Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

Внести в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 22; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 52, ст. 6410; 2010, N 15, ст. 1756; N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7347, 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 30, ст. 4083; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218; N 52, ст. 7558; 2015, N 14, ст. 2022) следующие изменения:

1) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.";

2) в абзаце втором первое предложение исключить.

Статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410; 2011, N 23, ст. 3269; 2013, N 30, ст. 4083; 2014, N 52, ст. 7558) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

"4 1 . В случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.".

Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии доводит до сведения следующее.

На официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30.12.2020 опубликован Федеральный закон от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон), который вступает в силу 28.06.2021.

В соответствии со статьей 5 Закона в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее — Закон N 218-ФЗ) внесены следующие изменения:

  • часть 5 статьи 8 дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) будут вноситься дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1Закона N 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон N 122-ФЗ) и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • часть 3 статьи 69 дополнена положениями о том, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 статьи 69, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • часть 8 статьи 69 дополнена пунктом 5, содержащим дополнительное основание для отказа во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.

Кроме того, Закон N 218-ФЗ дополнен статьей 69.1, в соответствии с которой:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:

  • проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;
  • подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
  • взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
  • принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
  • направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости — в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ — в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ;
Читайте также  Срок возврата имущественного вычета при покупке квартиры

2) в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости.

3) уполномоченные органы вправе:

  • обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ;
  • в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В связи с изложенным также информируем о том, что:

  • в январе 2021 г. будет утвержден план-график мероприятий Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" по подготовке к реализации Закона в период с момента его официального опубликования и до вступления в силу (далее — План подготовительных мероприятий);
  • в настоящее время Росреестром осуществляется подготовка проектов подзаконных актов, необходимых для реализации Закона, которые планируется к изданию не позднее вступления его в силу.

Кроме того, также будет разработан план основных мероприятий по реализации Закона в 2021 г. (после его вступления в силу).

Учитывая изложенное, территориальным органам Росреестра, Госкомрегистру, Севреестру, ФГБУ "ФКП Росреестра" предлагаем при наличии предложений для включения в План подготовительных мероприятий направить их в Управление ведения ЕГРН (в копии — по адресу электронной почты pankova_sg@rosreestr.ru) не позднее 15.01.2021.

Настоящее письмо также размещено на внутреннем интернет-портале Росреестра в разделе "Рассылки по вопросам государственной регистрации прав и кадастрового учета".

Федеральный закон от 13.07.2015 № 251-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ”
И СТАТЬЮ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ГОСУДАРСТВЕННОМ
КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ”

Принят
Государственной Думой
30 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года

Статья 1

Внести в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 22; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 52, ст. 6410; 2010, N 15, ст. 1756; N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7347, 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 30, ст. 4083; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218; N 52, ст. 7558; 2015, N 14, ст. 2022) следующие изменения:
1) абзац первый изложить в следующей редакции:
“1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.”;
2) в абзаце втором первое предложение исключить.

Статья 2

Статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410; 2011, N 23, ст. 3269; 2013, N 30, ст. 4083; 2014, N 52, ст. 7558) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
“4.1. В случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, – в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта Российской Федерации – города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.”.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
13 июля 2015 года
N 251-ФЗ

Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

30.04.2021 опубликован и начал действовать Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Попыталась по пунктам структурировать наиболее интересные изменения в Закон, которые начали действовать с 30.04.2021.

1. Сведения из ЕГРН будет предоставлять только ФГБУ «ФКП Росреестра». Росреестр с себя указанную обязанность снимает.

Читайте также  Самые высокооплачиваемые женские профессии в России

2. Решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы, вместе с такими исполнительными листами, технический план, а также акт обследования (при прекращении права на объект недвижимости) теперь являются основаниями для государственной регистрации права.

3. Если объект приобретается в общедолевую собственность, то с заявлением о государственной регистрации права должны обращаться все лица, приобретающие объект.

4. Если право Продавца зарегистрировано в ЕГРН, и он продал объект и ликвидировался, то Покупатель для регистрации перехода права представляет выписку из ЕГРЮЛ на продавца, подтверждающую его ликвидацию и документы о выполнении обязательств по договору (доказательства оплаты и передачи недвижимости).

5. Полномочия с Росреестра по личному приему заявлений и документов на бумажных носителях на регистрацию недвижимости сняты. Представить документы на гос. регистрацию лично в бумажном виде можно только в ФГБУ или МФЦ.

6. Если при приеме не представлен документ об уплате госпошлины, то срок для регистрации начинает течь с даты представления документа об уплате пошлины.

7. Документы, которые будут храниться в Росреестре, будут переводиться в электронные образы, а подлинники документов с отметкой о том, что документы переведены в электронный формат, будут выдаваться обратно заявителю.

8. В форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя могут быть представлены:

1) заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;

2) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;

3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками;

4) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

5) иные заявления согласно Закону.

9. Документы – основания для регистрации на бумажном носителе представляются в одном экземпляре- подлиннике, решения органов власти и судебные решения- в одном экземпляре в виде заверенной копии.

10. Приостановить госрегистрацию будет возможно, если поступила информация, что заявитель включен в перечень террористов, экстремистов.

11. Если на основании решения суда отказ в регистрации будет признан незаконным, то регистрация осуществляется без представления заявления, на основании решения суда и документов, хранящихся в реестровом деле. О сроке окончания рег. действия сообщается заявителю.

12. Решения о приостановлении направляются не позднее следующего рабочего дня.

13. Выписка из ЕГРН, подтверждающая переход права, может быть составлена МФЦ.

14. Аресты, наложенные до признания собственника банкротом, будут сниматься Росреестром на основании направленного арбитражным судом определения о признании должника банкротом.

15. Если гражданин подал заявление о непроведении госрегистрации без его личного участия, а потом умер, то такая запись в ЕГРН будет погашаться при регистрации прав наследников.

16. Если на момент регистрации права на незавершенный строительством объект договор аренды или безвозмездного пользования прекращен, но разрешение на строительство действует, право подлежит регистрации.

17. Регистрация права на помещение в многоквартирном доме является одновременно регистрацией права общедолевой собственности на общее имущество и земельный участок. Размер доли и указания собственников не производится.

18. Приобретение всех комнат в квартире влечет регистрацию квартиры без заявления собственника.

19. Проверка законности выданных разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию регистратором не производится.

20. Ставить на кадастровый учет и проводить регистрацию объекта можно поэтапно, если поэтапное строительство предусмотрено проектной документацией.

21. Проектная декларация при регистрации договоров участия в долевом строительстве запрашивается органом регистрации прав в ЕИСЖС самостоятельно.

22. Потребуется представление в Росреестр согласия залогодержателя, если права на земельный участок до заключения первого договора участия в долевом строительстве, были заложены. А при регистрации второго и последующего ДУДС – согласие залогодержателя на прекращение залога в отношении объекта долевого строительства.

23. При проведении правовой экспертизы план объекта и проектная декларация проверяются исключительно на:

1) наличие сведений об объекте долевого строительства;

2) на соответствие содержащихся в плане и декларации сведений о виде объекта долевого строительства, назначении объекта, об этаже, на котором он расположен, об общей площади объекта (для жилого помещения) или его площади (для нежилого помещения или машино-места) сведениям, указанным в договоре.

24. Проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации и плане создаваемого многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, сведениям, указанным в проектной документации, государственным регистратором прав не осуществляется.

25. Уведомление об отказе в исправлении техошибки может быть обжаловано в суд.

26 Закрытая информация предоставляется теперь лицам, которые получили доверенность от арбитражного управляющего.

27. При утере можно будет получить в Росреестре не только копии договоров, но и иных документов, на основании которых внесены сведения в ЕГРН.

Госрегистрация прав на недвижимость. О нововведениях с 2017 года

В Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) в 2016 г. были внесены изменения Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ. Большая часть измененных норм Закона № 218-ФЗ вступила в силу с начала 2017 г. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, части этого Закона, поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Именно на смену ему приходит новый Закон № 218-ФЗ.

Пункт 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определяет понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Данное определение не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст. 2 ныне действующего Закона № 122-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ госрегистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

Читайте также  Тарифы банков для юридических лиц сравнить

При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

Единый реестр — благо?

До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя, при этом в Законе № 218-ФЗ уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

Нотариус, как регистратор?

Нотариус является одним из лиц, по заявлению которого допускается госрегистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта, но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом надо понимать, что при отправке документов нотариусом в электронном виде получить от него документ с отметкой о госрегистрации не получится, поскольку с 15 июля 2016 г. при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

Кто и за что несет ответственность

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Также нововведениями в Закон № 218-ФЗ уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону № 218-ФЗ условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона № 218-ФЗ о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: