Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли ООО не иметь в штате генерального директора и главного бухгалтера, имея в штатном расписании иных сотрудников? Может ли обязанности единого исполнительного органа ООО исполнять управляющий — физическое лицо, имеющее статус самозанятого на основании гражданско-правового договора, а обязанности главного бухгалтера — иное физическое лицо, имеющее также статус самозанятого?
Следует ли включать сведения об управляющем в устав общества (в уставе не указано на возможность передачи полномочий генерального директора управляющему)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество вправе по решению общего собрания участников или коллегиального органа управления (если он создан в обществе и при наличии у него соответствующих полномочий) передать полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющему физическому лицу, обладающему статусом индивидуального предпринимателя. Общество также вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, исполнителем по которому будет физическое лицо, являющееся «самозанятым» (наличие статуса индивидуального предпринимателя при этом не обязательно).
Вносить сведения об управляющем в свой устав общество не обязано.
В обозначенной ситуации должности генерального директора и главного бухгалтера могут не содержаться в штатном расписании.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится, помимо прочего, принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такой управляющей организации (управляющего) и условий договора с ней (с ним), если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества.
Применительно к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (далее также — ООО, общество) аналогичное правило предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).
Из пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, пп. 2 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО следует, что управляющим, которому передаются полномочия по управлению ООО, может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ИП).
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым того же пункта.
В свою очередь, абзац второй п. 1 ст. 23 ГК РФ предусматривает, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.
Под «самозанятыми» обычно понимаются физические лица, деятельность которых подпадает под правовое регулирование Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Закон N 422-ФЗ). Такие лица при применении упомянутого специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (ч. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).
Однако Закон N 422-ФЗ не является актом гражданского законодательства (п. 2 ст. 3 ГК РФ) и не устанавливает условия осуществления предпринимательской деятельности по управлению хозяйственными обществами без государственной регистрации в качестве ИП. В то же время пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, пп. 2 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО прямо указывают на то, что физическое лицо, наделенное полномочиями по управлению обществом, должно обладать статусом ИП.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено той же частью.
Отметим, что в контексте названного Закона под руководителем экономического субъекта понимается в том числе управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Из Закона N 402-ФЗ не следует, что физическое лицо, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского учета, должно являться ИП.
Таким образом, уполномоченный орган ООО вправе своим решением передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющему физическому лицу, являющемуся ИП. Обществом (в лице управляющего, если ему уже переданы соответствующие полномочия) также может быть заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом — самозанятым, для которого наличие статуса ИП не обязательно.
Следует отметить, что управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, на него распространяются все требования, установленные законодательством РФ для руководителя такого юридического лица (постановление Восьмого ААС от 16.10.2019 N 08АП-10378/19). Полномочия управляющего определяются договором об управлении и не должны выходить за рамки, предусмотренные уставом общества для исполнительного органа (решение ФАС России от 18.05.2018 N 2-57-6190/77-18).
То есть полномочия управляющего ООО аналогичны полномочиям единоличного исполнительного органа общества. При этом управляющий не является органом общества как таковым, в структуре органов ООО, определенной законом (ст. 32 Закона об ООО), отсутствует орган, именуемый управляющим. Управляющий лишь осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа. Поэтому в связи с передачей полномочий по управлению обществом управляющему вносить изменения в сведения о составе и компетенции органов ООО, содержащиеся в уставе (п. 2 ст. 12 Закона об ООО), не требуется. Возможность принять решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему в уставе также отражать не обязательно, так как она напрямую предусмотрена законом.
Заметим, что сведения об управляющем как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, вносятся в ЕГРЮЛ (пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Поэтому наличие у управляющего полномочий представлять интересы общества в отношениях с третьими лицами может быть подтверждено сведениями ЕГРЮЛ и договором об управлении, заключенном с обществом (смотрите апелляционное определение Московского городского суда от 28.02.2018 по делу N 33а-0882/2018).
Организация вправе самостоятельно формировать свое штатное расписание, определять состав и численность сотрудников, принимать решения о включении должностей в штатное расписание и их исключение из него (смотрите письма Минтруда России от 26.09.2019 N 15-2/В-2363 и от 05.02.2014 N 14-3/10/В-538, письмо Роструда от 03.09.2010 N 2691-6-1). Поэтому в рассматриваемом случае наличие в штатном расписании должностей генерального директора и главного бухгалтера не является обязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

31 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Согласно п. 1 ст. 7 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ учредителями ООО могут быть граждане и организации.

В п. 2 ст. 24 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ сказано, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, если результаты такой деятельности служат достижению целей, поставленных НКО изначально.

НКО может реализовывать товары и услуги, приобретать и продавать ценные бумаги, участвовать в хозяйственных обществах.

Таким образом, НКО может быть учредителем ООО, цель которого если не тождественна цели НКО, то помогает в ее достижении.

Иностранный гражданин или иностранная организация — учредитель ООО: возможно ли это

Условия предпринимательской деятельности иностранных граждан и организаций указаны в законе «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Читайте также  Порядок оформления ООО самостоятельно

Согласно ст. 6 указанного закона иностранный инвестор вправе осуществлять инвестиции в любой не запрещенной законодательством РФ форме. В т. ч. вносить их в уставный капитал коммерческой организации.

Порядок внесения уставного капитала иностранцем такой же, как и для граждан РФ. При регистрации общества или своего участия в нем иностранная организация должна представить в ФНС выписку из хозяйственного реестра или иной документ, подтверждающий наличие у организации статуса юридического лица в стране создания.

Может ли стать участником ООО субъект РФ, муниципальное образование, МУП или бюджетное учреждение

В п. 2 ст. 7 закона № 14-ФЗ сказано, что государственные органы и органы местного самоуправления учредителями ООО быть не могут. Однако допустимы установленные законом исключения, например:

  • создание ООО муниципальными органами для решения местных вопросов (ст. 68 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ);
  • участие в обществе в форме бюджетных инвестиций, представляющих собой целевые взносы в уставный капитал (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ).

Может ли депутат быть учредителем ООО

Ответ на этот вопрос вы найдете в законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (подп. «в», «г» п. 2 ст. 6).

Согласно указанным нормам депутат Госдумы не может заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности, связанной с управлением хозяйственным обществом, в т. ч. в работе общего собрания ООО.

Может ли ООО выступить учредителем другого ООО

Ограничений для ООО с точки зрения создания другого ООО на сегодняшний день не имеется, кроме одного.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 закона № 14-ФЗ ООО с одним участником не может создать другое общество с единственным участником.

Последствием для такого учредителя и нового ООО может быть их признание взаимозависимыми лицами.

Условия признания организаций взаимозависимыми перечислены в ст. 105.1 НК РФ. В частности, таким условием является наличие у одного общества доли в 25% и более в уставном капитале другого, а также иных способов повлиять на решения, принимаемые зависимым обществом.

Сделки взаимозависимых организаций контролируются налоговыми органами в порядке, определенном в ст. 105.14 НК РФ.

Имеет ли право учредитель работать на государственной службе

Может ли госслужащий быть учредителем ООО? Однозначный ответ на этот вопрос дан в п. 3 ч. 1 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ: нет, не может.

В указанной норме содержится запрет госслужащим заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в т. ч. участвовать в управлении ООО.

Действие этой статьи распространяется и на военнослужащих (закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Если учредитель ООО — адвокат, эта норма его не касается, поскольку он не является госслужащим.

Данная позиция закреплена в Обзоре дисциплинарной практики по состоянию на 21.03.2005. В нем приводится извлечение из заключения и выводов квалификационной комиссии по вопросу, является ли нарушением нахождение адвоката в составе учредителей ООО.

Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника. Однако участник общества не имеет статуса его работника, поэтому правонарушения как такового не происходит.

Таким образом, статус адвоката и госслужащего совершенно различен, что позволяет адвокату учреждать юрлица и участвовать в них, тогда как для госслужащего такая деятельность находится под запретом.

В отношении каждого из специфических субъектов гражданского оборота ответ на вопрос о правомочности их участия в ООО необходимо искать в профильном законодательстве.

Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Читайте также  Где узнать коды статистики для ООО

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов — официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера — этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже — и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась — юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?

Государственная служба и учредитель ООО

Меня пригласили участвовать в конкурсе на государственную службу, готовлю пакет документов.

Дело в том, что я являюсь со-учредителем ООО. Второй учредитель — мой муж. По факту этой деятельностью мы не занимаемся и доходов она не приносит. Операционным управлением я не занимаюсь, должности не занимаю, никаких доходов не получаю.

Знаю, что на гос.службе нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.

При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом и боюсь, что это может послужить основанием для отказа для дальнейшего участия в конкурсе. При этом в целом мой опыт и знания очень подходят для данной гос.службы, собственно поэтому и пригласили участвовать.

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

Ольга

Нет, не является.

Основания отказа в приеме на государственную службу оговорены в ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в которой не называется в числе ограничений наличие у Вас доли в ООО, при этом ряд запретов определен иными нормами данного закона.

В частности, в ст. 17 данного закона говориться, что

Указанный запрет касается только самого гос.служащего, а не его родственников.

Таким образом, при отказе Вами от доли в ООО, но при условии предоставлении Вами сведений о Ваших доходах — Вам не могут отказать по данному основанию в приеме на службу, поскольку Вы на момент подачи и рассмотрения документов о приеме на службу не нарушаете требований поступления на службу, а следовательно в перспективе Вами будет соблюден установленный запрет.

При этом в предоставляемой декларации Вы указываете на наличие у Вас доли (в период с какого и по какое число), а также сведения о полученных доходах до поступления на службу.

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

Ольга

Доверительное управление не предполагает отказа от доли.

Вопрос отказа определен в ст. 21 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Таким образом, Вы можете подарить свою долю Вашему супругу.

Указание сведений о доле в ООО в предоставляемой справке осуществляется до того момента пока Вы являетесь ее владельцем.

В отношении супруга Вы указываете сведения об основаниях возникновения у него права на долю с момента создания ООО и на вторую ее часть с момента перехода права на указанную долю в порядке дарения.

В этом случае, исходя из

Письма Минтруда России от 27.12.2019 N 18-2/10/В-11200
«Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)»

132. Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются также номинальная стоимость и количество акций.
133. В графе «Основание участия» указывается основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?

Ольга

Здравствуйте. Наличие доли в ООО в собственности у Вас не может быть основанием для отказа в поступлении на госслужбу. Другое дело, что после того, как Вы поступите на нее Вы должны будете перестать быть участником ООО, поскольку для гражданских служащих установлен соответствующий запрет, кроме случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе). При этом такой запрет не распространяется на родственников, включая и близких.

2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?

Ольга

Вы можете воспользоваться как доверительным управлением, так и подарить или продать эту долю супругу. Обращаю Ваше внимание на то, что поскольку в этом ООО доли принадлежат и Вам и мужу, значит Ваша доля не является совместной собственностью, но единоличной Вашей собственностью, которой Вы можете распорядиться по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).

При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом

Ольга

Вы должны указать данные сведения в анкетных данных и это, как я уже сказал, не может являться основанием для отказа, но лишь возложит на Вас обязанность избавиться от доли после того, как Вы поступите на госслужбу.

Читайте также  Где посмотреть окпо ООО

Добрый день Ольга!

Вы указываете, что:

Это конкурс в кадровый резерв или на вакантную должность?

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Не имеет значения Ваше текущее участие/управление коммерческими организациями на момент проведения конкурса, поскольку оценке комиссии подлежит исключительно соответствие Вас как специалиста квалификационным требованиям.

Далее, уже в связи с поступлением участника ООО на государственную гражданскую службу (а не в связи с участием в конкурсе на право замещения должности) его участие в коммерческой организации должно быть прекращено в установленном уставом ООО порядке, поскольку п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены соответствующие ограничения, как это указано коллегами выше. Несоблюдение ограничений после заключения служебного контракта может привести к увольнению по основанию утраты доверия (ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Между успешным прохождением конкурса и фактическим назначением на должность у Вас будет время для выхода/оформления сделки с долей в порядке, установленном Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В этой связи в случае успешного прохождения конкурса предоставите в подразделение государственного органа, занимающегося сопровождением государственной службы и кадров документы, подтверждающие прекращение участия в ООО (т.е., подтверждающих выход из состава участников ООО либо отчуждение доли).

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Может ли в России госслужащий быть официальным учредителем ООО? В средствах массовой информации четкий ответ на этот вопрос отыскать довольно затруднительно. Здесь в основном утверждается, что подобного рода действия чиновникам запрещены. Между тем все не так однозначно. Давайте разберемся в нюансах отечественного законодательства.

Общие сведения

Любое общество с ограниченной ответственностью – это всегда коммерческая структура. Подобное определение мы без труда находим в 66-й статье Гражданского кодекса. Проще говоря, его деятельность нацелена прежде всего на извлечение дохода.

На основании вышесказанного СМИ делают однозначный вывод: пребывающий на службе не имеет права становиться учредителем, по крайней мере, в тот период, пока исполняет должностные обязанности. Указывается, что при выявлении подобного факта чиновника привлекут к ответственности или, в лучшем случае, только уволят.

Когда же гражданин только планирует начать карьеру на государственной гражданской службе, он должен обеспечить заблаговременную передачу своей доли любому другому физическому или юридическому лицу в доверительное управление. Порядок осуществления данной процедуры расписан в 53-й главе ГК.

Что в этих утверждениях является правдой? Разберемся далее.

Разрешается ли госслужащим учреждать ООО

Как муниципальным, так государственным служащим, никто не запрещает становиться учредителями ООО, ибо законодательство не предусматривает за данное деяние какой-либо ответственности. Как видим, в этом средства массовой информации ошибаются.

Правы СМИ в том, что причитающая государственному служащему доля в бизнесе должна передаваться в обязательном порядке в доверительное управление. Тем, кто решится проигнорировать указанное требование законодательства, грозит, в худшем случае, лишь дисциплинарная ответственность.

Законодательство

Обо всех существующих на сегодняшний момент запретах сообщается в 79-м Федеральном законе, введенном в действие еще в июле 2007 года. Этот нормативный акт регламентирует деятельность гражданской службы в России. Конкретно о нашем вопросе говорится в 16-17 статьях названного документа.

Тем не менее ни в упомянутом законе, ни в каких-либо иных актах нет запретов на учреждение субъектов хозяйственной деятельности или участие в их работе. При этом даже поверхностное прочтение 17-й статьи 79-го ФЗ (2 часть) и ст. 11 273-го ФЗ («О коррупции») позволяет убедиться, что чиновник вправе владеть долями в капиталах тех или иных коммерческих организаций.

Проще говоря, сам по себе факт наличия в собственности части ООО не рассматривается как законное основание для принятия мер дисциплинарного характера в отношении чиновника.

Тем не менее это далеко не все – учредитель субъекта экономической деятельности рискует в период пребывания на государственной (муниципальной) службе столкнуться с невозможностью выполнять возложенные на него обязанности требующимся образом из-за имеющихся конфликтов интересов. Именно по этой причине он и должен побеспокоиться о передаче собственности в доверительное управление.

О том, что такое конфликт интересов, мы узнаем из того же 79-го закона. Здесь, в частности, сообщается – речь идет о ситуациях, когда личная вовлеченность служащего в деятельность коммерческого предприятия может оказать влияние на:

  • осуществление им полномочий;
  • беспристрастность;
  • объективность решений.

Под личной заинтересованностью законодательство понимает возможность:

  • извлекать определенные доходы в виде ценного имущества, прав на него, услуг или наличных денег;
  • получения преимуществ для себя, близких родственников, организаций с коими имеются материальные связи.

Об этом говорится в 79-м законе, а точнее, в его 19-й статье (3-я часть).

К близким родственникам принадлежат:

  • родители;
  • дети;
  • супруги;
  • братья и сестры.

Как уже ранее отмечалось, главным смыслом создания ООО является извлечение прибыли. Соответственно, любой учредитель общества имеет право принять участие в ее распределении. Это, в свою очередь, приносит ему доход. Важный момент – его размер не имеет никакого значения.

Гражданину, поступившему на госслужбу, открывается конфиденциальная информация. Человек же получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен.

Все это дает основание полагать, что участие чиновника в работе ООО потенциально приводит к образованию конфликта интересов. Избежать последнего позволяет своевременная передача активов в доверительное управление.

Как следует из 79-го закона (16-я статья, 1-я часть), при игнорировании запрета и неисполнении обязанностей, предусмотренных в 273-м законе, гражданин не может пребывать на госслужбе. Здесь работодатель (или его законный представитель) обязаны принять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов либо его урегулирования. Меры для этого предусмотрены разные, но наиболее действенная из них – отстранение от должности.

Может ли в РФ госслужащий быть учредителем других организаций

В 16-й статье 79-го ФЗ сообщается, что государственный служащий не вправе занимать должности в неправительственных иностранных организациях. То есть он не может состоять в их:

  • органах управления;
  • наблюдательных (попечительских) советах;
  • других руководящих структурах.

Исключением являются случаи, предусмотренные в отечественном законодательстве.

В то же время государственному служащему не возбраняется становиться соучредителем или участвовать в управлении различных кооперативов:

  • гаражный;
  • строительный;
  • жилищный;
  • садоводческий;
  • потребительский;
  • дачный и пр.

Аналогично разрешено чиновникам работать в:

  • официально действующих профсоюзах;
  • товариществах собственников жилья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: