Есть ли разница между учредителями НКО и участниками НКО?

Если развернуто отвечать на этот вопрос, получится сложно и запутанно. Сначала дадим обобщенный ответ, который даст общее представление.

Как правило, учредители НКО создают некоммерческую организацию и формируют её первичное имущество, не путать с уставным капиталом. На этом функция учредителей заканчивается. Еще на этапе регистрации НКО, учредители определяют порядок формирования органов управления, которые формируются из состава учредителей. Так появляются участники НКО и органы управления, в которые они входят. В дальнейшем состав участников или членов НКО может меняться, может измениться состав органов управления. То, что некоторые из участников НКО были учредителями, в дальнейшем не дает им дополнительных привилегий или прав.

Но из любых правил есть исключения, особенности и точные определения. Разберем каждое!

Учредители некоммерческой организации, в зависимости от организационно-правовой формы, должны быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Выступать учредителями некоммерческой организации могут как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица и без гражданства, законно находящиеся на территории РФ.
Ограничения при учреждении НКО к учредителям применяется в том случае, если физическое лицо находится не законно на территории РФ, если его пребывание на территории РФ нежелательно, есть решение суда об участии лица в незаконной деятельности.

Важно! В законе о некоммерческих организациях очень много организационно — правовых форм, которые имеют свои особенности, в том числе при учреждении организации, а в некоторых формах НКО к учредителям предъявляются ряд требований, например:

  1. создавать общественную организацию могут только физические лица и (или) общественные организации;
  2. коллегию адвокатов и адвокатское бюро могут создавать только адвокаты имеющие стаж не менее 5 лет;
  3. национальную культурную автономию могут учреждать только лица, проживающие в одном муниципальном округе;
  4. в частном учреждении вообще не допускается совместное учреждение, учредитель в ЧУ может быть только один.

В зависимости от организационно правовой формы у учредителей разные права и обязанности, в некоторых организациях учредители только создают НКО, а в некоторых принимают активное участие в ее деятельности, так:

1. Учредители в Фонде — инициативная группа лиц, которые после государственной регистрации передают права на управление фонда в высший коллегиальный орган управления, это может быть Совет или Президиум. Учредители могут войти в состав любого органа Фонда, участвовать в мероприятиях проводимых Фондом, осуществлять пожертвования на цели фонда, а так же выступить инициатором ликвидации Фонда, если его цели не могут реализовываться.

2. Учредители в организациях, основанных на членстве – ассоциациях, союзах, коллегиях адвокатах, общественных объединениях после государственной регистрации автоматически становятся членами таких организациях, имеют равные права и обязанностями с вновь вступившими в организацию членами. Соответственно, они не имеют никаких привилегий. Они на равных правах со всеми членами принимают важные решения для организации:

  • утверждают устав
  • определяют основные направления деятельности организации
  • утверждают финансовую смету
  • избирают органы управления и могут быть избраны в них.

3. Учредители в автономной некоммерческой организации имеют право оставить все бразды правления у себя в руках, при этом не получая прибыль от деятельности организации. Но могут и предать часть полномочий в сформированный ими же коллегиальный орган управления, в который также могут войти. В любом случае учредители в автономной некоммерческой организации это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава АНО и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность АНО.

4. И только в одной организационно правовой форме некоммерческой организации — в Частном учреждении учредитель на законных основаниях управляет созданной им организацией, наделяет его имуществом, в полной мере осуществляет управление и контроль его деятельностью, получает доход от осуществляемой деятельности. Особенностью Частного учреждения является то, что в соответствии с законодательством РФ, учредитель имеет право создавать его единолично. Ранее в частных учреждениях, созданных до 1 сентября 2014 года допускалось совместное учреждение, но после вступления в силу 99 ФЗ Частные учреждения, в составе которых два и более учредителя обязаны преобразоваться в автономную некоммерческую организацию или принять решение о его ликвидации.

Регистрация НКО под ключ — 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Практически во всех формах НКО, за исключением частного учреждения, учредители имеют право добровольно выйти из состава учредителей созданной ими организацией, а в таких формах как Фонд и Автономная некоммерческая организация Минюстом допускается вход новых учредителей в уже созданную организацию, но с согласия всех остальных учредителей.

Самый частый вопрос, поступающий в нашу организацию: — какая ответственность у учредителей некоммерческой организации? Во всех формах НКО, опять же за исключением Частного учреждения, учредители не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Здравствуйте, уважаемые!
Подскажите пожалуйста.У меня ребенок инвалид, згода председатель правления НКО. Учредитель НКО выгнал нас всех членов организации (родители детей-инвалидов), заявив, что у него организация для взрослых инвалидов.(мы их не видели) Сейчас готовится конференция(руководящий орган) на которой я сдам свои полномочия, документацию и хочу пользуясь главой устава ..Руководящие органы Организации-это конференция, которая имеет право по уставу. Определять принципы формирования и использования оборудования- передать в АНО в бессрочное безвозмездное пользование оборудование , выигранное нами в президентском гранте, конкурсах, полученную от благотворителей, благодаря нашей активной работе.(оставить оборудование которое было до нас). Возможно ли? Спасибо

Добрый день, Ольга! Если грант уже реализован и в АНО похожие цели, то да, возможно.

Добрый день! В Общественной организации необходима ревизионная комиссия, или можно без неё? И может ли член ревизионной комиссии быть учредителем?

Добрый день! В общественной организации ревизор или ревизионная комиссия обязательны. Состав комиссии правильно при создании избрать из учредителей.

Здравствуйте! Подскажите может соучредителем социально — направленной НКО, АНО выступать администрация муниципального образования (ПГТ).

Ответ: Добрый день, Павел. В ст 15. ФЗ 7 «О НКО» ограничений нет для ПГТ.

Здравствуйте! Вы пишете, что:
«Ранее в частных учреждениях, созданных до 1 сентября 2014 года допускалось совместное учреждение, но после вступления в силу 99 ФЗ Частные учреждения, в составе которых два и более учредителя обязаны преобразоваться в автономную некоммерческую организацию или принять решение о его ликвидации.»
Я считаю, что это неправильная трактовка 99-ФЗ, т.к. там четко указано:
«Статья 1
31) дополнить параграфом 7 следующего содержания:
«§ 7. Некоммерческие унитарные организации
2. Учреждения
Статья 123.23. Частное учреждение
3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.»
и
«Статья 3
16. Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.»
«. может быть. » не означает обязано преобразоваться, и четко указано, что «не подлежит ликвидации».
Многие ЧОУ до сего времени существуют со множеством учредителей.

Добрый день! Как известно, закон обратной силы не имеет. С 2014 года Частное учреждение может создать только одно лицо.

Здравствуйте! Может ли российский госслужащий приобрести АНО в России?

Добрый день, законом о гос. службе это не запрещено.

Здравствуйте, можно в казенной детской организации создать НКО?

Ответ: Добрый день, законом это не запрещено. Но, не забудьте посмотреть устав Вашей казенной организации.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, правомерен ли отказ работников социальной защиты населения в предоставлении социального работника для бабушки 90 лет, если она является учредителем НКО (религиозной организации), никаких доходов и прибыли не получает. Какие документы можно предоставить, чтобы опровергнуть данный отказ? Или все таки придется выйти из НКО? Спасибо. С уважением Наталья.

Добрый день, Наталья! Можно доказать, но это сложный процесс. Проще выйти из состава учредителей .

Здравствуйте,обратились в центр занятости,мне отказали ,в связи с тем,что я являюсь учередителем в общественной организации.мне нужно было встать на учёт,до того чтобы подтвердить статус семьи как малообеспеченной.какой тогда мне можно предоставить документ в соц.защиту,если у меня от этой организации нет дохода,а в центр занятости меня не ставят(()

Ответ: Добрый день, Оксана. К сожалению, отказ специалиста неправомерный, так как вы являетесь учредителем в НКО, которая не распределяет полученную прибыль между учредителями. Вариант выйти из состава учредителей, но войти обратно уже не получится.

Доброго времени суток. Как ликвидировать АНО,если один из учредителей уехал в неизвестном направлении? Найти его не представляется возможным.

Ответ: Добрый день, Елена! Для ответа на ваш вопрос нам необходимо ознакомиться с вашим уставом.

Участники НКО могут иметь иностранное гражданство и не находиться в РФ, если НКО занимается пропагандой спорта и здорового образа жизни на территории РФ?

Ответ: Добрый день, Павел! Могут. Но в то же время они обязаны содействовать в развитии целей НКО и участвовать в решении, без которых НКО не сможет продолжать свою работу.

Может ли учредителем автономной некоммерческой организации быть служащий муниципальной бюджетной организации?

Добрый день, кто может выступать учредителем в НКО указано в ст. 15 ФЗ 7 «О НКО». Но, во избежания трудностей с работодателем, советуем данный вопрос уточнить в отделе кадров Вашего работодателя.

Читайте также  Какие слова нельзя использовать в названии ООО

Добрый день.
На базе автономного учреждения создаётся АНО.
Можно ли в качестве имуществ. взноса внести имущество автоном.учреждения, купленного в рамках субсидии на иные цели.

Добрый день! Имущество внести можно, только на основании акта оценки независимого оценщика.

Здравствуйте! скажите пожалуйста, У нас создана АНО «Знамя ВДВ»можем ли мы войти в состав ВСООВДВ СДР. (Союз десантников России) ?

Ответ: Добрый день, не сосем понятна форма организации, которую вы указали, если это общественная организация, то нет, не можете.

может ли муниципальный служащий быть учредителем Ассоциации собственников помещений в МКД

Ответ: Да, закон Вам этого не запрещает.

Может ли посольство другой страны стать учредителем НКО?

Ответ: Добрый день, Светлана! К сожалению, посольство не может создавать НКО, так как оно не попадает под ст. 15 ФЗ 7 об НКО.

Может ли директор МБОУ ДО Станция юных техников учредить АНО на базе этой же организации?

Ответ: Добрый день, необходимо смотреть устав вашего учреждения.

Могут ли учредителеми выступить муниципальные образования (цель- разведение домашних оленей) вступительным взносом поголовьями оленей как имущество?

Ответ: Добрый день, Артем! Да, муниципальные образования могут создавать юридические лица, в том числе и НКО.
Для обеспечения деятельности НКО, приносящей доход формируется имущество в минимальном размере, предусмотренном для ООО — п. 5, ст 50 ГК РФ, а п. 2 ст. 66 ГК РФ предусмотрено, что денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком.
Соответственно, Вы приглашаете независимого оценщика, он оценивает оленей, предоставляет Вам акт оценки, и на основании данного акты Вы вносите имущество в данном виде.

Может ли учредителем и/или участником НКО выступить закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) под управлением управляющей компании с лицензией ЦБ РФ?
ЗПИФ — неюридическое лицо (имущественный комплекс), который может иметь в своих активах доли и акции юридических лиц.

Ответ: Добрый день, Эдуард!
В законе сказано, что учредителем могут выступать физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ либо юридические лица.
К сожалению, не юридическое лицо (имущественный комплекс) учредителем НКО выступать не может.

Учредители и устав общественной организации

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.

Общественная организация: предпосылки существования

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.
Читайте также  Титульный лист устава ООО образец

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

Изменение состава учредителей (участников) некоммерческих организаций

Здравствуйте! Особая правовая природа статуса учредителя (участника) некоммерческой организации (далее – НКО) не позволяет каким бы то ни было способом данный статус и осуществление связанных с ним прав передавать (продать, подарить, завещать и т.п.) другому лицу.

Читайте новый пост от автора, посвященный вопросу ликвидации/смерти участника НКО.

Вместе с тем, на практике часто возникает необходимость изменить состав учредителей (участников) НКО: включить в состав новых участников или исключить старых или вовсе полностью сменить данных лиц. На практике необходимость в этом возникает, например, когда происходит фактическая «продажа» НКО, для чего нужно изменить состав контролирующих её лиц; у действующего участника отсутствует интерес в сохранении своего статуса и управлении НКО по каким-то причинам, либо он не может сохранять этот статус; НКО необходимы новые участники для привлечения имущества и т.д.

Стоит отметить, что возможность изменять состав участников НКО появилась относительно недавно. При этом, изменение состава участников НКО имеет свои характерные особенности и специфику, которую необходимо учитывать.

Состав участников (учредителей) может быть изменен в следующих НКО:

  • все корпоративные НКО (к ним относятся, в частности, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы);
  • некоторые унитарные НКО (только автономные некоммерческие организации и фонды).

Применительно к корпоративным НКО необходимо сделать следующую оговорку. Рассматриваемый порядок касается выхода из таких НКО её членов, которые являлись учредителями данной организации, и сведения о которых включены в ЕГРЮЛ. Иные члены, не относящиеся к учредителям, входят и выходят из данной организации в соответствии с положениями устава НКО, без соблюдения каких-либо специальных процедур, связанных с обращением в органы ФНС или Минюста. Данная позиция подтверждается разъяснениями, данными в Письме Минюста России от 24.03.2016 № 11/32870-СГ «О действиях при изменении состава учредителей (участников) некоммерческих корпораций».

Рассмотрим подробнее соответствующие процедуры и связанные с ними особенности.

Выход из состава участников (учредителей) НКО

  1. Учредитель (участник), намеревающийся выйти из НКО, самостоятельно заполняет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его в соответствующее Управление ФНС.
  2. В тот же день, когда подается заявление по форме, участник (учредитель) обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Уведомление составляется в свободной форме.

Таким образом, требуется только два документа: форма Р14001 и уведомление в свободной форме, госпошлина в данном случае не оплачивается.

Особенности выхода из состава участников (учредителей) НКО

  1. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном случае заявление подаётся не в Управление Минюста, как это делается в остальных случаях внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении НКО, а именно в налоговый орган. Данное утверждение подтверждается ч. 2.2. ст. 17 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также разъяснениям, данным в Письме Минюста России от 24.03.2016 № 11/32870-СГ «О действиях при изменении состава учредителей (участников) некоммерческих корпораций».
  2. Получать какое-либо согласие от органов управления или других участников в случае выхода из НКО не требуется.
  3. Права и обязанности учредителя (участника) прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся ЕГРЮЛ.

Вхождение в состав участников (учредителей) НКО

  1. Принимается решение (протокол), которым действующие учредители (участники) выражают своё согласие на включение нового.
  2. Единоличный исполнительный орган управления НКО составляет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его вместе с решением (протоколом), выражающим согласие в соответствующее Управление Минюста.

Таким образом, требуется только два документа: форма Р14001 и решение (протокол), госпошлина в данном случае не оплачивается.

Особенности вхождения в состав участников (учредителей) НКО

  1. Что касается первого документа, им может быть решение высшего органа управления, если данный орган формируется только из действующих учредителей (участников) или учредитель (участник) всего один. Либо это может быть отдельный документ, выражающий согласие учредителей (участников) НКО, если в состав высшего органа управления входят не только они.
  2. Представляется достаточно неоднозначным вопрос о том, должно ли быть такое согласие единогласным. Ч. 4 ст. 15 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержит четкого указания на это. В то же время, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 123.24 ГК РФ применительно к автономным некоммерческим организациям требуется единогласное решение её учредителей. Полагаю, что для остальных НКО данный вопрос может быть уточнен в их уставе. В отсутствие такого уточнения, полагаю возможным выражения такого согласия квалифицированным большинством голосов участников (2/3).
  3. Документы при осуществлении данной процедуры подаются в соответствующее территориальное управление Минюста в соответствии с Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Некоторые особенности связаны с ситуацией, когда из НКО намеревается выйти её единственный участник (учредитель).

В этом случае закон от него требует до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу. То есть, изменение состава происходит в два этапа, каждый из которых описан выше.

Может ли ООО учредить другое ООО?

ООО – это непубличная коммерческая организация, которая создается одним или несколькими собственниками. По закону, учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть физические и юридические лица. Может ли ООО быть учредителем ООО, и если да, то как происходит регистрация в таком случае?

Статус учредителя и участника

Но перед тем, как перейти к вопросу, кто может быть учредителем ООО, надо разобраться в одном нюансе. Несмотря на то, что понятия «учредитель» и «участник» в законах часто прописывают рядом, это не синонимы.

Причем, закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» вносит сюда дополнительную путаницу. В статье 11, где указывается порядок учреждения общества, используется понятие «учредитель», а в статье 7 упоминается «участник», хотя нормы статьи распространяются и на тех лиц, кто создавал ООО.

Учредитель – это физическое лицо или организация, которые создали общество с ограниченной ответственностью. Соответственно, и говорить о том, кто может быть учредителем ООО, можно только при первичной регистрации.

После успешной регистрации компании в ИФНС учредитель ООО переходит в статус участника. Все остальные лица, входящие в общество после его регистрации, тоже называются участниками, а не учредителями, потому что они не имели прямого отношения к созданию компании.

Кто может быть учредителем ООО

Ограничения для возможности создать общество с ограниченной ответственностью распространяются в основном на учредителей-физических лиц. Так, не могут регистрировать коммерческую организацию или позже входить в ее состав государственные служащие, военнослужащие, судьи, сотрудники органов внутренних дел и др.

Что же касается учредителя-юридического лица, то в отношении него есть важное ограничение статьи 7 закона «Об ООО». Единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

То есть, если у вас ООО, имеющее единственного участника, то оно не может создать другое ООО без привлечения партнеров. Установлено также верхнее ограничение количества возможных учредителей – их может быть не более пятидесяти.

Кроме того, в соответствии со статьей 20 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001, организация, находящаяся в процессе ликвидации, не может создавать другое юридическое лицо.

Регистрационная процедура

Итак, уже зарегистрированное ООО может стать учредителем другого общества с ограниченной ответственностью с учетом ограничений, указанных выше. Как в этом случае происходит процесс создания новой компании?

В принципе, особого порядка регистрации ООО учредителем-юридическим лицом не предусмотрено, но надо обратить внимание на особенности принятия решения об учреждении и заполнения формы Р11001.

Кто принимает решение об учреждении

В первую очередь, о намерении создать новое общество с ограниченной ответственностью надо принять соответствующее решение. Если учредитель единственный, то решение он принимает единолично. Если учредителей несколько, то созывается общее собрание.

Читайте также  Не оплачен уставный капитал ООО последствия

Важный нюанс: хотя учредителем является юридическое лицо, но в ходе создания нового ООО его представляет действующий руководитель. Соответственно, в решении или протоколе об учреждении должно быть указание не только на учредителя-организацию, но и на ее руководителя.

Например, запись в протоколе об учреждении может выглядеть так:

«Присутствовали учредители Общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (далее – «Общество»):

  • общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа», ОГРН 3087747328462, ИНН 7737864382, КПП 773731002, адрес места нахождения: 123456, Российская Федерация, город Москва, улица Академика Королева, дом 12, офис 48) в лице директора Гришина Ивана Андреевича, действующего на основании Устава – председатель собрания;
  • гражданин РФ Семенюк Петр Николаевич (паспорт гражданина РФ 20 03 №123456, выдан УФМС Ленинского района г. Москвы, код подразделения 999-077, дата выдачи 05.06.2003, зарегистрирован по адресу: 123456, Российская Федерация, город Москва, улица Авиамоторная, дом 8, квартира 72) – секретарь собрания».

Представлять учредителя-юридическое лицо может и доверенное лицо, но тогда у него должна быть доверенность на право участвовать в собрании с правом голоса по всем вопросам повестки дня.

На собрании единогласно утверждаются все вопросы, относящиеся к учреждению нового ООО: фирменное наименование, юридический адрес, размер уставного капитала, редакция устава, назначение руководителя.

Кто является заявителем в форме Р11001

Форма Р11001 – это официальный бланк заявления на регистрацию ООО. Для учредителя-российского юридического лица предусмотрен отдельный лист «А», где указывается его ОГРН, ИНН и другие сведения.

Заявителем при регистрации ООО другим ООО будет руководитель учредителя-юридического лица. На листе И формы Р11001 этот факт отражается в разделе 1, где выбирается значение «2».

Сюда заносятся все данные заявителя, т.е. его полное имя, место и дата рождения, паспортные данные, телефон и электронный адрес. Чтобы избежать нотариального заверения подписи в форме Р11001, руководитель учредителя-юридического лица должен лично явиться на подачу документов в налоговую инспекцию.

Автоматически подготовить все необходимые документы для регистрации ООО другим ООО вы можете в бесплатном сервисе 1 С-Старт.

Четыре мифа о некоммерческих организациях

Роман Янковский из юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнёры» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом писали). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится — пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста — с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус — это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность — это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль — это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации — что коммерческой, что некоммерческой — будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву — или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике — учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Кажется логичным — пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции — и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты — отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов — это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта — это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, — НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций — например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: