Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят alt=»Открыть в новом окне» />:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах alt=»Открыть в новом окне» />:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане alt=»Открыть в новом окне» />:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ alt=»Открыть в новом окне» />.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан alt=»Открыть в новом окне» />:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);

    Невыполнение обязанностей по воинскому учету alt=»Открыть в новом окне» />, а также умышленная порча alt=»Открыть в новом окне» />, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

    Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания) alt=»Открыть в новом окне» />.

    Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
    Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

    Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет alt=»Открыть в новом окне» />.

    Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

    В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей alt=»Открыть в новом окне» />.

    Уважительной причиной является:

    • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

    Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

    Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде alt=»Открыть в новом окне» />:

    • штрафа до 200 тыс. руб. или
    • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
    • ареста на срок до 6 месяцев или
    • лишения свободы на срок до 2 лет.

    Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

    Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

    Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

    Как оформить стенд по воинскому учету в организации

    Стенд по воинскому учету в организации

    Каждый руководитель трудовой организации согласно действующему российскому законодательству обязан вести воинский учет военнообязанных сотрудников и соответственно доводить им необходимые сведения о нем. Как правило, человек способен воспринимать и запоминать информацию визуально (графические рисунки, тематические картинки – так работает зрительная память) и в результате чтения текстового материала. Поэтому в организациях специально оформляют и подробно расписывают обязанности граждан по воинскому учету для стенда, который эффективно привлекает внимание военнообязанных работников и постоянно им напоминает об воинских обязательствах.

    Кто занимается учетом военнообязанных сотрудников на предприятии

    За воинский учет работников в трудовых организациях отвечает:

    • Руководитель (директор) фирмы;
    • Начальник отдела кадров компании либо его заместитель;
    • Секретарь;
    • Делопроизводитель.

    В крупных компаниях для учета военнообязанных сотрудников, как правило, специально организовывается ВУС – военно-учетный стол. На предприятиях с небольшим штатом сотрудников, в т.ч. для индивидуальных предпринимателей такая отдельная штатная единица нецелесообразна и нереальна.

    Поэтому чаще всего в организациях для ознакомления военнообязанных сотрудников (работников) организовывают специальный информационный стенд по воинскому учету. На нем отображают:

    • Список руководящей документации;
    • Выписки из нормативных актов;
    • Обязанности самих сотрудников, подлежащих воинскому учету;
    • Возрастной предел пребывания в запасе для разных категорий военнообязанных лиц;
    • Прочая информация по данной тематике.

    Образец стенда

    Как правило, в трудовых организациях военным учетом занимаются представители отдела кадров, соответственно они разрабатывают такой стенд и размещают возле собственного рабочего помещения.

    Сведения для стенда по воинскому учету

    Лица, уполномоченные на предприятии вести учет военнообязанных работников, должны в первую очередь сами знать основные цели и задачи ведения воинского учета в организации, чтобы правильно подобрать информацию для оформления стенда.

    К примеру, рабочим предприятия будет не интересно читать о том, какая административная ответственность грозит их работодателю за нарушения ведения воинского учета, отсутствие необходимой документации и т.д. Но они точно ознакомятся с информационным блоком на стенде, в котором четко будут расписаны наказания за невыполнения своих обязательств, предъявляемые к военнообязанным лицам, т.е. именно к ним.

    Обязанности по воинскому учету граждан

    Основные тематические блоки

    Актуальными для стенда будут данные о специальном учете, если трудовая организация осуществляет бронирование своих сотрудников, подлежащих мобилизации в военный период. В этом блоке рекомендуется освещать, кто из военнообязанных граждан может рассчитывать на отсрочку в случае объявления всеобщей мобилизации в стране. Каждый работник предприятия обязан заранее знать свое положение во время военного периода.

    На стенде обязательно должен быть дополнительный блок «Приложения», который заполняется документацией практической направленности. Здесь же можно разместить данные:

    1. Перечень сотрудников организации, подлежащих призыву;
    2. Информация о цели ведения учета военнообязанных граждан;
    3. Обязанности военнообязанных лиц;
    4. Правонарушения и ответственность за них.

    Четких требований к оформлению стенда воинского учета на предприятиях в российском законодательстве не прописано. Поэтому уполномоченные лица организаций могут его создавать в произвольной форме. Главное, чтобы здесь была вся необходимая информация для рабочего персонала, подлежащего воинскому учету.

    Разделы стенда

    Приблизительная структура информационного стенда по воинскому учету для трудовых организаций:

    • Общие положения – предназначение документа, наименование блоков и что в них освещается;
    • Какие требования предъявляются к оформлению документации воинского учета;
    • Правила подготовки необходимых документов (заполнение форменных бланков от руки или печатными буквами, необходимость заверения, кто должен подписывать бумаги и т.д.);
    • Сведения об уполномоченных лицах на предприятии, отвечающих за оформление и регистрацию документов по в/у, в т.ч. их сохранность;
    • Правила хранения документации по военнообязанным лицам в организации, порядок сдачи их в архив.

    Чаще всего ответственные лица в организациях оформляют стенд по воинскому учету уже по готовым образцам.

    В первую очередь кадровики разделяют сотрудников по отдельным категориям и составляют соответствующие списки:

    • Работников, освобожденных от призыва в армию согласно ФЗ РФ №53 от 28.03.1998 г.;
    • Сотрудников женского пола, которые не имеют ВУС (военно-учетной специальности), соответственно не являются военнообязанными гражданами;
    • Удаленных сотрудников компании, которые проживают на ПМЖ за рубежом;
    • Сотрудников – офицеров запаса ФСБ, СВР.

    Далее на всех военнообязанных лиц заполняются личные карточки для последующей их постановки на военный учет.

    Обязанности по ведению воинского учета на предприятии

    Уполномоченное должностное лицо организации по ведению воинского учета имеет определенные обязанности и за их невыполнение несет ответственность.
    Кроме ведения предусмотренной документации по воинскому учету уполномоченный сотрудник должен своевременно подавать сведения о военнообязанных сотрудниках компании в территориальный комиссариат или местный орган самоуправления, в т.ч. о вносимых изменениях по таким сотрудникам в личные карты, например:

    • Увольнение;
    • Перевод на новую должность или в другой регион на дочернее предприятие;
    • Достижение граничного возраста для состояния на воинском учете;
    • Изменения в семейном составе;
    • Получение высшего образования или ВУС;
    • Повышение рабочей квалификации;
    • Проявление непризывного заболевания или возникновение прочих обстоятельств, освобождающих гражданина от выполнения войсковых обязательств на законных основаниях;
    • Прочие изменения.

    Сведения о приеме увольнении подлежащих воинскому учету сотрудников

    Обязанности по военному учету не являются сложными, поэтому руководитель предприятия может назначить их исполнять любого сотрудника компании. Главное в работе пользоваться уже готовыми инструкциями, своевременно вести необходимую документацию и постоянно контактировать с представителями районных военкоматов.

    Проверка соблюдения организациями воинского учета

    Проверку предприятий на предмет ведения учета военнообязанных сотрудников, правильность оформления соответствующей документации и актуальность данных осуществляют представители территориальных комиссариатов или местных органов самоуправления.

    Если штат компании состоит из более, чем 500 человек, плановые проверки проводятся раз в год. На малых предприятиях обязательная проверка должна осуществляться минимум раз в 3 года.

    Документы, которые комиссия проверяет в первую очередь:

    • Приказ руководителя организации о ведении воинского учета;
    • План работы уполномоченного лица по ведению в/у;
    • Журнал проверок в/у;
    • Личные карточки военнообязанных сотрудников предприятия;
    • Служебное делопроизводство по в/у;
    • Расписка о приеме пакета необходимых документов для ведения воинского учета от трудоустраиваемых граждан.

    Документы по воинскому учету в организации

    В период проведения проверки инспекцией войскового комиссариата оценивается следующая деятельность организации:

    • Правильная организация, своевременное заполнение документации по воинскому учету;
    • Полнота заполнения личных карточек военнообязанных сотрудников, достоверность информации.
    • Также оценивается и стенд по воинскому учету, проверяется актуальность размещенных на нем сведений.

    Результаты проведения проверки, в т.ч. выявленные недостатки и нарушения фиксируются в специальный Журнал проверок.

    Рекомендации по оформлению стенда воинского учета

    Перед оформлением стенда необходимо собрать всю актуальную информацию по воинскому учету для сотрудников предприятия. Она должна быть краткой, при этом освещать все важные моменты.

    Обязательно необходимо учитывать то, что человек визуально лучше воспринимает тематические картинки, а текст должен быть написан крупным шрифтом (как правило, информацию мелким шрифтом сотрудники просто будут игнорировать).

    Внешний вид стенда

    Текст во всех отдельных блоках рекомендуется подавать в едином стиле, небольшими по длине и высоте абзацами, т.к. человек не может охватить своим взглядом сразу всю площадь стенда.

    Информация должна быть:

    1. Доступной;
    2. Наглядной;
    3. Запоминающейся;
    4. Легко усваиваемой.

    Учитывая психологию восприятия и мышления человека, некоторые сведения можно подавать как определенные советы к действиям.

    Общую информацию о воинском учете рекомендуется также разделить на несколько отдельных блоков. Так сотрудникам будет значительно легче ее воспринимать. В одном блоке можно описать последовательность постановки на учет, в другом перечислить список необходимых документов и т.д.

    Оформление стенда

    Если трудовая организация осуществляет бронирование военнообязанных работников, находящихся в военном резерве, обязательно на стенде должен быть отдельный блок, посвященный данной тематике. Здесь обязательно размещается список сотрудников, подлежащих мобилизации на военный период, и тех, которые могут получить отсрочку.

    В блоке «Приложение» рекомендуется разместить образцы документов воинского учета, например, личную карточку военнообязанного гражданина. Обязательно стоит указать ссылки на нормативные документы.

    Также на стенде необходимо выделить место для текущих объявлений.

    Как можно оформить стенд воинского учета для сотрудников в организации, наглядно отображает образец ниже:

    Обязанности граждан по воинскому учету для стенда

    1.Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением граждан:

    — освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

    — проходящих военную службу;

    — отбывающих наказание в виде лишения свободы;

    — женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;

    — постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (п.1 ст.9 закона № 53-фз от 28 марта 1998 года).

    2.Первоначальная постановка граждан на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, создаваемых в муниципальных районах, городских округах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара (н. 1 ст. 9 закона).

    3.Обязанности граждан по воинскому учёту (ст. 10 Закона).

    В целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны:

    — состоять на воинском учёте в военном комиссариате;

    — явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учёт;

    — сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы (учёбы) или должности.

    — явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки па воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации;

    -бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет, справку, выданную взамен военного билета, а также персональную электронную карту.

    — Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтверждённые регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны сообщить от этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления.

    4.Ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учёту (Статья 21.5 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»)

    Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки па воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из Российской Федерации па срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —

    влечёт предупреждение или наложение административного штрафа от пятисот до трёх тысяч рублей.

    5.Призыв граждан на военную службу (ст. 22 Закона)

    Призыву на военную службу подлежат:

    а) граждане мужского в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязаны состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (далее- граждане, не пребывающие в запасе).

    6.Сроки призыва граждан на военную службу (ст. 25 Закона)

    Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

    7.Организация призыва граждан на военную службу (ст. 26 Закона)

    Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

    — явку па медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;

    — явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы;

    — на мероприятия, связанные с призывом на военную службу граждане вызываются повестками военного комиссариата.

    8. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военнуюслужбу (ст. 31 Закона)

    — Граждане, не пребывающие запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

    — Граждане, подлежащие призыву на военную службу обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учёбы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учётную работу должностными лицами (работниками) организаций.

    — В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

    — В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 328Уголовного кодекса РФ).

    Какие существуют обязанности граждан по воинскому учету?

    Обязанности граждан по воинскому учету могут дополнительно контролироваться и обеспечиваться работодателем, ведущим воинский учет. Чем должны руководствоваться в рамках такого учета граждане и их работодатели, рассмотрим в нашем материале.

    Кто должен встать на воинский учет?

    В соответствии с Положением о воинском учете постановку на учет должны осуществить:

    • мужчины в возрасте 18–27 лет, не состоящие в запасе;
    • лица в запасе, среди которых:
      • мужчины,
      • бывшие военные,
      • граждане, прошедшие обучение на военных кафедрах,
      • граждане, освобожденные от призыва,
      • граждане, непризванные по причине отсрочек,
      • «альтернативники»,
      • женщины военно-учетных специальностей.

      При этом нет необходимости в воинском учете у:

      • освобожденных от военной службы,
      • военных,
      • осужденных, которые отбывают наказание,
      • женщин, не имеющих отношения к военным специальностям,
      • лиц, постоянное место жительство которых расположено не в РФ.

      Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

      Список обязанностей граждан по воинскому учету отражен в ст. 10 закона «О воинской обязанности» от 28.03.2008№ 53 (далее ФЗ №53).

      • Нахождение на воинском учете по месту:
        • жительства,
        • пребывания — для лиц, находящихся вне места жительства от 3 месяцев,
        • реагирование по вызовам военного комиссариата (далее военкомат),
        • в 2-недельный срок являться в военкомат для выбытия с военной службы,
        • смены адреса,
        • семейного статуса,
        • учебного процесса,
        • здоровья,
        • трудовой деятельности,
        • смене адреса, при этом, если физлицо вернется на старое место до истечения 3 месяцев или другой адрес будет подведомствен военкомату по старому, то сниматься с учета не следует,
        • отъезде за пределы РФ сроком от 6 месяцев,
        • смены места жительства (пребывания),
        • возращения в РФ,
        • обеспечение целостности военного билета или временного удостоверения военнообязанного, а также прочих удостоверений личности. При этом если такие документы будут утеряны, физлицу необходимо явиться в военкомат в течение 2 недель для их восстановления,
        • прочие обязанности, поименованные в пп. 2, 3 ст. 10ФЗ №53.

        В случае несоблюдения этих правил к гражданам может быть применено наказание согласно приложению 19 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее Рекомендации) в размере от 100 до 500 рублей, такое же наказание предусмотрено при умышленной порче документов учета. Отметим, что при наличии уважительной причины неисполнения указанных обязанностей ответственности можно избежать. Например, если гражданин не явился по повестке в военкомат из-за болезни, штраф он не заплатит, но для этого необходимо документально подтвердить заболевание и посетить военкомат после выздоровления.

        Каковы обязанности работодателя по воинскому учету?

        Все организации обязаны вести воинский учет (подробности — здесь).

        Сотрудники, ответственные за ведение учета, также должны придерживаться некоторых правил:

        • осуществлять постановку военнообязанных сотрудников на учет, для этого необходимо:
          • вносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника, см. материал «Как правильно внести изменения в личную карточку?»;
          • информировать сотрудника о правилах исполнения обязанностей граждан по воинскому учету и ответственности за их нарушения;

          При недобросовестном выполнении указанных функций наказание возможно в размере 300–1000 рублей, в зависимости от нарушения (приложение 19 Рекомендаций).

          Итоги

          Обязанности граждан по воинскому учету необходимо соблюдать военнообязанным лицам во избежание административной ответственности. Однако такого рода обязанности важно соблюдать и организациям, в которых ведется воинский учет.

          Ведение воинского учета в организации

          Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

          Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

          Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
          Посмотреть ответ

          О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

          Основные задачи воинского учета в организации

          Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

          Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

          Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

          Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

          Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

          За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

          Граждане, подлежащие воинскому учету

          Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

          • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
          • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
          • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
          • освобожденных от призыва в ряды ВС;
          • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
          • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
          • после прохождения альтернативной гражданской службы;
          • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

          Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

          Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

          1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
          2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

          Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

          1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
          2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
          3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
          4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

          В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

          • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
          • Семейное положение;
          • Основные антропометрические данные;
          • Образование;
          • Место работы;
          • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
          • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
          • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
          • Владение иностранными языками;
          • Наличие спортивных разрядов;
          • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

          Составление плана работы военно-учетного стола

          Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

          • Порядок ведения картотеки;
          • Подготовку годового плана;
          • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
          • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

          Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

          Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

          Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

          Проверка военно-учетной документации

          Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

          Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

          Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

          Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

          По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

          Ответственность должностных лиц

          Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

          В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

          Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

          Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

          При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

          В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: