Вопросы и ответы по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования»

В случае прекращения процесса ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), сведения об этом с указанием на соответствующее решение и дату его принятия должны быть представлены юридическим лицом в регистрирующий орган.

В этом случае порядок отмены процедуры ликвидации должен осуществляться по аналогии с порядком ликвидации: в регистрирующий орган представляется заявление субъекта хозяйствования с просьбой о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений об отмене процедуры его ликвидации, содержащее дату принятия такого решения и сведения о назначенном руководителе, и само решение (для юридических лиц).

Кроме того поскольку размещаемые на сайте журнала «Юстиция Беларуси» сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования содержат также дату отмены решения о его ликвидации (прекращении деятельности), субъекту хозяйствования по аналогии с процедурой ликвидации целесообразно было бы также письменно уведомить своих кредиторов об отмене решения о ликвидации.

В соответствии с частью третьей пункта 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

Установленная форма заявлений о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя содержит сведения о сроке ликвидации (прекращении деятельности), необходимые для заполнения заявителями и, соответственно, внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом.

Нарушение сроков ликвидации субъектом хозяйствования согласно абзацу шестому подпункта 3.2 пункта 3 вышеназванного Положения может явиться основанием для обращения кредиторов, уполномоченных государственных органов в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица.

Согласно части третьей статьи 151 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является определение экономического суда о завершении ликвидационного производства, представляемое управляющим в регистрирующий орган в течение пятнадцати дней после вступления его в законную силу.

Исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) возможно при отсутствии у субъекта хозяйствования задолженности по соответствующим платежам и исполнении им соответствующих обязательств, что подтверждается справками (сведениями), полученными от уполномоченных государственных органов, организаций.

При их получении регистрирующему органу следует обращать внимание на сроки действия справок о наличии (отсутствии) задолженности по соответствующим платежам и самостоятельно оценивать, насколько продолжительным оказался период представления документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации субъекта хозяйствования.

В случае, если до истечения срока, указанного в пункте 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, срок действия представленных ранее справок истек, регистрирующему органу при принятии решения об исключении субъекта хозяйствования из ЕГР необходимо сделать повторный запрос в соответствующий орган на выдачу справки о наличии (отсутствии) задолженности перед ним.

При поступлении в регистрирующий орган представления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и об исключении субъекта из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) принимается одномоментно.

Ранее принятое решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования не является препятствием к завершению процедуры ликвидации субъекта хозяйствования по новому основанию. В этом случае, при получении представления (предложения) о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органам достаточно принять решение о внесении записи об исключении этого субъекта хозяйствования из ЕГР без повторного принятия решения о ликвидации.

В соответствии с пунктом 19 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Положение о ликвидации), ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

Пункты 8 и 9 Положения о ликвидации применяются в случае добровольного принятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителем, участником) либо органом этого юридического лица, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства.

Ликвидационной комиссией, созданной по решению экономического суда, производятся действия по погашению кредиторской задолженности и выявлению дебиторской задолженности. Подтверждение факта отсутствия задолженности перед кредиторами, которыми также являются государственные органы и организации в рамках вышеназванного Декрета, является обязанностью ликвидационной комиссии.

Таким образом, пункты 8 и 9 Положения о ликвидации в случае осуществления ликвидации в судебном порядке не применяются.

Решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя связано с волеизъявлением гражданина. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, может возобновить предпринимательскую деятельность до момента принятия решения регистрирующего органа об исключении предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР). В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо подать в регистрирующий орган заявление об отмене ранее принятого решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

На основании такого заявления регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в ЕГР и посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» передает необходимую информацию в налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, обособленное подразделение РУП «Белгосстрах», территориальный (городской или районный) архив.

Таким же образом разрешается ситуация при поступлении в регистрирующий орган заявления и решения собственника имущества унитарного предприятия, либо протокола учредителей (участников) юридического лица иной организационно-правовой формы об отмене решения о ликвидации.

Сведения о ликвидации субъектов хозяйствования

Отсутствие публикации на Федресурсе (http://www.fedresurs.ru) может повлечь отказ регистрации с такой формулировкой:

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон №129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Читайте также  Ликвидация ООО без расчетного счета

Пунктом 7.1 Закона №129-ФЗ установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (на Федресурсе (http://www.fedresurs.ru)) по состоянию на 31.05.2021 публикация о принятии ООО «РОМАШКА» решения о ликвидации отсутствует. Таким образом, установленный статьями 61 — 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица ликвидатором не был соблюден.»

Порядок публикации на ФедРесурсе.

Сделать публикацию достаточно просто, при условии что делаешь это второй и более раз. Основное время уходит на настройку браузера и изучение незнакомого интерфейса.

Личный кабинет (главная страница):

Вход в личный кабинет с использованием Электронной подписи.

Предварительно электронная подпись должна быть установлена на компьютере:

Сайт найдет все подписи, которые у вас установлены и покажет их в отдельном окне.

Нужно будет только выбрать нужную:

Личный кабинет на ФедРесурсе.

Вкладка «Сообщения» -> «Создать сообщение»

Выбираем тип сообщения: «Ликвидация юридического лица»:

Заполняем поля «Дата принятия решения о ликвидации» — дате решения или протокола:

Текст сообщения. В отличие от Вестника Государственной регистрации в котором текст формируется программой, здесь необходимо написать текст самому. К тексту есть требования и обязательные реквизиты, что бы не заниматься изучением нормативно-правовой базы, ниже текст, в котором нужно поменять реквизиты.

Сохраняем сообщение и подписываем (К подписи).

Порядок оплаты публикации на ФедРесурсе:

  1. Заполнить платежные реквизиты, реквизиты заполняются в соответствии с ЕГРЮЛ
  2. Можно добавить заявку на оплату третьим лицом
  3. Обязательно нужно сохранить
  4. Счет открыть кнопкой «На печать»:

После поступления оплаты сообщение будет опубликовано.

На вкладке «Сообщения» можно посмотреть статус сообщения и скачать с ЭП.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 61 ГК РФ).

Документы направляются в регистрирующий орган по месту нахождения ЮЛ.

Заявителем может быть лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности/лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Не забудьте о том, что перед подачей документов необходимо удостовериться в сдаче отчетности по персонифицированному учету в полном объеме (включая период, в котором деятельность индивидуального предпринимателя будет прекращена). Перечень сведений, представляемых в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, определен п.п.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированнном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также ч.4 ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государсвтенной поддержке формирования пенсионных накоплений».

С помощью данного раздела вы сможете внести следующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц

О принятии решения о ликвидации

Уведомление регистрирующего органа о принятых учредителями (участниками или акционерами) компании решений, связанных с намерением пройти процедуру добровольной ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора
О составлении промежуточного ликвидационного баланса

Составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса, отражающего полное состояние финансовых дел компании.

О продлении срока ликвидации ООО

Срок ликвидации ООО, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать 1 год, а в случае, если ликвидация не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев (п.6 ст.57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

О принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации

В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации ООО, ранее принятого решения о ликвидации, либо истечения срока ликвидации общества, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного ООО возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений о этом в ЕГРЮЛ.

О завершении ликвидации

Перед подачей документов в регистрирующий орган о завершении процедуры ликвидации необходимо убедиться, что все расчеты с кредиторами, бюджетом, внебюджетными фондами завершены и все обязательства исполнены и удостовериться в сдаче отчетности по персонифицированному учету в полном объеме (включая период, в котором будет завершаться ликвидация) о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, установленных законодательством РФ.

Данный раздел также предоставляет возможность опубликовать необходимые сведения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Внимание!

Процедура ликвидации юридического лица требует дополнительно размещения соответствующих публикаций на страницах журнала «Вестник государственной регистрации» и в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс).

Если в ходе проведения процедуры ликвидации ЮЛ участники приняли решение об изменении ликвидатора/председателя ликвидационной комиссии, такие изменения вносятся через раздел «Изменения сведений», за исключением случая, когда при продлении срока ликвидации ООО назначено иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Укажите ОГРН или ИНН

Сервис внесет соответствующие данные в Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица (форма № Р15016).

Выберите способ представления документов

В электронном виде с электронной подписью заявителя

Через МФЦ или нотариуса

Предоставить документы в регистрирующий орган на бумаге лично или направить почтовым отправлением (в этом случае подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса)

Оплатите госпошлину — 800 рублей

Уплачивать государственную пошлину не требуется при направлении документов в электронном виде подписанных электронной подписью заявителя, в том числе через МФЦ и нотариуса.

Направьте документы в регистрирующий орган

Срок регистрации – 5 рабочих дней;

Документы направляются в регистрирующий орган по месту государственной регистрации ЮЛ;

В заявлении на регистрацию заявитель должен указать свой электронный адрес.

Результат государственной регистрации направляется заявителю в электронном виде по адресу электронной почты, который он указывает в заявлении. При желании, документы также можно получить на бумаге.

Требования кредиторов в ликвидации по исполнительной надписи нотариуса

Исполнительная надпись является исполнительным документом и подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством для исполнения исполнительных документов <*> .

Порядок предъявления кредиторами своих требований в процессе ликвидации является единым для всех независимо от наличия исполнительного документа и регулируется Положением о ликвидации, а также ГК.

Вместе с тем существуют и некоторые особенности, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

1. Получение кредитором сведений о нахождении должника в процессе ликвидации

Кредиторы могут получить информацию о ликвидации должника:

1.1. из официального источника публикации сведений о ликвидации.

Сведения о том, что субъект хозяйствования находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» <*> .

Читайте также  Узнать о ликвидации юридического лица по инн

Отметим, что здесь также указываются порядок (в том числе адрес председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)) и срок заявления кредиторами своих требований. В последующем указанная информация дополнительно публикуется в приложении к очередному номеру журнала «Юстиция Беларуси»;

1.2. на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь (далее — ЕГР).

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юрлица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в ЕГР сведений о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации <*> .

Вместе с заявлением о ликвидации юрлица ликвидационная комиссия (ликвидатор) подает в регистрирующий орган информацию о ликвидации, который вносит соответствующие сведения в ЕГР. Указанные сведения отображаются на веб-портале ЕГР . Таким образом, проверить статус интересующего субъекта хозяйствования возможно без уплаты госпошлины.

Информацию о должнике в форме выписки из ЕГР после уплаты госпошлины можно также получить на официальном сайте;

1.3. в случае возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства.

Указанное обусловлено тем, что, если в отношении должника — ИП, должника — юрлица в установленном законодательством порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) и завершена процедура реализации арестованного имущества, после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю <*> .

Обратите внимание!
Возврат неисполненного (частично исполненного) исполнительного документа влечет отмену всех мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Если в органы принудительного исполнения заявление о возбуждении исполнительного производства поступило после принятия решения о ликвидации, то судебный исполнитель возвратит исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства <*> ;

1.4. также ликвидационная комиссия (ликвидатор) должника обязана письменно уведомить всех известных ей кредиторов о том, что должник находится в процессе ликвидации <*> .

Порядок и срок направления ликвидационной комиссией (ликвидатором) соответствующего уведомления кредитору в законодательстве не установлен. Однако полагаем, что неисполнение данной обязанности и, как следствие, неполучение кредитором такого уведомления свидетельствуют о нарушении порядка ликвидации.

2. Предъявление требования кредитора

2.1. Требования к форме и содержанию требования кредитора, способ направления

Кредиторы направляют свои требования в письменном виде в адрес ликвидационной комиссии (ликвидатора). Обязательные требования к содержанию и форме требования кредитора в законодательстве не установлены. Как правило, в требовании кредитора указываются:

— основание возникновения задолженности должника (к примеру, договор купли-продажи);

— размер задолженности, расчет пени и процентов за пользование чужими денежными средствами;

— просьба о принятии и удовлетворении требования и внесении соответствующей записи в реестр требований кредиторов, который составляется для установления размера требований кредиторов.

К требованию кредитора также следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие задолженность (договор, акты, товарные накладные, спецификации, при наличии возвращенный исполнительный документ и т.д.).

Отметим, что законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) предусматривает два вида требований:

1) требования, размер которых считается установленным (если размер платежных обязательств подтвержден вступившим в законную силу решением общего или экономического суда, исполнительными и иными правоустанавливающими документами) <*> ;

2) требования, размер которых подлежит установлению управляющим <*> .

В законодательстве о ликвидации такие положения отсутствуют. Однако на практике требование, которое предъявлено на основании исполнительного или иного правоустанавливающего документа (в том числе на основании исполнительной надписи), позволяет минимизировать риски отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требования кредитора. Вместе с тем это не указывает на «автоматическое» принятие и удовлетворение ликвидационной комиссией (ликвидатором) заявленного требования кредитора.

Справочно
На основании сведений указанного реестра после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс (содержащий сведения обо всех предъявленных в срок требованиях и результатах их рассмотрения, а также о составе имущества ликвидируемого юрлица), в соответствии с которым со дня его утверждения (за исключением кредиторов четвертой очереди) ликвидационной комиссией (ликвидатором) производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юрлица <*> .

Требование кредитора направляется ликвидатору заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в уведомлении о ликвидации должника либо в публикации о ликвидации должника на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси».

2.2. Срок направления требования кредитора

Такой срок устанавливается ликвидационной комиссией (ликвидатором). Вместе с тем он не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сведений о ликвидации должника на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» <*> .

Соответственно момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юрлица определяется именно датой размещения сведений о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации, в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» <*> .

Также следует отметить, что в законодательстве предусмотрена возможность удовлетворения требования кредитора, предъявленного и после истечения установленного для этого срока. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юрлица, считаются погашенными <*> .

Обратите внимание!
Требования кредитора предъявляются, если ликвидация проводится либо по решению собственника (уполномоченного органа юрлица), либо по решению суда в случаях, предусмотренных Положением о ликвидации и ГК. Если в отношении должника проводится ликвидация по решению регистрирующего органа, то в этом случае ликвидатор не назначается. В данной ситуации возможным способом защиты для кредиторов может быть инициирование экономической несостоятельности (банкротства) должника в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве.

3. Рассмотрение требования кредитора и уведомление кредитора о результатах рассмотрения его требования

Требование кредитора должно быть рассмотрено ликвидационной комиссией (ликвидатором), принято и удовлетворено с внесением соответствующей записи в реестр требований кредиторов либо отказано в принятии и удовлетворении предъявленного требования.

В законодательстве не установлена обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) уведомить кредитора о результатах рассмотрения его требования, соответственно срок для направления такого уведомления также не предусмотрен. В этой связи рекомендуем включить просьбу о направлении уведомления о результатах рассмотрения заявленных требований в само требование кредитора.

Несмотря на это, в практике, как правило, ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет кредиторов о результатах рассмотрения их требований, поскольку неуведомление может быть расценено как уклонение ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований кредиторов.

В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидируемому юрлицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юрлица <*> .

Для минимизации своих рисков согласно ч. 6 п. 16 Положения о ликвидации любой кредитор независимо от размера задолженности вправе письменно направить в регистрирующий орган информацию о наличии у должника непогашенной задолженности. В этом случае должник не может быть исключен из ЕГР в течение двух месяцев с момента получения такой информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения.

Читайте также  Образец заявления о ликвидации ООО

4. Удовлетворение требований кредиторов

Требования кредиторов ликвидируемого должника удовлетворяются в порядке очередности, установленной законодательством <*> :

— первой, второй и третьей очереди — со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

— четвертой очереди — по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

— заявленные после истечения установленного срока для их предъявления — после удовлетворения всех требований кредиторов, поступивших ликвидационной комиссии (ликвидатору) своевременно.

В свою очередь, если задолженность не была погашена, а должник исключен из ЕГР, то суммы дебиторской задолженности при ликвидации юрлица включаются в состав внереализационных расходов, то есть кредитор вправе «списать» задолженность <*> .

Таким образом, по мнению автора, несмотря на то, что в законодательстве установлен порядок предъявления требований кредиторов в ликвидации, некоторые вопросы, связанные в том числе с формой и содержанием такого требования, порядком (в частности, сроком) его рассмотрения, в настоящее время остаются неурегулированными и требуют дополнительной регламентации.

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидация юридических лиц (прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 .

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Индивидуальный предприниматель

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством
веб-портала ЕГР .

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: