Дата принятия Постановления Правительства РФ о воинском учете и его положения

Служба в армии

Постановление Правительства РФ под номером 719 от 27 ноября 2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» регламентирует основные вопросы, связанные с соответствующей процедурой. Документ принят на основе статьи 8 ФЗ 53 «О воинской обязанности и военной службе». Призван утвердить порядок, особенности и документацию постановки граждан на приписку к военкомату.

Постановление состоит из трех частей:

  • вступительная часть, утверждающая положение, а также предписания законодательства, утратившие силу с вступлением данного акта в действие;
  • основной текст положения с перечнем регламентируемых вопросов;
  • приложения, дополняющие предписания статей закона.

Документ составлен в контексте действующего законодательства. При его вступлении в силу ряд положений были отменены или скорректированы.

Положение о воинском учете: когда и кем принято, в каких целях

Положение о воинском учете введено Постановлением Правительства Российской Федерации под номером 719. Утверждено 27 ноября 2006 года. В силу вступило с началом 2007. В течение первого полугодия Министерству обороны было предписано привести всю внутреннюю документацию и порядок мероприятий в соответствие с новым законом.

Ключевая цель принятия документа – регламент порядка постановки граждан на приписку к военкомату. Новый акт сменил действовавшее прежде Положение о воинском учете от 25 декабря 1998.

Основные положения Постановления Правительства № 719

Положение о воинском учете 719 регулирует следующие вопросы:

  • общие аспекты;
  • порядок проведения первичных мероприятий организациями местного самоуправления;
  • осуществление воинского учета в организациях;
  • особенности первичной постановки;
  • приписка граждан, проходящих службу в различных войсках и службах;
  • предписания, учитывающие места пребывания военнообязанных и их работу в отдаленных местностях;
  • принципы обеспечения функционала подведомственных Минобороны учреждений;
  • сопутствующая документация;
  • обязанности граждан;
  • ответственность военнообязанных и должностных лиц;
  • стимулирование процедур воинского учета.

Завершают документ приложения, регламентирующие узкоспециализированные вопросы. К таковым относят перечень специальностей, подлежащих постановке на учет, учитываемые сведения о гражданине и форма заявления.

Общие положения

Общие положения документа регламентируют следующие аспекты:

  • назначение закона, его связь с другими правовыми актами, ссылка на воинскую обязанность граждан;
  • назначение и задачи приписки к военкомату, требования к организации соответствующих мероприятий;
  • должностные и ответственные лица, порядок организации учетных мероприятий в населенных пунктах;
  • количество работников в организациях, органах местного самоуправления и комиссариатах, отвечающих за учетность военнообязанных;
  • перечень лиц, подлежащих приписке и освобожденные от нее.

Также в данных положениях разбирается вопрос об отличиях общего и специального воинского учета. Второй вариант подразумевает бронирование определенных специальностей граждан за соответствующими организациями.

Порядок осуществления первичного воинского учета

Военнообязанные учитываются по определенной процедуре. Первичный порядок приписки предусматривает:

  • ведение карт и карточек в зависимости от звания призывника;
  • правила оформления документов, выдаваемых гражданам;
  • перечень сведений, подлежащих внесению в документы;
  • мероприятия, проводимые для решения задач по сбору информации, составлению документации и обеспечения приписки военнообязанных;
  • предписания должностным лицам по выполнению их обязанностей.

Контроль над выполнением предписаний ведется органами военного управления ВС РФ и комиссариатами. При этом Минобороны определяет показатели, по которым оценивается эффективность предпринимаемых действий. На их основе и производится впоследствии стимулирование должностных лиц и организаций.

Ведение воинского учета в организациях

В соответствии с законодательством организации обязаны учитывать военнообязанных по основным документам – приписное и военный билет. На работников, занимающихся вопросами военнообязанных граждан, возлагаются следующие обязанности:

  • проверять воинские документы сотрудников;
  • заполнять учетные документы;
  • разъяснять военнообязанным порядок исполнения их обязанностей по воинскому учету;
  • информировать военные комиссариаты о неточностях и ошибках в документах, а также изменении сведений;
  • вести и хранить документы, отражающие информацию о военнообязанных гражданах.

Ответственные лица также обязаны информировать военкоматы о наличии в организации военнообязанных сотрудников, а также об актуальных изменениях в их документах. Также они информируют самих граждан о повестках, вызовах в военный комиссариат и иных мероприятиях, связанных с воинским учетом.

Особенности воинского учета для отдельных категорий граждан

В Постановлении Правительства РФ о воинском учете выделено три категории особенностей:

  • вопросы учетности граждан, проходящих службу в органах МВД, войсках нацгвардии, противопожарной службе, учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • порядок работы с гражданами по месту их пребывания и работе в отдаленных местностях;
  • принципы обеспечения работы территориальными органами МВД РФ.

Каждый из данных разделов регламентирует особенности и нюансы решения соответствующих вопросов. Акцент делается как на военнообязанных, задействованных в определенных службах, так и на процедуре их постановки на учет.

Документация

Документы воинского учета ведутся в соответствии с предписаниями Минобороны РФ. Их содержание должно включать сведения о гражданах, предусмотренных положениями ФЗ 53. В перечень документов включают:

  • военный билет;
  • справка, оформляемая вместо военного билета;
  • персональные электронные карты и удостоверения граждан;
  • удостоверения об отсрочке на период мобилизации;
  • извещения о зачислении на воинский учет.

Бланки соответствующих документов предоставляются Министерством обороны РФ. Также оно определяет форму пометок, которые делаются в паспортах военнообязанных.

Обязанности граждан

В соответствии с предписаниями закона граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или пребывания, включая случаи отсутствия регистрации;
  • по повестке являться в назначенное время и место, имея при себе паспорт, военный билет или аналоговый документ и водительское удостоверение при наличии;
  • при увольнении в запас в течение двух недель являться в военкомат для получения приписки;
  • в двухнедельный срок сообщать в военкомат приписки об изменениях в семейном положении, образовании, работе, состоянии здоровья;
  • при переезде на новое место жительство переоформить приписку к соответствующему военкомату;
  • бережно относиться к военным документам, обеспечивать их сохранность, в случае утери в течение двух недель обратиться в военкомат для восстановления.

При получении повестки или мобилизационного предписания гражданин должен выполнять предписанные в нем требования. Для выполнения всех действий через военкомат военнообязанный должен посещать его лично.

Воинский учет и бронирование

Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) (далее — органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основная цель воинского учета — обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

(Выписка из «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719)

1) Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Законы:

— Конституция Российской Федерации (04.07.2020);
— Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»;
— Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
— Федеральный закон РФ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
— Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях»;
— Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
— Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
— Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателях при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— Федеральный закон РФ от 02.04.2014 № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Читайте также  Кто ведет карточки учета выдачи спецодежды

Указы:

— Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— Указ Президента РФ от 07.10.1997 № 1096 «О приведении некоторых нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах».

Постановления:

— Постановление Правительства РФ от 02.12.1992 № 924 «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте»;
— Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»;
— Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664 «Об утверждении Инструкции по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и на военное время»;
— Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 13 «О внесении изменений в постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. № 665с»;
— Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 16 «Об утверждении методических рекомендаций по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время».

Приказы:

— Приказ МО РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учёта»

Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021 года

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017.

Пункт 12 Методических рекомендаций перечисляет лиц, которые подлежат учету:

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2016 года

  • мужчины призывного возраста (18–27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования или в военный профессиональных учебных заведениях;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000–4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета. Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 18 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Видео "Воинский учет в организации. Вебинар"

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете»

27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке (далее — личные карточки).

28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.

Читайте также  Карточка учета пробега автошин образец

29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте временного пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

31. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

32. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

33. Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации

«Об утверждении Положения о воинском учете»

от 27 ноября 2006 г. № 719

III. Порядок осуществления воинского учета в организациях

Статья 30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте временного пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

    1. Выдать Листок сообщения под личную роспись гражданина в Журнале учёта выдачи листков сообщений и корешков к ним и при этом разъяснить гражданину правила воинского учёта.
    2. Проконтролировать был ли гражданин в военкомате – это значит – потребовать от гражданина вернуть Корешок листка сообщений с отметкой военного комиссариата. Корешок листка сообщения прикрепить к карточке Т2ВУР гражданина (место хранения Корешка листка сообщения – вместе с карточкой Т2ВУР).
    3. В случае не возврата гражданином Корешка Листка сообщения с отметкой военного комиссариата – довести до гражданина его ответственность, согласно статьи 21.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях – штраф от 100 до 500 рублей.
    4. По новой направить гражданина с Листком сообщения в военный комиссариат.
    5. В случае не возврата гражданином Корешка листка сообщения с отметкой военкомата – информировать военный комиссариат, направив почтой соответствующее сведение о гражданине, с указанием причины неявки гражданина в военный комиссариат с Листком сообщения.

    Изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
    «О воинской обязанности и военной службе»

    вступающие в силу с 1 января 2014 г.
    Статья 8: Организация воинского учета

    Пункт 4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

    — фамилия, имя и отчество;

    — дата рождения;

    — место жительства и место пребывания;

    — семейное положение;

    — образование;

    — место работы;

    — годность к военной службе по состоянию здоровья;

    — профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

    — основные антропометрические данные;

    — прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

    — прохождение военных сборов;

    — владение иностранными языками;

    — наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

    — наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;

    — возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

    — признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;

    — бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время;

    — пребывание в мобилизационном людском резерве.

    Требования к заполнению карточек Т2 ВУР изложены

    в Методических рекомендациях ГШ ВС РФ -2007 года
    — Оценочные показатели по заполнению Т2 ВУР – страница 16 и 17 (Приложение 1);

    — Порядок заполнения раздела «Воинский учёт» в Т2 ВУР (Приложение 7):

    Офицеры запаса — страница 38,

    Солдаты, сержанты, прапорщики запаса – страница 39,

    Призывники – страница 40.

    1. Отметить Листок сообщения в военном комиссариате;
    2. Вернуть Корешок листка сообщения в отдел кадров.

    Паспорт; Военный билет (удостоверение о приписке к призывному участку); Листок сообщения.
    Корешок

    Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации на 2021 год

    Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ каждая организация обязана вести воинский учет (далее — ВУ) работников.

    ВУ в организации — это сбор и регистрация информации о сотрудниках как призывных и мобилизационных ресурсах.

    Призывные ресурсы — это еще не отслужившие граждане, а мобилизационные — находящиеся в запасе, прошедшие военную или альтернативную службу.

    Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации) утверждены Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017. Они являются основным источником информации по порядку ведения ВУ.

    Кроме Рекомендаций организациям стоит ориентироваться на положение «О воинском учете», утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее — положение о ВУ), и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

    Таким образом, в целях реализации гражданами воинской обязанности законодательно закреплено требование о полном и постоянном представлении организациями сведений в территориальные военные комиссариаты о потенциальных защитниках Отечества. О первоначальной постановке на учет читайте в статье Как проводится первоначальная постановка граждан на воинский учет?

    Организация воинского учета и его предназначение

    Главная цель ВУ — полное и качественное укомплектование ВС РФ и других воинских формирований людскими ресурсами как в мирное, так и военное время. Так что целесообразность сбора, анализа и обобщения работодателями информации о возрасте, образовании, пригодности/непригодности к службе в армии и других фактах жизни работников не может вызывать сомнений.

    Организует и отвечает за процесс ведения ВУ руководитель предприятия. При этом непосредственным оформлением документов занимается специально назначенный человек.

    В п. 12 положения о ВУ установлено следующее:

    • если в организации меньше 500 человек, ВУ ведет работник-совместитель;
    • если число работников составляет от 500 до 2 000, их учетом занимается 1 освобожденный человек и т. д.

    Если ВУ ведут несколько людей (больше 2), в организации создаются военно-учетные подразделения.

    Для ведения ВУ выделяется специальное помещение с оборудованием (столом, стульями, железным шкафом и т. п.)

    Обратите внимание! Все расходы, возникшие в связи с ведением ВУ работников, ложатся на плечи организации.

    Образец приказа об организации воинского учета

    В абз. 2 п. 22 Рекомендаций дается совет согласовывать организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, с военным комиссаром по месту нахождения организации. Ответственности за нарушение данного правила нет, оно носит рекомендательный характер.

    Приказом об организации ВУ на конкретных работников накладываются определенные обязанности по его ведению. Кроме того, в нем указывается, кто будет заменять их в случае болезни, отпуска или увольнения.

    Поскольку ответственность за ведение ВУ в итоге несет руководитель, правильнее всего будет оставить обязанность по контролю именно за ним.

    Военному комиссару отправляются копии 2 приказов: об организации ВУ и назначении лица, ведущего ВУ.

    Образец приказа об организации воинского учета можно скачать в системе КонсультантПлюс. Чтобы пользоваться системой, оформите бесплатный пробный доступ.

    Инструкция по ведению воинского учета на предприятиях

    Организация ВУ пошагово:

    • Шаг 1 – издается приказ о назначении ответственного за ведение ВУ и утверждается должностная инструкция, в которой прописываются его обязанности;
    • Шаг 2 – предприятие ставится на учет в военном комиссариате (заполняется карточка по форме ф-18 и план работ по ВУ на год);
    • Шаг 3 – оборудуется рабочее место ответственного сотрудника;
    • Шаг 4 – готовится папка с рабочим материалом (методичками, нормативными актами, образцами заполнения документов и т. п.);
    • Шаг 5 – формируется собственно картотека путем систематизации личных карточек (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения отношения к воинской обязанности.

    Важно! Взамен карточек по формам Т-2 или Т-2ГС будут применяться учетные документы по формам, установленным Минобороны РФ после того, такие формы будут утверждены (п. 27 положения о ВУ).

    Для целей ВУ заводится отдельный журнал входящей/исходящей корреспонденции, к которому прикладывается папка, куда будут вноситься копии документов, описи, извещения и т. п.

    Кроме журнала корреспонденции оформляется журнал проверок для записи сведений о проводимых проверках и обнаруженных при ведении ВУ недочетах.

    Таким образом, организация ВУ подразумевает обеспечение полноценного рабочего места и документооборота (как в самостоятельном отделе).

    Документооборот по военно-учетной работе

    О том, что именно должно содержаться в документах воинского учета, сказано в п. 4 ст. 8 закона № 53-ФЗ:

    • Ф.И.О. работника;
    • дата его рождения;
    • семейное положение;
    • образование и т. п.

    Все эти сведения вносятся в личную карточку по форме Т-2 (или Т-2ГС, если это госслужащий). Формы приведены в приложениях 5, 6 к Рекомендациям.

    Хранение указанных документов осуществляется по следующим правилам:

    • согласно приложению 7 к Рекомендациям все карточки раскладываются по разделам в зависимости от статуса работника (карточки на офицеров запаса относятся к 1-му разделу, на матросов и солдат — к 2-му и т. д.);
    • внутри каждого раздела карточки раскладываются в алфавитном порядке;
    • все карточки регистрируются в журнале учета;
    • при увольнении работника форма Т-2 на него изымается и передается в архив.

    Важно! Чтобы сведения оставались актуальными, они должны своевременно обновляться в картотеке и в течение 2 недель передаваться в военкомат (например, о заключении брака, получении работником инвалидности и др.).

    Раз в год проводится сверка сведений из личных карточек с документами военкомата.

    Методические рекомендации по ведению воинского учета

    При приеме на работу военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу должны представить документы воинского (военный билет и т.п.).

    Если соискатель уклоняется от предоставления таких документов, например, ссылаясь на то, что они утеряны, находятся в военкомате, работодатель может отказать ему в приеме на работу.

    Рекомендуем! В случае принятия соискателя, не предоставившего военный билет, на работу, нужно письменно зафиксировать факт отсутствия военника.

    Работодатель может самостоятельно обратиться в военкомат по месту регистрации сотрудника с запросом о его статусе.

    Важно! Работодатель при приеме сотрудника на работу обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства.

    Иногородние сотрудники должны явиться для регистрации в военкомат в течение 2–х недель с момента регистрации по месту пребывания.

    Бронирование граждан, пребывающих в запасе

    Организации должны выполнять работы по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях (п. 9 Методических рекомендаций). Лица, получившие «бронь» получат временное освобождение от призыва на военную службу в случае войны, а также от военных сборов в мирное время.

    Бронируются не все военнообязанные и не во всех организациях. Организации должны участвовать в выполнении заданий на поставку продукции для госнужд, обеспечивать безопасность государства и жизнедеятельность населения и т.д.

    Перечень должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию ВС РФ и региональные органы власти.

    Сотрудники, попавшие под бронирование, подлежат специальному воинскому учету. Сведения о них вносят в бланк по форме 4, состоящую из извещения о постановке на спецучет и удостоверения об отсрочке.

    Отчетность

    Организации, в которых не ведется бронирование ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военный комиссариат качестве отчета форму Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.

    Организации, в которых есть сотрудники, попавшие под бронирование, дополнительно направляют отчет по форме Ф-6.

    Кроме того организация предоставляет в военкомат:

    • в 2-хнедельный срок данные о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих на воинском учете;
    • до 01.11 каждого года списки молодых людей, которым в следующем году исполнится 17 лет.

    Ответственность организаций за нарушение правил учета

    Представители военкомата или органы местного самоуправления проводят проверки правильности ведения воинского учета. Регулярность проверок для организаций численностью свыше 500 человек – 1 раз в год, для остальных – раз в 3 года.

    Обратите внимание! При проведении контроля проверяют полноту охвата граждан, качество учета, достоверность данных и т.д. (п. 3 Приложения № 1 к Рекомендациям).

    Важно! С 05.05.2020 усилена ответственность за нарушения в сфере воинского учета (закон «О внесении изменений в КоАП» от 24.04.2020 № 132-ФЗ).

    • за непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф составляет 1-3 тыс. руб. вместо 300 руб. — 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП);
    • неоповещение граждан о вызове их по повестке, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1-3 тыс. руб., вместо 500 руб. — 1 тыс. руб. (ст. 21.2 КоАП);
    • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1-5 тыс. руб. вместо 300 руб. -1 тыс. руб. (п. 3 ст. 21.4 КоАП).

    Таким образом, ведение ВУ в организации — процесс постоянный и в какой-то степени интенсивный.

    Подытоживая вышесказанное, отметим, что ведение воинского учета в организациях довольно подробно и четко регламентировано действующими нормативными актами.

    В методических рекомендациях по ведению воинского учета, утвержденных Генштабом ВС РФ, приведены формы документов (приказа, плана, личных карточек, журналов и т. д.) с комментариями о порядке их заполнения.

    Выполнение всех требований по ведению ВУ в организациях проверяет и контролирует территориальный военный комиссариат, а если его нет — орган местного самоуправления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: