"Купля-продажа отходов: что важно знать": статья Н. Беляевой

Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она грозит существенными рисками для образователей отходов. Многочисленные изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – закон № 89-ФЗ), систематически меняющиеся тенденции в правоприменительной практике, противоречивые письменные и устные разъяснения создают платформу для двусмысленных трактовок и неожиданных судебных постановлений.

Отходы производства и потребления – специфический объект права, и чтобы избежать нарушений действующего законодательства, потребуются некоторые уточнения и разъяснения в отношении деятельности по обращению с ними. Согласност. 1 закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые подлежат удалению. Это объект гражданских прав, право собственности на который регулируется гражданским законодательством (ст. 4 закона № 89-ФЗ).

Согласно ст. 129 ГК РФ все объекты гражданских прав являются полностью оборотоспособными. Это значит, что их отчуждение или передача другому лицу должны происходить без каких-либо ограничений. Исключение – объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Первые не могут быть предметом сделок (например, договоров купли-продажи, мены, аренды и иных), а объекты, ограниченные в обороте, могут принадлежать по праву собственности лишь определенным субъектам, а также могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению.

В соответствии с п. 30 ст. 12 закона № 99-ФЗ [1] для осуществления деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности требуется получение лицензии. Однако образование и накопление отходов I–IV классов опасности, как и любые виды деятельности в отношении отходов V класса опасности, специального разрешения не требуют.
Следовательно, отходы I–IV классов опасности – ограниченные в обороте объекты, а отходы V класса опасности – свободные (не ограниченные) в обороте.

Так как отходы не имеют прочной связи с землей, их причисляют к движимому имуществу, регистрация прав на которое не требуется в соответствии со ст. 130 ГК РФ. Собственником этого имущества является образователь отходов. Любые поступления (продукция, доходы и т. д.), полученные в результате использования имущества, также принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании (если иное не предусмотрено законом).

Переход отходов от одного лица к другому или их приобретение, регулируемые положениями гражданского законодательства, осуществляются по ряду оснований. В данной статье рассмотрим такое основание, как сделка купли-продажи, которая предусмотрена ч. 2 ст. 218 ГК РФ.

Договор купли-продажи – добровольное отчуждение права собственности на отходы одной стороной и добровольное приобретение этого права другой стороной. При этом сделки с отходами I–IV классов опасности, ограниченными в обороте, должны осуществляться при соблюдении определенных условий, закрепленных в законе.

01.01.2015 из ст. 4 закона № 89-ФЗ была исключена норма, предусматривающая право собственника отходов I–IV класса опасности на отчуждение этих отходов в собственность другому лицу, а также на передачу (с сохранением за собой прав собственности) ему права владения, пользования или распоряжения этими отходами (при наличии у такого лица лицензии на обращение с отходами не меньшего класса опасности). Предполагалось, что такая поправка должна была юридически упростить процесс отчуждения отходов на основании гражданско-правовых сделок и стимулировать развитие деятельности по сбору и утилизации отходов. Более того, в законе не прописаны обязательства по какой-либо регистрации сделок (в том числе договоров купли-продажи) с отходами производства и потребления. Таким образом, фактически не существует никаких форм государственного контроля и надзора за осуществлением сделок с отходами.

Однако существуют другие препятствия, усложняющие процесс оформления сделок с отходами: правовые условия и ограничения для отчуждения и приобретения прав, сложная система отчетности и налогообложения лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Передача права собственности на отходы, права владения или использования не оказывает никакого влияния на изменение количества отходов и степень их вредного воздействия на окружающую среду. Именно первоначальный образователь обязан платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Обязательство сохраняется, даже если состоялась передача другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ [2, 3]), а также если отчуждение произошло для целей дальнейшей утилизации (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Исключение из правила – твердые коммунальные отходы, за размещение которых платит оператор или региональный оператор.

Законодательство и актуальная судебная практика, подтверждающие обязанность именно образователя исчислять и вносить плату за НВОС [4], направлены на стимулирование образователей отходов к осуществлению утилизации отходов (с этой же целью был создан механизм «расширенной ответственности производителя (импортера)» [5]), производству из них продукции и товаров и их последующей реализации.

Практически каждый хозяйствующий субъект является образователем отходов. Многие уже давно научились извлекать прибыль, реализуя такого рода «продукт». Однако законодательные нормы и юридическая корректность зачастую не соблюдаются. Одна из причин – правовая неопределенность: что такое отходы, а что вторичное сырье, кто определяет, отход это или товар. Позиции Минприроды России и Росприроднадзора по этим вопросам, как правило, расходятся.

На самом деле, в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, все многочисленные письма Росприроднадзора по сути могут содержать только правовые предписания, которые не должны противоречить нормативным правовым актам с большей юридической силой. Фактически письма такого-то ведомства – это обыкновенные разъяснения, не имеющие соответствующей юридической силы, которые периодически вносят путаницу в регулирование соответствующих отношений (см. решение Верховного суда РФ № АКПИ15-1379 [6]).

Основная разница между отходами и продукцией – цель их дальнейшего использования [8, 9] (исходя из понятийного аппарата закона № 89-ФЗ и закона № 184-ФЗ) [7]. При этом хозяйствующему субъекту для подтверждения своих намерений необходимо придерживаться позиции Минприроды [10, 11]: отходы от осуществления хозяйственной деятельности могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении определенных условий.

Нужна ли лицензия на торговлю ГСМ

Лицензия на продажу ГСМ — разрешительный документ, который с 2001 года не требуется для работы АЗС и других организаций, реализующих топливо на территории РФ. Для хранения горюче-смазочных материалов требуется отдельное разрешение.

Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ

В России действуют правила лицензирования для определенных видов деятельности, перечень которых установлен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Торговля горюче-смазочными материалами исключена из него еще в 2001 году, поэтому не территории России разрешена реализация ГСМ без лицензии всем организациям и ИП, как имеющим статус АЗС, так и не имеющим такого статуса.

Какие нужны лицензии для обращения с ГСМ

Законодательством не установлена обязанность российских организаций и ИП, закупающих топливо для собственных нужд или перепродажи, лицензировать реализацию или хранение. Такие продавцы вправе не получать специальных разрешительных документов, если они не являются добывающими и перерабатывающими компаниями.

Статьей 12 закона № 99-ФЗ предусмотрено обязательное лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (ОПО). И если АЗС или склад отнесены к таким объектам, то организация, эксплуатирующая ОПО, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в сфере промышленной безопасности.

Перечень ОПО содержится в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Автозаправочные станции, реализующие жидкое топливо, не относятся к опасным производственным объектам, а АЗС, реализующие сжиженный углеводородный газ (СУГ), классифицируются, как опасные объекты III или IV класса опасности. Их классификация зависит от массы СУГ и его давления в хранилищах. На обычных АЗС продажа ГСМ без лицензии разрешена.

Как оформить лицензию на опасный промышленный объект

Органом, осуществляющим лицензирование взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, является Ростехнадзор. К опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения относятся:

  • площадка на нефтебазе для хранения нефти и нефтепродуктов;
  • склад горюче-смазочных материалов;
  • резервуары и сливные (наливные) устройства;
  • участок транспортирования опасных веществ, в состав которого входят дороги необщего пользования, и техустройства, предназначенные для транспортирования опасных веществ.

Из этого следует, нужна ли лицензия на хранение ГСМ, — только при хранении на складах и площадках (в резервуарах), отнесенных к I, II и III классам опасности.

Для получения лицензии необходимо направить в Ростехнадзор заявление по форме из приложения № 1 к регламенту, утвержденному приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454. Выглядит документ так:

Читайте также  Книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции

Лицензия на эксплуатацию объекта по реализации ГСМ

К нему прикладывают документы:

  • о наличии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются ОПО;
  • сведения о земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, необходимых для эксплуатации ОПО;
  • подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО;
  • подтверждающие соответствие технических устройств, планируемых к применению на ОПО, требованиям технических регламентов;
  • положение о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных ст. 11 закона № 116-ФЗ;
  • планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • об аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников;
  • подтверждающие наличие резервов финансовых средств и матресурсов для локализации и ликвидации последствий возможных аварий;
  • декларации промышленной безопасности ОПО;
  • договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами;
  • страховые полисы ОСАГО за причинение вреда в результате аварии.

Составляется опись прилагаемых документов по форме, приведенной в приложении к регламенту.

Можно ли перепродавать топливо

Для деятельности, связанной с оборотом ГСМ, применяются ОКВЭД:

  • 47.30. «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах»;
  • 46.71. «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами»;
  • 46.12. «Деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами».

Организации и ИП, осуществляющие нестационарную торговлю ГСМ с использованием передвижной автомобильной техники или содержащие АЗС, вправе перепродавать ГСМ без лицензии.

Налогообложение реализации ГСМ

В перечень подакцизных товаров, на основании пп. 7, 8 и 9 п. 1 статьи 181 НК РФ, включены:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Но плательщиками топливных акцизов, в силу статьи 179 НК РФ, выступают только организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками при совершении операций, подлежащих налогообложению акцизом. Перечень операций определен статьей 182 НК РФ, и в него входят любые операции с подакцизными товарами, совершенные их импортерами или производителями. В перечень не входит продажа ГСМ без упаковки или в канистрах организациями или ИП, которые к импортерам и производителям не относятся.

В остальном нет особенностей, определяющих налогообложение продажи ГСМ оптом или в розницу. Учет и исчисление налогов осуществляются в соответствии с выбранной системой налогообложения.

Ответственность за нарушения при реализации ГСМ

Хотя юрлица или ИП, хранящие ГСМ в собственных емкостях и реализующие их оптом или в розницу, не обязаны оформлять лицензию на хранение и реализацию горюче-смазочных материалов, основания для привлечения их к ответственности у проверяющих органов найдутся. Неполученное свидетельство на реализацию ГСМ на ОПО приведет к административной ответственности по КоАП РФ:

Налогообложение торговли ГСМ

Торговля горюче-смазочными материалами имеет ряд особенностей. Это лицензирование, исчисление и уплата акцизов, а также некоторые нюансы бухгалтерского учета, связанные со спецификой товара.

Нужна ли лицензия?

Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.

Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).

Акцизы

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Получать ли свидетельство?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Примечание. Свидетельство о регистрации

Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза. Это связано с тем, что поставщики топлива могут принять к вычету ранее начисленные акцизы, только если у покупателя есть свидетельство. А значит, они предпочитают отпускать бензин тем автозаправкам, которые получили этот документ.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

Освобождение и вычеты

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Примечание. Если есть филиалы

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Сумму акциза исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

Налоговую базу определяют в соответствии со ст. ст. 187 — 191 Налогового кодекса РФ:

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:

  • у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
  • у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый пост

Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Читайте также  Самые дорогие современные Российские монеты и банкноты

Функции налоговых постов определены в ст. 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Только розничная торговля

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. В июне 2005 г. АЗС ООО "Заправщик" получила бензин Аи-92 в количестве 6 тонн. У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Покупная цена бензина — 15 000 руб. за тонну. Всего поступило бензина на сумму:

6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

в том числе НДС:

90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.

Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 составляет 3629 руб. за тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

При плотности 0,826 г/куб. см в 6 тоннах (6000 кг) содержится:

6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

Общая продажная стоимость топлива составила:

7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет "Расчеты по акцизам"

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 + 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Если есть опт

Если же АЗС имеет свидетельство на оптовую или оптово-розничную торговлю ГСМ, то операции с акцизами оформляют иначе, ведь начисленный налог можно принять к вычету.

Пример 2. Используем условия примера 1, но немного изменим их. Пусть у АЗС ООО "Заправщик" есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. АЗС перепродала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО "Автотопливо", у которого тоже имеется свидетельство, за 110 000 руб. (в том числе НДС — 16 779,66 руб.).

В учете бухгалтер отразил это так:

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 19 субсчет "Акцизы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по акцизам"

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 110 000 руб. — получена выручка от продажи бензина оптом;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 16 779,66 руб. — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

  • 76 271,19 руб. — списана себестоимость проданного топлива;

Дебет 51 Кредит 62

  • 110 000 руб. — поступила оплата от покупателя.

ООО "Заправщик" представило в налоговые органы договор купли-продажи с ЗАО "Автотопливо" и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. После этого ООО получило право зачесть из бюджета акциз:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по акцизам" Кредит 19 субсчет "Акцизы"

  • 21 774 руб. — принят к вычету акциз.

Специальные режимы налогообложения

При "вмененке" к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:

  • автомобильного бензина;
  • дизельного топлива;
  • моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонного бензина.

Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.

А вот на "упрощенку" предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

Оптовая и розничная продажа топлива: налоговый учет, бухгалтерские проводки

Реализация нефтепродуктов, топлива – специфический вид торговой деятельности. И не важно, опт это, розница или смешанная торговля. Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Учет торговли нефтепродуктами осуществляется в соответствии с действующими ПБУ, а также Правилами технической эксплуатации АЗС.

Первичка и не только

Особое внимание бухгалтеру автозаправочной станции следует обратить на документооборот. В сфере транспортировки, реализации нефтепродуктов он довольно специфичен. Доставляются ГСМ на объекты преимущественно автотранспортом. На учет они принимаются по факту закачки в резервуары. Основным документом приема-передачи является товарно-транспортная накладная. На документе при приеме топлива обязательно ставится соответствующая отметка. Если обнаружены расхождения в количественных показателях, составляется акт. Отметка на ТТН ставится и в этом случае. Но она содержит информацию о недостаче.

По количественному принципу принимается к учету и штучный товар. Речь идет о маслах, вспомогательных жидкостях в небольших емкостях. Количественные показатели проверяются по накладным, соответствующие записи делаются в книге учета движения расфасованного товара. По каждой товарной группе учет ведется отдельно.

С разными документами бухгалтеру АЗС приходится работать при осуществлении компанией оптовой, розничной торговли. В первом случае имеют место договоры поставок, отгрузок, топливные карты, накладные, счета-фактуры. При розничной продаже оформляются чеки, в которых указываются данные об отгрузке.

Как учитываются ГСМ?

Учет нефтепродуктов на автозаправочной станции ведется по общим правилам, но с некоторыми нюансами. Последние касаются единиц объема. Принимается (закупается) товар в килограммах, отпускается (реализуется) – в литрах. Для учета в единицах объема бухгалтером задействуется счет 41.

При реализации нефтепродуктов к единице товара добавляется регламентированная торговая наценка. Для ее учета используется счет 42.

При несовпадении номенклатурных единиц отпуска и поставки учет ведется по обеим единицам одновременно. Часто такая схема применяется в отношении моторного масла.

Рассмотрим оприходование нефтепродуктов на АЗС на примере. Компания продает ГСМ в розницу. Согласно учетной политике, учет ведется по цене реализации с наценкой 20%. Бухгалтер делает в учете следующие записи:

Дт 41 Кт 60 – поставка нефтепродуктов.

Дт 19 Кт 60 – вычет по НДС.

Дт 60 Кт 51 – оплата поставщику.

Дт 41 Кт 42 – торговая наценка.

Важный момент: под воздействием температуры, других условий и сроков хранения нефтепродукты могут менять объем. Нормы естественной убыли обязательно учитываются. В практической плоскости это означает сторнирование суммы торговой наценки и первоначальной стоимости ГСМ на величину утраченной продукции.

Налоговый учет и отчетность

Поставщик нефтепродуктов, согласно действующему законодательству, может применять общую систему налогообложения и упрощенную. Последняя имеет ряд ограничений. Недоступна УСН производителям подакцизных товаров. Если компания изготавливает топливный продукт и реализует его через собственную сеть автозаправок, она может применять только ОСНО. То же самое касается организаций, которым необходимо работать без ограничений по получаемому доходу, количеству наемных работников, величине остатка основных средств. УСН остается доступной при прочих ограничениях, указанных в НК РФ, только продавцам подакцизной продукции.

Читайте также  Условия получения лицензии на продажу алкоголя

Система налогообложения определяет формат, объемы учета и состав отчетности. При УСН не уплачиваются имущественный налог (за редким исключением) и НДС. Соответственно, декларации по ним в ИФНС не сдаются. Общая система предусматривает полноценный налоговый учет с отражением всех налогов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

АЗС-упрощенцы и пользователи ОСНО обязаны отчитываться по исчисленным и уплаченным страховым взносам. Если бизнес ведется индивидуальным предпринимателем, возникает обязанность платить взносы не только за сотрудников, но и за себя.

Если поставщик топлива платит акцизы, крайне важным является правильный расчет их величины. Сложности могут возникнуть с применением ставок (комбинированной, адвалорной и фиксированной). Суммой налога является произведение базы и ставки. В случае с учетом подакцизных товаров бухгалтером делаются проводки:

Дт 41 Кт 20(25, 26) – отражение формирования стоимости нефтепродуктов.

Дт 41 Кт 42 – начисление торговой наценки.

Дт 41 Кт 68 – учет стоимости акцизов.

Дт 68 Кт 51 – отражение перечисления акциза в бюджет после реализации топлива.

Отдельно стоит отметить необходимость отчитываться по акцизам. Декларации подаются в контролирующую структуру ежемесячно.

Инвентаризация – головная боль бухгалтера

Везде, где имеются ТМЦ, есть место инвентаризации. Ее проведение на автозаправочной станции – мероприятие плановое. По закону считать остатки необходимо минимум раз в месяц. В ряде случаев могут проводиться внеплановые инвентаризации. Это происходит при смене материально-ответственных лиц, выявлении недостач или при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Проведению инвентаризации предшествует издание соответствующего распоряжения. Документ формы 29-НП регистрируется в книге учета.

Инвентаризация в секторе продажи нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Прежде всего они касаются объектов проверки. Проверяются на заправке все ГСМ (в мелкой таре, бочках, резервуарах и т.п.). При сверке количества товара учитывается естественная убыль. Также контролируется количество и номинал талонов, проверяются кассовые операции. Результат инвентаризации оформляют описью, сличительной ведомостью и актом.

Как минимизировать риски?

От ошибок, как известно, не застрахован никто. Но они могут обойтись налогоплательщику очень дорого. Производители и продавцы подакцизных товаров находятся под особым контролем ФНС.

Единственный способ минимизации рисков применения в отношении АЗС штрафных санкций – организация грамотного, профессионального учета. Использовать для этого можно любую из доступных схем. Первая предусматривает подбор профильного персонала, принятие бухгалтеров в штат. Схема затратна, если учитывать необходимость организации рабочих мест. Увеличивают бюджет первичные, а затем текущие расходы на обеспечение эффективной работы специалистов.

Второй вариант – передача всех бухгалтерских функций сторонней организации. Эту схему активно используют сетевые заправки. Сотрудничество с юридическим лицом – рациональный, выгодный ход. Он позволяет не только минимизировать актуальные риски, но и существенно снизить издержки. Дополнительно к комплексному бухгалтерскому сопровождению исполнитель может предложить налоговое консультирование. Вопрос снижения нагрузки актуален для любой организации, будь то небольшая частная заправка или крупное производственно-торговое предприятие.

Оптовая торговля топливом нужна ли лицензия

Стандартный взнос за оформление лицензии — 7500 рублей, но для некоторых видов деятельности сумма может быть другой ( см. ст. 333.33 НК РФ ).

Подготовьте заявление

Образец заявления запросите в уполномоченном органе – федеральном или региональном, в зависимости от вида деятельности, для которого получаете лицензию.

Вот общий перечень того, что потребуется указать:

  • Лицензируемый вид деятельности;
  • Организационно-правовую форму, название компании (полное и сокращённое);
  • Местонахождение и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН компании и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту компании;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись руководителя или лица, законно действующего от имени компании, печать (при наличии).
  • Лицензируемый вид деятельности;
  • ФИО предпринимателя, данные паспорта или другого удостоверения личности;
  • Место жительства и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись ИП и печать (при наличии).

Передайте документы в уполномоченный орган

Ищите нужный в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 №957. Передать документы под опись можно лично, заказным письмом с уведомлением, в электронном виде с электронной подписью или через представителя по доверенности.

Подождите 3 рабочих дня

За это время лицензирующий орган примет заявление или вернёт, если пакет документов неполный. В случае возврата придёт электронный документ или заказное письмо, и в течение 30 дней нужно будет устранить нарушения.

Получите лицензию

Решение о выдаче лицензии принимается в срок до 45 рабочих дней. Получить можно лично, через представителя, заказным письмом с уведомлением или (если необходимо) в электронной форме.

Отказ в выдаче

Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:

  • несоответствие компании лицензионным требованиям;
  • недостоверная информация в документах;
  • аннулирование ранее выданной лицензии на тот же вид деятельности.

Обжаловать решение об отказе можно в суде или в том же уполномоченном органе.

Проверки после получения

Лицензия даёт право легально вести деятельность, но не избавляет от жёстких законодательных требований и дальнейшего контроля. Будьте готовы к плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка

Лицензирующий орган утверждает график плановых проверок на год вперёд и, как правило, вывешивает его на свой сайт. Компании, попавшие в график, получают уведомление заказным письмом за 3 рабочих дня до начала проверки.

ИП и ООО столкнутся с плановой проверкой, если:

c

прошёл год после предоставления или переоформления лицензии;

c c

прошло 3 года с окончания предыдущей плановой проверки;

c

ИП или ООО работают в сферах образования, здравоохранения, социальной сфере, и истёк срок со дня последней плановой проверки (сроки устанавливает Правительство РФ).

Внеплановая проверка

О внеплановых проверках компанию могут не предупредить, и это законно. Поводами могут стать:

  • не устранённые в срок нарушения лицензионных требований;
  • заявления в лицензирующий орган о грубых нарушениях;
  • поручение провести проверку от Президента или Правительства РФ;
  • просьба (в виде заявления) самого ИП или ООО провести внеплановую проверку, чтобы продемонстрировать досрочное устранение нарушений.

Переоформление лицензии

Переоформить лицензию потребуется, если:

с

произошла реорганизация (преобразование) компании, сменилось наименование или юридический адрес;

с

у ИП изменились фамилия, имя или отчество, реквизиты паспорта или адрес прописки;

с

изменился перечень услуг компании, входящих в состав лицензионной деятельности.

Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и первичное оформление (см. блок «Как получить лицензию»).

1

Подготовьте заявление, документы, подтверждающие изменения.

2

Оплатите госпошлину. Переоформление в связи со сменой места работы по лицензии или изменением перечня услуг обойдётся в 3500 рублей, по другим причинам — 750 рублей.

3

Передайте документы в уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

4

Получите переоформленную лицензию в срок до 40 рабочих дней: в течение первых 10 дней лицензирующий орган проверит сведения, а за последующие 30 — примет решение.

Приостановление лицензии

Лицензию могут приостановить, если:

  • ИП или ООО привлекли к административной ответственности;
  • компании назначили административное наказание в форме приостановления деятельности за грубые нарушения (что считать грубыми нарушениями — определяет Правительство РФ для каждого вида отдельно).

Прекращение лицензии

Действие лицензии прекращается в трёх случаях:

1

ИП или ООО подаёт в лицензирующий орган заявление о прекращении этого вида деятельности;

2

в ЕГРИП или ЕГРЮЛ поступают сведения о ликвидации ООО или закрытии ИП);

3

суд принял решение аннулировать лицензию.

Решение о прекращении лицензии уполномоченный орган выносит в течение 10 рабочих дней после поступления сведений, подтверждающих указанные случаи.

Ответственность за деятельность без лицензии

За деятельность без лицензии компанию могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Административное взыскание возможно в случаях, если:

  • предпринимательская деятельность велась без обязательной лицензии;
  • нарушены или грубо нарушены условия и требования, предусмотренные лицензией.

Мера наказания – предупреждение или штраф от 2 до 200 тысяч рублей с возможной конфискацией или приостановлением деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: