Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Как известно, правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его создания. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, как правило, в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (рис. 2.8).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, связанная с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Законодательно определен порядок осуществления каждого из перечисленных действий с указанием сроков, правил подачи документов, порядка принятия решений и выдачи подтверждающих документов.

В качестве примера рассмотрим административные процедуры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Рис. 2.8. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и большинства видов организационно-правовых форм юридических лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • • заявление о государственной регистрации;
  • • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • • документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ .

Формы документов, а также требования к их оформлению установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 @ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган не проверяет ни содержание, ни форму представленных документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (за исключением заявления о государственной регистрации).

Решение об отказе в государственной регистрации допускается при наличии одного из оснований, предусмотренных в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в том числе:

  • • непредставление заявителем определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • • подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;
  • • несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;
  • • поступление в регистрирующий орган в течение срока, установленного для государственной регистрации, судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
  • • наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Этот реестр для всеобщего ознакомления.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в целях реализации принципа "одного окна" в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направляет сведения о зарегистрированном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в иные государственные органы.

Для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц законодательством определены иной порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:

13. Возникновение и прекращение юридического лица. Государственная регистрация юридического лица

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

— создание юридического лица (в узком смысле слова);

— государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

В зависимости от характера участия государственных органов и регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается лишь на основе распоряжения учредителя без специальной государственной регистрации. Такой способ был распространен в СССР. В странах рыночной экономики вместо распорядительного порядка применяется, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, создание страховых обществ и банков). Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для различных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Читайте также  При блокировке карты блокируется ли счет?

Государственная регистрации юридического лица является завершающим этапом его образования, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ с 1 июля 2002 года регулируется порядок регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с действующим законодательством;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) документ о государственной пошлине за регистрацию.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документов либо представления их в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Основания прекращения юридических лиц:

• добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в определенных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

— по решению учредителей (участников) юридического лица;

— по решению компетентного государственною органа;

— по решению суда.

Виды прекращения юридического лица:

реорганизация — прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

ликвидация — полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица:

— с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

— с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);

— с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).

Виды реорганизации юридических лиц:

— слияние — возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

— присоединение — вливание одного юридического лица в другое;

— разделение — возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

— выделение — выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

— преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

— обязательное уведомление кредиторов;

— право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

— солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, связанные с банкротством юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), урегулированы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Банкротство отдельных категорий юридических лиц регулируются Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 № 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002), «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 № 122-ФЗ и др. К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) процедуры:

внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом;

санация, то есть оказание предприятию финансовой помощи его собственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение;

ликвидационные процедуры.

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

— невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

— установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Как стать ЮЛ — способы и порядок создания юридических лиц

Создание юридического лица – это корпотливый процесс, который регулируется гражданским законодательством, а так же специальными нормативными актами, которые призваны обеспечивать законный порядок деятельности различного вида юр. лиц.

Что нужно для создания юридического лица

Прежде чем создать такой субъект правоотношений, необходимо соблюсти конкретные правила и условия, определяющие способы и порядок создания юридических лиц.

Для правильного создания ЮЛ нужно изучить нормативную базу, а так же подготовить перечень нужной документации.

Нормативная база

Правовая база при создании юридического лица

Перед созданием ЮЛ обязательно изучите правовую базу, регламентирующую этот процесс.

Создание организации регламентируется различными правовыми документами, среди которых:

  1. Гражданское законодательство;
  2. Федеральный закон о гос.регистрации ЮЛ и ИП;
  3. Иные документы.

К последней группе относятся такие нормативные акты, которые регулируют не создание организации в целом, а образование конкретного вида субъекта. Так, например, к таким законам относятся: закон об акционерных фирмах; о некоммерческих предприятиях; о производственных кооперативах и другие.

Создание и порядок деятельности государственных учреждений может регулироваться так же ведомственными приказами и распоряжениями высших должностных лиц.

Необходимая документация

Необходимые документы для ЮЛ

Главный документ при создании ЮЛ -учредительных договор

Создание каждого конкретного юридического лица начинается с принятия решения его учредителями. Такое решение должно быть оформлено документально. Именуется оно учредительным договором.

Еще одним обязательным актом является устав ЮЛ, без которого невозможно осуществление его деятельности.

После чего необходимо осуществить регистрацию, которая и проводится на основании вышеописанных документов. Она подтверждается свидетельством о государственной регистрации, которое так же является важнейшим актом в деятельности юридических лиц.

Порядок действий при создании и узаконивании юридических лиц

Для того, что бы ЮЛ было создано, нужно принять соответствующее решение. Для этого проводится собрание учредителей, т.е. лиц, которые хотят вложить свой капитал в совместную деятельность предприятия или некоммерческой организации.

Законом не установлено необходимое число учредителей. Это может быть и одно лицо. В любом случае, распоряжение на образование фирмы нужно документально оформить. Вариантами такого оформления могут служить договоры, протоколы и другие акты, которые свидетельствовали бы об этом действии. После того, как решение оформлено, необходимо принять устав.

Уставом именуется акт, в котором предусмотрен порядок деятельности ЮЛ, размер начальных вложений, порядок принятия новых членов в число правящего состава, а так же порядок их выхода.

После того, как все вышеперечисленные действия были выполнены, необходимо произвести регистрацию. Только после этого ЮЛ будет считаться созданным. Для регистрации необходимо собрать и подать комплекс документов:

  • заявление, в котором содержится прошение о проведении регистрации;
  • документ, подтверждающий решение о создании;
  • устав;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Пошлина определяется налоговым законодательством РФ. Так, на сегодняшний день, для регистрации юридического лица необходимо уплатить сумму, равную четырем тысячам рублей.

Регистрирующий орган рассматривает полученное заявление, а так же полученную документацию в течение тридцати дней, после чего принимает соответствующее решение. Отказ в проведении регистрации подлежит обжалованию, как в вышестоящую инстанцию, так и в суд.

Читайте также  Что входит в заемный капитал по балансу

Способы создания юридического лица

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов создания юридических лиц, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями, а так же порядком действий. На сегодняшний день предусмотрены такие способы как: разрешенный, явочно-нормативный, распорядительный.

Разрешительный

Разрешительный способ создания юридического лица

Разрешительным способом создания ЮЛ пользуются, к примеру, представители банковской и медицинской сфер

Этот порядок создания юридического лица предусматривает помимо согласия на создание учредителей, получение разрешения и от уполномоченных органов. Как правило, такое разрешение дается органами государственной власти.

Для примера, можно привести создание ЮЛ в сфере банковского сектора. Для того, что бы банк мог осуществлять свою деятельность, ему необходимо получить лицензию, которою уполномочен выдавать Центральный банк РФ. Без такой лицензии осуществление деятельности данным ЮЛ невозможно. При отзыве такого разрешения, юридическое лицо прекращает свою деятельность.

В качестве еще одного примера можно привести частные клиники, оказывающие медицинские услуги. Для осуществления такой деятельности необходимо получение разрешения от министерства здравоохранения или его территориальных подразделений.

Распорядительный

Такой способ создания юридического лица предполагает, что оно образовывается исключительно на основании решения представителей властей. То есть, такое решение заменяет учредительный договор или протокол собрания.

Как правило, данный способ применяется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Явочно-нормативный

Явочно-нормативный способ создания юридического лица

Явочно-нормативный — самый простой способ создания ЮЛ

Этот способ именуется еще и общим. Он заключается в том, что для создания ЮЛ необходимо лишь пройти регистрацию.

Это связано с тем, что законом уже предусмотрено разрешение создавать юридические лица, поэтому учредителям на основании такого разрешения нужно лишь явиться для регистрации. Однако такое право дано не всем. Например, решением суда может быть предусмотрен запрет на деятельность гражданина в определенной сфере. Тогда в регистрации ему будет отказано.

Таким образом, законодатель предусмотрел несколько способов, используемых при создании юридического лица. Выбор того или иного способа зависит от специфики деятельности организации. Для создания ЮЛ нужно соблюсти конкретную процедуру, которая указана в гражданском законодательстве, а так же в ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП.

Смотрите видео о последних изменениях в процессе создания юридических лиц:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Дата регистрации и юридический адрес организации

Возникновение прав и обязанностей юридического лица связано с датой его государственной регистрации. Заключение договоров, выполнение работ, оказание услуг, расчеты с поставщиками – все эти и другие действия, могут осуществляться от имени организации только после того, как сведения о ней будут внесены в соответствующий государственный реестр.

Не менее важную роль в регистрационной процедуре играет адрес вновь созданного юридического лица. При внесении сведений в ЕГРЮЛ особое внимание уделяется достоверности сведений, содержащихся в предоставленных заявителем документах. Перед тем как зарегистрировать предприятие, сотрудники налоговой службы в обязательном порядке проводят проверку заявленного юридического адреса организации на массовость. В этой статье мы расскажем о том, как узнать дату начала существования юр. лица, и как правильно определить юридический адрес организации.

Массовая регистрация юридических лиц

Значение даты гос. регистрации в качестве юридического лица

Порядок приобретения юридическим лицом законного статуса и срок государственной регистрации юр. лица указаны в ст.49 ГК РФ. В соответствии с информацией, изложенной в Гражданском кодексе, организация становится полноправным участником хозяйственных отношений сразу же после внесения данных о ее создании в государственный реестр (ЕГРЮЛ). Соответственно, дата регистрации в качестве юридического лица – число, когда информация об учреждении организации была внесена регистрирующим органом ФНС в ЕГРЮЛ. Дата внесения записи в реестр заносится в Свидетельство о гос. регистрации юридического лица.

Это важный нюанс, незнание которого может привести к серьезным негативным последствиям для предпринимателей. Путаница возникает в связи с тем, что документы для регистрации юр. лица учредители начинают готовить и собирать задолго до самой процедуры. Так, на подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • Составляется Устав
  • Оформляется протокол собрания учредителей
  • Открывается банковский счет
  • Назначается генеральный директор

Фактически осуществляются все действия, которые позволяют юридическому лицу вести бизнес, как самостоятельному субъекту хозяйствования. Имея на руках документы о создании предприятия, некоторые учредители и руководители предприятий ошибочно считают, что дата регистрации в качестве юридического лица – число принятия решения о его создании или день нотариального удостоверения подписей в Уставе.

Важно! Неверно определив момент приобретения правоспособности вновь созданного юр. лица, руководители начинают заключать договоры до официальной даты государственной регистрации юридического лица, чем навлекают на себя риск применения строгих фискальных санкций..

Также в практике хозяйственной деятельности может присутствовать и другая ошибка, когда дата регистрации юридического лица определяется по ИНН (идентификационному номеру налогоплательщика). Такой подход ошибочен исключительно с правовой точки зрения, поскольку в ст. 49 ГК РФ есть прямое указание на возникновение юридического лица с момента его государственной регистрации, а не присвоения статуса налогоплательщика. Однако фактически субъект хозяйствования не имеет права вступать в хозяйственные правоотношения до тех пор, пока не получит ИНН.

Важность правильного определения юридического адреса

К негативным последствиям для учредителей и руководителя фирмы может привести неверный выбор адреса регистрации юридического лица.

В действующем законодательстве не встречается точное определение такого термина, как юридический адрес организации. Принято считать, что адрес юр. лица – это место его постоянного нахождения. В том случае, когда для осуществления деятельности используется собственность организации или помещение, взятое в аренду, схема внесения сведений о юридическом адресе проста:

  • Местонахождение нового юр. лица указывается в Уставе
  • Из Устава сведения переносятся в регистрационную карточку
  • Регистратор прописывает в ЕГРЮЛ те данные, которые внесены в регистрационную карточку и подтверждены Уставом

Но как быть, если юр. лицо не планирует находиться по адресу регистрации и сведения, внесенные в Устав, а после и в ЕГРЮЛ – всего лишь формальность? Если исходить из нынешних правовых реалий, такой ситуации возникнуть не должно. Любая организация, которая имеет намерение официально работать, обязана иметь свой активный офис по зарегистрированному юридическому адресу. Кроме того, если по организационным причинам адрес приходится сменить, ФНС должна быть уведомлена об этом в течение трех рабочих дней.

Меры предосторожности

На практике предприниматели, которые по разным причинам не хотят содержать офис, прибегают к услугам посредников. Такие фирмы за определенную плату охотно предоставляют свои адреса, которые по факту являются адресами массовой регистрации юридических лиц. При этом учредители заверяются в законности и легитимности такой операции. И действительно, законодательство не устанавливает предельное количество субъектов для регистрации юридических лиц в одном месте. Но массовость организаций, зарегистрированных по одному адресу, является фактором риска для предпринимателей, так как они «автоматически» попадают под пристальное внимание контролирующих органов.

На официальном сайте ФНС размещены списки адресов массовой регистрации юридических лиц для каждого регионального субъекта. Эти сведения относятся к открытым данным и доступны для всех без исключения. Законопослушным предпринимателям рекомендуется сверять адреса своих контрагентов с такими списками во избежание заключения сделок с субъектом, который по оценке ФНС имеет признаки неблагонадежности.

Массовая регистрация юридических лиц по одному адресу в большинстве случаев является показателем того, что предприятия действуют фиктивно и прикрывают законной вывеской нелегальную деятельность. Попасть в категорию налогоплательщиков с высоким риском неблагонадежности – не самое хорошее начало для предпринимательской карьеры.

Читайте также  Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Юрий Муранов

Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.

Регистрация юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС: введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа гарантийное письмо на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме согласием собственника помещения. Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

После выхода Обзора судебной практики Президиума ВС от 25.12.2019 некоторые ИФНС стали требовать нотариального заверения решения или протокола об учреждении ООО. При этом закон № 129-ФЗ такого условия не содержит. Нам стало известно о нескольких случаях отказа в регистрации ООО, если решение или протокол не заверены у нотариуса. До тех пор, пока от ФНС не поступит соответствующих разъяснений, рекомендуем нашим пользователям уточнять этот вопрос в своем регистрирующем органе.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте фирменное наименование ООО, которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь сервисом проверки адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь подборкой кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой уставного капитала ООО. Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. Образцы документов вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте устав ООО. Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните форму Р11001. Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите оплату государственной пошлины в банке. В 2021 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте уведомление о переходе на УСН, если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2021 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через форму поиска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: