Общественное объединение проходит государственную регистрацию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок создания и государственной регистрации общественной организации?

Общественная организация представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (часть первая ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; далее — Закон N 82-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
По общему правилу общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах объединений. В состав учредителей могут входить и юридические лица — общественные объединения (ст. 18 Закона N 82-ФЗ).
Для создания общественной организации необходимо совершение следующих действий.
1. Учредители общественного объединения (физические лица и юридические лица — общественные объединения) созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации (часть третья ст. 18 Закона N 82-ФЗ), принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы (часть первая ст. 6 Закона N 82-ФЗ).
Согласно ст. 20 Закона N 82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму (в рассматриваемой ситуации общественная организация). Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (часть первая ст. 28 Закона N 82-ФЗ);
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая ст. 15 Закона N 82-ФЗ);
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом (ст. 26 Закона N 7-ФЗ);
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (смотрите в связи с этим ст. 25, 26 Закона N 82-ФЗ, а также п. 4 ст. 123.4 ГК РФ, согласно которому общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд).
В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Кроме того, на съезде принимается решение о формировании руководящих органов общественной организации и ее контрольно-ревизионного органа. Согласно ст. 8 Закона N 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Кроме того, в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
При составлении протокола (выписки из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей в целях его последующего представления для государственной регистрации следует принимать во внимание требования п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент). Согласно этому пункту протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать:
— дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
— список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
— сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);
— существо принятых решений и результаты голосования по ним;
— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
С момента принятия указанных выше решений общественная организация считается созданной: осуществляет уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом N 82-ФЗ. Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (части третья и четвертая ст. 18 указанного закона).
2. Для приобретения прав юридического лица общественная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) с учетом особенностей, установленных Законами N 82-ФЗ и 7-ФЗ (часть первая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается Минюстом России или его территориальным органом, в зависимости от уровня создаваемой организации (смотрите части третью и пятую указанной статьи). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании общественной организации а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется органом ФНС России на основании решения о государственной регистрации, принимаемого органом Минюста (часть вторая ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
В течение трех месяцев (часть седьмая ст. 21 Закона N 82-ФЗ) со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания ее учредителей в соответствующий орган Минюста России должны быть представлены документы, перечисленные в части шестой ст. 21 Закона N 82-ФЗ (смотрите также п. 1 Административного регламента, ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):
1) заявление, по форме N Р11001 (утверждена приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@, смотрите также приказ Минюста РФ от 12 ноября 2020 г. N 278), подписанное уполномоченным лицом (заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины (4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ));
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 указанного закона, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и устава, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 41 Административного регламента).
Заявителем при государственной регистрации общественной организации при ее создании является один из учредителей или руководитель юридического лица, выступающего ее учредителем (п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 2 Административного регламента).
3. В срок не позднее 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации территориальный орган Минюста России принимает решение о государственной регистрации этого юридического лица либо, если принято решение об отказе в государственной регистрации, выдает заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть одиннадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения предусмотрен ст. 23 Закона N 82-ФЗ. Не позднее трех рабочих дней со дня получения Минюстом от ФНС информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об общественной организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (часть четырнадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ, п. 25 Административного регламента).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Читайте также  Регистрация профсоюза в качестве юридического лица

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Инструкция: как зарегистрировать общественную некоммерческую организацию

Как зарегистрировать общественную некоммерческую организацию:

  1. Определить наименование и адрес.
  2. Подготовить требуемые документы.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Направить документы в компетентный орган на рассмотрение.
  5. Получить результат государственной услуги.

Кто может открыть общественную организацию

Круг заявителей устанавливается приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455. Обратиться в государственный орган с целью регистрации некоммерческой организации (НКО) могут: учредитель при создании; руководитель или лицо, имеющее право действовать без доверенности; руководитель юридического лица, выступающего учредителем НКО. На основании ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ срок для подачи документов на регистрацию общественной организации составляет три месяца со дня принятия решения о создании. Решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ. Руководствуясь указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции РФ:

  • выдает свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • направляет представителей для участия в мероприятиях НКО;
  • утверждает формы, используемые при регистрации;
  • осуществляет надзор за деятельностью НКО.

В отношении бюджетных и казенных учреждений решение принимает Правительство РФ или высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ определяет, как создать свою организацию, и порядок необходимых действий. Правовое регулирование в непротиворечащей части осуществляется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Порядок действий по созданию

Порядок, который устанавливает пошаговая инструкция, как зарегистрировать общественную организацию, отражает общую последовательность действий заявителя. Расширенное разъяснение определяется административным регламентом.

Шаг 1. Определить название и юридический адрес

Требования к наименованию некоммерческой организации устанавливаются ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Название должно содержать правовую форму и вид деятельности, определять территорию действия. Государственный орган откажет в регистрации, если наименование не соответствует требованиям. Например, регистрация общероссийской общественной организации «Интеллект» является неверным, и регистрирующий орган с большей вероятностью вынесет отказ, так как не раскрыт характер деятельности. В название следует добавить: «организация содействия просвещению граждан». Такое наименование раскрывает основной вид деятельности и указывает на территорию действия.

Некоммерческая организация несет риск неполучения корреспонденции, отправленной по основному адресу. Например, адрес, содержащийся в реестре: г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 1, фактическое расположение: г. Санкт-Петербург, ул. Уличная, д. 2, корреспонденция, направленная по первому адресу, с юридической точки зрения получает статус доставленной, даже если она не получена. Рекомендуем использовать адрес фактического местонахождения, чтобы избежать негативных последствий.

Шаг 2. Определиться с направлением деятельности

Деятельность некоммерческой организации связывается со спортом, благотворительными, культурными, образовательными и иными целями, установленными п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Основным критерием выбора вида деятельности при создании некоммерческой организации является отсутствие в качестве основной цели извлечения экономической прибыли.

Следующее, что необходимо предпринять, чтобы создать организацию, — определить ОКВЭД. Выбор вида деятельности в дальнейшем соотносится с ОКВЭД, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Коды состоят из цифр, означающих определенную категорию. Рекомендуем не выбирать категории, которые прямо связаны с извлечением экономической прибыли, или использовать коды из кардинально отличающихся разделов, например деятельность в области спорта и производство одежды, в этом случае государственный орган откажет в регистрации. Определите для себя несколько кодов, которые наиболее точно отразят характер деятельности вашей организации. Указание большого количества кодов повышает вероятность отказа в регистрации государственным органом.

Шаг 3. Составить устав

В уставе следует определить цель создания, предмет, виды деятельности. Указать права и обязанности членов, структуру организации, на основании чего формируется имущество и порядок распоряжения им, порядок внесения изменений в устав. В общих положениях закрепить полное и сокращенное наименование, адрес расположения, территорию, на которой осуществляется деятельность, срок деятельности, использование символики и печати. Общие требования к уставам юридических лиц установлены п. 4 ст. 52 Гражданского кодекса РФ.

Образцы документов

Бесплатно скачайте в КонсультантПлюс все документы, которые нужно подготовить для создания НКО. Например, устав и решение учредителя.

Шаг 4. Оплатить госпошлину

Размер государственной пошлины за регистрационные действия приравнен к значению, установленному для юридических лиц, и составляет 4000 руб. Вы можете избежать оплаты пошлины, если направите все необходимые для регистрации документы в электронной форме посредством портала государственных услуг. Это подтверждается письмом ФНС России от 18.07.2019 № ГД-4-19/14001@. Точную информацию вы можете узнать, ознакомившись с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.

Шаг 5. Передать документы на регистрацию

Перечень документов для регистрации является исчерпывающим и установлен ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Заявителю необходимо предоставить:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие возможность использования символики (если такая используется);
  • учредительные документы;
  • подтверждение факта оплаты государственной пошлины;
  • решение о создании;
  • информацию об учредителях;
  • информацию о местонахождении постоянно действующего органа.

Для иностранных агентов дополнительно предоставляется выписка из реестра иностранных юрлиц и заявление о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Собранный пакет документов направляется в Министерство юстиции РФ или его территориальные органы. Статья 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ раскрывает, какие документы подаются на государственную регистрацию общественного объединения, и порядок их предоставления. В процессе рассмотрения заявления Минюст РФ осуществляет взаимодействие с Федеральной налоговой службой и ее территориальными подразделениями. Официальная контактная информация для взаимодействия с Министерством юстиции РФ: 119991, Москва, ул. Житная, д. 14. Телефон: (495) 955-56-15, (495) 276-18-29. E-mail: pst@minjust.ru, сайт: www.minjust.ru.

Шаг 6. Получить свидетельство о регистрации

Срок рассмотрения документов установлен приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 и составляет от 17 до 33 рабочих дней, в зависимости от вида регистрируемой организации. Государственный орган имеет право приостановить госрегистрацию на срок не более чем 3 месяца. Результатом оказания услуги является государственная регистрация НКО, получение свидетельства о регистрации и внесение записи в ЕГРЮЛ.

Что делать в случае отказа

Государственный орган не вправе отказать в приеме документов. В процессе рассмотрения вашего заявления и приложений могут возникнуть вопросы относительно правильности указания сведений об НКО. Среди оснований для отказа по результатам рассмотрения выделяют следующие:

  • противоречие устава законодательству РФ;
  • неверное оформление и предоставление неполного пакета документов;
  • наименование НКО уже используется;
  • недостоверная информация;
  • оскорбление нравственности и религиозных чувств;
  • лицо не может быть учредителем.

Заявителю направляется отказ, в котором указывается правовое основание принятия такого решения со ссылкой на нормы права, дата и номер уведомления, разъясняется порядок обжалования, ставится подпись полномочного лица. Решение об отказе обжалуется в вышестоящий орган или суд. Документы направляются повторно на рассмотрение с учетом устранения причин отказа. Информация об отказе доносится до заявителя специалистами государственного органа в течение одного дня. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ определяет, как проводится государственная регистрация общественных объединений и действия в случае отказа. Перечень оснований является схожим и установлен статьей 23.

Как подать документы в электронном виде

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ и приказ Минюста России от 30.12.2011 № 455 допускают предоставление документов для регистрации в электронном виде. В связи с введением возможности подачи документов в электронном виде пошаговая инструкция по регистрации общественной организации в 2020 году раскрывает порядок действий на сайте государственных услуг.

Шаг 1. Авторизуемся на сайте государственных и муниципальных услуг.

Госуслуги

Шаг 2. Поиск портала госуслуг работает не всегда корректно. Используя запрос по названию «Государственная регистрация иных некоммерческих организаций при их создании», вы не найдете нужного раздела. Найдем услугу следующим образом: на главной странице в строке поиска пишем «Министерство юстиции» и выбираем предложенный вариант. На открывшейся странице выбираем услугу.

Регистрация организации на Госуслугах

Шаг 3. В открывшемся окне выбираем «Получить услугу».

Шаг 4. Выбираем получателя заявления из предложенного списка. Заполняем данные о заявителе.

Шаг 5. Прикрепляем необходимые документы и отправляем на рассмотрение.

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.

Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.
Читайте также  Образец написания кассационной жалобы на апелляционное определение

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Правила регистрации некоммерческой организации (НКО)

Общее собрание утвердило решение об учреждении некоммерческой организации, следующий этап – регистрация НКО.

Этапы регистрации НКО

Этапы регистрации НКО

Какие законы регламентируют процесс государственной регистрации НКО

Государственную регистрацию новых некоммерческих организаций регламентируют:

закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

приказ № 455 Минюста РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Какие органы регистрируют НКО

Регистрирует НКО Минюст РФ или его территориальное отделение. Также он может отказать в регистрации. В органы Минюста подается пакет документов в соответствии со ст. 13.1 ФЗ-7 и административным регламентом № 455 о порядке регистрации.

После регистрации Федеральная налоговая служба ставит НКО на налоговый учет и вносит сведения о ней в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ (если вновь созданная НКО не является организацией без образования юрлица).

Порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ регламентирует №129-ФЗ.

Список документов для регистрации

Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:

учредительные документы (3 экземпляра);

решение о создании и утверждении учредительных документов;

сведения об учредителях;

сведения о месте нахождения;

документ об оплате госпошлины;

документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;

документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);

для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).

Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

Читайте также  Письмо в ГИБДД об отмене штрафа образец

Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.

Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.

Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.

Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.

За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2021 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.

Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.

Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.

При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.

Сдача документов для регистрации НКО

Сформированный пакет документов для регистрации передается заявителем в органы Минюста. Заявителем со стороны НКО может быть:

выбранный общим собранием учредителей и уполномоченный для этого член организации.

Пакет документов для регистрации, в зависимости от формы организации, направляется в одно из подразделений Минюста:

общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации подают документы в центральные органы Министерства юстиции;

остальные НКО передают документы в соответствующие территориальные подразделения Минюста.

Пакет документов можно передать в Минюст 3 способами:

личное обращение уполномоченного лица;

отправка ценного письма с описью вложения;

Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации

После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:

приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);

продлить срок рассмотрения документов;

оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);

отказать в регистрации.

Решение Минюста оформляется виде распоряжения.

Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.

Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:

18 рабочих дней – для всех НКО;

30 дней – для политических партий;

33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.

Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.

Внесение данных о регистрации в ЕГРЮЛ

В течение 5 дней после получения пакета документов из Минюста о регистрации новой некоммерческой организации ФНС или его территориальное подразделение вносит данные о ней в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п.3 ст.13.1 ФЗ-7).

На следующий рабочий день после внесения данных в реестр ФНС или его территориальное подразделение обязано передать информацию об этом в Минюст (или его территориальные структуры). Дополнительно ФНС передает выписку из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет, которые Минюст выдает заявителю (т.е. НКО) при получении свидетельства о регистрации.

Выдача свидетельства

После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.

Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.

Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.

Причины возможных отказов в регистрации

Пакет документов, необходимых для регистрации, предоставлен не в тот территориальный регистрирующий орган, к которому относится НКО.

Документы, необходимые для регистрации, предоставлены не в полном объеме.

В сданных на регистрацию документах содержатся ошибки.

Недостоверные сведения в документах, предоставленных для регистрации.

Устав или учредительные документы НКО нарушают законодательство РФ.

Учредитель НКО не имеет права быть учредителем в соответствии с требованиями федеральных законов.

Наименование НКО оскорбляет нравственность, национальность или религиозные чувства граждан.

НКО с таким наименованием уже зарегистрировано на территории РФ.

Если некоммерческой организации отказали в регистрации, она может согласиться с этим решением, либо подать жалобу в вышестоящий орган или в суд, либо устранить замечания и подать документы на регистрацию повторно. Законодательно подавать документы на регистрацию повторно не запрещено. Обязательным условием для повторной подачи документов на регистрацию является устранение замечаний, вызвавших отказ.

И новым, и уже существующим НКО необходимо вести учет. При создании новой организации важно подумать об этом заранее и выбрать программу для автоматизации деятельности НКО. В программе, в которую встроена 1С: Бухгалтерия 8, можно вести бухгалтерский и налоговый учет.

Если у вас уже есть одна НКО и вы только что зарегистрировали новую, обратите внимание: программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации позволяет вести учет одновременно по нескольким организациям с разными режимами налогообложения.

С помощью автоматизации учета можно быстро и без ошибок заполнить реквизиты контрагентов по ИНН или наименованию, рассчитать суммы налогов и взносов и оплатить их по актуальным реквизитам в федеральную налоговую службу. Также можно вести электронный документооборот, заполнять и сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Минюст онлайн. При этом есть возможность отслеживания доставки отчетности адресату.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ Минского областного исполнительного комитета

Государственная регистрация общественных объединений

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации общественного объединения, союза (ассоциации) общественных объединений

Для государственной регистрации общественного объединения, союза в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в соответствующий регистрирующий орган представляются:

  • заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное руководителем общественного объединения, союза либо иным лицом, уполномоченным на то в соответствии с уставом общественного объединения, союза (форма);
  • устав общественного объединения, союза в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;
  • протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания;
  • платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодательными актами);
  • для общественного объединения — список учредителей общественного объединения, в котором указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей (форма). Международным общественным объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах). При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенным в установленном порядке;
  • для союза — выписки из протоколов заседаний руководящих органов общественных объединений, создающих союз, на которых были приняты решения о выступлении их в качестве учредителей союза, а также копии уставов общественных объединений, создающих союз, и свидетельств о государственной регистрации этих общественных объединений (только для иностранных организаций). При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенным в установленном порядке;
  • списки членов выборных органов общественного объединения, союза, в которых указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах (форма);
  • заявление гражданина (в случае его смерти — заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения, союза);
  • документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения, союза (места нахождения руководящего органа).
  • документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения, союза в приложении к юридическому научно-практическому журналу «Юстиция Беларуси» (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 1, ком.703; тел/факс +375 17 306 53 69, 200 02 46)

(Статья 13 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: