Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»»

Внести в статью 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 20, 23; N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4576; N 49, ст. 7061; 2014, N 14, ст. 1551; 2015, N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000, 4001; 2017, N 1, ст. 29; N 45, ст. 6586; 2018, N 32, ст. 5088; 2019, N 46, ст. 6423; N 48, ст. 6739) следующие изменения:

а) в абзаце первом слова «и документы» исключить;

б) подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках);»;

в) подпункт «д» изложить в следующей редакции:

«д) сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества — сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;»;

г) в подпункте «е» слова «подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо» исключить;

д) подпункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) сведения о правопреемстве — в отношении юридического лица, созданного путем реорганизации, прекращенного путем реорганизации, продолжающего деятельность в результате реорганизации;»;

е) в подпункте «и» слова «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» исключить;

ж) подпункт «к» изложить в следующей редакции:

«к) размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации;»;

2) пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:

«Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «б 1 » пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при государственной регистрации хозяйственного общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о создании (в том числе путем реорганизации) юридического лица.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о создании юридического лица путем реорганизации, прекращении юридического лица путем реорганизации, а также в отношении юридического лица, продолжающего деятельность в результате реорганизации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о прекращении юридического лица путем реорганизации, ликвидации, исключения из указанного государственного реестра по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «и 1 » пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом «т» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании уведомления о реорганизации юридического лица, представленного в соответствии с пунктом 1 статьи 13 1 настоящего Федерального закона.

Внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, предусмотренных подпунктом «к» пункта 2 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при первом внесении в указанный государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.

Внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, предусмотренных подпунктом «л» пункта 2 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае внесения изменений в сведения о наименовании юридического лица, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 настоящей статьи, регистрирующий орган не позднее пяти рабочих дней со дня внесения в указанный государственный реестр таких изменений осуществляет внесение сведений о новом наименовании юридического лица в содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения о таком юридическом лице как об учредителе или участнике другого юридического лица, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени другого юридического лица, держателе реестра акционеров.

В случае, если юридическое лицо, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о его прекращении путем реорганизации в форме слияния или присоединения, с учетом содержащихся в указанном государственном реестре в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 настоящей статьи сведений является единственным учредителем или участником другого юридического лица, либо в случае внесения в указанный государственный реестр сведений о прекращении юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования регистрирующий орган не позднее пяти рабочих дней со дня внесения в указанный государственный реестр таких сведений осуществляет внесение сведений о правопреемнике прекращенного в результате реорганизации в форме слияния или присоединения юридического лица или о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме преобразования, в сведения о юридическом лице, учредителем или участником которого являлось прекращенное в результате реорганизации юридическое лицо.»;

3) в пункте 5 первое предложение изложить в следующей редакции: «Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

С 1 января 2016 года вступают в силу изменения в законе о госрегистрации

Хотелось бы напомнить читателям о том, что в этом году появился Закон о достоверности реестров[1] – он вступил в силу со дня официального опубликования (31.03.2015), за исключением отдельных положений, вступающих в иные сроки.

В данном материале речь пойдет об изменениях, вносимых в Закон № 129-ФЗ[2] и Основ законодательства о нотариате[3], вступающих в силу с 01.01.2016[4].

1. Статья 9 Закона № 129-ФЗ, регулирующая порядок представления документов при государственной регистрации, с 01.01.2016 будет дополнена п. 4.2 – 4.4. Вводится процедура предусмотренной ГК РФ проверки достоверности сведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в ЕГРЮЛ. В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации предусмотрена возможность приостановления последней (не более чем на один месяц). Для вновь создаваемых юридических лиц приостановление госрегистрации не применяется.

Основанием для проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, в том числе при поступлении возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Проверка проводится регистрирующим органом посредством:

  • изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проверке.

2. Статья 11 Закона № 129-ФЗ с 01.01.2016 будет дополнена п. 5 и 6. Напомним, в этой статье говорится о принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации.

Читайте также  Реально ли накопить на квартиру без ипотеки?

Нововведения устанавливают возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов. Данная запись может быть внесена в отношении сведений о юридическом лице, предусмотренных отдельными подпунктами п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ:

  • адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. «в»);
  • сведений об учредителях (участниках) юридического лица (в отношении АО – также сведений о держателях реестров их акционеров, в отношении ООО – сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале, о передаче долей в залог) (пп. «д»);
  • фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, ИНН (при его наличии) (пп. «л»).

Процедура такова. Если установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет этому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

3. Пункт 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, где перечислено, в каких случаях допускается отказ в государственной регистрации, с 01.01.2016 будет дополнен пп. «ф» и «х». Таким образом вводятся дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство.

Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);
  • по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Кроме того, вводится основание для отказа в государственной регистрации общего характера – несоблюдение установленной законодательством РФ процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, иных требований, установленных Законом № 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления госрегистрации.

4. Статья 17 Закона № 129-ФЗ, где перечислены документы, представляемые для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, с 01.01.2016 дополняется п. 6.

Согласно этому пункту для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы:

  • решение об изменении места нахождения;
  • документы, подтверждающие наличие у юридического лица (либо лица, имеющего право без доверенности действовать от его имени, либо участника ООО, владеющего не менее чем 50% голосов) права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к новому месту нахождения.

Предоставление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

5. С 01.01.2016 вступаю в силу изменения в отдельные нормы Основ законодательства нотариате. Итак, с нового года:

  • регистрирующий орган получит доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях;
  • заявителем по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли или части доли в уставном капитале ООО будет нотариус;
  • появится возможность представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации.

[1] Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[2] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[3] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1.

[4] Подборка изменений составлена на основе Письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@.

Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

12.11.2019 г. Президент подписал закон № 377-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наша статья расскажет читателям о некоторых новеллах этого закона.

Расширение перечня данных о лицах, действующих без доверенности

Законодатель продолжает настойчиво добиваться прозрачности российского бизнеса. Для этого государство существенно изменило п.п. «л» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ. Редакция вступит в силу с 01.09.2020 г. Уполномоченная ИФНС станет фиксировать в ЕГРЮЛ место жительства гражданина, действующего без доверенности от имени юрлица. Сегодня норма требует вносить просто паспортные данные. Видимо, этого для полноценного контроля оказалось недостаточно.

Кроме того, если в фирме сразу несколько субъектов имеют право представлять ее интересы без доверенности, регистрирующий орган станет заносить в реестр еще и данные о том, действуют ли они совместно либо вообще не зависят друг от друга.

Список оснований для отказа в регистрации юрлиц пополнился еще одним пунктом

С 01.09.2020 г. уполномоченная инспекция откажется зарегистрировать фирму (или внести изменения в реестр), если в качестве руководителя либо субъекта, участвующего в управлении такой компанией, фигурирует гражданин (или бывший ИП), признанный банкротом (новый п.п. «ш» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 213.30 закона о банкротстве № 127-ФЗ физлицо-банкрот не вправе руководить или иным образом оказывать управленческое влияние на деятельность юридического лица в течение 3 лет после окончания своей процедуры банкротства.

Кроме того, гражданин-банкрот лишается права в течение 5 лет после завершения процедуры руководить (или иным способом управлять) страховой компанией, микрофинансовой фирмой, инвестиционным фондом, пенсионной компанией.

Ну и, наконец, физлицо в течение 10 лет после реализации имущества (прекращения дела о банкротстве) не должен руководить банком либо участвовать в управлении кредитной организацией.

Несмотря на это требование, зафиксированное в законе о несостоятельности, уполномоченная ИФНС не могла отказать в регистрации по данному основанию. Его просто не было в законе о регистрации. Теперь же оно появилось.

Вопросы по форме Р38001

Законодатель убрал из п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ упоминание о том, что возражения (заявление) на решение уполномоченной ИФНС об удалении организации из ЕГРЮЛ направляется по утвержденной форме (Р38001). При этом он отметил, что заявитель отправляет данный документ одним из способов, указанным в п. 6 ст. 9.

Кстати, здесь могут возникнуть определенные проблемы. Данный пункт обязывает заявителя придерживаться утвержденной формы при направлении возражений на изменение Устава или сведений в ЕГРЮЛ. Поэтому велика вероятность того, что региональные инспекции станут требовать соблюдения формы и при подаче возражений на решение об исключении юрлица из реестра. Здесь необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ. Эта новелла также начнет действовать с 01.09.2020 г.

Новые сведения, подлежащие публикации в ЕФРС

С ноября 2019 г. в реестр значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП вносятся: информация о купле-продаже предприятия и аренде, а также сообщение о ликвидации фирмы. При этом указываются данные решения о ликвидации, о ликвидаторе (ликвидационной комиссии), о порядке предъявления требований. Кроме того, заявители должны теперь включать в ЕФРС извещения о реорганизации компании и об уменьшении ее уставного капитала (п.п. «н.4-н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).

Возможность вносить в ЕФРС сведения по желанию предпринимателей

Закон разрешил бизнесу включать в ЕФРС информацию, напрямую не связанную с регистрацией. С 01.04.2020 г. субъекты хозяйственной деятельности вправе публиковать в реестре сообщения о поручительстве, об обратном выкупе, об удержании и прекращении удержания имущества, об ограничении прав по контракту и т. д.

Лицо, разместившее запись, заносит данные о контрагентах, об условиях появления и прекращения обязательств и прав, вытекающих из контракта. При прекращении прав или изменении условий соглашения субъект, опубликовавший информацию в ЕФРС, в трехдневный срок вносит соответствующие поправки в реестр.

Все эти данные становятся общедоступными с даты публикации и остаются таковыми в течение 3 месяцев со дня появления записи об окончании договора либо с даты, когда ограничения и права прекратили действовать.

Читайте также  С какого момента юридическое лицо считается ликвидированным?

Дополнительная информация о банкротстве ИП в ЕГРИП

При банкротстве ИП регистрирующий орган станет включать в реестр дату окончания продажи имущества предпринимателя либо дату завершения производства по делу о банкротстве и основания для такого прекращения (п.п. «л» п. 2. ст. 5 закона № 129-ФЗ»). Кроме того, в норме появилось прямое указание на то, что уполномоченная ИФНС своим решением вправе удалить ИП из ЕГРИП.

Ну и, наконец, законодатель по аналогии с юрлицами обязал оператора ЕФРСБ в трехдневный срок предоставлять регистрирующему органу сведения об основных этапах процедуры банкротства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 5 закона № 129-ФЗ в новой редакции). Данные новеллы вступят в силу с 01.09.2020 г.

Уполномоченная ИФНС получила право самостоятельно исключать ИП из ЕГРИП

Закон № 129-ФЗ пополнился новой статьей — 22.4. Эта норма дает право регистрирующему органу своим решением исключить ИП из ЕГРИП. Уполномоченная ИФНС лишит человека статуса предпринимателя, когда у него есть задолженность перед бюджетом и при этом субъект в течение 15 месяцев не направлял в инспекцию отчетность либо прошло более 15 месяцев с даты истечения срока действия его патента.

Исключение ИП проходит по аналогии с удалением неработающей фирмы из ЕГРЮЛ. Чиновники публикуют сообщение в Вестнике госрегистрации и в течение месяца ждут заявлений от ИП, кредиторов и других заинтересованных лиц. Если возражения не поступят, инспекция исключает ИП из ЕГРИП. Заинтересованные граждане и компании вправе обжаловать исключение человека из реестра на протяжении 1 года с момента, как узнали (должны были узнать) о нарушении прав. Эта норма начнет работать с 01.09.2020 г.

Запрет на регистрацию ИП в течение установленного законом срока при его исключении из ЕГРИП по решению уполномоченной ИФНС

С 01.09.2020 г. гражданин не зарегистрируется индивидуальным предпринимателем, если уполномоченная инспекция исключила его своим решением из реестра и с этого момента не прошло трех лет (п. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).

Арбитраж больше не станет направлять в регистрирующий орган решение о признании ИП банкротом

С 01.09.2020 г. суды получат право не направлять в уполномоченную ИФНС копии актов о признании ИП банкротом для записи в ЕГРИП о прекращении субъектом работы в качестве ИП. Эти сведения будет направлять оператор ЕФРСБ (п. 3 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).

Выводы

Подведем некоторые итоги. Закон вроде бы разрешил использовать свободную форму заявления (возражений) на решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Здесь законодатель пошел вслед за судами, которые и раньше указывали, что для направления возражений совсем не обязательно использовать Р38001 (Постановление 16 ААС по делу №А75-100/2019 от 25.04.2019 г.). В то же время п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ отсылает читателя к п. 6 ст. 9 того же закона в части разъяснения способов направления заявления. А этот пункт прямо обязывает использовать установленную форму. Поэтому по данному вопросу необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ.

Также стоит особо отметить тот факт, что государство обновило нормы о регистрации ИП и предоставило возможность уполномоченной ИФНС самостоятельно исключать предпринимателей из ЕГРИП. Нет сомнений, что после вступления в силу этих новелл инспекции начнут массовую «чистку» реестра от неработающих ИП.

Однако новые нормы вызывают и некоторые вопросы. Например, как чиновники станут определять совместность действий лиц без доверенности? Если они будут принимать во внимание родственные связи или принадлежность субъектов к участникам юрлица — это одно. А если исходя из своих догадок и домыслов — это другое. Ведь признание действий людей совместными автоматически (в некоторых случаях) ведет к признанию их контролирующими должника лицами (КДЛ). Например, когда среди них есть одно официальное КДЛ, действующее без доверенности. И что тогда мешает ИФНС объявить действующими совместно всех руководителей юрлица-банкрота, а потом привлечь к субсидиарной ответственности? Поэтому порядок определения совместности действий следует уточнить.

Или другой момент. Должен ли субъект хозяйственной деятельности получить согласие контрагента на публикацию сведений о сделке в ЕФРС? Из новелл можно сделать вывод, что согласия не требуется. А если вторая сторона не хочет публиковать сведения? Получается, что ее мнение вообще не учитывается.

И, наконец, можно сделать вывод, что информация, вносимая в ЕГРЮЛ и ЕФРС, начинает все больше и больше дублироваться. Оператор ЕФРС обязан направлять часть сведений в регистрирующий орган, а уполномоченная ИФНС — оператору ЕФРС. В свою очередь, субъекты хозяйственной деятельности вынуждены вносить данные как в ЕГРЮЛ, так и в ЕФРС. А это уже начинает раздражать людей.

Государственная регистрация юридических лиц

Тришина, И. С. Государственная регистрация юридических лиц / И. С. Тришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46124/ (дата обращения: 27.10.2021).

В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].

Для развития рыночной экономики любой страны государству необходимо создавать условия беспрепятственной и активной реализации данных прав граждан.

Ежегодно Всемирный банк предоставляет рейтинг Doing Business, для того чтобы проинформировать в какой стране наиболее комфортные условия для создания и развития бизнеса.

Экспертами Всемирного банка и Международной корпорации в 2017г. был проведен анализ, по итогам которого идеальное место для создания и ведения бизнеса является Новая Зеландия. Успех Новой Зеландии является наиболее впечатляющим, так как на протяжении 10 лет бессменно рейтинг возглавлял Сингапур.

Россия в 2017 году занимает 40-е место, поднявшись на 11 позиций по сравнению с 2016 годом.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется при помощи инспекции ФНС (далее — регистрирующий орган) в срок, не более трех рабочих дней со дня предоставления необходимого перечня документов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица предоставляются следующие документы:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме № Р11001. В данном заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства РФ. Содержащие сведения в этих учредительных документах являются достоверны.
  2. Решение о создании юридического лица. Представляется в виде договора, протокола или иного документа соответствующий законодательству РФ.
  3. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах, один из которых возвращают с отметкой регистрирующего органа. Исключением является случай, при котором юридическое лицо будет действовать на основании типового устава. Сведения будут указывать в заявлении о государственной регистрации по форме № Р11001.
  4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица.
  5. Документ об уплате государственной пошлины. Согласно ст.333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 руб [2].

Очень часто возникают вопросы при регистрации юридических лиц, касающиеся адреса юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется путем его государственной регистрации на территории РФ.

В настоящее время существуют разные способы представлять документы на регистрацию юридических лиц. Порядок предоставления документов установлен ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ [3].

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с указанием ценности при его пересылке с описью вложения, либо через многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг (далее — МФЦ), и в электронной форме документов, подписанной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем или его представителем на основании нотариально заверенной доверенности, с приложением данной доверенности или ее копии.

Кроме этого, в регистрирующий орган по просьбе заявителя представление документов может быть осуществлено нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. В форме электронных документов нотариусом указанные документы направляются в регистрирующий орган, подписанный электронной подписью нотариуса.

При представлении нотариусом в регистрирующий орган по просьбе заявителя документов в электронном форме, подписанные электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе направляют нотариусу в форме электронных документов.

Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и заверяется подписью заявителя, подлинность которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа.

В случае представления в регистрирующий орган лично заявителем с представлением документа удостоверяющего личность, свидетельствование в нотариальном порядке на представленном заявлении не требуется.

Заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. Руководитель или иное лицо, имеющие право действовать от имени этого юридического лица без доверенности;
  2. Учредители юридического лица или учредитель при его создании;
  3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий:
  4. Иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом.
Читайте также  40702978 что за счет?

Необходимо обратить внимание, что при осуществлении государственной регистрации датой является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, регистрирующий орган, выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально заверенной доверенности, расписку о получении документов с указанием всего перечня и даты их получения. В случае, если представление документов в регистрирующий орган проходит через МФЦ данная расписка выдается МФЦ заявителю либо его представителю, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Если документы отправляют по почте, то при их получении регистрирующий орган отправляет расписку не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Если документы подаются в электронном виде, с помощью сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг, то расписка направляется по адресу электронной почты указанная заявителем о получении в течении рабочего дня, следующего за днем получения документов.

При этом регистрирующий орган размещает информацию в сети Интернет не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом.

Проверка документов регистрирующим органом.

Регистрирующий орган согласно общему правилу не проверяет на предмет соответствия федеральным законом или иным нормативным правовым актам и содержащиеся сведений в представленных документах, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Проверка на достоверность сведений проводится регистрирующим органом в том случае, если возникают обоснованные сомнения в их достоверности. Проверка проходит посредством:

  1. Изучение сведений и документов, представленные регистрирующему органу, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также пояснений и документов, представленных заявителем;
  2. Получения необходимых объяснений от лиц, которым известны обстоятельства для проведения проверки;
  3. Получение сведений по вопросам и справок, возникающее при проверке;
  4. Проведение осмотра объекта недвижимости;
  5. Привлечение эксперта или специалиста для участия в проведении проверки.

Способы, основания и условия проведения указанных мероприятий и порядок их использования результатов устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Правительством РФ.

В случае установления недостоверных сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена.

Заинтересованное лицо вправе направить письменное возражение в регистрирующий орган о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной органом исполнительной власти Правительством РФ. В настоящий момент такая форма не утверждена.

Письменное возражение в регистрирующий орган может быть направлено почтовым отправлением и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя при направлении возражения по почте должна быть заверена в нотариальном порядке. Заинтересованным лицом одновременно должен быть представлен в регистрирующий орган документ, удостоверяющий его личность.

Налоговые органы трактуют свои правила при проверке достоверности представленной информации следующим образом.

Согласно п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки на достоверность сведений, регистрирующий орган имеет право приостановить государственную регистрации.

В случае если по результатам проведения проверки на достоверность сведений, включенная в ЕГРЮЛ, установлены не достоверные сведения, то с учетом требований положения п.6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Отказ в государственной регистрации.

Перечень правовых оснований отказа в государственной регистрации изложен в ст.23 Закона № 129-ФЗ.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае, если заявитель не предоставил установленный пакет документов, заявление подписано неуполномоченным лицом, наименование юридического лица не соответствует требованиям Федерального закона и в иных случаях.

Согласно п.1. ст.25.2 Закона N 129-ФЗ решение об отказе государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, либо в уполномоченный орган исполнительной власти путем подачи жалобы, и обжаловано в судебном порядке. Содержание и форма жалобы изложена в ст.25.4 Закона № 129-ФЗ.

Если регистрирующий орган принял решение об отмене в государственной регистрации, то он обязан вынести решение по документам, в течении 5 рабочих дней со дня получения решения.

Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019

В течение 2018 года несколько раз корректировалась процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И хотя ничего революционного в измененных правилах не появилось, о принятых поправках нужно знать тем, кто желает открыть свой бизнес. А также учесть, что с 2019 года к ним добавятся и другие новеллы.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП: что изменилось в 2018 году

Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 о порядке госрегистрации компаний и предпринимателей в 2018 году менялся неоднократно. Изменения вносились на основании закона № 312-ФЗ от 30.10.2017. Часть из них вступила в силу с 29 апреля, другие поправки начали действовать с 1 октября 2018. Некоторые изменения посвящены взаимодействию налоговиков с многофункциональными центрами и способствуют упрощению данной процедуры.

Апрельские новации

С 29 апреля 2018 года ФЗ о регистрации юридических лиц претерпел следующие изменения:

ФНС, взаимодействуя с многофункциональными центрами, полностью перешла на электронное «общение». Бумажный документооборот теперь не используется.

В связи с ускорением обмена документами, срок ожидания решения о государственной регистрации одинаков, независимо от того, куда было передано заявление – в МФЦ или напрямую в ФНС. По закону регистрация ИП или компании осуществляется в 5-дневный срок после подачи бумаг заявителем. Еще один день дается на отправку регистрационной документации налогоплательщику (ст. 8, 11 закона № 129-ФЗ).

В такой же срок МФЦ должен передать документы на регистрацию налоговикам – 1 рабочий день (следующий за днем их подачи).

Все сведения о государственной регистрации юридических лиц теперь пересылаются только в электронной форме – по e-mail. Ее адрес нужно обязательно указать в заявлении, подаваемом заинтересованным лицом в ФНС, МФЦ, а также действующим через нотариуса. Документы заверяются усиленной электронной подписью.

Сведения о государственной регистрации юрлиц и ИП на бумажных носителях выдаются исключительно по специальному запросу налогоплательщика. Из закона № 129-ФЗ исключено положение, разрешающее ему информировать инспектора, в каком виде он хотел бы получить документы о регистрации фирмы или ИП.

Еще одно важное новшество коснулось количества экземпляров устава, представляемых в ФНС либо при регистрации новой компании, либо при внесении изменений в учредительный документ. Сейчас достаточно передать налоговикам 1 экземпляр устава (в бумажной форме). С него сделают электронную копию и, после регистрации изменений, перешлют ее заявителю в электронной форме.

Что поменялось с октября 2018

Осенью в закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже добавились новые положения:

При повторной подаче документов на регистрацию компании / ИП (из-за их неполной комплектации или допущенных ошибок) заявителю больше не нужно платить госпошлину вновь.

Появилась более удобная техническая возможность узнавать сведения о регистрации юридических лиц и предпринимателей, например, переданы ли МФЦ необходимые документы. Ранее это можно было выяснить, только вводя реквизиты на официальном сайте налогового ведомства. Сейчас пользователь вправе оформить подписку и получать интересующую информацию по электронной почте.

Расширился перечень оснований, по которым допускается отказ в регистрации. К ним добавились:

представление недостоверных сведений;

неправильное оформление документации.

В течение 3-х месяцев после отказа по указанным причинам заявитель вправе подать документы на регистрацию еще раз, не платя госпошлину. Причем, только те, в которых были обнаружены ошибки.

Регистрация юрлиц и предпринимателей: поправки в административный регламент

Определенные коррективы были внесены и в другие нормативные акты. В частности, помимо закона № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП, изменился и административный регламент, по которому осуществляется данная процедура. С 3 июля 2018 года он действует в новой редакции – в соответствии с Приказом Минфина РФ № 86н от 20.04.2018.

Согласно Административному регламенту, госрегистрация является основанием для постановки компании или ИП на учет налоговой службы. Выданное свидетельство о регистрации юридического лица (предпринимателя) – итоговый результат оказанной услуги.

Уточненный регламент потребовался в связи с изменениями, внесенными в закон № 129-ФЗ. Многие их них продублированы в этом документе. В частности, вводятся положения об обязательном указании заявителем адреса электронной почты, о предоставлении бумажных документов только по запросам, и т.д.

Регистрация юридического лица и ИП: грядущие изменения

Новые изменения ожидают налогоплательщиков с начала 2019 года. С 1 января государственная регистрация юрлица на Госуслугах, то есть если документы и заявление были поданы в электронной форме, станет бесплатной для заявителей. Необходимые поправки внесены в Налоговый кодекс РФ (ст. 333.35 НК).

Это же правило распространяется и на ИП. Оно призвано сократить расходы начинающих коммерсантов.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: