Статья 20. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии

1. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктами 3 — 6 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Статья 20 дополнена частями 1.1 и 1.2 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

2. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи).

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

3. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Информация об изменениях:

Статья 20 дополнена частями 3.1 — 3.3 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

4. В решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном частями 2, 5 и 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

5. Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

6. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

7. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Информация об изменениях:

Статья 20 дополнена частями 7.1 — 7.3 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

8. Сведения о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

9. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Информация об изменениях:

Часть 10 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

10. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

11. В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

12. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Информация об изменениях:

Часть 13 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

13. Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Информация об изменениях:

Часть 13 дополнена пунктами 5 — 9 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

14. Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

ГАРАНТ:

Часть 15 статьи 20 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 г.

15. Лицензиат вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Читайте также  Штраф за опоздание сдачи декларации по НДС
Информация об изменениях:

Часть 16 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

16. Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ пункт 2 признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.

2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ пункт 3 признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.

3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Информация об изменениях:

Часть 16 дополнена пунктами 4 — 6 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

17. Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 18 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Часть 18 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

18. Действие лицензии прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Информация об изменениях:

Статья 20 дополнена частью 18.1 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Статья 20 дополнена частью 19 с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Статья 20. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии

1. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи).

3. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

4. В решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном частями 2, 5 и 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

5. Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

6. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

7. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

8. Сведения о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

9. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

10. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

11. В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

12. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

13. Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

14. Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Читайте также  Из скольки цифр состоит лицевой счет

15. Лицензиат вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

16. Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

1) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

17. Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

18. Действие лицензии прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

О приостановлении, возобновлении, отзыве, ограничении действия лицензий на право осуществления страховой деятельности страховых организаций Поделиться в социальных сетях

1. В связи с нарушениями действующего законодательства Приказом Министерства финансов Российской Федерации №46 от 25.02.2003:

За невыполнение предписаний, данных Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации:

— приостановлено действие лицензий на право осуществления страховой деятельности страховых организаций:


п/п
Наименование страховой организации Местонахождение
лицензии
Регистр.
номер
1. “Акмес” Ул.Кравченко, д.7, г.Ачинск, Красноярский край, 622100 237М 107
2. “Мария” Ул.Сухэ-Батора, д.4″б», г.Иркутск, 664674 3221Д 888
3. “Новокузнецк-АСКО” Ул.Белградская, д.5-41, г.Новокузнецк, Кемеровская область, 654031 4322 2980
4. «Пайлот» Ул.Челюскинцев, д.11, г.Мурманск, 183012 2029Д 222
5. «Усолье-АСКО» Ул.Молотовая, д.76, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, Р.Ф. 2767Д 2146
6. «Усолье-Медстрах» Ул.Молотовая, д.76, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область А390840 2578

Приостановление действия лицензии означает запрет страховщику заключать и продлевать договоры страхования (перестрахования).

Решение о приостановлении действия лицензии вступает в силу с момента издания соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации.

В связи с устранением нарушений действующего законодательства, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, Приказом Министерства финансов Российской Федерации №46 от 25.02.2003:

— возобновлено действие лицензий на право осуществления страховой деятельности страховым организациям:


п/п
Наименование страховой организации Местонахождение
лицензии
Регистр.
номер
1. “Инвестиционный центр АМСТК” Ул.Библиотечная, д.27, техкомната, г.Москва, 109544 3473Д 3510
2. «Областная медицинская страховая компания» Ул.Космонавта Леонова, д.18, г.Калининград, 236000 А390953 3010
3. «Русса» Ул.Селезневская, д.11-А, г.Москва, 101845 2878Д 3343
4. «Юпитерус» Ул.Суворовская, д.27, г.Москва, 107023 2417 1939

Возобновление действия лицензии означает снятие ограничения в деятельности страховой организации.

Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу с момента издания соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации.

— отозваны лицензии на право осуществления страховой деятельности у страховых организаций:


п/п
Наименование страховой организации Местонахождение
лицензии
Регистр.
номер
1. “Сан Лайф Рус” Ул.Тамбовская, д.13, лит.А, пом.3Н, г.Санкт-Петербург, 192007 2937Д 3354
2. “Страх-Сервис” Ул.Ленинградская, д.1, г.Химки, Московская область, 141400 2770Д 856

Отзыв лицензии влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность. В случае отзыва лицензии юридическое лицо исключается из единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков.

Решение об отзыве лицензии вступает в силу с момента издания соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации.

Юридическое лицо лицензируемый вид деятельности фактически не осуществляет. Является ли это основанием для аннулирования лицензии?

Дело № А70-12160/2018 из п. 45 обзора судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2020).

Административный орган: Государственная жилищная инспекция Тюменской области

Заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью

Требование: об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Суть нарушения: отсутствие в реестре лицензий сведений об управлении многоквартирными домами более шести месяцев

Правовая позиция СКЭС ВС РФ:

(председательствующий — судья Павлова Н.В., судьи — Пронина М.В., Тютин Д.В.)

(1) имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте РФ, но

(2) деятельность по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев фактически не осуществляло и не вносило в связи с этим соответствующие сведения в реестр лицензий субъекта РФ,

то (3) лицензия не аннулируется.

Из п. 45 обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2020)

Отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть не реализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Общество имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

На заседании лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации более шести месяцев.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленные требования удовлетворены.

Суды исходили из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев. Поскольку с момента получения лицензии лицензируемая предпринимательская деятельность обществом фактически не осуществлялась, суды сочли это обстоятельство основанием для аннулирования лицензии.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и отказала в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). То есть, лицензия это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона N 99-ФЗ, ни положениями ЖК РФ.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Вопросам лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами посвящен раздел X ЖК РФ.

ЖК РФ также установлен судебный порядок аннулирования лицензии. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Согласно ч. 6 ст. 192 ЖК РФ положения Закона N 99-ФЗ в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным ЖК РФ.

Основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 485-ФЗ) указанная норма была дополнена фразой: "а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат".

Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ введены чч. 5.2 — 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Часть 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в чч. 5 — 5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Анализ названных положений ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Норма ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X ЖК РФ в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, является противоправным и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Таким образом, отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности.

Результат: арбитражный суд первой инстанции (судья Сидорова О.В.) лицензию аннулировал, суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение суда без изменения, СКЭС ВС РФ все судебные акты отменила, в удовлетворении требований об аннулировании лицензии отказала.

Читайте также  Самые лучшие букмекерские конторы мира

Аналогичные определения СКЭС ВС РФ:

Ранее сформированные правовые позиции в части правовой природы аннулирования лицензии:

пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»,

постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08.

Ограничение, приостановление и отзыв лицензии у страховой компании

По действующему на данный момент законодательству страховые компании, желающие получить право осуществлять обязательное страхование владельцев транспортных средств (заключать договоры ОСАГО) должны получить лицензию на этот вид деятельности в ФСФР (Федеральной службе по финансовым рынкам). Одновременно, для компаний, имеющих данную лицензию, становится обязательным членство в РСА (Российском Союзе автостраховщиков). Если же страховщик исключен из РСА или добровольно выходит из Союза, он автоматически лишается права заключать договоры ОСАГО и, как правило, теряет лицензию на страхование автогражданки.

ФСФР и РСА контролируют страховые компании, являясь гарантом соблюдения ими страхового законодательства и правил профессиональной деятельности. Если страховщик систематически не выполняет взятые на себя по отношению к клиентам обязательства (не возмещает убытки, не соблюдает сроки по выплатам и пр.), что подтверждается многочисленными жалобами страхователей и проверками со стороны контролирующих органов, к нему применяются следующие санкции:

  • Ограничение действия лицензии
  • Приостановление действия лицензии
  • Отзыв лицензии

Ограничение действия лицензии

Означает, что компания не имеет права заключать новые договоры до тех пор, пока не устранит имеющиеся нарушения. Она также не имеет права продлевать действующие полисы или вносить в них какие-либо изменения, влекущие увеличение ответственности страховщика (например, вписать в полис ОСАГО молодого водителя или сделать его «неограниченным»). Запрет может действовать только лишь на определенной территории или на определенные виды страхования. То есть, ограничение может распространяться только на ОСАГО или только на КАСКО, или на имущественное страхование и т.д.

В то же время, СК обязана продолжать выплаты страхового возмещения своим клиентам.

Безусловно, ограничение возможности заключать договоры негативно сказывается на финансовом положении страховщика. При отсутствии определенного процента сборов, судьба компании полностью будет зависеть от желания и возможностей акционеров бороться за свою компанию. И бывает, что ситуация исправляется и ограничение действия лицензии благополучно снимается.

Гораздо безнадежней, когда лицензия приостановлена.

Приостановление действия лицензии

В отличие от ограничения, это означает, что компания не имеет права заключать новые и продлевать действующие договоры по всем видам страхования, пока в установленные сроки не расплатится по долгам и не устранит все нарушения. Поэтому, как правило, после приостановления лицензии следует ее отзыв и банкротство компании, так как она полностью лишается каких-либо доходов и становится окончательно и бесповоротно неплатежеспособной.

Отзыв лицензии

Означает, что компания больше не имеет права заниматься страховой деятельностью.

За что может быть отозвана лицензия:

  • Если решение об ограничении или приостановлении действия лицензии принималось более одного раза;
  • Если компания не устранила в установленный срок нарушений, которые стали основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии, или не представила отчет об устранении нарушений;
  • Если суд признал, что страховщик осуществлял незаконную деятельность;
  • Если федеральный антимонопольный орган или его территориальные управления установили факты нарушения компанией требований к рекламной деятельности;
  • По другим основаниям, предусмотренным действующими законами.

Решение об отзыве лицензии публикуется в информационном бюллетене «Вестник Федеральной службы по финансовым рынкам» и «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения и вступает в силу со дня опубликования.

Что делать, если полис оформлен в компании, у которой приостановлена или отозвана лицензия

Если у вас на руках полис добровольного страхования (КАСКО, например) от компании, у которой приостановлена лицензия, считайте, что деньги были потрачены впустую, и добиться возмещения ущерба при страховом событии будет практически невозможно, да и не с кого. В этом плане страховое законодательство находится у нас в зачаточном состоянии. И коль скоро приостановление действия лицензии означает в скором времени банкротство компании, не ждите, пока произойдет страховой случай, расторгайте договор и идите в другую, более надежную компанию. При этом не лишним будет посмотреть рейтинги страховых компаний.

Также, если у вас есть какие-либо сомнения, ознакомьтесь с отзывами о выбранной страховой компании, где может быть важная информация о её реальной работе.

С полисами ОСАГО ситуация более обнадеживающая, потому что обязательства по выплатам за своих обанкротившихся «коллег» будет нести РСА.

Но имейте в виду, что пока у компании лицензия только лишь приостановлена в части предоставления услуг по ОСАГО (а приостановление может длиться несколько месяцев), обращаться в РСА бесполезно. Единственный выход для желающих получить положенную выплату – терпеливо ожидать, когда у страховщика отзовут лицензию. Только после этого потерпевший обретет право получить компенсационную выплату от РСА согласно «Закону об ОСАГО».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: