Реорганизация ООО

Реорганизация ООО подразумевает официально регламентированную процедуру прекращения деятельности организации с одновременным созданием новой компании. В процессе экономической деятельности любого юридического лица может возникать необходимость в его ликвидации, в том числе путем преобразования в одну из других организационно-правовых форм.

Процесс реорганизации сопровождается передачей прав и обязанностей первоначального ООО к вновь образованному предприятию. Такое правопреемство осуществляется на основании передаточного акта.

Для начала процесса реорганизации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Утвердить общим собранием учредителей или единственным собственников решение о реорганизации.
  2. Утвердить учредительные документы, структуру органов управления, наименование и юридический адрес новой компании.
  3. Подготовить и утвердить передаточный акт, который будет содержать информацию об имущественных активах и финансовых ресурсах.

Все указанные документы представляются в налоговый орган одновременно с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица. Законодательство предусматривает пять форм реорганизации: преобразование, слияние, разделение, выделения и присоединения.

Преимущества компании

Включите звук на видео!!

Консультация юриста по бизнес спорам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Реорганизация ООО В МУП

Виды юридических лиц, в которые может быть преобразовано ООО, прямо указаны в Федеральном законе № 14-ФЗ. Прекращение деятельности с одновременным созданием унитарного предприятия указанным нормативным актом не предусмотрено, следовательно, ООО реорганизация в МУП является незаконной, а процедура ее осуществления является недействительной с момента принятия решения собственников общества.

Реорганизация ООО путем преобразования

Законодательство не допускает варианта, при котором возможна реорганизация ООО путем преобразования в ООО. Тем не менее, собственниками могут быть предприняты действия, чтобы реорганизовать свое общество в другое:

  1. Осуществить процедуру слияния двух или более ООО с одновременным созданием нового предприятия.
  2. Осуществить разделение своей компании, в результате которого будут зарегистрированы вновь образованные ООО.
  3. Провести выделение новой фирмы.
  4. Зарегистрировать присоединение своего общества к другому ООО.

Некоторые из указанных видов реорганизации предусматривают прекращение деятельности с передачей прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу.

Реорганизация ООО в ЗАО

Формально, реорганизация из ООО в ЗАО нормативными актами не запрещена, так как закрытые акционерные общества по-прежнему признаются полноценными субъектами предпринимательской деятельности.

Тем не менее, с 2014 года создание новых ЗАО законодательством не допускается, а уже существующие закрытые акционерные общества подлежат реорганизации в другие организационно-правовые формы.

Таким образом, при отсутствии официального законодательного запрета на реорганизацию в ЗАО, реализовать такую процедуру на практике будет невозможно.

Реорганизация ООО в форме выделения

Реорганизация в форме выделения ООО подразумевает сохранение деятельности первоначальной организации с одновременным учреждением вновь созданного ООО. При осуществлении выделения часть прав и обязанностей существующей фирмы передаются во вновь образованное юридическое лицо.

Процесс выделения требует от учредителей существующего предприятия следующих действий:

  1. Принятие решения о выделении новой фирмы.
  2. Утверждение учредительных документов новой организации.
  3. Утверждение наименование, юридического адреса и структуру управления нового выделяемого предприятия.
  4. Указание на порядок передачи новому обществу части прав и обязанностей существующей организации.

Процедура выделения подлежит государственной регистрации в инспекции Федеральной налоговой службы, по итогам которой в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие сведения.

Реорганизация ООО в форме присоединения

Законодательством допускается реорганизация в форме присоединения ООО к ООО. В этом случае присоединяемое общество фактически прекращает деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

Все права и обязанности такого юридического лица передаются к новой единой компании по правилу общего правопреемства.

Регистрация присоединения осуществляется путем направления в налоговый орган пакета документов сразу от двух юридических лиц, а в ЕГРЮЛ будет внесена запись об изменении в учредительных документах действующего после присоединения. После присоединения вновь созданное юридическое лицо получит все права и обязанности ликвидированной компании, в том числе и финансовые обязательства перед кредиторами.

Реорганизация ООО в ОАО

Самой сложной процедурой для перехода общества с ограниченной ответственностью в иную организационно-правовую форму является реорганизация в ООО в ОАО. Принцип осуществления прав номинальных собственников (акционеров) в ОАО принципиально отличается от ООО, при создании которого формируется уставной капитал с выделением долей для каждого участника.

При осуществлении процедуры реорганизации в открытое акционерное общество происходит ликвидация первоначальной компании с одновременным созданием нового предприятия. Помимо принятия решения о начале реорганизации, собственники должны определить порядок и условия обмена долей в уставном капитале своего общества на акции ОАО.

Процедура размещения первичной эмиссии ценных бумаг будет проходить уже после регистрации процедуры реорганизации общества и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Самостоятельная реорганизация ООО по любому из указанных способов представляет сложную задачу ввиду необходимости соблюдать все нюансы законодательства при подготовке документов. Чтобы избежать проблем при совершении регистрационных действий в налоговом органе эффективным вариантом станет помощь опытных специалистов юридической компании, которые весь процесс проведут в кратчайшие сроки и наиболее оптимальными методами.

Реорганизация МУП и других юридических лиц в ООО

Изменение организационно-правовой формы юридического лица есть не что иное, как реорганизация ООО. В российском законодательстве предусматривается пять способов изменения курса деятельности, среди которых выделение, слияние, преобразование, присоединение и разделение.

Каждый из предлагаемых законодателем способов подбирается под конкретную ситуацию и предприятие. Более подробно о выборе организационных мероприятий в приведенной статье.

Общие сведения

Для того чтобы начать процедуру перехода прав и обязанностей прежнего предприятия к новому юридическому лицу, администрация организует подготовку следующих документов для подачи регистратору:

  • Заявление, форма которого установлена нормативными документами;
  • Учредительные документы на новое юридическое лицо. Предполагается предоставление оригинальных бумаг, но допускается и подготовка копий, которые будут заверены нотариально;
  • Запротоколированное решение на смену правовой формы;
  • Оправдательные документы, согласно которым проводится преобразование; , активов и обязательств юридического лица, которое прекращает свою деятельность;
  • Документы, согласно которым можно проверить факт уплаты государственных сборов за регистрационные действия; пред государственными фондами.

Полный состав пакета бумаг зависит от избранного способа реорганизации и типа предприятия, которое планирует передать свои активы на вновь создаваемый баланс.

Реорганизация МУП в ООО

Преобразование муниципальных предприятий в общество с ограниченной ответственностью отличается от остальных типов преобразований по следующим моментам:

  • Решение о реорганизации не может приниматься администрацией предприятия, на совершение такого действия необходимо постановление вышестоящего органа (органа субъекта или федерального органа управления). Также в судьбу юридического лица всегда может вмешать суд при наличии на то оснований;
  • Для упреждения случаев сокрытия махинаций или хищения денежных средств путем ликвидации обязательно проведение аудиторской проверки (ревизии);
  • Имущество, которое числилось за муниципальным предприятием, не переходит к вновь создаваемому обществу, а остается в ведении комитета по управлению имуществом (КУМИ).

О том, как происходит реорганизация из МУП в ООО, на конкретном примере расскажет видео ниже:

ПАО, АО и ОАО

По большей части особенности преобразования юридических лиц связаны с прежним правовым статусом предприятия. Для акционерных обществ обязательным является проведение сплошной инвентаризации активов, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Если юридическое лицо имело в установленном порядке выданные лицензии, им следует заняться их переоформлением ввиду их прекращения согласно действующему законодательству. Закон также защищает права акционеров, дает им возможность во внеочередном порядке выкупить свои акции.

Кооперативы

До августа 2009 года в российских нормативных документах не было положений, согласно которым было возможным провести такой вид реорганизации. После этой даты участники кооперативов получили право выступить с инициативой преобразования в общество.

Читайте также  Что относится к уставным документам ООО

Для этого необходимо обосновать целесообразность проведения таких действий на общем собрании членов. Преобразование осуществляется с одновременным внесением изменением в действующий устав кооператива, составлением передаточного акта, а также удовлетворения претензий со стороны кредиторов. Официально реорганизация считается завершенной после внесения изменений в едином государственном реестре.

Преобразование ЗАО и ОАО в ПАО, НАО и ООО описано в видеоролике ниже:

Реорганизация госпредприятия в ООО

Главной особенностью проведения таких действий с госпредприятием является строгое соблюдение норм законодателя. Так, согласно статье 37-й 178 Федерального Закона, изданного в 2001 году, преобразование в юридическое лицо с нарушениями влечет признание реорганизации недействительной.

Процесс преобразования подразумевает оформление обоснованного решения, составление передаточного акта с приложением инвентаризационного акта, документов на земельные участки и иное имущество, а также заключения аудиторской фирмы.

Принципиальных отличий от других форм преобразований, не существует. Затруднения с проведения такого способа реорганизации возникают на этапе оформления решения о создании новой организационно-правовой нормы.

Мнение на переход в новый статус должно быть единым и закрепленным на бумаге (запротоколировано). Суть перехода заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности, подготовки учредительных документов и подачи пакета регистратору.

ТОО в ООО

Один из наиболее актуальных вопросов для владельцев старого типа бизнеса. Для продолжения юридической деятельности товарищества должны быть преобразованы в общества по причине того, что таковой формы согласно актуальной версии Гражданского Кодекса уже не существует.

Несмотря на то, что норма действует уже не первый год, старые формы собственности еще существуют. Самое время восстановить участки учета и передавать имущество по современным правилам.

Частное учреждение

Согласно действующей практике российских организаций, это вид реорганизации является самым сложным для проведения. Для запуска преобразования необходимо заявиться на проведение перехода в новый статус, подать заявление в Министерство юстиции. Частное учреждение должно пройти целых две стадии публикации в экономическом вестнике и только после этого направить форму 12 в налоговую инспекцию.

Согласно изменениям, в российском законодательстве, действующим с 1995 года крестьянские фермерские хозяйства приравниваются по статусу к индивидуальным предпринимателям. Это предприятия без образования юридического лица. Для случаев, если КХФ все еще считались организацией, предусматривался срок до начала 2010 года выйти из-под такой организационной формы управления. По Гражданскому Кодексу такой бизнес можно переквалифицировать только в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

ИП в ООО с единственным участником

Нередко практикующие предприниматели задаются таким вопросом. Согласно действующему законодательству, такая процедура не предусмотрена, да и вообще не является корректной. Перерегистрация ИП в общество не представляется возможной, предприниматель в своем статусе может свободно открыть ООО, оставаясь в прежнем статусе.

Реорганизация ЗАО в ООО и ответы на список самых частых вопросов в этой сфере описаны в видео ниже:

Реорганизация ГУП и МУП в 2019 году

Особой формой юридических лиц являются государственные и муниципальные предприятия, учреждаемые органами власти. Эти предприятия создаются с целью решения определенных полномочий органов власти в решении социальных вопросов, например, в сфере пассажирских перевозок. Но последние предлагаемые изменения в законодательстве предусматривают, что должна произойти реорганизация ФГУПов в 2019 году. Также этот процесс ждет и все муниципальные предприятия, деятельность которых в большинстве случаев признана нерентабельной.

Реорганизация МУПов в 2019 году

Первоначально проект закона №554026-7 предусматривал, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП будет осуществлена до конца текущего года. Но последние поправки в него, отодвинули этот срок до 2021 года, при этом был предложен запрет на создание новых унитарных предприятий, за исключением тех, что создаются субъектами естественных монополий, входят в структуру ФСБ или Министерства обороны, а также созданы специальными нормативными актами правительства или президента. Законопроект на текущий момент принят в первом чтении, и далее пока Госдумой не рассматривался.

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Реорганизация ФГУПов в 2019 году осуществляется в том же порядке, что и действовал для данной категории юридических лиц и ранее, но с учетом изменений законодательства в части невозможности создания новых унитарных предприятий.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП и ГУП возможна и сейчас, до предлагаемых ФАС изменений в законодательстве, и возможные поправки не коснулись форм, в которые данные унитарные предприятия могут быть преобразованы. Так формой реорганизации МУП является образование на его основе общества с ограниченной ответственностью, а реорганизация ФГУП в АО. В настоящее время у органов власти также имеется возможность осуществить данные виды реорганизации либо принять решение о ликвидации унитарных предприятий. Отметим, что в российской практике до настоящего времени данная категория предприятий редко ликвидировалась исключительно по решению собственника, чаще всего это происходило через процедуру банкротства.

Реорганизация МУП в ООО: пошаговая инструкция

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

Возмездность – изменение собственника возможно только путем платной приватизации;

Формальность – каждое изменение имеет документальное оформление и регламентировано нормативно-правовыми актами;

Контроль общества – процесс преобразования должен носить открытый для общества характер т.е. любое лицо может получить информацию о реорганизации унитарного предприятия.

В связи с тем, что реорганизация МУП в ООО осуществляется путем приватизации, то уполномоченный орган должен внести преобразование унитарного предприятия в план приватизации с учетом ограничений на передачу ряда категории объектов в частную собственность. В решении о включении в план приватизации должно быть перечислено имущество, которое будет передано образовываемому ООО.

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

После завершения оценки собственник имущества выносит решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение в трехдневный срок с момента принятия направляется в ИФНС, уполномоченную осуществлять регистрацию юридических лиц.

После принятие налоговым органом уведомления и внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ предприятие должно осуществить публикацию в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с разницей в месяц.

В период выхода публикаций на предприятии проводится инвентаризация для подготовки передаточного акта. Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.

Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.

Реорганизация ГУП в АО

Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия. Разница только в необходимости осуществить регистрацию размещения акций в установленном законом «Об акционерных обществах» порядке. Владельцем акций вновь образованного общества является Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа. Реорганизация ФГУП в АО вызвано чаще всего большим объемом имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, что позволяет создать уставный капитал значительного размера.

Читайте также  Как происходит смена генерального директора в ООО

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как работает закон о ликвидации ГУПов и МУПов в 2020 году

На основании Указа Президента №618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.

Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.

Указ президента о ликвидации МУПов и ГУпов

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:

  • органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
  • естественных монополий;
  • в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории России;
  • в районах Крайнего Севера;
  • с радиоактивными отходами;
  • по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

161-ФЗ разъясняет, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией — нет, что прописано в п. 4 ст. 8 Закона.

Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.

Органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности (ст. 35.2 135-ФЗ от 26.07.2006).

Когда ликвидируют остальных

Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2020 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.

Если после 01.01.2025 товарный рынок станет конкурентным, в т.ч. и в сфере естественных монополий, антимонопольный орган выдаст предписание о ликвидации или реорганизации унитарного предприятия, которое работает на таком рынке. В этом предписании укажут сроки для принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации и сроки для мероприятий, которые необходимы для исполнения решения. Эти сроки не меньше тех, которые нужны для проведения отдельных процедур по законодательству о госрегистрации ликвидации или реорганизации. Если такое предписание антимонопольного органа не исполнят, предприятие ликвидируют на основании иска антимонопольщиков.

Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия изложены в 161-ФЗ и ГК.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые объясняют процесс ликвидации унитарных предприятий. Вот пример одной из них.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Как ликвидировать

В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.

Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:

Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.

Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.

Шаг 6. Окончание выплат.

Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.

Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.

В регионах уже начали появляться «дорожные карты» по ликвидации УПов. Вот пример одной из них:

Выдержка из дорожной карты

Как реорганизовать

Процедура реорганизации муниципальных предприятий проводится на основании положений 161-ФЗ и ст. 57 ГК. Основные этапы излагаем в пошаговой инструкции реорганизации МУП в ООО в этом году: Шаг 1. Принятие решения. Шаг 2. Подготовка учредительных документов и передаточного акта. Шаг 3. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 4. При необходимости — уведомление кредиторов и согласование с ними выплат или оформление документов об обеспечении обязательств.

Шаг 5. Получение в органах госрегистрации документов, которые подтверждают, что реорганизация ФГУП проведена.

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?

Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Как следует из п. 2 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее — Закон N 161-ФЗ), реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в том числе в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных данным Законом или иными федеральными законами случаях. В частности, из п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ следует, что унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Анализ приведенных норм, а также иных положений гражданского законодательства, посвященных реорганизации юридических лиц и правовому положению унитарных предприятий и бюджетных учреждений, позволяет выделить следующие основные этапы такого преобразования.

1. Принятие решения о реорганизации

В силу буквального толкования п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ решение о реорганизации принимается собственником имущества унитарного предприятия, полномочия которого в отношении муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов ( п. 2 ст. 125 ГК РФ и ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Приведенные нормы в совокупности с отсутствием в федеральном законодательстве положений о порядке принятия соответствующего решения свидетельствуют о том, что как конкретный орган местного самоуправления, принимающий решение о реорганизации МУП в форме преобразования, так и порядок принятия такого решения устанавливаются нормативными актами того муниципального образования, которое выступает собственником имущества МУП. На это указывают и положения п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ. К сожалению, нормативного акта, регулирующего данный вопрос в муниципальном образовании, указанном в вопросе, нам обнаружить не удалось.

Читайте также  Минимальное количество учредителей ООО

Вместе с тем следует помнить, что п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ предусматривает также определенные общие требования к содержанию указанного решения. В частности, в нем должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

2. Подача в регистрирующий орган уведомления о реорганизации

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Данное правило согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, действует и в отношении реорганизации, проводимой в форме преобразования, несмотря на то, что положения п. 5 ст. 58 ГК РФ говорят о неприменении норм ст. 60 ГК РФ к этой форме. Кроме того, требование о подаче такого уведомления закреплено и в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон N 129-ФЗ).

Соответствующее уведомление подается в ФНС по форме N Р12003 , утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), за подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Уведомлять о реорганизации иные органы не требуется.

3. Уведомление кредиторов унитарного предприятия

Вопрос о необходимости уведомления кредиторов МУП о проводимой реорганизации в форме преобразования в настоящее время окончательно не разрешен. С одной стороны, положения п. 5 ст. 58 ГК РФ устраняют такую необходимость для данной формы реорганизации, а норма ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ), изложившего указанный пункт в действующей ныне редакции, говорит о том, что применение иных законов возможно только в части, не противоречащей этой редакции. С другой стороны, уже упоминавшийся п. 8 ст. 113 ГК РФ по вопросу о порядке реорганизации унитарных предприятий напрямую отсылает нас к Закону N 161-ФЗ, придавая таким образом нормам этого закона специальный характер по отношению к нормам ГК РФ. А в свою очередь, положения п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ предусматривают обязательность письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов унитарного предприятия и публикацию информации об этом в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. При этом в силу п. 8 ст. 29 Закона N 161-ФЗ доказательства такого уведомления должны быть представлены в регистрирующий орган для регистрации вновь возникающего в результате реорганизации юридического лица.

В связи с изложенным в рассматриваемом случае МУП рекомендуется уведомить о принятом решении о преобразовании всех известных ему кредиторов в письменной форме индивидуально (направив письмо по почте с уведомлением о вручении), а также произвести соответствующую публикацию в Вестнике государственной регистрации. Такие уведомления и публикация должны быть произведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о МУПе, о форме реорганизации, о создаваемом в результате реорганизации учреждении, а также приводится описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.

4. Утверждение необходимых документов

По смыслу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) собственник имущества унитарного предприятия должен утвердить устав бюджетного учреждения, создаваемого в результате преобразования.

Утверждение передаточного акта, равно как и его составление, при проведении реорганизации в форме преобразования ни ст. 58 ГК РФ, ни Законом N 161-ФЗ не предусмотрено. Причем из п.п. 20 и 24 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н, а также из разъяснений ФНС России следует, что передаточный акт предоставляется на государственную регистрацию при реорганизациях в форме выделения и разделения; при реорганизации в иной форме предоставление передаточного акта в регистрирующий орган не является обязательным, поскольку противоречит положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (смотрите письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@, разъяснения на официальном сайте ФНС России, информацию ФНС России от 13.02.2017).

Вместе с тем законодательство не запрещает составить данный документ в добровольном порядке по инициативе унитарного предприятия.

5. Представление документов на государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате преобразования

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001 ; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@;

— учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

— документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей — пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— подпунктом "ж" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Отметим, что по смыслу п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ вышеназванные документы могут быть представлены в регистрирующий орган не ранее чем после истечения 30-дневного срока, исчисляемого с момента уведомления кредиторов о реорганизации и установленного для заявления ими требований к МУП.

В заключение особо подчеркнем, что на порядок регистрации такой некоммерческой организации, как бюджетное учреждение, положения ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ не распространяются ( п. 4.1 ст. 1 этого Закона).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: