Может ли ООО заниматься образовательной деятельностью

Комментарий к статье 31

Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:

1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Выделение «организации, осуществляющей обучение» в отдельную категорию лиц, отличную от «образовательных организаций» обусловлено наличием принципиальных различий, оказывающих влияние на их правовой статус и на правовой режим их деятельности.

Во-первых, если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, то для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности.

Во-вторых, образовательная организация является некоммерческой организацией. При определении же организации, осуществляющей обучение, такого ограничения не установлено. Иными словами, она может осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.

Организации, осуществляющие обучение, реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом в соответствии со ст. 21 на такие организации, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся:

— научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и научно-техническую деятельность (ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <376>);

<376> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги (письмо Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» <377>, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»[1]);

<377> Официальные документы в образовании. 2013. Октябрь. N 28.

— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, — медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительной лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»[2]);

— организации, осуществляющие социальное обслуживание, — организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» <378>);

<378> СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.

— загранучреждения МИД России — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (с учетом положений ст. 88 комментируемого Закона);

— иные юридические лица.

К «иным юридическим лицам», осуществляющим обучение, можно отнести, например, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации. В письме Рособрнадзора от 4 февраля 2015 г. N 02-28 «О лицензировании образовательной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» <379> разъясняется, что Указом РФ были внесены изменения в нормативно-правовую базу, в соответствии с которыми территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации в дополнение к уже имеющимся у него полномочиям по подготовке кадров для органов внутренних дел, наделяется также полномочием по осуществлению профессионального обучения сотрудников территориального органа, что позволяет в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отнести его к иным юридическим лицам, осуществляющим обучение. Рособрнадзор обращает внимание лицензирующих органов на то, что территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии.

<379> Официальные документы в образовании. 2015. Февраль. N 5.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Так, например, в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» для осуществления образовательной программы высшего образования — программы магистратуры в структуре института (в блоке научно-вспомогательных центров и отделов) был создан отдел магистратуры и повышения квалификации <380>.

<380> Официальный сайт института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России: http://www.izak.ru/news.html?id=920&lang=ru.

Законодатель за каждым видом организации, осуществляющей обучение, закрепляет образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять. Соответствующее распределение приведено в следующей таблице.

Преимущества образовательного бизнеса

По данным Research and Markets, глобальный образовательный рынок к 2025 году достигнет показателя в 350 млрд долл. Пандемия подтолкнула отрасль к стремительному росту — например, в России есть компании, которые в 2020 году показали больше 600% увеличения выручки.

Эксперты рынка, по информации Trud.com, в ближайшие годы ждут положительную динамику индустрии. 42% респондентов заявили, что рассчитывают на рост спроса, еще 26% заметили, что спрос, скорее всего, останется на прошлом уровне.

Если вы планируете открыть бизнес — присмотритесь к сегменту образования. У этой отрасли много преимуществ.

Вы можете сделать образование лучше

Это не прямой бизнес-показатель успеха, а скорее моральный фактор. Но государственное образование сейчас переживает не лучшие времена. Например, судя по исследованию Ipsos, 51% опрошенных из России уверены, что польза от высшего образования не стоит денег, которые нужно за него заплатить.

Мэттью Линч, доктор психологических наук и владелец Lynch Consulting Group, считает образовательный бизнес возможностью сделать отрасль лучше. Вы можете разработать новые программы, которые улучшат качество обучения. При этом вы не скованы регламентами, методичками и требованиями министерства образования. Вашим преподавателям не нужно тратить десятки часов в месяц на написание отчетов — это время они могут посвятить вашим клиентам, студентам.

Вы можете внедрять новые технологии

Образование сейчас активно развивается из-за массового перехода в онлайн:

  • Делайте VR/AR-стартапы — инвестиции в них они достигли 5,4 млрд долл. в год. Востребовано техническое или медицинское VR-образование. Например, вы можете разработать тренажер, с помощью которого хирурги будут тренироваться делать операции без потенциального вреда пациентам. Или помочь инженерам ремонтировать сложные конструкции — без воссоздания физических образцов или поездок на реальные объекты. Так делают в железнодорожной отрасли: можно изучать стрелки и пути, не приезжая на вокзал.
  • Используйте блокчейн, например, с помощью него можно выдавать дипломы, которые не получится подделать.
  • Развивайте сервисы для проверки заданий. Например, вы строите школу по изучению английского языка. Домашние задания может проверять программа — разработав ее, вы будете постоянно экономить деньги на преподавателях.

Технологии помогают экономить, улучшают образовательный процесс и в итоге помогают компании вырасти.

Вы можете сделать продукт один раз, а продавать его постоянно

Тенденция последних лет — видеообразование. Шон Бай, основатель F Learning studio, считает этот формат перспективным в 2021 году. Его любят студенты, ведь курс можно скачать сразу и смотреть в удобное время.

Рост спроса на видеокурсы — отличная новость для предпринимателей, ведь это экономически выгодно. Вы можете один раз арендовать студию, нанять преподавателя и записать ролики. И затем продавать видеокурс бесконечно.

В отличие от классических курсов, у вас нет множества расходов: не нужно постоянно платить учителям, тратить деньги на аренду. Сейчас не нужно тратиться даже на производство — покупателю не придется отправлять диск с контентом, достаточно ссылки на скачивание.

Итого: сделали один раз, а продаете бесконечно. Постоянные расходы только на рекламу и несколько сотен рублей в месяц на содержание сервера. Сравните с любым другим физическим бизнесом — образовательное предпринимательство очень выгодно с точки зрения окупаемости инвестиций и прибыльности с каждой продажи.

Вы можете получить много инвестиций

Образовательная индустрия становится точкой притяжения для инвесторов, ее стали называть современным «единорогом» — то есть это инвестиции, у которых высок шанс показать быстрый и многократный рост.

Например, в 2020 году, пишет Forbes, инвестиции в российскую образовательную платформу Smart School Pro составили 1,5 млн долл. Лидером по инвестициям в мире называют Yuanfudao — китайская компания привлекла 2,2 млрд долл. с общей оценкой в 15,5 млрд.

Читайте также  Критерии крупной сделки для ООО

Вы можете не тратить много денег на старте

Делать образовательные продукты при желании можно даже в одиночку. Если вы известный эксперт или сможете привлечь такого в роли преподавателя, то вам достаточно:

  • Подготовить программу обучения в любой форме, например, сделать список тем лекций для видеокурса.
  • Сделать сайт. Например, одностраничный, на котором стоит рассказать о вашем преподавателе, уточнить, какими навыками должны обладать студенты, и оставить форму для покупки. Для этого можно использовать бесплатный тариф от любого конструктора сайтов — Tilda или Wix.
  • Запустить рекламу в социальных сетях на аудиторию известного преподавателя. Можно обойтись бесплатным постом на его странице, или потратить несколько тысяч рублей на показ рекламного объявления подходящей аудитории.
  • Деньги можно принимать через подходящий платежный сервис или обычную карту.
  • Заниматься этой деятельностью может ИП или самозанятый. Чтобы стать самозанятым, достаточно паспорта, ИНН и приложения в смартфоне. Налоги — 4% от дохода с продаж физлицам.

Конечно, такой подход нельзя назвать полноценным бизнесом, скорее, тестирование идеи. Но это неплохо для старта — вы можете выяснить, есть ли спрос, и заработать первые деньги, которые можно потратить на расширение — рекламные компании, новые преподаватели, получение образовательной лицензии.

Вы можете стать очень богатым

Образовательный бизнес, особенно онлайн, сейчас считается одним из самых перспективных. Как пишет РБК со ссылкой на Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech, российский EdTech-рынок стремительно рос во время пандемии. Например, по размеру выручки за второй квартал 2020 года компания Яндекс.Практикум выросла на 625%, Skillbox на 349%, а Нетология-групп — на 130%.

Частное образование, которое предоставляет бизнес, а не государство, все больше интересует людей. Судя по исследованию HH, чуть больше четверти опрошенных считают, что в ближайшие 10 лет их профессия исчезнет. При этом в те же 10 лет уже 51% респондентов планируют поменять профессию. Вряд ли все эти люди пойдут в вузы, учиться 4-6 лет, чтобы получить новую работу. Скорее всего, их заинтересуют частные, интенсивные курсы, где знания и навыки им дадут за полгода. Без лишней академической теории и посторонних предметов.

Следите за нашими обновлениями:

Как заняться образовательным бизнесом практически без вложений

Попробовать себя в образовательном бизнесе можно и без запуска своего проекта — используйте для этого партнерские программы уже развитых компаний. Грубо говоря, вы становитесь посредником: продаете чужой образовательный курс и получаете за это свой процент.

Вот как это работает:

  • Вы договариваетесь с владельцем партнерской программы, подписываете договор. В нем должны быть указаны основные условия — где можно искать клиентов, где запрещено, какой процент вам полагается.
  • Затем начинаете продавать, например, через социальные сети или контекстную рекламу.
  • Клиенты переходят на сайт образовательной компании по вашей ссылке — это отслеживается аналитическими системами. Изучают продукты, выбирают и покупают.
  • После вы получаете от владельца программы свои комиссионные.

Размер вознаграждения зависит от договоренностей — в образовании это обычно 20-50% от полной стоимости курса. Чтобы зарабатывать больше, выбирайте партнерские продукты с высокой ценой.

Как работает экономика

Недорогой продукт. Например, вы можете взяться за продажу курсов по цене 5000 руб. Комиссионные — 20%, то есть 1000 руб. с продажи.

Вы тратите на рекламу 10 000 руб. — покупаете пост в каком-нибудь городском сообществе в соцсети. Там пост читают 10 000 человек, из которых 1%, а это 100 человек, интересуются продуктом. Покупают 10% от тех, кто заинтересовался, а 10 человек. Итого вы заработаете 10 000 руб. — сколько вложили, столько и получили.

Дорогой продукт. Теперь рассмотрим, что происходит с продуктом за 50 000 руб. и комиссией в 20%. Заинтересуются им меньше людей, пусть 0,5%. Купят тоже меньше — пусть 5 человек. Итого выручка — 250 000 рублей. Ваш доход — 50 000 рублей. Хотя расходы и действия те же.

Получается, что выгоднее продавать не много, а мало — если продукт дорогой и комиссия высокая.

Пример выгодной и надежной партнерской программы

Можем предложить нашу партнерскую программу — мы показываем в качестве примера именно ее, потому что можем гарантировать честность.

  • Партнерская программа «Русской школы управления» — это выгодные предложения, известный в бизнес-сообществе бренд и высокие чеки.
  • Изучите стоимость наших курсов. Например, классический Mini MBA стоит 119 920 рублей. Вот каталог наших онлайн-курсов, востребованных у бизнесменов, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Потенциальный доход вы можете посчитать сами, в зависимости от каналов продаж, которые найдете самостоятельно.
  • Комиссия вам как участнику партнерской программы — 50%.
  • Мы выдадим сертификат, типовые коммерческие предложения, скрипты и все необходимое для организации продаж.
  • Вы делаете рассылку по своим клиентам и партнерам. Отклики передаете нашим менеджерам. Параллельно мы обучаем ваш отдел продаж работе с образовательными продуктами.

Мы готовы рассказать о партнерской системе продаж Русской Школы Управления подробнее. Свяжитесь с нами!

Проконсультироваться по вопросам порядка подключения к партнерской программе вы можете у Владимира Кулебакина:

ООО и образовательная деятельность + лицензия

Добрый день! Очень надеюсь на квалифицированный ответ, потому что совсем запуталась.

Я директор ООО, мы зарегистрированы в 2006 году, основной ОКВЭД — 80.42 — Образование для взрослых и другие виды образования, и это так и есть.

В связи с изменением законодательства встал вопрос о получении лицензии на образовательную деятельность.

При подготовке документов начали всплывать странные вещи — что по закону об образовании мы, якобы, не должны быть ООО, либо не должны иметь образование в основном оквэде. Полезла искать в интернете — полно ООО с такими оквэдами и лицензиями. Какими аргументами мне нужно запастись при дальнейших разговорах с чиновниками?

Или такая аргументация — если у нас образовательный оквэд, значит, мы образовательная организация (а по тексту закона такие организации явно прописаны как некоммерческие) и должны еще и пожарников пройти. Честно говоря, фирма очень небольшая у нас, в штате всего 1-2 человека, и дополнительные эти справки просто непосильными кажутся.

Мы УЖЕ зарегистрированы как ООО с таким оквэдом. Имеет ли закон обратную силу? Как мы можем считаться образовательной организацией (я так понимаю, к ним вообще другие требования), будучи ООО? Как и возможно ли аргументированно отбиться от пожарников?

Очень надеюсь на ваши советы.

Здравствуйте Мария Яворская.

Это кто такое говорить? Неверно Образовательной деятельности могут заниматься и Юридические лица (ООО) и ИП и образовательная организация(муниципальная, государственная и частная) Вам не нужно поменять ОКВЭД старый на новый Налоговая инспекция автоматически заменяет старые коды, внесенные до 11.07.2016 в ЕГРЮЛ, на новые

85.41

Образование дополнительное детей и взрослых

Но Вам нужно получить лицензию в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности:

Зафар, здравствуйте, спасибо за Ваш ответ.

Говорит так посредник между фирмой и минобром. Она утверждает, что наличие такого оквэда как основного автоматически делает нас образовательной организацией, а они должны быть некоммерческими.

То есть получается, законодатель своим «творчеством» поставил меня просто вне закона. И что мне делать? Я не хочу становиться АНО и не могу организовать пока другого вида деятельности, который приносил бы мне больше денег, чем мои семинары и интенсивы.

С другой стороны, я нашла фирмы, которые, будучи в моей ситуации, получили лицензию. Например, вот такие:

ООО «ШКОЛА ЗНАНИЙ»

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

18.03.2016 Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

01.06.2017 Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБРАЗОВАНИЕ АЙТИ»

85.41 образование дополнительное детей и взрослых

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБРАЗОВАНИЕ 9.0»

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

То есть они существуют, и лицензию получить можно. Какими аргументами мне стоит вооружиться при дальнейших разговорах с чиновниками? Лицензию я как раз пытаюсь сейчас получить, только вот встал вопрос, который и является предметом обсуждения. И плюс пожарка еще, хотя мы не являемся образовательной организацией, потому что ооо.

Очень надеюсь, что Вы мне поможете что-то придумать. Спасибо!

Говорит так посредник между фирмой и минобром. Она утверждает, что наличие такого оквэда как основного автоматически делает нас образовательной организацией, а они должны быть некоммерческими.

Мария Яворская

Да Все Правильно, и коллега Ильясов Элдар точно ответил согласен с ним.

Да не внимательно с моей стороны, это ОКВЭД у Вас я указал выше

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

Адвокатский кабинет №708

не должен быть основным

Читайте также  Когда появились ООО в России

в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»

И Вам нужно создать структурное подразделение и разработать положения для него, отдельно от Устава ООО

Тут Важно чтобы Ваше ООО осуществляющая обучение по дополнительным образовательным программам, имело основной вид деятельности, не относящийся к сфере образования, а образовательные услуги оказывало в качестве дополнительного вида деятельности по дополнительным образовательным программам .

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

Мария, добрый вечер!

При подготовке документов начали всплывать странные вещи — что по закону об образовании мы, якобы, не должны быть ООО, либо не должны иметь образование в основном оквэде. Полезла искать в интернете — полно ООО с такими оквэдами и лицензиями. Какими аргументами мне нужно запастись при дальнейших разговорах с чиновниками?

Мария Яворская

Ну на самом деле Вам правильно все говорят. Поясню почему. Обратимся к терминологии из ФЗ «Об образовании в РФ»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

То есть в законе как раз сказано то, о чем Вы написали. Если у Вас организации (юр. лицо), то для осуществления образовательной деятельности она должна быть либо создана в форме некоммерческой организации либо в форме коммерческой организации, но тогда образовательная деятельность будет для данной организации дополнительным видом деятельности (законом такие организации именуются организациями, осуществляющими обучение).

Вот еще одна статья (точнее выдержка из статьи) из того же закона:

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Таким образом, если Вы планируете вести образовательную деятельность по реализации образовательных программ и получать соответствующую лицензию, Вам надо подстраиваться под требования закона. то есть либо создавать некоммерческую организацию либо действовать, как ООО, но при этом вести параллельно иной основной вид деятельности.

Смысл всего этого каламбура в том, что образовательная деятельность не должна с точки зрения законодателя иметь своей основной целью извлечение прибыли. А именно для целей извлечения прибыли создаются коммерческие организации.

Если не подстроитесь под требования закона, то лицензию попросту не получите.

Как мы можем считаться образовательной организацией (я так понимаю, к ним вообще другие требования), будучи ООО?

Мария Яворская

В нынешнем виде никак не можете. Вы не являетесь сейчас образовательной организацией (с точки зрения закона). Выше я все разъяснил. С уважением!

В каких случаях обязательна образовательная лицензия?

Многие организации различной организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели регулярно задаются вопросом о необходимости получения лицензии на образовательную деятельность при проведении различных обучающих семинаров, курсов (включая повышение квалификации), а также при организации кружков и мастер-классов.

Основная масса представителей бизнеса полагает, что необходимость в оформлении вышеуказанной лицензии существует лишь у априори образовательных учреждений – школ, ВУЗов, детских садов, а проведение курсов, мастер-классов, тренингов никак не подпадает под требование о лицензировании деятельности в сфере образования. Так это или нет — разберемся ниже.

Законодательная база: что считается образовательной деятельностью?

Ключевым нормативным актом, регулирующим правоотношения и требования в сфере образования, является федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании».

Статья 2 устанавливает достаточно четкое определение образовательной деятельности, определяя таковую как «реализацию образовательных программ». Право заниматься образовательной деятельностью дано (подробнее см. ст. 22, 31-31 закона «Об образовании») как некоммерческим образовательным учреждениям, так и коммерческим компаниям в форме ООО, АО. Не лишены такого права и индивидуальные предприниматели, имеющие право как преподавать на платной основе, так и вести различные курсы, заниматься репетиторством и т.д.

С учетом определений и терминологии, данной в основном образовательном законе, можно вывести основные признаки образовательной программы:

  • Ключевые характеристики образования;
  • Формы аттестации или иного подтверждения зданий;
  • Планирование учебного графика, составления плана занятий;
  • Составление собственных программ (модулей) по учебным предметам или конкретному курсу;
  • Общий комплекс образовательных характеристик, включая объём учебных задач, их содержание и темы, предполагаемое итоги;
  • Оформление по итогам завершения образовательной программы подтверждающего документа – диплома, сертификата и т.д.

В законе и комментариях профессиональных юристов отмечается, перечисленная деятельность должна носить систематический характер, но вовсе не обязательно должна быть основной для организации.

Наиболее волнующим вопрос о получении лицензии является именно для коммерческих организаций и предпринимателей.

ВАЖНО: Необходимость лицензирования деятельности, являющейся образовательной, прописана в ст. 12 (п. 40, части 1) законодательства «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№99-ФЗ от 04 мая 2011 года). Исключения в этой части предусмотрены лишь для частных учреждений, находящихся на территории Сколково, а также для ИП, которые лично осуществляют образовательную деятельность и не нанимают других педагогических работников.

Что делать тем, кто проводит тренинги, семинары, курсы?

Помимо закона «Об образовании», существует еще один важный нормативный акт — Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (последняя редакция от 12 ноября 2016) "О лицензировании образовательной деятельности", где содержится исчерпывающий перечень тех видов деятельности, для осуществления которых строго необходима образовательная лицензия.

В их числе:

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки

13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих

15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки

20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций

Кроме перечня видов деятельности, характерных для образовательных некоммерческих учреждений, работающих в сфере школьного, дошкольного, ВУЗовского, средне-специального и иного образования, имеет смысл особо обратить внимание на следующие пункты:

Реализация доп. общеобразовательных программ, включая общеразвивающие программы или доп. профессиональные программы;

Реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Под перечисленные пункты, в теории, возможно подвести всякую деятельность компаний и ИП, регулярно проводящих семинары, тренинги или мастер-классы с последующей выдачей подтверждающих сертификатов или аттестатов.

Разовые же образовательные программы, а также перечисленные мероприятия без аттестации и без выдачи подтверждающего факт обучения документа однозначно не могут быть признаны образовательной деятельностью.

А ИП, лично осуществляющие образовательную деятельность, и вовсе лишены необходимости ее лицензировать – как уже было отмечено выше.

Во всех остальных случаях лучше всего подстраховаться и подробно изучить возникший вопрос.

Чем опасна работа без лицензии?

Во-первых, ИП или организация могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, карающей за осуществление предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения, если таковое является обязательным в силу закона. Санкции по указанной статье невелики ( штраф для граждан — до 2.5 тыс. рублей, для юрлиц – до 50 тыс. рублей).

Во-вторых, отсутствие соответствующей лицензии сильно ударит по репутации компании или ИП, если станет достоянием общественности.

В-третьих, если при осуществлении такой деятельности будет причинен ущерб гражданам или организациям в крупном размере или же будет извлечен доход в крупном размере, то организаторы могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Как подстраховаться?

Каждый конкретный случай требует пристального рассмотрения опытными юристами и специалистами в сфере лицензирования образовательной деятельности. Чтобы защитить себя от возможных проблем, рекомендуется:

Внимательно изучить практику по вашей ситуации и выяснить, имели ли место случаи признания осуществляемой вашей фирмой деятельности образовательной;

Направить запрос в федеральную службу по надзору в сфере образования (являющейся лицензирующим органом) с изложением своего вопроса и подробным описанием планируемой деятельности. В течение 30 дней орган обязан будет дать ответ по заданному вопросу.

Обратиться к опытному юристу, который помимо консультирования поможет и с реализацией двух вышеперечисленных пунктов.

Кто может заниматься образовательной деятельностью

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и долго можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Читайте также  Как зарегистрировать филиал ООО в другом городе

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Данное положение закона в принципе говорит о том, что образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.

При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:

1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» )

2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Читая данную статью, можно сделать вывод о том, что законодатель объединяет все организационно-правовые формы, которые могут заниматься образовательной деятельностью в единое понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная особенность этого образовательного учреждения, это осуществление образовательного процесса. Понятие образовательного процесса законодатель при этом в законе четко не раскрывает, а делает ссылку на то, что это есть реализация одной или несколько образовательных программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает нам четкое понятие и различные виды образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
В целом, проблемы с образовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы встречаются очень редко, куда сложнее четко квалифицировать образовательные программы дополнительно профессионального образования.
В настоящее время, большое развитие получили различные курсы, индивидуальное профессиональное обучение. Яркий пример, обучение вождению автотранспортных средств. Сегодня, автошколы открываются в различных организационно-правовых формах, но чаще всего в коммерческих, что в целом вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в одной из статей этого закона не говорится об организационно-правовых формах коммерческих организации. При этом они прекрасно проходят государственную регистрацию в налоговых органах, получают образовательную лицензию в Министерстве образования Российской Федерации, а также в иных государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, что уже является нарушением и не соблюдением норм действующего законодательства.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22 августа 1996г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
В соответствии с данным Положение, не подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Все иные виды образовательной деятельности обязаны данную деятельность лицензировать, а именно:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В вышеуказанном примере, деятельность автошкол подпадает под лицензируемые виды деятельности и относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, но как они получают лицензию, регистрируя юридическое лицо в организационно- правовой форме одной из видов коммерческой организации до сих пор остается загадкой.

Статья подготовлена специалистом Казанского юридического центра Птичкиной Екатериной Михайловной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: