Поттер кормит

alt=»"Гарри Поттер" Джоан Роулинг — это в первую очередь хороший бизнес-проект, а потом уже весьма не дурное литературное произведение. Фото: Joel Ryan/Invision/AP» /> "Гарри Поттер" Джоан Роулинг - это в первую очередь хороший бизнес-проект, а потом уже весьма не дурное литературное произведение. Фото: Joel Ryan/Invision/AP

Каждый год в список не попадают наши писатели. Почему? Неужели у нас невозможно заработать писательским трудом? Возможно. И дело тут не в стоимости книги, а в ее тираже. В числе тех, у кого действительно хорошие тиражи книг, Дарья Донцова, Дина Рубина и Борис Акунин. Издатели не скрывают, что совокупный тираж книг Дарьи Донцовой сейчас составляет около 200 млн экземпляров. Но совокупный тираж книг Роулинг — 400 млн экземпляров, больше только у Библии.

Если ты только пришел в литературу, гонорар может составить тысяч 25 рублей, автору с именем могут и миллион заплатить. Так что большинству наших писателей приходится искать дополнительный заработок — преподавать, заниматься журналистикой, вести свой бизнес, писать сценарии к телефильмам, продавать права на книгу за границу.

Фото: Joel Ryan/ AP

Конечно, писатели из списка Форбс заработали не только продажей книг. Львиная доля доходов Роулинг — это продажа прав на экранизацию Поттерианы. А в прошлом году сюда еще добавилась киноадаптация книги "Фантастические твари и где они обитают" — у фильма был невероятный успех по всему миру. Еще некоторую сумму отчисляет Роулинг парк развлечений кинокомпании Universal, в котором есть аттракционы, посвященные Гарри Поттеру.

Еще один объективный фактор того, что иностранные авторы богатеют быстрее — все приведенные в списке писатели пишут на английском языке. Как известно, на английском говорят гораздо больше людей, чем на русском. Не всех российских авторов переводят на другие языки. Активно переводят Дину Рубину, Дмитрия Глуховского, Людмилу Улицкую. Но это капля в море по сравнению с мировыми тиражами той же Роулинг. Кроме всего прочего, "Гарри Поттер" — это хорошо раскрученный маркетинговый проект, в который вложены немалые средства. У наших издательств денег на такие проекты нет. Так что на то, что мы читаем, во многом влияют пиарщики и маркетологи.

Почему в списке самых богатых писателей нет россиян?

Олег Новиков, президент издательской группы "Эксмо-АСТ":

— Для того чтобы списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже, и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США. Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока не сопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Еще один важный фактор — существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга, — 4,5 тысячи экземпляров, эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30-50-100 тысяч экземпляров и больше. Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов. По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран, причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов.

Самые богатые писатели мира в 2016 году

Джоан Роулинг, доход за год $95 млн. Пьеса для бродвейской постановки "Гарри Поттер и проклятое дитя" стала самой продаваемой книгой 2016 года.

Джеймс Паттерсон ($87 млн). В 2016 году автор продал 9,5 млн книг. Сейчас готовится к выходу триллер, созданный Паттерсоном вместе с Биллом Клинтоном. Если у книги будет хорошая пиар-кампания в России, то у нас наконец узнают имя самого богатого писателя Америки.

Фото: Joel Ryan/Invision/AP, File

Джефф Кинни ($21 млн). "Дневник слабака" от Кинни стал бестселлером во всем мире, правда, не в России. Но немалый доход Кинни имеет от создания видеоигр.

Дэн Браун ($20 млн). После выхода "Кода да Винчи", за которого автор получил $260 млн, все его книги, уже вышедшие, и те, которые пока только готовятся к выходу, автоматически стали бестселлерами.

Стивен Кинг ($15 млн). Поразительная работоспособность приносит доход Кингу. А кроме того, любовь публики, что бы он ни написал. В прошлом году любители Кинга скупали его 55-й роман "Пост сдал".

Джон Гришэм ($14 млн). Его "Информатор" стал одним из самых продаваемых в 2016 году.

Нора Робертс ($14 млн). Доход принесла писательнице серия детективов "Следствие ведет Ева Даллас".

Пола Хокинс ($13 млн). Британский автор заработала на экранизации "Девушки в поезде". Говорят, что кинокомпании уже стоят в очередь, чтобы купить права на следующий бестселлер.

Э.Л. Джеймс ($11,5 млн). Автор заработала на экранизации второй части романа "Пятьдесят оттенков серого". В мировом прокате фильм собрал $379 млн.

Даниэла Стил ($11 млн). Дела у королевы женского романа сейчас идут не самым лучшим образом. Но в прошлом году у нее вышло шесть книг, которые и принесли немалый доход.

5 самых богатых писателей 2018 года

Фото: Brian Cahn/Globallookpress

Превратить свои литературные опусы в источник стабильного дохода удается далеко не всем. Часто за изданную книгу писатели получают лишь символические гонорары. И все же некоторые авторы могут похвастаться доходами в десятки миллионов долларов. В декабре журналисты Forbes ​подсчитали заработок самых популярных авторов до вычета налогов за период с июня 2017 по июнь 2018 года и определили 10 лидеров, заработавших больше $10 млн. Суммарные продажи их произведений превысили $200 млн. Места с 10-го по 6-е заняли Э. Л. Джеймс, Рик Риордан, Нора Робертс, Даниэла Стил, Майкл Вольф и Дэн Браун. Места с 5-го по 1-е заняли следующие авторы.

Джефф Кинни: $18,5 млн

Американский писатель-карикатурист Джефф Кинни стал знаменитым благодаря серии детских книг «Дневник слабака». Главный герой — мальчик Грег Хеффли, которому катастрофически не везет. Он ведет дневник, в котором описывает каждый свой день. Истории подростковой жизни дополняются карандашными иллюстрациями. Работа над первой книгой, в основу которой легли детские воспоминания Кинни, заняла восемь лет. Изначально эта история предназначалась для взрослых читателей, но редактор переубедил автора изменить концепцию. Что и принесло произведениям Кинни успех.

Фото: Petra Schanberger/Globallookpress

С 2007 года свет увидели 12 частей «Дневника», четыре из которых были экранизированы. В одном из фильмов Джефф Кинни даже исполнил роль второго плана. Сегодня его книги переведены на 50 языков, а их тираж превышает 200 млн экземпляров. По словам писателя, сложнее всего было переместиться в сознание школьника и вспомнить, как мыслит ребенок. Самые строгие критики писателя — его сыновья Уилл и Грант. Когда-то отец вместо сказки на ночь читал им новую историю из жизни Грега. Сегодня Джефф Кинни не только писатель, но и разработчик видеоигр и онлайн-игры Poptropica. Кроме того, вместе с женой Джулией он владеет небольшим книжным магазином и кафе An Unlikely Story.

Джон Гришэм: $21 млн

Другой популярный американский писатель когда-то был успешным адвокатом. Он жил в городке Саутхэвен и работал по 60–70 часов в неделю. На одном из заседаний в 1984 году присяжные рассматривали дело об изнасиловании двух темнокожих девочек. Показания 12-летней жертвы так заинтриговали Гришэма, что на их основе он три года спустя написал свой дебютный роман «Пора убивать». Книга получила скромный отклик, но это не остановило писателя. Его вторая работа стала бестселлером. За пару лет было продано 1,5 млн копий романа «Фирма», а компания Paramount Pictures выкупила права на его экранизацию за $600 тыс. Главную роль в фильме исполнил Том Круз.

Фото: John Barrett/Globallookpress

После успеха «Фирмы» Гришэм оставил карьеру юриста и стал издавать каждый год по новой книге. Девять из них заинтересовали Голливуд, в том числе «Пора убивать». В экранизации романа сыграли Мэттью Макконахи, Сэмюэл Л. Джексон, Сандра Буллок. Сегодня Джона Гришэма называют королем судебного триллера — в этом жанре создана большая часть его книг. Он мастерски использует приобретенные когда-то юридические знания и приемы. Работа над каждым романом занимает у писателя примерно полгода. Сегодня он активно занимается благотворительностью, борется за права несправедливо осужденных и болеет за любимые бейсбольные команды.

Стивен Кинг: $27 млн

«Король ужасов» попробовал себя в писательском деле еще в семь лет. Все началось, когда он залез на чердак и нашел там целую коробку ужастиков и фантастической литературы. В 12 лет Стивен Кинг вместе с братом стал издавать собственную газету. Ее распространяли среди соседей и родственников. Немного позднее он приступил к созданию первых рассказов. Поворотный момент в творчестве Кинга случился в 1971 году. Тогда он начал писать роман «Кэрри», который посчитал неудачным и даже выбросил его черновики. Смятые листы нашла жена Кинга. Она уговорила его закончить книгу. В результате «Кэрри» принесла писателю славу и первый крупный гонорар.

Читайте также  Лицензия чоп нового образца

Фото: Nancy Kaszerman/Globallookpress

Сегодня Кинг — обладатель множества престижных наград и автор 56 романов, 200 рассказов и 5 научно-популярных книг. Кинг давно установил для себя творческий минимум: он не останавливается, пока не напишет хотя бы 2 тысячи слов в день. В прошлом году в США было продано 2,7 млн его книг. При этом основная часть доходов пришлась на продажи романа «Оно». Интерес к книге 1986 года оживила экранизация 2017 года. При бюджете $35 млн фильм аргентинца Андреса Мускетти собрал в прокате более $700 млн. Эту ленту признали самой кассовой среди классических фильмов ужасов в мировой истории.

Джоан Роулинг: $54 млн

Книги о Гарри Поттере стали самыми продаваемыми в Великобритании и разошлись по миру в количестве 500 млн экземпляров. Кроме того, романы легли в основу кинофраншизы. В 1998 году права на экранизацию первых двух книг купила компания Warner Brothers. Именно Роулинг настояла на том, чтобы съемки проходили в Англии, а все роли исполняли ее соотечественники. В дальнейшем писательница сама утверждала сценарии фильмов и стала продюсером двух заключительных частей. Последний роман поттерианы вышел в 2007 году. Только за первые сутки было продано более 11 млн его копий.

Фото: Hubert Boesl/Globallookpress

С тех пор доходы писательницы стали ниже. И все же Роулинг неплохо зарабатывает на парках развлечений, созданных по мотивам ее книг. Часть доходов приносит пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя» и поставленный по ней спектакль, который показывают в Лондоне и Нью-Йорке. Другой источник прибыли — франшиза «Фантастические твари и где они обитают», рассчитанная на пять фильмов. Кроме того, в сентябре Роулинг выпустила роман «Смертельная белизна», продолживший серию книг про частного детектива Страйка. Кстати, свое первое произведение писательница создала в шесть лет. Это была сказка про кролика, который заболел корью.

Джеймс Паттерсон: $86 млн

Американец Джеймс Паттерсон возглавляет список самых богатых писателей уже в десятый раз. Кроме того, он входит в Книгу рекордов Гиннесса как автор, создавший беспрецедентное количество бестселлеров. А ведь когда-то печатать его дебютный роман отказалось 31 издательство. Тогда Паттерсон работал в рекламном агентстве. Там он добился больших успехов и несколько лет совмещал карьеру рекламиста с писательской деятельностью. В 1993 году Паттерсон выпустил роман «И пришел паук». Именно в нем впервые появляется судебный психолог Алекс Кросс. В дальнейшем он стал центральным героем самой продаваемой в США серии детективов.

Фото: Debby Wong/Globallookpress

Успех романа во многом определила рекламная кампания, умело организованная самим автором. Сегодня его работы проданы общим тиражом более 300 млн экземпляров. Интересно, что на одну книгу у Паттерсона уходит всего около месяца. Дело в том, что сам он не пишет, а лишь обрисовывает сюжет и персонажей будущих романов. Такое описание обычно занимает 60–80 страниц. А для создания текста он нанимает писателя. В результате соавтор получает приличный гонорар, а Джеймс Паттерсон — готовую книгу. За это многие коллеги критикуют его и считают скорее прибыльным брендом, чем художником. Как бы то ни было, читатели Паттерсона любят. Только в США они уже купили 660 тысяч экземпляров его новой июньской книги «Президент пропал».

Сколько зарабатывали известные писатели в СССР и царской России

Писатели и поэты — это властители людских дум. По крайней мере, в прошлую эпоху, когда человечество еще не было знакомо с кино, телевидением и интернетом, данное утверждение было верным на 100%. Создавать произведения, которыми зачитываются миллионы людей на протяжении десятков или даже сотен лет — это редкий и уникальный дар. Вполне возможно, что и финансовые доходы этих одаренных личностей также значительно превосходили заработок среднестатистического человека.

Так это на самом деле или нет, мы и рассмотрим в нашей статье.

И.С. Тургенев

тургенев

Одним из самых высокооплачиваемых писателей второй половины XIX века был классик русской литературы, автор романов «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев. В разные периоды своей карьеры получал от 300 до 600 рублей за один авторский лист. Для сравнения: В.И. Далю, автору «Толкового словаря живого великорусского языка», издатели платили всего 75 рублей за лист.

Что такое авторский (печатный) лист? Это текст объемом примерно в 40 000 знаков без пробелов. В среднем в одной книге около 14 авторских листов. Например, за роман «Дворянское гнездо» Иван Сергеевич получил гонорар в 4 000 рублей. Объем этого произведения — 10 печатных листов.

4 000 рублей — это много или мало для россиянина XIX века? Мелкий государственный служащий получал в то время около 400 рублей в год. Оклад губернатора был равен 1 000 рублей в месяц. Квалифицированный мастер на заводе зарабатывал 40-50 рублей в месяц, обычный рабочий — около 25 рублей, низко квалифицированный рабочий — 10-15 рублей. Годовой доход кучера составлял примерно 400 рублей (33 рубля в месяц). Получается, что за издание одного романа И.С. Тургенев заработал столько, сколько кучер или начинающий чиновник за — 10 лет.

Что можно было купить на эти деньги? Высокопоставленный государственный служащий в царской России на 6 000 рублей мог содержать свою семью целый год. Аренда одноэтажного дома в Москве в то время стоила 2 000 рублей в год (166 рублей в месяц). Трехкомнатную квартиру в доходном доме в XIX веке можно было снять за сумму от 10 рублей в месяц. Чтобы купить полдома в Хамовниках (в Москве), нужно было заплатить 12 000 рублей (для этого пришлось бы написать 3 романа).

Полный комплект мужской одежды (включая белье, сапоги и картуз) можно было приобрести за 9 рублей 55 копеек. Именно за такую сумму друзья одели Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Булка хлеба в пекарне в то время стоила 10-20 копеек, корова — 15 рублей.

Сколько сумма, заплаченная за издание одного романа в XIX веке, составляла бы сейчас в пересчете на наши деньги? Один рубль в царской России по покупательной способности был равен примерно 850-ти современным. Сумма в 4 000 дореволюционных рублей в переводе на сегодняшние деньги — это приблизительно 3 400 000.

Классик литературы и мастер словесности И.С. Тургенев не являлся бедным человеком. А в конце жизни он продал права на свои произведения издателю А.И. Глазунову за внушительную сумму 80 000 рублей.

А.С. Пушкин

пушкин

Великому русскому поэту, который начал свою творческую деятельность раньше Тургенева, книгоиздатели платили еще больше. Так, за первое издание романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкин получил рекордную для того времени сумму — 12 000 рублей (больше 10 миллионов в современных деньгах). Всего за 17 лет творческой жизни издатели заплатили поэту около 200 000 рублей (170 миллионов в переводе на современные реалии).

К несчастью, Александр Сергеевич был одержим страстью к карточным играм. В порыве азарта он проигрывал в карты целые главы «Евгения Онегина». Самый крупный разовый проигрыш поэта — 25 000 рублей. Поэтому после своей гибели гениальный литератор оставил не внушительное состояние, а огромные долги — около 120 тысяч. Задолженность поэта перед кредиторами впоследствии была покрыта из государственной казны по указу императора Николая I.

Н.В. Гоголь

гоголь

Николай Васильевич Гоголь — еще один классик русской литературы — не имел аристократического происхождения. Поэтому издатели оценивали его труд значительно ниже. Например, после публикации пьесы «Ревизор», которую до сих пор изучают в российских школах, Гоголь получил всего 970 000 рублей в пересчете на современные деньги.

За выход первого издания сочинений в 4-х томах Николаю Васильевичу пообещали заплатить 4 000 рублей (около 3,4 миллиона по сегодняшнему курсу). Однако эти деньги до писателя не дошли. Гоголь подозревал, что причитающийся ему гонорар забрал двойник. Подлинная причина невыплаты денег так и осталась неизвестной.

В последние годы жизни Гоголь отошел от писательской деятельности и погрузился в православную мистику. Умер великий писатель в бедности. После смерти стоимость всех его личных вещей была оценена всего в 44 рубля. Впрочем, незадолго до кончины Николай Васильевич передал в помощь студентам Московского университета 2 500 рублей (то есть больше 2 миллионов современными деньгами).

Ф.М. Достоевский

достоевский

Труд Достоевского книгоиздатели также оценивали ниже, чем, например, романы Тургенева (хотя писатели творили в одно и то же время). В начале своей деятельности Федор Михайлович за один авторский лист получал от 125 до 200 рублей. К концу карьеры, когда шла работа над «Братьями Карамазовыми», Достоевскому стали платить по 300 рублей за лист (расценки Тургенева доходило до 600). За издание романа «Идиот» Федор Михайлович получил 7 000 рублей (около 5 800 000 по сегодняшнему курсу).

Известно, что Достоевский, как и Пушкин, страдал зависимостью от азартных игр. В отличие от Александра Сергеевича, автор «Преступления и наказания» не любил карты. Достоевский был увлечен рулеткой, в которую играл в казино на курортах в Германии. Там он часто полностью проигрывал все свои деньги. Однако Федор Михайлович сумел преодолеть свою страсть. В последний раз он играл в рулетку в 1871 году (не стало писателя в 1881-ом).

Читайте также  Где можно взять кредит под залог квартиры?

Среднегодовой доход Достоевского составлял примерно 8-10 тысяч рублей (от 6 до 8 миллионов рублей в пересчете на современные деньги). На эти средства писатель мог жить, ни в чем себе не отказывая. Зарабатывал все эти деньги Федор Михайлович исключительно литературным творчеством.

Л.Н. Толстой

толстой

Еще один великий русский писатель — граф Лев Николаевич Толстой — в разные периоды своей деятельности получал за свой труд разное вознаграждение. В 1850-е годы труд молодого литератора издатели оценивали в 100 рублей за печатный лист (Тургенев тогда получал по 400). Через 20 лет расценки за произведения этих писателей сравнялись: им обоим платили по 600 рублей за лист. В 1890-е годы Лев Николаевич стал самым высокооплачиваемым русским писателем. Издатели стали ему платить по 1 000 рублей за авторский лист.

За роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстой получил рекордный для России гонорар. Издатель Катков заплатил ему 20 000 рублей, причем деньги были выданы авансом. Впоследствии над произведением писатель работал 4 года.

В 80-90-е годы XIX века Л.Н. Толстой отошел от литературного творчества. Он углубился в изучение богословия, создал свое оригинальное духовное учение на основе христианства, занимался просветительством и организацией народных школ. Читатели уже отчаялись увидеть новые произведения автора. За свою очередную книгу, написанную после длительного перерыва — роман «Воскресение» — Лев Николаевич получил еще большую сумму, чем за «Анну Каренину» — 21 915 рублей. Эти деньги граф передал религиозной секте духоборцев, чтобы помочь им эмигрировать в Канаду.

М. Горький

горький

Максим Горький — писатель пролетарского происхождения. В 90-е годы XIX века его труд книгоиздатели ценили не высоко. Молодой литератор получал скромные 150 рублей за один печатный лист. Однако в начале XX века произведения Горького о тяжелой жизни низших слоев общества в России оказались очень востребованы. Гонорары автора взлетели. Он стал самым высокооплачиваемым писателем в России с оплатой 1 200 рублей за лист (ему платили больше, чем Толстому).

В этот период времени писатель из народа увлекся коллекционированием редкостей. Он стал собирать монеты, медали, драгоценные камни, пил дорогие французские вина, ездил на курорты Италии. Значительные средства М. Горький выделял на помощь партии большевиков.

Сколько зарабатывали писатели во времена СССР

В Советском Союзе материальное благополучие человека, принадлежавшего к элите (политической, научной или культурной) выражалось не столько в размере денежного вознаграждения, сколько в близости к системе распределения дефицитных благ. Литераторы, приближенные к власти, получали от государства просторные квартиры в элитных домах, дачи в закрытых поселках (например, в Переделкино), путевки в привилегированные санатории, которые были недоступны для рядовых граждан.

Однако и финансовые доходы советских писателей, придерживавшихся правильных идейных позиций, по сравнению с доходами обычных людей были большими. Фиксированной зарплаты у литераторов в СССР не было. Им платили за издание произведений, переводы с иностранных языков, выступления перед читателями. Но в случае наступления нетрудоспособности члену Союза писателей в 30-е годы прошлого века выплачивали пособие в размере 1 000 рублей в месяц. Для сравнения скажем: средняя зарплата в Советском Союзе в то время составляла 271 рубль.

сколько зарабатывали писатели раньше

О том, какие суммы получали советские литераторы, можно узнать из письма Фадеева и Суслова Сталину, написанного ими в 1949 году. Этот документ называется «О серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений». В нем рассказывается, сколько советским писателям и композиторам платили процентами от сборов во время исполнения их творений. Так, например, драматург Барянов в 1949 году получил отчислений на сумму 920 тысяч рублей, Софронов — 642 тысячи, братья Тур — 759 тысяч. Писателю К. Симонову за 4 года было перечислено 2 500 000 рублей.

Единственный, кто оставил значительный след в русской литературе из всех выше перечисленных авторов — это К.М. Симонов. Произведения же остальных раньше высокооплачиваемых советских литераторов давно забыты. Чтобы понять всю абсурдность сложившейся ситуации, следует отметить: средняя зарплата в СССР в 1950 году составляла 646 рублей в месяц. Стоимость элитного автомобиля «Победа» в то время была всего 16 000 рублей.

После получения письма Фадеева высшее партийное руководство Советского Союза пересмотрело подход к вознаграждению труда авторов. Однако доходы писателей все равно оставались высокими (по сравнению с оплатой труда простых граждан).

Так, писатель С. Довлатов, в 1978 году эмигрировавший в США, вспоминает следующее. Как-то раз он ради денег написал рассказ на 2 авторских листа на производственную тему. Главными героями этого небольшого произведения были наивный неопытный журналист и передовой рабочий. На создание идейно правильного рассказа автор потратил одну неделю. За этот труд Довлатов получил вознаграждение в 1 000 рублей (по 200 рублей в день, 25 рублей в час). Столько, по его предположению, не зарабатывали даже «полковники в КГБ», не говоря уже об обычных людях.

Однако если творчество автора, по мнению руководителей государства, было вредным или даже носило антисоветский характер, его ожидали серьезные неприятности. Такого литератора могли исключить из Союза писателей. Журналам и книжным издательствам запрещали публиковать его произведения. В этом случае писатель полностью лишался средств к существованию.

Подобной каре подвергся, например, автор-сатирик М. Зощенко. В его безобидной сказке «Приключения обезьяны» тогдашнее руководство СССР усмотрело мысль, что мартышка может быть воспитаннее некоторых советских граждан.

Зощенко (вместе с Ахматовой) был исключен из Союза писателей. В течение нескольких лет Михаил Михайлович жил в нищете. Он подрабатывал переводами и тем, что чинил людям обувь (профессию сапожника писатель освоил еще в молодости). Однако денег на жизнь ему все равно не хватало.

Вот так по-разному складывались судьбы писателей, чьи книги мы читаем до сих пор.

У каких советских писателей был самый высокий гонорар

Жизнь творческой элиты в Советском Союзе всегда была овеяна массой мифов и догадок. Считалось, что известные писатели зарабатывают баснословные суммы за свои произведения, живут «на широкую ногу» и ни в чем себе не отказывают. В действительности все было немного сложнее: размеры гонораров сильно отличались в зависимости от статуса, опыта и политических воззрений литераторов, а налоги со своих зарплат писатели платили куда более высокие, чем простые граждане СССР.

Из чего складывался гонорар

Главное отличие в системе оплаты писательского труда в Советском Союзе и в наши дни заключается в том, что в СССР платили за авторский лист, а в современной России выплачивают потиражные – то есть, умножают отпускную цену книги на ее тираж. Гонорары в СССР были разными, в среднем от 250 до 800 рублей за авторский лист. Отличались они в силу разных обстоятельств. В 1936 году Союз писателей предоставил статистику, согласно которой 2 660 писателей получали в месяц по две тысячи рублей – сумма, надо сказать, довольно серьезная. Однако реальные доходы определить трудно, поскольку у литературных деятелей часто бывало сразу несколько источников дохода. Подрабатывали переводами и преподаванием гуманитарных дисциплин, а также устраивались на предприятия и в государственные учреждения. Кроме того, в советское время считалось обязательным отдавать часть гонораров и премий в фонды и подписываться на ежегодные государственные займы. Этот факт серьезно влиял на бюджет литераторов.

Порядок выплаты гонораров время от времени менялся. Например, в 1934 году в Литературной газете вышла соответствующая статья. Для авторов создавалась поощрительно-премиальная система. Ее смысл заключался в том, что после выхода книги из печати и ее оценки комиссией писателю могли выплатить дополнительный гонорар. Кроме того, поощряли тех литераторов, кто досрочно сдавал рукописи, выступал за снижение себестоимости своих книг, а также качественно оформлял свое произведение. А вот те писатели, которые не успели сдать работу в срок, наоборот привлекались к ответственности вплоть до судебных разбирательств.

Советский писатель Борис Пильняк в начале 1930-х утверждал, что по доходам принадлежит к двадцати самым обеспеченным писателям своего времени. Так он описывал свой бюджет: «Я зарабатываю моими книгами 3 200 руб. в месяц. Мой бюджет состоит из мелких работ, которые, в общем, отнимают 50 проц. всего времени. Я пишу в „Известия“ и в „Вечерку“, но не потому, что это меня удовлетворяет. Если я хочу начать какую-то большую работу, то я должен написать ряд предварительных и ненужных произведений. Я скажу о своем бюджете: я получил 3 200 руб., как я уже сказал. Из них — 1 200 подоходный налог, 500 руб. учеба детей и моя, 200 руб. книги, 200 руб. автомобиль, 200 рублей трамвайные разъезды моей семьи, а там — питание». Однако большинство литераторов все же не могли обеспечить семью, занимаясь лишь творческой деятельностью. Одной из причин тому были высокие налоги. К концу 1930-х годов их резкий рост коснулся, в основном, писателей и поэтов, а других деятелей культуры подобная участь миновала. К примеру, известный поэт В. Лебедев -Кумач со своих доходов был вынужден платить налог в 48,25%, а артисты театров при таком же заработке платили всего лишь шестипроцентный налог.

Читайте также  Пакет документов для получения лицензии на алкоголь

Самые богатые и знаменитые

В обществе упорно ходил слух о несметных богатствах писателей. К некотором из них напрямую обращались за материальной помощью незнакомые люди. Михаил Булгаков описал такой случай. Однажды утром в его квартире зазвонил телефон, и мужской голос обратился к писателю: «Товарищ Булгаков , мы с вами не знакомы, но, надеюсь, это не помешает вам оказать услугу. Вообразите: только что, выходя из пивной, я разбил свои очки в золотой оправе! Я буквально ослеп! При моей близорукости. Думаю, для вас не составит большого урона дать мне сто рублей на новые окуляры?» Удивленный Булгаков молча повесил трубку, однако через минуту незнакомец позвонил вновь: «Ну, если не с золотой оправой, то на простые-то очки можете?»

Нужно отметить, что материальное благополучие писателей в СССР выражалось не только в размере гонорара, но и в доступе к различным дефицитным вещам и формам досуга. Близкие к власти литераторы, лауреаты Сталинских премий разных степеней, получали квартиры в престижных районах, дачи в закрытых поселках (яркий пример – Переделкино), путевки в санатории. Были те, кого сегодня однозначно назвали бы звездами. Среди таких литературных деятелей – Константин Симонов . Однажды за четыре года работы поэту было перечислено 2,5 миллиона рублей. Для понимания масштаба – самый дорогой элитный автомобиль «Победа» стоил тогда 16 тысяч.

Другим богатым писателем советской эпохи являлся Сергей Михалков . Как автор произведений он получал не такие большие гонорары (например, за написание текста советского гимна ему выплатили всего 500 рублей), но главной статьей его дохода были крупные потиражные выплаты. Сборники с произведениями Михалкова многократно переиздавались как в СССР, так и за рубежом, а писатель был удостоен трех Сталинских и одной Ленинской премии. Считалось, что Михалков был одним из немногих официальных советских миллионеров.

Наконец, нельзя не упомянуть Михаила Шолохова , который обрел не только мировую славу, но и являлся довольно обеспеченным человеком. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию , а вместе с ней – 150 тысяч шведских крон (в переводе на рубли – около 225 тысяч). Кроме того, получил писатель и Сталинскую премию с вознаграждением в размере 100 тысяч рублей. За «Поднятую целину» Шолохову выдали Ленинскую премию и денежное поощрение поскромнее – 7,5 тысяч. Дополнительный доход Михаил Шолохов также имел за издание своих произведений на разных языках. Тем не менее современники Шолохова утверждали, что писатель не купался в богатстве и предпочитал вести скромный образ жизни. Односельчанин писателя И. Манский говорил: «Никаких особых денег у него не было. Премии свои он отдавал. А сколько всяких просителей шло к нему в дом! Особенно после войны. И, надо сказать, помогал он многим. И деньгами, и одежонкой. А то, что во дворе у него видели, так все больше дареное».

Гонорары «неблагонадежных»

Материальное благосостояние писателей во многом зависело и от их отношений с властью. Ситуации при этом бывали разные. Так, Сергей Довлатов , в 1978 году эмигрировавший в США , вспоминал, что гонорары ему платили солидные, если произведения были «идейно правильными» и затрагивали производственную тему. На один такой рассказ он потратил одну неделю, а гонорар получил в размере 1000 рублей. Сам Довлатов был уверен, что таких денег не получают даже сотрудники органов госбезопасности, а уж тем более – простые рабочие. В то же время он прекрасно отдавал себе отчет в том, что за «антисоветские» произведения не только не платили гонораров, но и могли исключить из Союза писателей. Тогда литератор фактически лишался средств к существованию.

Журналы и книжные издательства не публиковали произведения «запрещенных» писателей. Так случилось с Михаилом Зощенко , который в начале 1950-х оказался «в опале». Сатирическая сказка «Приключения обезьяны» не понравилась цензурному комитету – критики посчитали, что писатель выставляет советских людей глупее мартышки. Зощенко исключили из Союза писателей и перестали платить гонорары. В течение нескольких лет писатель зарабатывал на жизнь иными способами: например, переводил иностранные тексты и даже чинил знакомым обувь.

Самые богатые писатели России

Писателем может называть себя каждый, кто написал и издал хоть одну книгу. Однако зарабатывать с помощью своих произведений миллионы удается не всем. Журнал Forbes составил рейтинг самых успешных писателей 2018 года, которые вместе продали больше 24 млн книг на 283 млн долларов. На чем же заработали свои миллионы самые богатые писатели мира?

1. Джеймс Паттерсон, бывший рекламщик – 86 млн долларов

Американский писатель уже 10-й раз за последние 20 лет становится лидером рейтинга. Когда Паттерсон только начинал писать, его первый роман не взяли в 31 издательстве. Но он продолжал писать и параллельно работал рекламщиком, и когда издал роман «И пришел паук», то сам разрекламировал его так, что о Паттерсоне узнал весь мир. В этом романе впервые появился герой Алекс Кросс, который принес писателю наибольшую популярность.

На сегодняшний день в мире уже продано около 300 млн экземпляров книг Паттерсона. Он издает книги, казалось бы, с молниеносной скоростью. Одну книгу он пишет всего месяц, а точнее он только придумывает сюжет и персонажей. А для написания книги он нанимает другого писателя. В 2019 году заработки Паттерсона еще больше вырастут благодаря книге «Президент пропал», которую он выпустил вместе с Биллом Клинтоном. Уже продано более миллиона экземпляров.

2. Джоан Роулинг, книги о Гарри Поттере – 54 млн долларов

Автор «Гарри Поттера» оказалась на второй позиции, при том что в 2017 году Роулинг заработала 95 млн долларов и даже обошла Паттерсона.

Но доходы Роулинг стремительно падают, когда она не выпускает новых книг. Хотя и в «затишье» она неплохо зарабатывает благодаря тематическим паркам и спектаклям «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Также романы Роулинг легли в основу кинофраншизы, которая рассчитана на 5 фильмов.

3. Как пишет Стивен Кинг? – 27 млн долларов

А вот «король ужасов» в прошлом году заработал миллионы в основном благодаря фильму «Оно», который был снят по его одноименному роману и собрал более 700 млн долларов при бюджете в 35 млн.

Стивен Кинг уже написал 56 романов, более 200 рассказов и 5 научно-популярных книг. Такое огромное количество произведений «король ужасов» создал благодаря простому правилу, которому он следует уже не один год: каждый день писать как минимум 2 тысячи знаков.

4. Джон Гришэм, адвокат – 21 млн долларов

Гришэм получил юридическое образование и работал адвокатом, даже не думая о карьере писателя. Но когда на одном из заседаний суда он услышал показания двух 12-летних девочек, которые пережили изнасилование, Гришэм решил, что должен написать об этой истории книгу. Через три года вышел его роман «Пора убивать», который не вызвал ажиотажа.

Но это не остановило Гришэма, и следующий его роман «Фирма» стал бестселлером. По его сюжету сняли фильм с Томом Крузом в главной роли. После такого неимоверного успеха Гришэм поставил себе цель выпускать по одной книге в год и ничуть не пожалел, что оставил адвокатскую деятельность.

5. Джефф Кинни – 18,5 млн долларов

Американский писатель-карикатурист стал популярным благодаря серии детских книг «Дневник слабака», где главный герой, мальчик Грег, записывает в дневник все свои неудачи. Всего Кинни написал 12 частей «Дневника», хотя на написание первой части у него ушло 8 лет, и он изначально писал его для взрослых. Но когда редактор взглянул на сюжет книги, то предложил Кинни немного изменить концепцию. Писатель согласился и не пожалел об этом, ведь его книги читают на 50 языках, а 4 части «Дневника слабака» уже экранизировали. Интересно, что в одной из них автор исполнил роль второго плана. Сейчас Кинни занимается не только написанием книг, он разрабатывает видеоигры и онлайн-игры, а также открыл небольшой книжный магазин.

Другие писатели рейтинга Forbes

Вторая половина списка богатых писателей по версии журнала Форбс выглядит так:

6. Дэн Браун – 18,5 млн

7. Майкл Вулф — 13 млн

8. Даниэла Стил — 12 млн

9. Нора Робертс —12 млн

10. Э. Л. Джеймс – 10,5 млн

Доходы последних четырех участников рейтинга различаются не так сильно, как у лидеров десятки.

Самые богатые писатели России

По сравнению с самыми богатыми писателями в мире, доходы российских кажутся копеечными. Например, Дарья Донцова зарабатывает около 2 млн долларов в год. Второе место занимает Борис Акунин с доходами от продажи книг чуть меньше 2 млн долларов.

Третье место разделили между собой Татьяна Устинова и Александра Маринина. Они зарабатывают примерно по 1 млн долларов в год.

Возможно, чтобы попасть в рейтинг самых богатых писателей современности, российским прозаикам надо писать детективы и любовные романы на английском языке, которые в 2018 году принесли миллионные доходы лидерам мирового рейтинга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: