Все о нарушениях: как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия?

На основании оформления земельного участка (ЗУ) в собственность или аренду, законодательство обязывает правообладателей наделов следовать обязательству по его обработке в соответствии с установленным регламентом целевого назначения земель. Особенно, когда речь идёт о плодородных необработанных сельскохозяйственных угодьях.

Рассмотрим возможные нарушения, их последствия и способы предотвратить проблемы с законом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Ответственность за нарушения

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • повышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Нецелевое использование

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • физическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Другие

Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • с физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основные признаки нарушений

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Нецелевое использование

Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

  • огороды должны быть вспаханы и засажены;
  • сорная трава уничтожена;
  • плодородный слой обработан и удобрен;
  • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на отсутствие следов обработки земли в течение одного года. Если участок не обрабатывался – налицо нарушение. В этом случае надел будет выглядеть как бесхозяйный, заброшенный и не имеющий владельца.

Отдельным пунктом выделяется нарушение, если земли сельхоз назначения не обрабатываются, на них не проводятся необходимые мероприятия по рекультивации и защите почв от вредных воздействий, ухудшающих качество плодородного слоя, даже при условии возведения строений, ограждении участка забором.

О рекультивации земель сельскохозяйственного назначения мы писали в отдельной статье.

Другие

К ним относятся повреждения гидромелиоративных устройств, которые выявляются на основании заключения компетентного специалиста, вырубка лесозащитной полосы и намеренное уничтожение ввозного объекта, использующегося как водный резервуар для полива земель. При самозахвате выявляются следы деятельности, производимой на территории, не принадлежащей лицу, произведшему данные работы.

Какие проводятся проверки?

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Проверки бывают следующие:

  • плановые – в соответствии с установленным и утверждённым графиком;
  • внеплановые – на основании жалоб и иных сигналов;
  • по предписаниям, выданным на основании выявленных нарушений;
  • совместные с административной комиссией рейды.

Плановые проверки назначаются один раз в 3-5 лет для одного земельного объекта. После выявления нарушений, в зависимости от их объёма, устанавливается срок для исправления. Срок и нарушения указываются в предписании. На основании предписаний проводятся повторные проверки.

Внеплановые мероприятия могут регулироваться лишь приблизительно, так как они проводятся по факту реагирования органа на жалобы, связанные с нарушением землепользования. При выявлении нарушений, здесь так же виновному лицу выдаётся предписание с указанием сроков исправления, в связи с чем, назначается повторная проверка.

Если речь идёт о садовых и садово-огороднических товариществах, землях под ЛПХ – ответственность за проверки возлагается на администрацию населённого пункта. Она вправе приглашать уполномоченных представителей из других инстанций, в том числе – Россельхознадзора.

Можно ли и как доказать свою невиновность?

Если правообладатель ЗУ получил предписание от административной комиссии или Россельхознадзора, то он может доказать свою невиновность, оспорив его в арбитражном или гражданском суде по месту расположения земельного участка. Предписание относится к ненормативным актам, которые подлежат обжалованию:

  1. Со стороны граждан и должностных лиц – в районном суде общей юрисдикции.
  2. Со стороны ИП или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – в арбитражном суде.

Исковое заявление пишется по форме, предусмотренной статьями 131 ГПК РФ или 125 АПК РФ. В него включают сведения о проведённой проверке и предъявленных претензиях, с пояснениями и обоснованиями владельца участка о неправомерности их назначения. Обоснования доказательства невиновности могут состоять из нижеследующего:

  • свидетельской базы;
  • документальной базы;
  • заключений эксперта;
  • административных актов;
  • заключений санитарно-эпидемиологической службы;
  • актов противопожарной службы.

После подачи иска придётся встретиться с оппонентом в суде. Имеет смыл делегировать эту процедуру юристу, имеющему опыт ведения дел в судах, оформив на него доверенность. Если суд встанет на сторону истца, то его решение аннулирует обвинение, выдвинутое Россельхознадзором или администрацией, а штрафные санкции будут аннулированы.

    на такие участки? .
  • Особенности перевода таких земель в другие категории.
Читайте также  Как рассчитать чистые активы по балансу пример

За неиспользование ЗУ из числа земель сельхоз назначения, или за его использование с нарушением и не по целевому назначению, могут назначаться штрафы, соразмерные нормам КоАП РФ. Свою невиновность можно доказать, подав исковое заявление в гражданский или арбитражный суд, и выиграв дело.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Использование земель сельскохозяйственного назначения

Мной с администрацией района заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения. Можно ли на арендованных землях не проводить сельскохозяйственные работы какое-то время (год, два)? Какая ответственность предусмотрена за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения? Если обработать только часть арендованной площади, будет ли в таком случае арендатор привлечен к ответственности за неиспользование земель?

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Наряду с указанными основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Согласно указанному перечню неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

Таким образом, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, он может быть принудительно изъят у арендатора, и договор аренды будет расторгнут.

При обработке только части арендованной площади необходимо внимательно изучить постановление Правительства от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», где подробно содержится информация о признаках неиспользования земельных участков.

Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.7 КоАП РФ Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статья 8.8 КоАП РФ Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", — влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Читайте также  Какие документы необходимы для регистрации коммерческой организации

Статья 10.9 КоАП РФ Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта

Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 10.10 КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Введите то, что Вы ищете

Пресс-центр
Публикации о Росреестре
Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.

Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

— в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;

— для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;

— санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения.

Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

— по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;

— по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;

— неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования.

Изъятие участка

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

— у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель;

— за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;

— если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

— выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений;

— направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;

— оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;

— рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;

— если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;

— если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;

— при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.

Читайте также  Штраф работодателю за неоформленного работника

Земли сельскохозяйственного назначения: ответственность за неиспользование сельхозугодий

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

  1. Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

  1. Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.

Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

  1. Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания контролирующего органа или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

  1. Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания контролирующего органа, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.

Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.

По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.

Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

  1. Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

Установите фактические границы участка.

Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.

Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.

Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

Навигация

ВПН Корпорация развития МСП ПК Микрофинансовая компания Центр поддержки экспорта Пермского края Карта доступности Пермского края

Полезные ссылки

Пенсионный фонд Российской Федерации
Портал Госзакупок
Госуслуги
Скажи наркотикам НЕТ!

Правительство РФ

Быстрые ссылки

Противодействие коррупции
Противодействие терроризму
ППМИ
Городская среда

Генеральный план
ПЗЗ
Прокуратура информирует и разъясняет

Сетевое издание «Официальный сайт Администрации Уинского муниципального округа Пермского края»
Учредитель: Администрация Уинского муниципального округа Пермского края
Главный редактор: Клычева Светлана Александровна
Адрес редакции: 617520, Пермский край, Уинский район, с. Уинское, ул. Октябрьская, 1
Возрастное ограничение: 16+
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)
Номер реестровой записи: Эл № ФС77-74503
Дата регистрации: 29.12.2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: