финансовую службу – 24 часа.

Конечное исполнение данного типа заявок происходит после оплаты.

Исполненной является любая заявка, по которой произошло приобретение товара, услуги, а первичные документы переданы в бухгалтерию.

Накладная на внутреннее перемещение: когда составляем и по какой форме

Внутреннее перемещение ТМЦ (сырье, материалы, товары, продукция, ОС и т.д.), как и любую другую хозоперацию, оформляют первичным учетным документом (ПУД). Обычно — самостоятельно разработанным. Например, накладной на внутреннее перемещение. Рассмотрим, когда можно использовать этот документ и по какой форме его составлять.

Что относят к внутреннему перемещению

Относительно того, какое перемещение активов является внутренним, законодательство <*> дает следующий ответ.

Внутреннее перемещение — это перемещение ТМЦ (материалы, товары, готовая продукция и т.д.) внутри организации для ее собственных нужд. И оно никак не связано с реализацией (передачей) активов сторонним субъектам хозяйствования и лицам. Такое перемещение может осуществляться:

— между различными структурными подразделениями организации;

— местами осуществления деятельности организации (места хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления);

— работниками организации, которые являются материально ответственными (ответственными) лицами (МОЛ).

Другими словами, это перемещение ТМЦ как между подразделениями (МОЛ) по внутризаводской территории, так и в подразделения, расположенные на другой территории или в другой местности.

Такое перемещение нужно оформить ПУД <*> . Выясним, что это может быть за документ.

Как оформляют внутреннее перемещение и когда можно составить накладную на внутреннее перемещение

Внутреннее перемещение можно оформить либо типовыми накладными, либо документом собственной разработки. Чтобы понять, какой именно документ составить в конкретной ситуации, надо прояснить следующие моменты:

задействуется ли при перемещении наемный автотранспорт. Если да, то в обязательном порядке оформляется ТТН типовой формы. Причем неважно, насколько далеко перемещается автомобиль и выезжает ли он за пределы организации. Связано это с тем, что типовая накладная здесь нужна перевозчику для учета транспортной работы. Допустим, когда перевозку продукции из филиала в филиал выполняет сторонний перевозчик. Или если сторонняя транспортная компания перевозит оборудование из одного цеха в другой, расположенный рядом, и перемещение имеет место только внутри территории организации <*> .

В случае если организация для внутреннего перемещения не нанимает сторонний автотранспорт, возможны различные варианты оформления;

если внутреннее перемещение выполняет собственный автотранспорт, выезжает ли он в процессе передвижения на дороги общего пользования? К таковым относят автодороги, предназначенные для использования любыми лицами с учетом требований, установленных белорусским законодательством. Как правило, это дороги, расположенные за пределами внутризаводской территории <*> .

В ситуации, когда такой выезд имеет место, в обязательном порядке нужно оформить ТТН. Такая необходимость есть тогда, когда перевозят сырье со склада в производственный цех, расположенный в другой части города, или перемещают товар со склада в одном городе в фирменный магазин в другом и т.д. <*> .

Если же выезда не происходит, т.е. перемещение осуществляется внутри территории организации, можно составить документ собственной разработки. Он применим, например, если вспомогательное автотранспортное подразделение перевозит товары со склада одного цеха на склад другого по территории организации;

если ТМЦ перемещают без участия автомобиля (допустим, на погрузчике, тележке, вручную), происходит ли выход на земли общего пользования (улицы, проспекты, площади, проезды, набережные, бульвары, скверы, парки и т.п.)? Если происходит, то обязательно составляют ТН. Например, при отправке ТМЦ почтой или курьерской службой в другое подразделение организации. Или в случае перевозки на погрузчике сырья, когда погрузчик часть дороги перемещается за пределами территории организации через места общего пользования <*> .

Без такого выезда, т.е. при перемещении внутри территории организации, можно обойтись документом собственной разработки.

Для наглядности алгоритм выбора документа представим в виде схемы:Таким образом, внутреннее перемещение, в процессе которого не задействуется сторонний перевозчик и не происходит выезда на дороги общего пользования или выхода на земли общего пользования, организация вправе оформить самостоятельно разработанными и утвержденными ПУД. Например, накладными на внутреннее перемещение, требованиями-накладными, требованиями и т.п. При этом важно, чтобы они содержали все обязательные реквизиты <*> .

На заметку сельхозорганизациям
Сельхозорганизации вправе для внутреннего перемещения таких ТМЦ, как топливо, запчасти, ремонтные и строительные материалы, семена, посадочный материал, минеральные удобрения, зерно, овощи, фрукты и другие материалы, в ряде случаев использовать не только общеприменимые формы ПУД, но и специальные отраслевые.
Так, этим организациям разрешено не применять типовые накладные при внутреннем перемещении даже за пределы территории с выездом на дороги общего пользования (выходом на земли общего пользования), но только если перемещение оформлено лимитно-заборной картой, требованием-накладной, реестром отправки зерна и другой продукции с поля по установленным формам <*> .

Итак, мы выяснили, что при определенных условиях организация вправе оформлять внутреннее перемещение активов документом собственной разработки. В связи с этим может возникнуть еще один вопрос. Это будет один документ для всех случаев перемещения активов внутри организации или несколько разных для различных целей? Выбор в данном случае — за организацией, т.е. она сама принимает решение, исходя из особенностей своей деятельности и внутренних организационных и учетных процессов.

Как правило, более крупные предприятия для различных целей внутреннего перемещения активов используют разные документы. Это удобнее, так как наряду с перемещением ценностей может иметь место и другая хозоперация. Так, при перемещении изготовленной продукции из производства на склад происходит не только перемещение, но и выпуск готовой продукции. А для этой операции более приемлемы приемо-сдаточные накладные или акты, ведомости сдачи готовой продукции и т.п. Или, допустим, при передаче сырья в цех, помимо перемещения, могут отражать и факт списания. А это удобнее делать, например, в требовании-накладной или лимитно-заборной карте <*> . К накладным на внутреннее перемещение крупные предприятия прибегают обычно тогда, когда нужно оформить именно перемещение ТМЦ между местами хранения, кладовыми или МОЛ <*> .

Более мелкие организации или те, у которых количество операций невелико, во всех или в большинстве случаев перемещения активов внутри организации могут использовать один документ — накладную на внутреннее перемещение. Но она должна содержать реквизит «Основание перемещения» или «Цель перемещения», чтобы факт перемещения можно было корректно отразить в учете <*> .

Далее в ilex – рассмотрим, какой формы может быть накладная на внутреннее перемещение, а также примеры ее заполнения в различных ситуациях

Положение о порядке приема, учета, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей

2. К товарно-материальным ценностям в целях настоящего Положения (далее — «ТМЦ» и «Положение») относятся производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.

3. ТМЦ заносятся в первичные документы, регистры и описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

4. Все хозяйственные операции, проводимые Организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

4.2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме 1 , содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, утверждаемым Организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

4.3. В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

5. Основанием для отражения данных в автоматизированной системе являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции с ТМЦ, а также справки бухгалтера по «ручным» операциям, в отношении которых составляется отдельный учетный документ.

6. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций ТМЦ и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников Организации.

7. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов ТМЦ, утверждает руководитель Организации по согласованию с главным бухгалтером.

8. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

8.1. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

8.2. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

8.3. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.

9. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, связанных с ТМЦ, на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Оценка ТМЦ

10. ТМЦ и иные факты хозяйственной деятельности, касающиеся ТМЦ, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

10.1. Оценка ТМЦ, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку; ТМЦ, полученных безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; ТМЦ, произведенных в самой Организации, — по стоимости их изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта ТМЦ).

10.2. В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта ТМЦ, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

10.3. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования ТМЦ, полученных безвозмездно, на данный или аналогичный вид ТМЦ. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

10.4. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления ТМЦ основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта ТМЦ.

10.5. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

11. Бухгалтерский учет ТМЦ, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты Организации.

12. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

12.1. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

12.2. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

12.3. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

12.4. Товары в Организации, занятой торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 12.2 Положения.

12.5. При учете Организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

12.6. Отгруженные товары, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

12.7. Предусмотренные в пунктах 12.3 — 12.6 Положения ТМЦ, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты Организации.

Инвентаризация ТМЦ

13. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Организация ежегодно проводит инвентаризацию ТМЦ и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

13.1. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень ТМЦ и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем Организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

13.2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче ТМЦ в пользование, выкупе, продаже;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме ТМЦ, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи ТМЦ;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации Организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13.3. Сама инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.

14. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием ТМЦ и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек ТМЦ приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

б) недостача ТМЦ и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи ТМЦ и их порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство ТМЦ

15. ТМЦ — продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

16. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

ТМЦ, принятые на ответственное хранение

17. Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

17.1. Организация-покупатель учитывает на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ценности, принятые на хранение, в случаях: получения от поставщиков ТМЦ, по которым Организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных ТМЦ, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия ТМЦ на ответственное хранение по прочим причинам.

17.2. Организация-поставщик учитывает на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» оплаченные покупателями ТМЦ, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. ТМЦ учитываются на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требовании.

18. Аналитический учет по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

Хранение документов бухгалтерского учета, касающихся ТМЦ

19. Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

20. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться Организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

21. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

22. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель Организации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: