Что такое Коносамент? Особенности и практическое применение

Современная логистика окутана множеством профессиональных терминов, сленговых выражений и неологизмов. Как мало опытному человеку уверенно ориентироваться в терминах и названиях — поможет пресс центр компании НОВЕЛКО. Что же такое такое коносамент простыми словами?

Коносамент — документ, подтверждающий право распоряжаться товаром в процессе его транспортировки. Особенностью коносамента является обеспечение реализации прав, которые зафиксированы в документе, реализация права возможно только в случае физического предоставления этого документа. Примечательно, что бумажные или электронные копии коносамента не представляют никакой юридической силы и не могут использоваться для решения спорных вопросов.

Основа коносамента представляет из себя ценную бумагу, в рамках которой выражается фактическое право собственности на зафиксированный в документе товар. Коносамент также выполняет функцию специального транспортного документа, который описывает условия морской перевозки грузов. Коносамента предоставляет право распоряжаться грузом по своему усмотрению.

Коносамент передается от отправителя перевозчику, что является фактом официальной процедуры заключения договора об оказании услуг. Предоставление документа предусмотрено для любого типа грузов без учета особенностей транспортировки — предоставления для перевозки данного груза всего судна целиком или определенных грузовых трюмов. Условия доставки грузов по договору коносамента поддерживаются в рамках принятой в 1924 году международной конвенции и Гаагскими правилами.

Функции коносамента

Следует выделить основные функции, которые выполняет коносамент.

  • В рамках договора коносамента обеспечиваются права на перевозимый товар. Держатель документа обладает исключительными правами на фактическое принятие решения о поставке товара. Данная процедура обеспечивает возможность автоматической передачи прав на груз другому лицу. Фактически, товар в процессе доставки может быть параллельно продан третьей стороне только на основании предоставления коносамента.
  • Документ описывает условия перевозки и распоряжения грузом. Если речь идет о прямой доставке, задачей продавца является передача покупателю полной версии договора на перевозку в формате разумных и (обычных) условий. При взаимодействии перевозчика и покупателя определяющим документом выступает именно коносамент.
  • Документ может иметь формат расписки, в рамках которой приводится подтверждение факта завершения процедуры доставки груза получателю. Именно по этой причине в документе официально приводится подробное указание с описанием товара, а также запись о том, что груз был помещен на борт судна в согласованном количестве единиц, а также без видимых при осуществлении предварительного осмотра повреждений. При выявлении механических повреждений, на основной части коносамента проставляется специальная отметка, в результате чего документ больше не может относиться к категории «чистых».

Определение видов коносамента

В международной практике, при классификации и дифференциации документов по степени ответственности, предусмотрены разные виды коносаментов. К основной классификации относятся:

  • Ордерный;
  • Именной;
  • На предъявителя.

Ордерный коносамент (order B/L) — документ, при котором определенное лицо располагает законными основаниями передавать указания лицам, которым допускается выдавать основной груз. Подобная инициатива официально закрепляется текстовой пометкой «по приказу» в специально отведенной графе под названием «Consignee». В том, случае, если в документе не отмечается наличие приказодателя, документ в дальнейшем воспринимается по принципу «по приказу отправителя». Коносамент в данном случае можно отнести к категории ценных бумаг, в рамках которой обеспечивается выдача основного груза по соответствующему указанию получателя или отправителя. Также допускаются варианты с получением «приказа» от банка. Коносамент ордерного типа относится к наиболее применяемым в морских грузовых перевозках.

Именной коносамент (straight B/L) — применяется в случае, если в специальной графе под названием «Consignee» имеется отметка, указывающая на получателя груза. Данная ценная бумага представляет собой юридический документ, в котором обязательно выделено наименование стороны получателя грузов.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) – это документ, где обязательно проставляется специальная отметка с указанием того, что она была выдана на определенного предъявителя, поскольку в нем не вносятся другие сведения о конечном получателе. По этой причине после факта доставки товар, может быть отгружен любой стороне, которая предъявила соответствующий документ. Подобные документы используются очень редко. Это связано с тем, что в роли получателя груза в данной ситуации может выступать любой держатель специального коносамента.

Типы коносаментов

Классификатор документооборота в зависимости от степени делегирования ответственности, определяет следующие типы накладной коносамента.

  • Линейный коносамент — документ, действующий в рамках требований отправителя, нацелен на дальнейшее успешное подписание договора об осуществлении транспортировки груза.
  • Чартерный коносамент — документ, выдача которого является официальным указанием на факт приема груза, который перевозился компанией на основании условий чартера. В качестве чартера может выступать профильный договор осуществления фрахтования, при котором имеется факт соглашения о найме определенного судна с целью выполнения грузового рейса на строго согласованный заранее срок. Чартерный коносамент не используется как документ для последующего проведения оформления специального договора о проведении морских перевозок, поскольку в данном случает требуется заключение еще одного профильного договора, который будет действовать на фрахт судна в формате чартерной транспортировки грузов.
  • Береговой коносамент — документ, в рамках которого обеспечивается выдача официального подтверждения факта приема груза от отправителя с берега. Процесс выдачи осуществляется в рамках склада перевозчика.
  • Бортовой коносамент – документ, который передается, когда товар уже полностью погружен на борт корабля.

Разновидности коносаментов

Чистый коносамент (Clean Bill of Lading) — документ, в основе которого нет специальных отметок о повреждениях или недостатках груза. Наравне с чистым документом в грузовой практике встречаются следующие бумаги:

  • «Нечистый» коносамент (Claused Bill of Lading) – документ, в рамках которого делаются специальные пометки о факте выявления плохого или ненадлежащего состояния товаров.
  • Оборотный коносамент (Negotiable bill) – документ, в котором фиксируется факт доставки товара с официальной пометкой: по указанию обозначенных в документе лиц. Выдача груза обеспечивается на руки тем лицам, которые обозначены в бумаге.
  • Накладные в комплекте (Bills in a set) – комплект документов, подтверждающих факт передачи груза по одному из имеющихся в базовом комплекте оригиналов.

При заполнении коносамента, по аналогии с традиционными ценными бумагами, заполняются обязательные реквизиты, а одним из обязательных, является подробная информация о грузе. Без указания таких сведений коносамент утрачивает товарораспорядительную функцию. Документ оформляется в нескольких экземплярах, один из которых передается отправителю груза. После факта выдачи груза по одному из доступных экземпляров, остальные документы утрачивают юридическую силу.

Коносамент

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

подтверждения договора на перевозку.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Читайте также  Как легально сдать квартиру в аренду?

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

В строке Port of Loading – порт погрузки.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) — документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Читайте также  Срок действия лицензии на приобретение гладкоствольного оружия

Береговой коносамент (custody B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) — документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной — когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский — используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) — когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя». Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) — документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

коносамент

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $)>$ и груз $$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $>$ и $>$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Коносамент — что это такое простыми словами

коносамент - что это такое простыми словами

Коносамент — это товарораспорядительный документ, используемый чаще всего в морских грузоперевозках.

Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.

Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.

Правильный расчёт таможенных пошлин

Информация, содержащаяся в коносаменте:

  1. информация об отправителе и его местонахождении;
  2. данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
  3. указание порта выгрузки;
  4. данные о получателе товара и его местонахождении;
  5. описание товара;
  6. особенности товара (например, класс опасности);
  7. масса товара, объем и количество грузовых мест;
  8. дата выдачи коносамента;
  9. указание количества выданных оригиналов коносамента;
  10. подпись грузоперевозчика.

На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки "Consignee" (Получатель):

  • Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание "to order". В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
  • Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.

Разные виды и классификации

Существуют и другие классификации коносаментов:

Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.

  • Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
  • Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
  • "Не чистый" коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
  • Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
  • Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
  • Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
  • Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.
Читайте также  Эквайринг без открытия расчетного счета для ИП

На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.

Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.

Важно помнить, что ошибки в оформлении такого документа как коносамент могут повлечь значительные убытки для всех участников договора международной перевозки.

Коносамент — что это и как он работает

Документооборот в сфере грузоперевозок представлен различными формами и назначением. Одной из форм является коносамент. Этот документ относится к регулированию коммерческой деятельности в сфере перевозок по воде. В этой статье мы подробно познакомимся со его нюансами.

1. Что такое коносамент простыми словами

Язык заполнения, как правило, английский.

Появление документа «коносамент» основано на необходимости оформлять договоренности официальным путем в процессе морских перевозок. Является бумагой, регламентирующей факт морской перевозки.

  • На регулирование обращения с грузом второй стороной;
  • На фиксирование перечня обязательств первой стороной перед второй.

Создание данной формы отчётности и её регулирование появилось впервые в 1924 г.

По сути, коносамент – это наименование документа, образованное от французского словосочетания «le connaissement», которое в русском языке можно интерпретировать как товарно-транспортная накладная, используемая на морском направлении. Соответственно, необходима такая бумага при перемещении грузов водным путем.

Официальное наименование в международном формате – (BOL). Это документ международного формата, так как любое морское пространство, как правило, принадлежит 2-м или большему числу стран.

2. Коносамент как ценная бумага

Отличительной особенностью такой бумаги является то, что продавать товар либо осуществлять иные коммерческие действия с ним допускается без физического его перемещения. Коносамент регламентирует владение товаром. Это означает, что BOL доступен к покупке, к продаже, и как ценная бумага – подлежит к залогу в банке, передаче или перепродаже третьим лицам. Объявленной ценностью считается стоимость материальных ценностей, описанных в коносамент.

На территории России права и обязанности обеих сторон контролируются Федеральным Законом (ФЗ) №81 Кодекса торгового мореплавания, обновленного 1 марта 2020 г.

3. Судебные разбирательства по коносамент

В случае возникновения судебных прений доказательная ценность BOL между отправителем и перевозчиком является актуальной. В данном случае BOL рассматривается как расписка, а сведения, указанные в нём – предметом судебного спора.

В случае возникновения спорной ситуации, владелец имеет право предъявить претензии к перевозчику. Если претензии имеет получатель товара – направить их имеет право на основании коносамента только поставщику.

4. Применение коносамента

Документ регулирует движение морских грузов. Ранее применялся в данной узкоспециализированной сфере и не имел аналогов. Однако сегодня область его применения расширяется:

  • Комбинированные перевозки, включающие часть перемещения продукта речным путем;
  • Перевозки другими видами транспорта.

В последнем случае документ называют «сквозным». Назначение заключается в следующем:

  • Коносамент служит доказательством возникновения отношений между отправителем и перевозчиком (экспедитором);
  • Подтверждение владением груза, наличие прав на него;
  • Указывает количество, объёмы груза;
  • Служит основанием для выдачи груза получателю по завершении разгрузки с морского, речного судна в порту назначения.

Значительная часть крупных коммерческих экспедиторских компаний, в том числе мешанного типа, пользуется коносаментом.

5. Порядок формирования

Правила формирования бумаги, ее правовая форма утверждаются ассоциацией судовладельцев.

  1. Балтийский морской совет;
  2. Международный морской совет (BIMCO).

Формируется документ между 2-мя коммерческими субъектами.

Коммерческие отношения согласно коносамент включают этапы:

  1. Приём груза от заказчика;
  2. Перечисление данных, необходимых для регистрации товара;
  3. Проведение оплаты по коносамент;
  4. Выдача коносамент заказчику.

Оформляется бумага перед отправлением продукции. Согласно правилам документооборота, создается несколько экземпляров. Регламентом, как правило, предусмотрено 3 основных экземпляра:

  • Для отправителя либо его представителя, его агента;
  • Для конечного получателя продукции;
  • И перевозчика.

Экземпляры представляют собой оригиналы. Соответственно, на бумажном листе проставляется метка – «original». Документ состоит из нескольких подразделов:

  • Информационной части;
  • Правовой части.

Информационная часть заключается в отображении индивидуальных данных сторон договора, которые прописываются в специальных графах.

Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:

  • Индивидуальный номер, сгенерированный в момент начала коммерческих отношений между сторонами;
  • Перечень обязательств сторон;
  • Количество созданных бланков для каждой из сторон;
  • Официальные инициалы сторон;
  • Дату формирования бланка.

Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Правовая часть содержит информацию о обязательствах исполнителя доставить переданный товар:

  • В указанное место;
  • Конкретному получателю;
  • И в назначенное время.

Исполнитель несёт ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдения условий транспортировки на период перемещения продукции.

Действителен коносамент на временной интервал, соответствующий процессу перемещения груза. Претензии с использованием коносамент как основы разрешения спорной ситуации между сторонами принимаются через суд.

6. Порядок оформления коносамент

Юридические отношения возникают тогда, когда происходит взаимодействие между отправителем и транспортной компанией. Коносамент оформляется:

  • Как факт возникновения коммерческих отношений;
  • Как факт: перевозчиком – приёмки товара, отправителем – передачи;
  • Как передача ответственности за груз от клиента к экспедитору.

Это своего рода разновидность квитанции, её аналог. Её судовладелец выдать обязан перед работой с грузом. Ответственность за продукт с момента выдачи квитанции принимает с юридической точки зрения на себя экспедитор.

В коносаменте описываются отличительные параметры груза:

  • Наименование компании-перевозчика;
  • Регистрационные данные компании-перевозчика;
  • Наименование ценностей;
  • Количество;
  • Их состояние на момент погрузки (допускается исключение этого пункта);
  • Объём;
  • Вес;
  • Цвет;
  • Наименование судна;
  • Номер рейса;
  • Время отправления, прибытия;
  • Количество контейнеров, если груз размещается более, чем в одном.

Оформляется эта расписка в момент описания материальных ценностей.

7. Обратная сторона документа

На обратной стороне коносамент прописываются положения условий морской перевозки.

На копии коносамент наносится штамп «copy». Дубликаты имеют отличный от оригиналов цвет бумаги. Их число не имеет значения и поэтому его не указывают.

Дубликаты предназначены для сверки информации капитаном судна или третьих лиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: