Где проверить лицензию на образовательную деятельность? Реестр образовательных учреждений

диплом вуза действителен с лицензией

Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.

Что такое Реестр образовательных учреждений?

Что такое Реестр образовательных учреждений

Designed by rawpixel-com/Freepik

Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.

Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.

Почему так важно, чтобы учреждение было в реестре?

Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).

Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.

Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально.

Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.

Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.

Нужна ли лицензия для обучения по программам ДПО?

Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:

Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.

Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.

Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?

На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.

Поэтому информацию нужно периодически проверять.

Как проверить лицензию на образовательную деятельность?

Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:

    номер лицензии;

дата выдачи документа;

организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);

в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).

Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.

Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора

Зайдите на официальный сайт Рособрнадзора.

В разделе «Государственные услуги и функции» выберите «Государственные услуги».

В левой колонке нажмите «Лицензирование образовательной деятельности».

Войдите в раздел «Сводный реестр лицензий».

В поисковую строку введите информацию, которой располагаете: номер лицензии, ИНН, название образовательной организации, или любую другую: субъект, орган, выдавший лицензию, дату выдачи. В результате появится информация о состоянии лицензии.

Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, или аннулирована; приостановлена полностью или частично.

Лицензия не действует, или аннулирована. В этом случае образовательная организация НЕ ИМЕЕТ права набирать новых абитуриентов, выдавать дипломы об образовании и вести образовательную деятельность. Фактически – вуз (ссуз, учебный центр) должен прекратить работу;

Лицензия приостановлена полностью или частично. Это означает, что организация не имеет права набирать новых абитуриентов, но может заниматься работой, которая не связана с учебным процессом, пока суд не примет решение: восстановить лицензию или аннулировать её окончательно.

Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.

Необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.

Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?

Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.

Какие бывают реестры образовательных учреждений?

Какие бывают реестры образовательных учреждений

Designed by gpointstudio/Freepik

В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:

Реестром аккредитованных образовательных организаций,

Реестром лучших вузов страны,

Национальным Реестром «Ведущие образовательные учреждения России» и т.д.

Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.

Лицензия на образовательную деятельность: что это, как проверить и почему она важна

Лицензирование — обязательное условие для любой образовательной организации, которое гарантирует качество и полноту полученных знаний, дает возможность воспользоваться налоговыми льготами, а также обеспечивает безопасность учебного процесса.

Лицензия на образовательную деятельность: что это, как проверить и почему она важна

Что такое лицензия на оказание образовательных услуг

Это документ, который дает организации право на ведение образовательной деятельности. Лицензия выдается как государственным, так и частным образовательным организациям. Наличие лицензии обязательно для учебных заведений всех уровней и форм: школ, университетов, любых спортивных секций, кружков, образовательных центров, в том числе, центров подготовки к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ. Организации, осуществляющие обучение онлайн, также обязаны иметь лицензию. Без лицензии образовательная деятельность является незаконной.

Выдачей лицензий занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также региональные органы исполнительной власти, которым были делегированы соответствующие полномочия.

Почему стоит доверять свое обучение только лицензированным организациям

Наличие лицензии накладывает на компанию, курсы или образовательный центр ряд очень важных требований, которые гарантируют вам качество, прозрачность и безопасность оказываемых услуг. Рособрнадзор проводит обязательные плановые проверки образовательных организаций не реже, чем раз в три года, а также внеплановые проверки при необходимости.

Финансовая прозрачность и налоговые льготы

Наличие лицензии гарантирует клиенту официальный порядок расчета с выдачей кассового чека или другого документа, подтверждающего оплату. Неофициальная организация никогда не выдаст подтверждающих документов, так как это будет служить доказательством незаконной деятельности, что грозит серьезными проблемами с законом. А если у клиента не остается никакого подтверждения оплаты, то и доказать что-либо в случае разногласий будет невозможно.

Кроме того, все граждане России имеют право на получение налогового вычета НДФЛ по расходам на собственное обучение или обучение своих родственников (детей, братьев или сестер). Получить налоговый вычет можно только предоставив документы об оплате и лицензию организации, где проходило обучение.

Качественное образование

Государство контролирует качество образовательных услуг: квалификацию педагогов, полноту образовательных программ, оснащение учебных помещений и наличие необходимой литературы. Благодаря этому вы можете быть уверены, что преподаватели действительно смогут вас чему-то научить и имеют на это право, получив соответствующее образование и опыт.

В нелицензированных организациях часто преподают студенты или специалисты-самоучки, еще хуже, если придется столкнуться с самозванцами, заявляющими о наличии образования или квалификации, которых у них нет. Могут ли они быть действительно талантливы, чтобы, например, подготовить вас к сдаче ЕГЭ? Конечно, это возможно, но готовы ли вы поставить на это свои деньги и время?

Юридически значимый договор

Любой договор с нелицензированной организацией несет в себе риски для клиента. К сожалению, мы редко придаем значение договорам, рассчитывая, что никаких проблем не возникнет, но что делать, если что-то пошло не так? Например, организация оказала услуги не в полном объеме — обещали десять занятий, а провели восемь, или стоимость обучения внезапно изменилась, хотя в договоре была зафиксирована определенная сумма, а может вы просто хотите вернуть ранее уплаченные деньги и расторгнуть договор. Все это бытовые примеры незащищенности клиента компании, ведущей неофициальную образовательную деятельность.

Читайте также  Какие вендинговые аппараты самые прибыльные?

Получение лицензии — это очень долгий и дорогостоящий процесс. Лицензию не выдадут сомнительной компании, а лицензированная организация заинтересована в максимально строгом соблюдении закона, чтобы не потерять вложенные силы и средства.

Безопасность

Лицензированные организации обязаны обеспечить соответствие своих помещений всем санитарным нормам, а также нормам пожарной безопасности — в процессе получения лицензии проводятся соответствующие проверки. Этим часто пренебрегают неофициальные компании, располагаясь в ветхих или жилых помещениях, что может привести к очень печальным последствиям, особенно, когда речь идет о работе с детьми.

Как проверить наличие лицензии

Времена, когда лицензии висели на стендах в коридоре, а чтобы проверить ее подлинность нужно было написать десять заявлений — давно прошли. Проверить наличие лицензии можно онлайн через сайт Рособрнадзора. Реестр лицензий открыт и доступен для свободного доступа.

Таким образом, лицензия на оказание образовательных услуг — это единственная гарантия получения качественного образования с соблюдением интересов и безопасности учащихся. Лицензированные организации несут ответственность перед учениками и государством. Нелицензированные учебные заведения не могут предоставить никаких гарантий, при этом создавая огромный перечень рисков для клиента.

Проверка лицензии образовательного учреждения

от 27 декабря 2019 года N 1738

(с изменениями на 2 апреля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Рособрнадзора от 2 апреля 2021 года N 410 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.05.2021, N 0001202105140040).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя С.М.Кочетову.

в Министерстве юстиции

1 июня 2020 года,

регистрационный N 58528

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 27 декабря 2019 года N 1738

Административный регламент осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензионного контроля за образовательной деятельностью

(с изменениями на 2 апреля 2021 года)

I. Общие положения

Наименование функции

1. Осуществление лицензионного контроля за образовательной деятельностью (далее — лицензионный контроль).

Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля

3. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление лицензионного контроля, размещается на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.obrnadzor.gov.ru (далее — официальный сайт Рособрнадзора), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее — Федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее — Единый портал).

Предмет государственного контроля

4. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (далее — лицензионные требования), установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст.6067) (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности):

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2021 года приказом Рособрнадзора от 2 апреля 2021 года N 410. — См. предыдущую редакцию)

организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст.2820; 2016, N 44, ст.6145);

российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее — организации).

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля

5. Должностные лица Рособрнадзора имеют право:

1) привлекать к проведению проверки организаций экспертов и экспертные организации, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организациями и не являющихся аффилированными лицами организаций и экспертных организаций;

2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) Рособрнадзора о проведении проверки во время исполнения служебных обязанностей посещать организацию, осматривать территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;

3) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о принятии мер в пределах своей компетенции, в том числе о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

4) запрашивать и получать от организации документы и (или) информацию, предусмотренные пунктом 10 настоящего Административного регламента, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации по вопросам, подлежащим проверке, рассматривать эти документы, снимать с них при необходимости копии;

5) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

6) получать объяснения от работников организации, на которых возлагается ответственность за нарушение лицензионных требований;

7) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — официальный сайт организации);

8) проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки в порядке, установленном настоящим Административным регламентом;

9) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований организациям, в отношении которых осуществляется лицензионный контроль;

10) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензионного контроля и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

11) принимать в пределах своей компетенции меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Должностные лица Рособрнадзора обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716; 2019, N 31, ст.4457) (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6970) (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), права и законные интересы организации, проверка которой проводится;

3) проводить проверку на основании приказа (распоряжения) Рособрнадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) Рособрнадзора о проведении проверки и в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2018, N 32, ст.5109) (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ), пунктом 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Административным регламентом;

9) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями настоящего Административного регламента;

10) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у организации;

11) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций;

Читайте также  Какая работа самая высокооплачиваемая в России?

12) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации с результатами проверки;

13) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2647; 2019, N 41, ст.5737) (далее — межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы и (или) информация;

14) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации, в отношении которой проводится проверка, с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

15) не требовать от организации представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю

7. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от Рособрнадзора, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Рособрнадзора;

4) представить по собственной инициативе документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;

5) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав организации, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;

8) на возмещение причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц Рособрнадзора вреда, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств федерального бюджета в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации при проведении проверки обязаны:

1) обеспечить личное присутствие или присутствие иного уполномоченного представителя организации при проведении должностными лицами Рособрнадзора выездной проверки;

Какие изменения в лицензировании образовательной деятельности вступают в силу в 2021 году?

Какие изменения в лицензировании образовательной деятельности вступают в силу в 2021 года?

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), коснувшиеся в том числе и лицензирования в области образовательной деятельности, а также в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании).

Также с 1 января 2021 года утрачивает свою силу ныне действующее Постановление Правительства РФ № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Постановление Правительства № 966), но с этой же даты вступает в силу новый законодательный акт, регулирующий специфику данной деятельности — Постановление Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Постановление Правительства № 1490). Правда, срок действия Постановления Правительства № 1490 ограничен 31.12.2021.

А теперь давайте рассмотрим, какие основные изменения в лицензировании образовательной деятельности нас ожидают с 2021 года.

1. Осуществление лицензирования по реестровой модели (п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании)

С этой даты происходит отменена выдачи лицензий на специальных бланках строгой отчетности, так называемых бумажных лицензий, а также лицензий, предоставляемых ранее в электронной форме.

На замену им придет лицензирование в формате «предоставления» лицензии, то есть внесения записи о предоставлении компании лицензии в специальный реестр лицензий, без выдачи ее в форме бумажного или электронного документа. Днем предоставления лицензии будет считаться тот день, когда лицензирующим органом была внесена запись об этом в реестр (ч.3 ст. 9 Закона об образовании).

2. Расширение списка информации в реестре лицензий (ч. 4 ст. 91 Закона об образовании)

В связи с введением реестровой модели предоставления лицензий объем информации, включаемой в соответствующую запись об организации в реестре лицензий, будет расширен. Такая запись, в частности, будет содержать сведения (ч.4 ст.91 Закона об образовании):

о видах образования;

об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации);

о каждом филиале, осуществляемом образовательную деятельность, с указанием на его наименование и место нахождения.

3. Получение выписки из реестра лицензий

Если вам по какой-либо причине потребуется подтверждение факта наличия у вашей компании лицензии, то законодатель предусмотрел возможность получения выписки из реестра лицензий. Такая выписка будет выдаваться лицензирующим органом и может быть предоставлена как на бумажном носителе, так и в электронном формате с подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Причем выписку в электронном варианте можно будет получить бесплатно, а вот за бумажный вариант необходимо будет уплатить госпошлину. Размер такой пошлины будет установлен дополнительно.

Между тем, сейчас на рассмотрении находится законопроект, который предусматривает отмену предоставления выписок в бумажном варианте и оставление только их электронного формата.

4. Заявление о предоставлении/переоформлении лицензии возможно будет подать посредством МФЦ

Начиная с 2021 года заявление, а также иные необходимые документы можно будет подать не только в лицензирующий орган, но и через МФЦ.

Но и здесь есть свои тонкости, которые, в данном случае, заключаются в формате предоставления документов:

— подача документов в лицензирующий орган будет возможна только в электронном формате. А это, в свою очередь, означает, что документы нельзя будет, как ранее, принести лично либо направить посредством почтовых сервисов! Идентификация и аутентификация будет происходить посредством использования ГИС ЕАИС (ч.5 ст. 13, ч. 3 ст. 18 Закона о лицензировании);

— подача посредством МФЦ станет возможна одним из следующих способов (ч.5 ст. 13, ч. 4 ст. 18 Закона о лицензировании):

личное присутствие и подача заявления на бумажном носителе,

направление пакета документов почтой с уведомлением о вручении (если МФЦ вашего субъекта будет предоставлять такую услугу).

5. Уточняются лицензионные требования к соискателю лицензии на образовательную деятельность

    Требование о наличии зданий, строений, сооружений, помещений (далее — недвижимое имущество) (пп. а п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы (далее — ОП), не предусмотренной для реализации соискателем;

— к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ, представительствам РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения МИД РФ);

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

    Требование о наличии материально-технического обеспечения, оборудования помещения (пп. б п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

— при намерении реализовывать ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации соискателем;

    Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества (пп. г п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при намерении реализовывать ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

— к загранучреждениям МИД РФ;

— к российским образовательным организациям, расположенным за пределами РФ, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ и расположенными за пределами РФ;

6. Уточняются лицензионные требования к лицензиату

    Требование о наличии зданий, строений, сооружений, помещений (далее — недвижимое имущество) (пп. а п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы (далее — ОП), не предусмотренной для реализации соискателем;

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

    Требование о наличии материально-технического обеспечения, оборудования помещения (пп. б п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

    Требование о наличии в штате лицензиата или привлечение на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы (пп. г п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при реализации ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

    Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества (пп. г п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

— при реализации ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

— при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

— к загранучреждениям МИД РФ;

— к российским образовательным организациям, расположенным за пределами РФ, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ и расположенными за пределами РФ;

7. Установлены лицензионные требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением и маневровой работой (пп. е п. 8 Постановления Правительства № 1490)

Такие организации должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 85 Закона об образовании, а именно:

  • иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, соответствующие предусмотренным требованиям.

Такие требования содержатся в:

соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах;

типовых основных программах профессионального обучения;

типовых дополнительных профессиональных программах.

8. Изменение перечня необходимых документов, представляемых соискателем лицензии

Появились такие документы, как:

копия договора об использовании сетевой формы реализации ОП (при наличии ОП, планируемых к реализации с использованием сетевой формы);

гарантийное письмо руководителя с обязательством о привлечении педагогических и/или научных работников, соответствующих лицензионным требованиям, до начала реализации ОП;

сведения, подтверждающие соответствие требованиям ч. 6 ст. 85 Закона об образовании (для ОП в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением и маневровой работой).

9. При получении лицензии не будет требоваться наличие заключения ГПН

В настоящее время, в случае если соискателем лицензии является образовательная организация, обязательным является получение заключения ГПН (государственного пожарного надзора) о соответствии недвижимого имущества обязательным требованиям пожарной безопасности. С начала 2021 года такое требование уходит в прошлое.

Также заключение ГПН более не будет требоваться, если лицензиат подает документы в целях переоформления лицензии при намерении осуществлять деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии (за исключением филиала).

Итак, мы рассмотрели основные изменения, которые коснутся как самого процесса лицензирования, так и осуществления деятельности в области оказания образовательных услуг с 2021 года.

Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ

Бурный рост различного рода онлайн — учебных платформ подстегнула пандемия коронавируса. Как отмечают аналитики, тенденция развития образования в онлайн-формате будет и дальше набирать обороты. Нужна ли лицензия на обучение в онлайн-школах?

Лицензированию подлежит образовательная деятельность по различным видам образования. Поэтому определимся с понятием «образовательная деятельность».

Что понимается под образовательной деятельностью?

Образовательная деятельность неразрывно связана с предоставлением образовательных программ (п.17 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

В свою очередь, образовательная программа — это учебная документация, определяющая процесс обучения, которая включает в себя: учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов (п.9 ст.2 Закона № 273-ФЗ).

В Положении о лицензировании приведен перечень лицензируемых образовательных программ (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490). Среди них: основные общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования, дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации.

Кому не нужна лицензия?

Компании и ИП могут проводить онлайн-семинары, предоставлять доступ к видеоурокам, консультировать онлайн по различной тематике, проводить различного рода видеокурсы, онлайн-уроки, например, английского языка.

Например, если компания предоставляет право доступа к видеоурокам, просмотру семинаров, то такая деятельность не лицензируется.

Без лицензии могут осуществлять образовательную деятельность компании на территории «Сколково», а также на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено проектом (Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ).

Лицензия не нужна и ИП, которые оказывают сами образовательные услуги, то есть без привлечения педагогов. Если онлайн-школа оформлена как ИП и не привлекает преподавателей для обучения, то лицензия также не требуется.

На практике в онлайн-школах работают преподаватели различных дисциплин. Обучение в таких школах ведется по специальным образовательным программам. А в конце прохождения обучения выдается документ-сертификат о прохождении онлайн-обучения. Такая деятельность подлежит лицензированию.

Как получить лицензию онлайн-школам?

До недавнего времени школам, которые проводят дистанционное обучение, было сложно получить лицензию на образовательную деятельность.

Дело в том, что к претендентам на получение лицензии выдвигаются определенные требования в части наличия помещения, которые необходимы для проведения занятий. Помимо наличия собственного или арендованного помещения, претенденту на получение лицензии необходимо иметь оборудование в помещении, в котором планируется осуществлять образовательную деятельность.

В Положении о лицензировании такое требование значится как «материально-техническое обеспечение». Но и это еще не все. На руках у соискателя лицензии должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение СЭС.

Это требование было единым и онлайн-обучение тому не исключение.

Отметим, что в Положении о лицензировании нет понятия онлайн-школы или онлайн-обучение. Да и сам Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не оперирует таким понятием. Вместо этого, законодателем используется терминология «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Для такого вида обучения лицензия получается в упрощенном порядке.

Важно!

Упрощенный порядок предусматривает «облегченный» пакет документов, без необходимости предоставления документов на помещение, справки СЭС и наличия оборудования.

Такой порядок будет действовать только в 2021 году. В дальнейшем, возможно, пролонгирование этого послабления. Но, на сегодняшний день, нет никакой информации по поводу продления упрощенного порядка.

Поэтому, если бизнесмены планируют открывать онлайн-школы, то лучше это сделать сейчас.

Лицензии на образовательную деятельность выдает Рособрнадзор, а также их уполномоченные органы. Например, Минобразования области.

Примерный пакет документов для получения лицензии онлайн-школам включает в себя:

  • заявление по установленной форме;
  • утвержденную руководителем справку о наличии разработанных образовательных программ;
  • подписанную руководителем онлайн-школы справку о наличии специальных условий;

Такая справка нужна для получения образования для физических лиц с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о профессиональных организациях, организациях высшего образования и осуществляющих деятельность по основным программам профессионального обучения.

  • подписанную руководителем онлайн-школы справку о том, что у нее есть условия для работы электронной информационно-образовательной среды;

То есть это технические средства, которые необходимы и достаточны для дистанционного взаимодействия участников онлайн-школы, независимо от места нахождения участников процесса. Например, у онлайн-школы есть своя образовательная платформа.

  • подписанное руководителем онлайн-школы гарантийное письмо-обязательство о привлечении преподавателей-педагогов, которые имеют профессиональное образование, квалификацию и необходимый стаж работы;
  • копию договора о применении сетевой формы образования;

Копию договора нужно представить, если реализуются образовательные программы, которые осуществляются в сетевой форме.

  • перечень прилагаемых документов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: