Ответственность за несанкционированную торговлю

Ответственность за несанкционированную торговлю

Любая реализация продуктов и иных товаров должна производиться в соответствии с действующим законодательством. С одной стороны, каждый гражданин имеет право продать принадлежащую ему собственность без магазина. Но при этом он не может реализовывать вещи где попало.

Несанкционированная торговля в неустановленных местах, а также иные нарушения в данном направлении, наказываются с позиции как административного, так и уголовного законодательства. Возможны и налоговые санкции.

Что попадает под несанкционированную торговлю

В первую очередь, нужно понимать отличие простой продажи какого-то объекта от торговли, производимой на регулярной основе. Любой гражданин вправе продать принадлежащие ему вещи. При этом необязательно делать это через комиссионный и иной магазин – сделка на совершенно законных основаниях может быть произведена напрямую. Договор может быть как устным, так и письменным.

Продать можно все, что не исключено из оборота. Однако такая деятельность не должна быть направлена на систематическое извлечение прибыли. Иначе она является предпринимательской, что требует наличия особого статуса.

При этом любая продажа товаров не должна нарушать иных правовых норм. Это касается и места торговли. Нельзя поставить торговую палатку там, где она не предусмотрена, не оформив соответствующее разрешение. Это касается как разовой продажи товаров физическим лицом, так и предпринимательской деятельности.

В целом, под несанкционированной торговлей понимается реализация товаров с целью извлечения прибыли с нарушением ряда установленных правил, касающихся места торговли и условий. А также статуса лица, который занимается соответствующей деятельностью.

Кроме того, под незаконной торговлей можно понимать любое нарушение отношений между продавцом и покупателем. К данному понятию можно добавить и продажу запрещенных товаров, и отсутствие дополнительной разрешительной документации (лицензии).

Незаконная реализация товаров

Наиболее часто встречающееся нарушение – реализация товаров при отсутствии специального статуса. Лицо, которое регулярно занимается торговлей, должно открыть юридическое лицо или получить статус ИП.

Из правила есть и некоторые исключения. Например, продать свои личные вещи можно и без открытия ИП. Это не освобождает лицо от налоговых обязательств, если деятельность принесла прибыль. Также допускается продажа излишков с личного участка (но в специально отведенных местах).

Получить предпринимательский статус несложно. Необходимо лишь пройти регистрацию. Если речь идет об ИП, то не потребуется даже офис. Индивидуальный предприниматель – это простое физическое лицо, которое получило разрешение на регулярное извлечение прибыли посредством оговоренной деятельности.

Следует правильно подобрать ОКВЭДы – специальные коды, которые определяют виды разрешенной деятельности. Не стоит бояться добавлять лишние – их может быть сколько угодно. Никакой опасности, дополнительной отчетности нет, пока деятельность не ведется фактически.

Какая предусмотрена ответственность

Нарушение действующего законодательства влечет применение санкций. Конкретное наказание зависит от типа и тяжести нарушения:

  1. Торговля без наличия статуса ИП или не от лица фирмы наказывается на основании статьи 14.1 КоАП РФ . Штраф – от 500 рублей до 2000 рублей.
  2. Отсутствие лицензии или разрешения – пункт 2 статьи 14.1 КоАП РФ . Штраф – до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции. Должностные лица и фирмы получат более весомый штраф.
  3. Если деяние принесло крупный ущерб гражданам и юридическим лицам, либо привело к получению крупного дохода, применяется статья 171 УК РФ . Штраф – от половины миллиона рублей, обязательные работы либо арест до полугода.

Санкции за торговлю в неположенных местах определяет законодательство региона, на территории которого реализуется правонарушение. Обычно это штраф, размер которого составляет от нескольких сот до нескольких тысяч рублей.

Подробнее о том, какая ответственность предусмотрена за незаконную предпринимательскую деятельность, читайте в этой статье >>

Куда жаловаться

Подобные правонарушения часто проходят без наказания. Если гражданин желает пресечь незаконную деятельность, он имеет право подать жалобу:

  • в полицию, если речь идет о торговле в неположенном месте. Обратиться можно к участковому или в любой отдел, далее дело будет передано по подведомственности и территориальности;
  • в администрацию муниципального образования при торговле в неположенном месте. Штраф может вынести муниципальный инспектор. Он же проведет проверку.
  • в ФНС, если лицо осуществляет торговлю без регистрации в качестве предпринимателя, или уклоняется от уплаты налогов;
  • в Роспотребнадзор при нарушении правил торговли.

Обратиться в соответствующий орган можно как письменно, так и по телефону. Однако письменное заявление будет более эффективным.

Подробнее о том, как подать жалобу на ИП, читайте здесь >>

Практические трудности

Нарушение правил торговли может приводить к различным последствиям:

  • отсутствует должный контроль над качеством продукции, что может привести к отравлениям, иному ущербу для здоровья, приобретению гражданами товаров, не соответствующих нормам;
  • продавец не несет полной ответственности перед покупателем, не попадает под нормы закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

Кроме того, торговля в неположенных местах приводит к нарушению архитектуры, загрязнению окружающей территории. Государство терпит убытки, так как лица не платят налоги.

Чаще всего нарушения осуществляются потому, что граждане не понимают сути законодательства. Также дополнительную сложность вызывают бюрократические проблемы и необходимость нести существенные расходы.

Так, открыть ИП можно недорого и быстро. На упрощенной системе налогообложения налоги будут также несущественными. А вот взносы в ПФР, ФСС и ФМС составят 40 874 рублей на 2021 год и увеличатся примерно до 50 тысяч рублей в ближайший год. Имея небольшой доход, граждане будут продолжать нарушать нормы.

Варианта два – уменьшить бремя для начинающих предпринимателей или усилить наказания за нарушения. Какой путь выберет государство – окончательно не понятно.

На практике бывает трудно определить, о каком именно нарушении идет речь. Лицо, продающее товар, не всегда должно иметь статус предпринимателя, например, если торгует продукцией со своего огорода. В одних случаях возникает налоговое обязательство, в других нет.

Кроме того, не всегда соответствующие органы охотно занимаются устранением подобных проблем. Если торговля не приносит ущерба гражданам, организациям или государству, она чаще всего остается безнаказанной.

Если против физических лиц и выносятся штрафы, то они редко приводят к прекращению подобной деятельности в дальнейшем. Санкции против них слишком незначительны. Гражданам проще заплатить штраф, чем регистрировать статус ИП и получать обязательства по уплате налогов и сборов.

Однако, если речь идет о торговле без лицензии, ситуация несколько серьезнее. Как правило, разрешительный документ требуется при реализации опасных или ограниченных в обороте товаров. Соответственно, и наказание за отсутствие документа будет более серьезным.

Например , незаконная продажа спиртосодержащей продукции физическими лицами приводит к штрафу в размере от 30 до 50 тысяч рублей (пункт 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ ). ИП, по пункту 2 этой же статьи, заплатит от 100 до 200 тысяч рублей.

Подведем итоги

Понятие несанкционированной торговли довольно широкое. К нему можно отнести различные нарушения, начиная от продажи в неположенном месте, заканчивая отсутствием у продавца статуса предпринимателя. В любом случае подобные действия приводят к применению санкций (уголовных, административных или налоговых), в зависимости от конкретных обстоятельств.

Торговля на улице без разрешения: ответственность

Продажа товара физическим лицом является предпринимательской деятельностью, требующей получения соответствующего статуса. Даже если торговля ведется в условиях стихийного рынка, она является бизнесом. В российском законодательстве регламентированы обязательства граждан, получающих прибыль от коммерческой деятельности, регистрироваться как субъект хозяйствования. Дополнительно понадобится оформление разрешений на торговую деятельность и на начало работ в органах пожарной инспекции и Роспотребнадзор.

Незаконная торговля на улице

Незаконная торговля на улице, статья закона и применение наказаний

Зарегистрированное индивидуальное предпринимательство обязывает гражданина вести отчетность по проведенной деятельности и полученной от нее прибыли. По итогам отчетного периода, он должен подавать декларации о доходах, а также перечислять на выделенные бюджетные счета обязательные платежи. Ведение строгой отчетности и применение высоких ставок к доходу и к оплате труда наемных работников при начислении налогов и других взносов обуславливает невыгодность наличия оформленного предпринимательского статуса для лиц, доход которых не отличается большими размерами.

По этой причине торговля на улице без разрешения является процветающим бизнесом. Однако, граждане, торгующие на улице, не оформляют свою деятельность и поэтому не имеют права реализовать продукцию. Работая по такой схеме, они нарушают нормы закона, за что могут быть привлечены к административной, налоговой или уголовной ответственности.

При выявлении факта, что реализуемая физическим лицом уличная торговля без разрешения, к нарушителю будет применена административная ответственность в виде штрафной санкции.

Если в ходе проверки выявится, что прибыль превысила отметку в 1500000 рублей, то человек привлекается к уголовному ответу. Налоговая ответственность актуальна в случае фиксирования проверяющими факта ведения деятельности при отсутствующей регистрации бизнеса, если такие действия являются обязательным требованием закона, применимым к конкретной ситуации.

Читайте также  Коэффициент финансовой активности формула по балансу

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях регистрация бизнеса необязательна. Для ведения деятельности может быть достаточно получения разрешения на торговлю. К примеру, для того, чтобы торговать цветами, достаточно оформить соглашение с администрацией торгового учреждения, на территории которого планируется деятельность.

Штраф за незаконную торговлю на улице

В законе предусмотрено ряд положений, в соответствии с которыми запрещена торговля некоторыми товарами и услугами, имеющими определенные характеристики. У продавца могут возникнуть проблемы в случае, если он будет продавать продукцию с нарушением авторских прав, признанную противозаконной или требующую лицензирования. Предлагаемый к реализации товар не должен дискриминировать личность и оскорблять нравственные понятия.

Административная

Если в ходе проверки было выявлено, что физическое лицо занимается коммерческой деятельностью без оформления соответствующей регистрации, то после судебных тяжб на него будет начислен штраф за незаконную торговлю на улице, размер которого 500–2000 рублей. Конкретная сумма взыскания определяется в соответствии с объемами неофициального бизнеса и полученной величины прибыли, которая рассчитывается на основании потенциальных значений.

Если в ходе проверки было выявлено, что у продавца отсутствуют разрешительные или лицензионные документы, которые бы могли подтвердить законность его торговой деятельности, то на физическое лицо будет наложен штраф в размере 2000-2500 рублей. Если торговец зарегистрирован как юридическое лицо, то на него будет начислен штраф в размере 40000–50000 рублей. Дополнительно будет оштрафовано должностное лицо, признанное виновным в своей неорганизованности, которая стала причиной отсутствия документов на руках у продавца в момент проверки. Сумма штрафа за такое нарушение составит 4000–5000 рублей.

Торговля на улице без разрешения

Штрафные санкции за отсутствие документов на момент рейда начисляются вне зависимости от того, оформлены ли документы или нет. Этот факт оказывает влияние на размер начисляемого штрафа, а также на принятие решения о конфискации товара или применения наказания без такой меры.

Основанием для применения штрафной санкции является оформленный протокол правонарушения. Он может быть составлен уполномоченными представителями контролирующих организаций:

  1. Полиция.
  2. Налоговая Служба.
  3. Пожарная инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Служба защиты прав потребителя.
  6. Госинспекция.
  7. Антимонопольные службы.

Уголовная

Уголовная ответственность предусмотрена при выявлении факта ведения торговой деятельности без предварительной постановки на налоговый учет и без регистрации субъекта хозяйствования. Ситуация может быть усугублена при выявлении, что величина потенциального дохода превышает отметку в 1500000 рублей. В такой ситуации на нелегального предпринимателя будет начислен штраф в 300000 рублей. В зависимости от степени тяжести допущенного правонарушения, к виновнику могут быть применены такие дополнительные меры, как арест на 6 месяцев или исправительные работы сроком на 480 часов.

Налоговая

Незаконная торговля на улице подлежит привлечению к налоговой ответственности при ведении торговой деятельности без постановки на налоговый учет, что подразумевает неуплату обязательных платежей в государственную казну. При фиксировании такого факта, человека обязуют зарегистрироваться в статусе субъекта хозяйствования в случае, если он пожелает продолжать торговую деятельность. К нему будет применена штрафная санкция в размере 10 процентов от прибыли, полученный за период нелегальной работы. Сумму для расчета параметра не может превышать отметку в 40000 рублей.

Штраф за торговлю в неположенном месте

Если человек занял место на стихийном рынке и не получил предварительно разрешение на торговлю, то контролеры вправе запретить ему работать.

В случае официальной проверки, за несанкционированную торговлю могут оштрафовать на сумму от 500 до 2500 рублей. Ее итоговое значение определяется судебным постановлением.

Торговля без ЕГАИС

Правовыми актами регламентирован порядок продажи продукции, в составе которой содержится алкоголь. Решив торговать таким товаром, предприниматель должен подключиться к системе ЕГАИС. Реализация спиртосодержащей продукции без фиксации в базе данных, считается нелегальной. При выявлении такого факта проверяющими органами, владелец бизнеса привлекается к административной ответственности с начислением штрафной санкции. Ее размер определяется такими факторами, как статус нарушителя и наличие отягчающих факторов, к примеру, таких, как продажа товара физическому лицу, не достигшему совершеннолетия.

Штраф за торговую деятельность без подключения к системе на субъект предпринимательства составляет 150000–200000 рублей. Если причиной правонарушения стало недобросовестное выполнение обязательств должностным лицом, то на него будет начислено 10000–15000 рублей.

Как избежать наказания

Если правонарушение уже совершено, то избежать наказания не удастся.

Его можно предупредить за счет владения знаниями норм правовых актов и соблюдения их положений в своей деятельности. Представителю бизнеса, планирующему заняться торговлей, следует досконально изучить государственные акты федерального и местного значений, которые регулируют торговую деятельность в конкретном регионе.

Уличная торговля без разрешения

Если вид торговой деятельности подразумевает необходимость регистрации субъекта хозяйствования, то нужно официально оформлять свой бизнес. При этом нужно учитывать ограничения и запреты, применяемые относительно к виду правовой формы ведения деятельности. После завершения регистрационных действий, состоявшемуся предпринимателю необходимо встать на налоговый учет. При планировании ведения коммерческой деятельности, требующей разрешительной документации, перед открытием торговой точки, следует оформить соответствующее разрешение на торговлю или лицензию на реализацию конкретной продукции.

Если предприниматель владеет информацией обо всех законодательных нормах, охватывающих сферу его деятельности, постоянно мониторит все изменения в них, а также стремится к их соблюдению в своей деятельности, то при проверке к нему будет сложно применить какие-либо претензии.

Как оспорить применение наказания

Торговец вправе оспорить наказание в случае, если он считает, что оно было применено к нему неправомерно. Поскольку любые санкции назначаются на основании постановления о правонарушении, то для оспаривания действий контролирующих органов необходимо его обжаловать. Реализация процедуры возможна только через судебные инстанции.

Незаконная торговля на улице статья

Чтобы добиться отмены наказания, торговцу придется собрать комплект документов, прибегнуть к услугам свидетелей произошедшего с целью доказательства отсутствия факта правонарушения. Стоит отметить, что такая процедура наверняка вызовет сложности у истца, поскольку грамотно составленное постановление практически невозможно оспорить, поскольку каждый эпизод обвинения в нем документально доказан. Смягчить свою вину получится только в случае, если получится доказать факт отсутствия ведения торговой деятельности.

Штраф за несанкционированную торговлю

торговля фруктами

Бизнес

Время стихийных рынков в России уже прошло. Деятельность продавцов регулируется на законодательном уровне, начиная от получения разрешения на ее осуществление и заканчивая требованиями к товару. Если правила не соблюдаются, на правонарушителей налагается штраф за несанкционированную торговлю или наказание посерьезней.

торговля на рынке

Какую торговую деятельность можно считать несанкционированной?

Торговля – это реализация товаров, направленная на получение прибыли.

В любом правовом государстве, включая Россию, торговая деятельность регулируется на законодательном уровне. Ведение торговли допустимо только после получения разрешительной документации. Разберем в 4 этапах как организовать легальную торговлю на территории РФ.

№ п/п Этап
1 Сам торговец должен зарегистрировать свой правовой статус. Для ведения торговой деятельности ему потребуется оформить ИП или встать на учет в качестве юридического лица. При этом торговля при регистрации должна быть включена в перечень разрешенной деятельности. Т.е. ООО, которое зарегистрировано для ведения деятельности по разработке ракетных модулей, не может просто открыть магазин по торговле хлебом.
2 Следует получить разрешение на продажу конкретных товаров. Не всякая торговая деятельность отдельно лицензируется. Например, для реализации спиртосодержащей продукции разрешение получать нужно. Этот вопрос следует уточнять в местных органах власти или обратиться в лицензирующий центр.
3 Нужно лицензировать сам реализуемый товар. Как правило, разрешительную документацию на него оформляет производитель или крупный поставщик. Но следить за ее наличием необходимо продавцу.
4 Требуются разрешительные документы на использование торговых площадей от всевозможных контролирующих органов (пожарной инспекции, СЭС и пр.).

Торговая деятельность при отсутствии такой разрешительной документации будет расцениваться в качестве несанкционированной.

Конечно, данные ограничения относятся только к лицам, для которых торговая деятельность – источник постоянного, высокого дохода. Если бабушка решит продать морковку со своего участка, лицензию оформлять ей нет необходимости. Но и она должна осуществлять торговую деятельность только на специально оборудованных площадках. Например, для людей, желающих продать плодоовощную продукцию со своих участков, в населенных пунктах на рынке выделяют небольшие крытые прилавки. Для торговли гражданам следует просто получить разрешение у директора рынка. Выдается оно бесплатно.

Такая торговля не будет считаться несанкционированной. Но если эта же самая бабушка начнет продавать свою морковку на автобусной остановке – это уже нарушение.

Разрешена ли выездная торговля на улице для ИП

Вопросы, связанные с уличной торговлей регламентируются местными органами власти. Не везде она под запретом. Но разрешительную документацию оформлять для этого придется. А предоставят ее не на каждую группу товаров. Например, скоропортящиеся пищевые продукты на улице можно реализовывать только, если продавец может обеспечить их хранение при нужной температуре.

торговля фруктами

Контроль за торговой деятельностью

Контроль за деятельностью осуществляют множественные структуры. Большинство из них проверяют факты узкой направленности, разберем деятелньость этих органов в таблице №2.

Структура Область проверки
Полиция Может проверить свидетельство о юридической регистрации предприятия и удостоверения личности отдельных продавцов. Полицейские проверки особенно актуальны для предпринимателей, которые незаконно используют для продажи товаров труд мигрантов. Часто сотрудники ГУВМ МВД устраивают целые крупномасштабные рейды по проверке документов. Попросить удостоверение личности и разрешительную документацию могут и сотрудники ближайшего отделения полиции. Сотрудники МВД имеют право налагать административные штрафы, выносить предписания об устранении нарушений, передавать дела на рассмотрение в вышестоящую организацию и в суд.
Пожарный надзор МЧС осуществляет плановые и внеплановые проверки. Кроме документации осматривают торговые помещения на предмет нарушения Правил пожарной безопасности. В полномочия этой структуры входит наложение административных санкций, включая штрафы и вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений.
Федеральная Налоговая служба Сотрудники ФНС устраивают плановые и внеплановые проверки, которые касаются не только уплаты налогов. Они могут проверить наличие разрешительной документации на ведение торговой деятельности и наличие лицензий на отдельные виды товаров. Сотрудники ФНС имеют право налагать административные взыскания, составлять предписания об устранении нарушений, передавать дела в полицию и в суд.
Прокуратура Эта контролирующая организация может проверить все: документацию, имеющую отношение к торговой деятельности, личные удостоверения сотрудников и пр. Прокуратура выносит предписания об исправлении нарушений и передает дела в суд.

Но основным контролирующим органом является Роспотребнадзор. Эта структура была сформирована в 2004 году и ее деятельность направлена на контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых на потребительском рынке.

Плановые проверки Роспотребнадзора не очень страшны. Они осуществляются примерно раз в три года в отношении предприятия, и о них можно узнать заблаговременно. Но есть еще проверки внеплановые. Причины для их проведения могут быть различны, но чаще всего – это жалобы со стороны покупателей.

Роспотребнадзор может проверить:

  • Удостоверения личности всех сотрудников предприятия торговли, наличие у них медкнижек и трудовых договоров.
  • Любую документацию, относящуюся к торговой деятельности, плюс уставные документы.
  • Осмотреть торговые и складские помещения на предмет выявления нарушений санитарных норм.
  • Снять отчет на кассовом аппарате и проверить правильность ведения журнала кассира. Проверить соответствие наличности в кассе снятому отчету.

Полномочия сотрудников Роспотребнадзора широки:

  • Аттестация сотрудников на предмет знания правил, необходимых в деятельности продавца.
  • Проверка качество реализуемых товаров.
  • Составление предписаний об устранении выявленных нарушений.
  • Наложение административных взысканий, включая штраф.
  • Приостановление деятельности предприятия торговли.
  • Передача дела на рассмотрение в суд.

Работодатели должны помнить, что, если их сотрудник осуществляет торговую деятельность с нарушениями, они тоже несут за это равноценную ответственность.

Штрафы

Под несанкционированную торговлю попадает большое количество нарушений разной степени тяжести. Соответственно и наказания за такие правонарушения предусмотрены различные. К лицам, совершающим противоправные действия в этой сфере, могут быть применены следующие виды ответственности:

  1. Административная. Наиболее распространенная. Предполагает наложение штрафных санкций.
  2. Налоговая. Возможна при отсутствии регистрации в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.
  3. Уголовная. Наступает, если несанкционированными действиями продавцы нанесли крупный ущерб государству или иному лицу.

Административное наказание за несанкционированную торговлю на улице для физических лиц и организаций

К различным уличным торговцам, как правило, применяют ст. 14.1 КоАП РФ, которая предусматривает взыскание за ведение торговли без получения разрешения или в неположенном месте. В таком случае на продавца налагается штраф в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. Большинство дел рассматривает мировой судья.

Если торговля ведется товаром, который подлежит обязательному лицензированию, а разрешение отсутствует, штраф увеличивается. Он составит от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб. При этом реализуемую продукцию могут конфисковать. Такие штрафы предусмотрены для физических лиц.

Если контролирующие органы установят, что в торговле без разрешения виновато должностное лицо, на него наложат штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

При условии, что торговлей без разрешения занимается юридическое лицо, его ждет штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Протокол о нарушении и изъятии товара составляется сотрудниками контролирующего учреждения на месте правонарушения (ст. 28.3 КоАП РФ).

В регионах разрабатываются местные нормативы ведения уличной торговли и устанавливаются штрафные санкции за их нарушение. На такие нормы тоже необходимо ориентироваться.

Ответственность за торговлю алкоголем без разрешения

Продавать спиртосодержащую продукцию в России могут только юрлица. ИП имеют право на реализацию пива. Основные запреты, связанные с реализацией алкогольной продукции изложены в ст. 16 ФЗ РФ № 171 (от 22.11.1995). Наказание за нарушение, как правило, назначается административное. Алкогольную продукцию однозначно изымут. Деятельность продавца могут и приостановить. Все будет зависеть от суммы ущерба.

Налоговые взыскания

Если проверка выявит, что продавец торгует, не встав предварительно на учет в ФНС, на него налагают взыскание согласно ст. 116 НК РФ. За деяние потребуется заплатить штраф в размере 10 % от полученного с торговли дохода. Итоговая сумма не должна быть менее 40 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Наказание по УК РФ для недобросовестных продавцов практикуется редко. Все потому, что для уголовного преследование необходимо наличие крупного ущерба, который причинен в результате торговой деятельности. Крупным признается урон от 1 млн. 500 тыс. руб.

Если факт будет доказан, районный суд может в отношении нарушителя применить следующие виды наказания согласно ст. 171 УК РФ:

  1. Наложение штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
  2. Обязательные работы сроком до 480 часов.
  3. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  4. Наложение ареста на срок до полугода.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Чтобы избежать наказания, следует торговую деятельность согласовывать и обязательно вставать на регистрационный учет. А огородникам продавать результат своего труда только в специально отведенных для этого местах.

Практика и основания привлечения лиц за несанкционированную торговлю на территории города Москвы

1. Лицо, осуществляющее на территории города Москвы несанкционированную торговлю (осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест), подлежит административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 11.13 КоАП г. Москвы.

На основании КоАП Москвы протокол и постановление о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.13 КоАП г. Москвы выносятся управой района города Москвы.

В соответствии с ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Вместе с тем, в настоящее время соглашение между МВД РФ и городом Москвой отсутствует. Таким образом, сотрудники ОМВД России по городу Москве не уполномочены выносить протоколы по ч. 1 ст. 11.13 КоАП г. Москвы.

В настоящее время сложилась практика, когда сотрудники выявляют несанкционированную торговлю и для привлечения виновного лица к ответственности, доставляют его в управу района, где выносится соответствующий протокол и постановление по ч. 1 ст. 11.13 КоАП г. Москвы. А также существует и обратная практика, когда работник управы выявляет несанкционированную торговлю и вызывает работника полиции для того, что бы последний истребовал документы у торговца и задержал его до составления протокола.

2. Учитывая, что доставить виновное лицо, осуществляющее торговлю в управу района не всегда возможно (например, после 17 часов 00 минут – до конца рабочего времени управы района или в выходной/праздничный день, или ночью и т.д.), то в настоящее время периодически используется следующий механизм пресечения правонарушения и привлечения лиц к административной ответственности:

В случае, если лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без надлежащим образом оформленных документом, сотрудник полиции в соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ выносит в отношении указанного лица протокол об административном правонарушении.

Согласно в ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Таким образом, для того, что бы вынести в отношении лица постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, сотрудник полиции должен доказать факт осуществления привлекаемым лицом именно предпринимательской деятельности. Таким доказательством будет являться ранее вынесенный протокол по ч. 1. ст. 14.1 КоАП РФ, а также вновь вынесенный протокол по ч. 1. ст. 14.1 КоАП РФ. Вынесение второго протокола подтверждает факт осуществления лицом предпринимательской деятельности, а соответственно, сотрудник полиции выносит в отношение лица постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1. ст. 14.1 КоАП РФ.

Как получить разрешение на торговлю на улице

kak_poluchit_razreshenie_na_torgovlyu_na_ulice.jpg

Похожие публикации

Специфика уличной торговли в том, что она ведется хозяйствующим субъектом только в специально отведенных для этого местах. Поэтому, на такой вид бизнеса нужно оформлять разрешение — рассмотрим, каким образом это сделать.

Разрешение на торговлю на улице: что это такое?

Торговля на улице — это реализация товара с использованием нестационарного торгового объекта (палатки, лотка, фудтрака, прилавка) на территории, находящейся в федеральной собственности, или принадлежащей муниципалитету.

Если участок принадлежит государству (собственность федеральная или субъекта РФ), то желающий на нем торговать субъект должен оформить разрешение на уличную торговлю в порядке, предусмотренном постановлением Правительства России от 29.09.2010 № 772. Такое разрешение представляет собой положительное решение собственника земли в лице управомоченного государственного органа по заявлению, которое направляет ему орган местного самоуправления.

Если территория принадлежит субъекту РФ, порядок размещения нестационарных торговых объектов на ней может регулироваться нормативом, принятым на уровне соответствующего региона/города федерального значения. Так, в российской столице порядок такого размещения регламентирован постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП. Он, как и приведенный выше федеральный нормативный акт, предусматривает подачу в управомоченный орган заявления на размещение объектов. Далее предполагается их оценка на предмет отсутствия нарушений по требованиям к такому размещению. Если данная оценка будет положительной, столичные власти выдают фактическое разрешение на размещение объектов уличной торговли.

Если же территория — муниципальная, то размещение на ней торговых объектов происходит в соответствии с нормативными актами, принятыми на уровне местной власти. Общераспространено оформление разрешений на нестационарную (мелкорозничную) торговлю, которая ведется на муниципальных участках.

Разрешение в случае его оформления муниципалитетом выдается по утвержденной им форме. Обычный срок его действия — 1 год. Во многих случаях муниципальными нормативными актами предусмотрено взимание платы за размещение объектов нестационарной торговли.

Рассмотрим далее, как получить разрешение на уличную торговлю на примере некоторых действующих норм, регулирующих выдачу подобных разрешений на муниципальном уровне.

Как получить разрешение на торговлю на улице

В самом общем случае хозяйствующий субъект (ИП или юрлицо) для получения разрешения на нестационарную торговлю направляет в соответствующий отдел администрации того муниципалитета, где планирует развернуть свои продажи, пакет документов:

1. Заявление по установленной форме.

В нем, как правило, отражаются:

  • ФИО ИП/наименование юрлица;
  • адрес, телефон хозяйствующего субъекта, ФИО руководителя;
  • ИНН КПП, иные идентификаторы предприятия и торгового объекта.

2. Приложения к заявлению, в т.ч.:

  • копия свидетельства о государственной регистрации предприятия/ИП или лист записи ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • копия паспорта ИП;
  • копия документа о постановке субъекта на налоговый учет;
  • если необходимо – копия лицензии на реализацию определенных товаров.

3. Документы по торговому объекту.

Например, если это киоск, то обязательным документом может быть план земельного участка, в котором отражены, не считая самого торгового объекта:

  • объекты капитального строительства;
  • сети коммуникации.

Далее администрация в течение установленного срока (обычно не более 30 дней) рассматривает заявление, а затем выносит решение по нему.

Может действовать правило, по которому муниципалитет, если два разных претендента подадут заявку на одну территорию, выбирает более раннего заявителя. Если в выдаче разрешения отказано, муниципальный орган власти должен разъяснить причины отказа (например, приложение 2 к постановлению Укромновского сельского поселения Симферопольского района Респ. Крым № 208 от 18.12.2015).

Торговое предприятие обязано вывешивать полученное разрешение на видном месте для покупателей (п. 2 Правил уличной торговли, утвержденных распоряжением Главы территориального управления Приморского района Санкт-Петербурга № 523 от 30.03.1999). При ведении уличной/нестационарной торговли у продавца, помимо полученного в муниципалитете разрешения, должны быть в наличии на рабочем месте в т.ч. следующие документы: если это наемный работник — копия трудового договора с торговым предприятием/ИП, личная медкнижка, договор на вывоз мусора, лицензия на право торговли для определенных видов продукции.

Не считая регламентации выдачи разрешений на нестационарную торговлю, муниципальные нормативы могут устанавливать и прочие условия ведения данного вида деятельности.

В разрешениях обычно не прописывается ограничений по типам реализуемых товаров: они могут быть как продовольственными, так и непродовольственными. Главное, чтобы их продажа не попадала под запреты, предусмотренные различными федеральными нормативными актами (например, это не должна быть реализация «санкционных» товаров).

Могут устанавливаться различные санитарные требования к продавцам на размещенной торговой точке. Как и, например, требования по документальному подтверждению качества и безопасности реализуемых товаров, соблюдению Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», правил пожарной безопасности и иных нормативов, которые муниципалитет подсчитает значимыми при организации торговли на принадлежащей ему территории.

Торговля на улице без разрешения: последствия

Следует отметить, что на федеральном уровне специальных норм, предусматривающих санкции за осуществление нестационарной торговли без разрешения муниципалитета, не установлено. Вместе с тем, такие санкции предусмотрены муниципальным законодательством.

Так, например, в соответствии со ст. 3.3 Областного Закона Ленинградской области № 47-ОЗ «Об административных правонарушениях», за ведение торговли в неотведенном для этого месте предусматривается штраф в размере от 1000 до 4000 рублей для ИП и должностных лиц организаций.

Суды признают подобные санкции, установленные на муниципальном уровне, правомерными (Решение Леноблсуда № 7-1059/2016 от 07.09.2016 по делу № 7-1059/2016, решение Ейского районного суда Краснодарского края № 12-27/2015 от 2 сентября 2015 г. по делу № 12-27/2015).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: