Вывоз мусора без лицензии ответственность

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы за отсутствие лицензии по отходам: за что можно получить и каков их размер?

Фото 6

Деятельность предприятий, ИП по обращению с опасными промышленными и коммунальными отходами законна, если она осуществляется в рамках установленных правил, на основании государственной лицензии.

За неправильное обращение отходами или неисполнение законодательных норм предусматриваются наказания, в том числе в виде штрафов.

В зависимости от степени правонарушения они могут применяться как к юридическому, так и физическому лицу.

За что можно получить штраф?

Компании,частные предприниматели для переработки опасных, вредных отходов и мусора должны иметь лицензию.

Она подтверждает, что лицензиат обладает соответствующими площадями, оборудованием, знаниями, необходимыми для такой работы, ее получение установлено законом о лицензировании.

Если заниматься сбором, перевозкой, утилизацией и переработкой, нейтрализацией, захоронением мусора без наличия разрешительного документа, то к нарушителю применяется определенный комплекс мер, в который входит штраф. К отсутствующей приравнивается лицензия, не переоформленная на новые места деятельности или виды работ.

Фото 2

Противоправными считаются следующие работы, выполняемые без специального разрешения:

  1. Предприятие или ИП постоянно занимается обращением отходов. При этом может осуществляться весь цикл их переработки, один или несколько из его 6 этапов.
  2. Компания или предприниматель, чья основная деятельность не связана с отходами, перерабатывает, размещает свой мусор своими силами на собственных участках или собирает, транспортирует его на специальные территории.
  3. Гражданин собирает, перевозит бытовой, строительный мусор. Неважно, делает он это изредка или на постоянной основе.
Читайте также  Что входит в кредиторскую задолженность в балансе

Ответственность за работу без лицензии

Обращение с отходами без официального разрешения подпадает под административную и уголовную ответственность. Особенность таких ситуаций в том, что нарушение законодательства не требует доказательств. Достаточно самого факта отсутствия лицензии.

Виды наказаний, применяемых к виновным:

  • предупреждение;
  • штраф в установленном размере;
  • конфискация исходного сырья, оборудования, полученных в результате обработки веществ;
  • дисквалификация руководящих лиц;
  • обязательные общественные работы;
  • административный временной запрет продолжения деятельности;
  • ограничение свободы;
  • арест.

На выбор одного или нескольких наказаний влияют такие моменты, как полученная прибыль от деятельности, степень причиненного государству вреда, повторность нарушения, участие в групповом сговоре.

Исходя из ст. 14.1 КоАП РФ, распространенным наказанием за работу без разрешения является административный штраф. Если нанесен значительный ущерб, дополнительно может применяться конфискация.

Размеры взыскиваемых штрафных санкций составляют:

  • 2 – 2,5 тыс. руб. для граждан;
  • 4 — 5 тыс. руб. для руководителей предприятий;
  • 40 – 50 тыс. руб. для компаний.

Фото 3

Если действия с мусором не связаны с получением прибыли, то в соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ виновному полагается:

  • предупреждение или взыскание штрафа от 0,5 до 1 тыс. руб. — для физлиц;
  • дисквалификация до 3 лет или выплата от 30 до 50 тыс. руб. – для руководителей;
  • приостановление работы до 90 дней или выплата от 30 до 40 тыс. руб. — для предпринимателей;
  • запрет заниматься деятельностью до 90 дней или штраф от 170 до 250 тыс. руб. — для компаний, организаций.

Работа без разрешительного документа квалифицируется ст. 171 УК РФ как нелегальное занятие предпринимательством.

При значительном ущербе экологии, людям, государству или получении крупного дохода, виновное лицо наказывается одним из способов:

  • выплата денежных средств до 300 тыс. руб.;
  • штраф, равный по сумме зарплате, другому доходу, полученному за 2 года;
  • обязательные общественные работы до 20 суток;
  • арест до 6 месяцев.

Если полученный доход относится к особо крупному, незаконная деятельность проводилась совместно несколькими гражданами, организациями, то каждое наказание увеличивается и составляет:

  • штраф от 100 до 500 тыс. руб.;
  • денежное взыскание, соответствующее размеру полученной осужденным зарплаты или, при ее отсутствии, другому его доходу за 3 года;
  • ограничение свободы не более 5 лет, при этом могут взиматься денежные средства до 80 тыс. руб. или в сумме, равной полученной осужденным зарплате либо иному его доходу за 6 месяцев;
  • принудительные работы до 5 лет.

При отсутствии лицензии у компании само юрлицо подвергается административному наказанию. Ее руководитель либо заместитель может нести ответственность за нелегальное обращение с отходами по административному и уголовному кодексам.

Наказание за неправильное обращение с мусором

Фото 4

Противоправные действия, совершаемые физлицами и юрлицами при обращении с любыми отходами, относятся к административным нарушениям.

Неправильными также считаются действия либо бездействия, в результате которых возникли авария, катастрофа, повлиявшие на ухудшение здоровья людей, природу или ставшие причиной эпидемии, эпизоотии.

Если эти обстоятельства не признаны уголовно наказуемыми, то граждане или юрлица подпадают под действие административного кодекса.

Меры наказания за нарушения, допускаемые при работе с отходами, обозначены в ст. 8.2 КоАП РФ. Главными из них являются административные штрафы.

Классификация установленных нарушений и соответствующих штрафных санкций:

Вид нарушения, его характеристики Виновный, взыскиваемая сумма в тыс. руб.
Физлицо Руководитель ИП Компания, организация
При переработке мусора до этапа его размещения применяются методы и технологии, небезопасные для человека и окружающей природы
Первичное нарушение или через 1 год со дня предыдущей инспекции 1-2 10-30 30-50 100-250
Повтор нарушения 2-3 30-40 50-70 250-400
Причинение особого вреда природе, людям, источник эпидемии 3-4 40-50 70-80 400-500
При размещении не соблюдаются условия по обеспечению безопасности окружающих территорий
Первичное нарушение или спустя 1 год с даты очередной проверки 3-5 20-40 40-50 300-400
Повторное нарушение 5-6 40-50 50-60 500-600
Нарушение причинило вред экологии, явилось причиной эпидемии 6-7 50-60 60-70 600-700

Штрафные санкции, предъявляемые к юрлицу или ИП, могут быть заменены на приостановление работы до 90 суток.

  • не разработаны проекты нормативов накопления отходов, предельных лимитов на их размещение или существующие документы официально не утверждены;
  • превышение уровня разрешенных лимитов размещения;
  • неправильное распределение мусора по степени опасности;
  • не проводится точный учет отходов;
  • не мониторится состояние окружающей среды на участках размещения или вокруг них;
  • не проводится инвентаризация участков, строений при размещении мусора.

За эти нарушения наказываются юрлица и ИП в следующих размерах:

  • 20-40 тыс. руб. для руководящих лиц компании;
  • 40-60 тыс. руб. для частных предпринимателей;
  • 200-350 тыс. руб. для юрлиц.

Последствия передачи отходов организациям-нелицензиатам

Фото 8

Отходы, как и любое имущество, являются объектом собственности. В соответствии с ГК РФ владелец может осуществлять с ними разные действия, например, продавать, менять, передавать.

Для этого составляется соответствующий договор, в результате выполнения которого отходы будут принадлежать новому собственнику. Чтобы сделка была законной, необходимо соблюдать требования законодательства.

Правовым основанием при заключении сделок с опасными отходами является наличие спецразрешения — лицензии, которая выступает в роли ограничения оборота таких объектов. Принимающая мусор сторона обязана иметь такое разрешение, потому что сбор отходов по умолчанию означает начало работы, требующей лицензии.

Передача опасных и вредных отходов 1-4 класса компаниям, не имеющим лицензии, влечет за собой большие риски и негативные последствия для обеих сторон:

  1. Сделки, не соответствующие законам, в любой момент могут быть признаны недействительными. Имущественные последствия этого выражаются в двусторонней реституции, возмещении понесенных сторонами убытков, ущерба.
  2. У принимающей стороны происходит нарушение законодательства. За подобные действия проверяющие органы применяют санкции, указанные в ст. 14.1КоАп РФ, 171 УК РФ.

Заключение

Правильный, лицензированный сбор, а также законная утилизация мусора минимизирует его негативное влияние на природу и здоровье людей. Контроль за этой деятельностью является важной задачей государства. Проверки Росприроднадзора позволяют выявлять тех, кто не соблюдает законодательство.

Штрафные санкции, иные меры наказания отдельно по каждому нарушению призваны сдерживать незаконный оборот и распространение отходов по не предназначенным для этого территориям. Угроза больших сумм штрафов за отсутствие лицензии по отходам, неотвратимость их применения вынуждают предприятия работать по экологическим правилам.

За что предпринимателей штрафуют на сотни тысяч рублей

Про огромные штрафы, которыми могут наказать обычных граждан, мы уже рассказывали. Бизнес тоже может потерять от десятков до сотен тысяч рублей: предпринимателя могут оштрафовать за то, что он неправильно выбросил мусор, работает с нелегальным иностранцем или хранит данные за границей.

Рассказываем, какие штрафы для ИП предусмотрены законом. Проверьте себя и убедитесь, что вашему бизнесу ничего не грозит.

От 10 000 до 50 000 Р
За непредставление первичных статистических данных

Кто проверяет: территориальные органы статистики

Росстат может запросить у любого ИП сведения о деятельности за определенный период, например за квартал или год, — это так называемое выборочное наблюдение. В этом году наблюдение сделали «сплошным» — до 1 мая сведения должны отправить все ИП.

За игнорирование требования первый раз — штраф от 10 000 до 20 000 Р . Второй раз — от 30 000 до 50 000 Р

🔥 От 20 000 до 30 000 Р
За нарушение требований пожарной безопасности

Кто проверяет: МЧС

Нормативных актов о пожарной безопасности много. Разбираться в них лучше со специалистом.

Например, придется заплатить за отсутствие системы сигнализации и пожаротушения, за глухие решетки на окнах, за неисправное электрооборудование

♻️ От 30 000 до 50 000 Р
За сбор и выброс мусора не по правилам

Кто проверяет: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор

Бизнес не может просто выбрасывать отходы в обычный бак. Чтобы избежать штрафа, компания или предприниматель заключает договор на вывоз мусора с региональным оператором. Или арендует помещение там, где его владелец сам решает такие вопросы

📔 От 40 000 Р
За занижение налоговой базы

Кто проверяет: ИФНС

Предприниматели должны вести книгу учета доходов и расходов. Если этого не делать, могут оштрафовать на 10 000 Р . Но если занизить в ней налоговую базу, то придется заплатить 20% от суммы неуплаченного налога, но не меньше 40 000 Р

Читайте также  Какой бизнес самый прибыльный в селе?

♣️ От 50 000 Р
За продажу товара под чужим товарным знаком

Кто проверяет: полиция, ФТС, Роспотребнадзор

Товарный знак — это слова и изображения, зарегистрированные в Роспатенте. Если продавать товары с чужим товарным знаком, бизнесмена оштрафуют, а товар конфискуют

🍾 От 100 000 до 200 000 Р
За продажу крепкого алкоголя не по правилам

Кто проверяет: Росалкогольрегулирование, региональные госорганы

Чтобы продавать крепкий алкоголь, нужно зарегистрировать ООО и получить лицензию. Если этим займется ИП, его оштрафуют на сумму от 100 000 до 200 000 Р , а напитки конфискуют

👻 От 250 000 до 850 000 Р
За нелегально работающего иностранца

Кто проверяет: полиция

Если нанять иностранца без разрешения на работу или патента, за одного такого работника предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 250 000 до 850 000 Р . В Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях штраф еще выше

🏗️ От 500 000 до 800 000 Р
За работу в зоне магистрального трубопровода

Кто проверяет: Ростехнадзор

Территории, где пролегает трубопровод, особые: на них нельзя вести любую деятельность. Например, нельзя строить. Если вы арендуете или покупаете участок, проверьте, есть ли там трубопровод: поищите щиты с предупреждением, запросите выписку из Росреестра, изучите публичную карту

💿 От 1 до 6 млн рублей
За хранение персональных данных в зарубежных базах

Кто проверяет: Роскомнадзор

Для сбора и обработки персональных данных можно использовать сервисы, которые хранят данные только в России.

Проверьте, где хранят данные хостинг-компания, облачная CRM, сервис для рассылок и запуска рекламы, если в них есть персональные данные ваших клиентов. Если кто-то пожалуется и данные обнаружат на зарубежных серверах, могут оштрафовать на сумму от 1 до 6 млн рублей

Лицензирование деятельности по обращению с ТКО

Как оказалось, этот термин и новое понятие, введённое в обращение ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вызвал много вопросов у управляющих компаний. Большинство УК подумало, что получать лицензию для того, чтобы в новых условиях взаимодействовать с региональным оператором по обращению с ТКО, предстоит им. В данной статье постараемся развеять все мифы и дать ответы на интересующие вас вопросы.

Кто должен получать лицензию для ведения деятельности по обращению с ТКО

Прежде всего, нужно успокоить управляющие компании. Им получать лицензию не нужно. Новые правила обращения с ТКО такого требования не содержат.

Оспаривание ОСС, банкротство и установка ПУ: семинар от МКА «Арбат»

До вступления в силу ФЗ №458 лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности. В соответствии с принятым законом с 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по обращению с ТКО, включая сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, лицензию должны получать юридические лица и ИП, занимающиеся деятельностью по обращению с опасными отходами. Лицензию нужно успеть получить до 1 января 2016 года. Следует отметить, что выданные до 1 июля 2015 года и действительные в настоящий момент времени лицензии, продолжают действовать до 1 января 2019 года.

  • лицензирующий орган (Росприроднадзор);
  • список работ, относящийся к этому лицензируемому виду деятельности;
  • лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату, которые определяются требованиями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии;
  • список документов, необходимых для переоформления лицензии при расширении видов или географии лицензируемой деятельности;
  • перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Реформирование деятельности по обращению с отходами

В рамках принятого федерального закона введён целый институт региональных операторов и утверждена новая система регулирования деятельности по обращению с отходами. Все эти положения вступают в силу с 1 января 2016 года.

К региональным операторам по обращению с ТКО будет поступать вся информация об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с классификацией по видам и классам опасности, до мест их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. До 1 января 2016 года Минприроды РФ примет и утвердит Порядок подтверждения отнесения отходов к определённому классу опасности, а также определит Порядок их паспортизации и разработает типовые формы паспортов отходов.

Определение границ ответственности при заключении договоров УК с региональными операторами по обращению с ТКО

Новая система обращения с ТКО предполагает разделение зон ответственности управляющей компании и регионального оператора по обращению с отходами для определения точки поставки коммунального ресурса.

Для каждого коммунального ресурса границы ответственности определены в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с законодательством, каждая из сторон договора должна принять в обслуживание то, что находится в её собственности либо висит на балансе. И это вполне естественно и логически верно. Взять, например, внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учёта, входящие в состав общего имущества МКД. Они обслуживаются управляющей компанией (пп. 5–7 Правил предоставления КУ). А уже обслуживанием внутридомовых инженерных сетей за стенами многоквартирного дома занимается РСО.

Но только понятная логика не работает в ситуации с вывозом мусора и обращением с ТКО. Всё из-за того, что многие контейнерные площадки не оформлены в собственность жильцов МКД или муниципалитета. В результате невозможно установить на них право собственности и провести границу ответственности.

По закону региональный оператор по обращению с ТКО предоставляет свои услуги от контейнерной площадки. По сути за содержание контейнерных площадок и бункеров-накопителей отвечают ИП, юридические и физические лица, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды либо другом имущественном праве, или в управлении которых они находятся.

Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве регионов контейнерные площадки не входят в общее имущество собственников жилья или в собственность муниципалитетов. Из-за этого возникает путаница в правах, зонах ответственности и определении точек поставки коммунального ресурса.

Чтобы оформить контейнерные площадки в общее имущество собственников помещений в МКД, нужно иметь сформированный земельный участок и решение ОСС (пп. 1–10 ПП РФ № 491 и ст. 30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ). Для этого по каждому многоквартирному дому органам местного самоуправления необходимо установить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД.

Если это ещё не сделано, то муниципалитетам потребуется в срочном порядке до 1 января 2016 года оформить право собственности на контейнерные площадки с тем, чтобы впоследствии передать их на обслуживание региональному оператору по обращению с ТКО. Иначе управляющие компании и товарищества вправе отказаться от обслуживания контейнерных площадок по причине отсутствия денежных средств на вывоз мусора.

Как получить лицензию на вывоз мусора в 2021 году: стоимость, нужна ли для отходов (ТБО)

Для сбора и утилизации отходов 1–4 класса опасности нужна лицензия на вывоз мусора в 2021 году. Для работы с отходами 5 класса разрешение пока не требуется. Мы расскажем, как оформляется лицензия на вывоз ТБО, приведем пошаговую инструкцию для компаний, которым необходимо получить разрешение на работу.

Лицензия на вывоз мусора

Нужна ли лицензия на вывоз мусора

С 2018 года все работы, связанные с мусором 1–4 класса, подлежат лицензированию. Порядок получения лицензии регламентирует Постановление Правительства РФ № 1062 (в редакции от 28 декабря 2018 года).

Свалка около города

Какие услуги по закону подлежат лицензированию:

  • сбор и вывоз отходов категории ТКО и ТБО;
  • транспортировка мусора на полигон;
  • складирование и хранение отходов;
  • обезвреживание и утилизация мусора, который нельзя переработать;
  • сортировка отходов: подготовка сырья для переработки;
  • рекуперация и вторичная переработка отходов.

Если компания предлагает полный комплекс услуг, нужно оформлять лицензии на каждый вид деятельности.

Как получить лицензию на вывоз мусора

Не только юридическое лицо может оформить лицензию на вывоз отработанного материала. Получить документ может и частное лицо, зарегистрированное как ИП (индивидуальный предприниматель). Схема действий будет одинаковая для физических и юридических лиц. Форма собственности юрлица не имеет значения.

Читайте также  Коммерческая ипотека для юридических лиц

Мусорный контейнер

Куда нужно подавать заявление

Разрешение на вывоз мусора может выдавать Федеральная Служба Природопользования. Но документы нужно подавать в эту организацию не напрямую, а через Роспотребнадзор. Заявление на получение лицензии для вывоза сырья на утилизацию будет передано в нужную инстанцию.

Заявка рассматривается до 90 календарных дней.

Далее заявитель получает ответ:

  1. Пакет документов согласован, лицензия на вывоз будет выдана.
  2. В деятельности заявителя обнаружены нарушения. Поэтому в выдаче лицензии на перевозку отходов отказано. Список нарушений прилагается к официальному ответу.

Вывоз мусора

После устранения нарушений заявитель вправе собрать новый пакет документов и подать заявку на разрешительный документ о вывозе мусора заново.

Список требований к заявителю

  1. Наличие полигонов для размещения отходов.
  2. Наличие зданий и сооружений для обработки, обезвреживания, утилизации отходов.
  3. Наличие подходящего транспорта, чтобы вывозить отходы.
  4. Наличие техники для оказания заявленной услуги.
  5. Свидетельства и сертификаты о профессиональной подготовке сотрудников.
  6. Обязательное проведение рекуперации веществ, которые разрушают озоновый слой планеты.

Контейнер для отходов

Подготовка и отправка документов

Образец бланка заявления утвержден 99-ФЗ. В предложенный образец следует вписать данные, указанные ниже в таблице.

Юридическое лицо ИП
Форма собственности, полное название ФИО, как в паспорте
Юридический адрес главного офиса Адрес регистрации и фактического места проживания
Адреса и координаты полигонов, свалок, заводов и других объектов, где будет проводиться работа с отходами
Перечисление оборудования, которое будет работать на указанных площадках
Вид и происхождение ТКО или ТБО, с которыми планируется работать
Реквизиты санитарного заключения, подтверждающего, что технологии работы соответствуют СанПиН
Реквизиты заключения о проведенной экологической экспертизе документов
Номер регистрации ОГРН
ИНН + только один вид деятельности по ОКВЭД
Контактные данные

К заполненному бланку следует приложить:

  • полный комплект учредительных документов;
  • копию свидетельства о внесении в ЕГРИП/ЕГРЮЛ и выписку из реестра;
  • копию свидетельства о постановке заявителя на налоговый учет;
  • копию справки, подтверждающей присвоение ОКПО;
  • копии документов, подтверждающих наличие свалок, полигонов, зданий и сооружений для работы;
  • копии документов, подтверждающих владение техникой и транспортом для работы;
  • перечень видов отходов, с которыми вы планируете работать;
  • копии свидетельств и сертификатов, подтверждающих право работать с отходами;
  • копию документа о назначении лица, ответственного за допуск сотрудников;
  • квитанцию об оплате суммы государственной пошлины.

Свалка мусора

Перед отправкой проверьте срок действия документов, особенно выписки из реестра. Отправка недействительных документов служит причиной для отказа.

Цена пошлины в 2021 году – 7 500 руб. Но нижняя стоимость расходов на получение лицензии на вывоз – 200 000–300 000 руб.

В эту сумму входит закупка нужного оборудования, реорганизация работы компании согласно требованиям СанПиН.

Срок действия выданного разрешения

Лицензия на вывоз отходов и другие услуги, связанные с утилизацией и переработкой мусора, действует 5 лет. Когда срок действия истечет, понадобится заново подавать заявление и собирать пакет документов. Если при повторном обращении комиссия снова не выявила нарушений, вторая лицензия будет действовать бессрочно.

Выгрузка мусора

В полученный документ можно внести изменения. Например, если компания меняет схему работы и адрес, то пошлина за переоформление стоит 3500 руб.

В других случаях, например при смене названия или формы собственности, пошлина уменьшается – 750 руб. Заказ копии уже полученного разрешения также стоит 750 руб.

С частотой примерно раз в год владельца лицензии на перемещение мусора будут проверять. Выявление нарушений при проверке – это повод отменить выданное разрешение на вывоз.

Если недочеты в работе не устранены в срок, то лицензия аннулируется. Поводом для аннулирования лицензии является ликвидация бизнеса или неуплата лицензионного сбора.

Лицензия на вывоз отходов

Деление отходов на категории по классу опасности

При получении лицензии на вывоз заявители должны указать классы отходов, с которыми они планируют работать. Цифра класса указывает на степень опасности отходов для окружающей среды. Цифра 1 означает максимальную степень угрозы, а 5 – значит, что опасности нет.

Мусорная свалка

1 класс

В первую группу входят радиоактивные и токсичные вещества, которые вызывают необратимое загрязнение природы при выбросе. Примеры: теллур, полоний, ртуть, таллий, плутоний и т. д.

2 класс

Во вторую группу входят вещества, последствия выброса которых нужно устранять более 30 лет. Примеры: формальдегид, мышьяк, фенол, серная кислота, сурьма и т. д. Вещества из этой группы содержатся в батарейках и аккумуляторах, в люминесцентных лампах.

3 класс

Третья группа включает вещества, последствия выброса которых понадобится устранять 10–30 лет. К этой группе относят отходы нефтяной промышленности, разные виды топлива, птичий и свиной навоз. К вывозу мусора данного класса относят и жидкие химические вещества, такие как соляная кислота, этиловый спирт, растворители с ацетоном.

4 класс

В 4 группу входят твердые предметы, минимально опасные для природы. Проблемой является вывоз и утилизация этого мусора, а не его токсичные свойства. Часть отходов из этой категории подлежит переработке.

Баки из пластика

В группу входит строительный мусор, автомобильные покрышки и шины, неотсортированный бытовой мусор, крупногабаритные предметы (старая мебель и т. д.) Из химических веществ к этой группе принадлежат: хлориды, сульфаты, метан, аммиак, этанол и т. д.

5 класс

Отходы 4–5 класса считаются неопасными. К 5 классу относят мусор, который разлагается в естественной среде или подлежит вторичной переработке. В эту группу входят опилки, бумага ветки, деревянные изделия, предметы из металла и пластика.

Как определить класс опасности мусора

Все известные категории мусора уже были классифицированы и внесены в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов). Принцип классификации описан в ГОСТ 12.1.007-76.

Мусор на складе

Когда появляется новый вид отходов, исследователи классифицируют его по утвержденной схеме. Но компаний, которые вывозят мусор, эта процедура не касается.

Используйте ФККО в качестве справочника, чтобы определить, с отходами какого класса вы работаете.

Классификация медицинских отходов

Данная классификация представлена ниже в таблице.

Класс опасности Что входит в группу
А Пищевой, бытовой, строительный мусор, который вывозят с территории медицинских учреждений
Б Предметы, загрязненные органическими выделениями (кровь, слюна и т. д.)
В Медицинские инструменты и другие предметы, которые контактировали с пациентами, больными инфекциями
Г Просроченные лекарства, списанные ртутные термометры
Д Радиоактивные вещества

Правила вывоза отходов

Перевозить отходы любого типа можно по следующим правилам:

  • наличие лицензии у компании, которая осуществляет вывоз;
  • наличие паспорта, подтверждающего вид отходов и класс опасности;
  • наличие документа на транспортировку и передачу отходов с описанием мусора;
  • соблюдение правил перевозки твердого или жидкого мусора в 2020–2021 годах.

Контейнер из металла

Вывозить мусор с придомовых территорий летом полагается ежедневно, а зимой – раз в три дня.

Ответственность за вывоз мусора без лицензии

Штрафы за подобную транспортировку представлены ниже в таблице.

Нарушение Сумма штрафа (руб.)
Нелегальный вывоз бытового мусора 30 000–50 000
Транспортировка, складирование, утилизация опасных отходов без лицензии до 250 000

Суть «мусорной реформы» в 2021 году

С 2019 года в России начали вводить новую систему обращения с отходами. Эти нововведения получили название «мусорной реформы». Основные положения реформы:

  • управляющие компании больше не обязаны вывозить мусор;
  • обязанность вывозить бытовые отходы передается региональному оператору;
  • на территории каждого субъекта Федерации действует только один оператор;
  • вывоз мусора станет централизованным.

Также «мусорная реформа» направлена на увеличение процента переработки вторичного сырья. По плану, к 2024 году в России должно перерабатываться не менее 30 % отходов.

Заключение

Правительство регламентирует, как правильно вывозить отходы, с целью заботы об экологии. Система лицензий была принята для контроля за частными лицами или компаниями, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора.

Мусорка в городе

Получить лицензию в 2021 году может только заявитель, который соблюдает санитарно-гигиенические правила должным образом. Вывоз мусора и его переработка остаются важными делами в любом регионе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: