Инструкция: как открыть НКО

НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.

Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

Виды и формы НКО

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

Кто может учредить НКО

Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. П олномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта

Создание совершенно нового юридического лица

Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. О рганизационно-правовая форма остается неизменной

Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Этапы создания некоммерческой организации

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

Этап № 1. Подготовка.

На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

Этап № 2. Обсуждения.

Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

Этап № 3. Регистрация.

На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
  • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
  • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.

Этап № 4. Начало деятельности.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Какие документы нужны для открытия

Для создания некоммерческого субъекта требуется оформить целый пакет документов. В таблице собрали документы для открытия НКО 2020: формы и правила оформления.

Форма документа и бланк для скачивания

Рекомендации по оформлению

Решение о создании НКО

Решение об образовании юридического лица оформляется протоколом заседания учредителей. Обязательные реквизиты документа:

  1. Обозначьте членов совета, то есть учредителей.
  2. Закрепите повестку дня — основной вопрос, ради решения которого было созвано собрание.
  3. Принятое решение — результат рассмотрения поставленного вопроса.

Унифицированной формы протокола не предусмотрено. Правила принятия решения о создании НКО закреплены в ст. 13 закона № 7-ФЗ.

Это основополагающий регламент юридического лица, в котором закреплены все основные моменты и нормативы деятельности субъекта. Подробно о том, как подготовить устав, читайте в статье «Образец устава некоммерческой организации».

Заявление по форме 11001

Для регистрации юрлица потребуется заполнить унифицированный формуляр Р11001. Бланк и правила заполнения закреплены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Квитанция об оплате госпошлины

Заплатить за регистрацию НКО придется в любом случае. Сумма госпошлины определена в статье 333.33 НК РФ:

  • регистрируем НКО — 4000 рублей;
  • создаем политическую партию или ее региональное отделение — 3500 рублей;
  • общероссийская организация инвалидов — 1400 рублей.

Заполнить квитанцию можно на официальном сайте ФНС. Оплатить госпошлину можно в любом отделении банка, через платежный терминал или интернет-банк.

Заявление для регистрации в Минюсте

Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.

Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:

  1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
  2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
  3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
  4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
  5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).

А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:

  • 17 дней — в общих случаях;
  • 33 дня — для общественных организаций;
  • 30 дней — для политических партий;
  • 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.

Образец заполнения заявления

Если в регистрации отказано

Причин для отказа в регистрации НКО достаточно. Все основания закреплены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Обозначим основные проблемы:

  1. Предоставлен неполный пакет документов.
  2. Обнаружены существенные ошибки в оформлении документации.
  3. В базе данных уже имеется зарегистрированная организация с аналогичным наименованием, ОПФ.
  4. Предоставлены недостоверные сведения при регистрации.
  5. Учредителями выступают лица, не имеющие полномочий на создание юридических лиц.
  6. Иные основания.

Отказ в регистрации — не повод опускать руки. Если отрицательное решение принято безосновательно, его допустимо оспорить в судебном порядке. При наличии обоснованных причин в отказе рекомендуется устранить ошибки и недочеты и подать документы повторно.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2021 года

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Читайте также  Ликвидация юр лица ГК РФ

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Больше полезной информации по теме — в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ).
  2. Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  3. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15016, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» № от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, далее — приказ № ЕД-7-14/617@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим.
  4. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  5. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который представляется с уведомлением по ф. Р15016.
  6. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ликвидационный баланс (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  7. В Минюст подается заявление по ф. Р15016 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Важно: уведомление и заявление по форме Р15016 направляются в Минюст в двух экземплярах — заверенный нотариусом оригинал и копия.

Видеоинструкция по ликвидации НКО

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ликвидационного баланса и его представление с заявлением по ф. 15016 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ликвидационный баланс (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Читайте также  Сколько стоит ликвидация ООО

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. Р15016 — 2 экземпляра: оригинал, заверенный нотариусом, и копию;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 800 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Образец заявления по форме Р15016

Предлагаем скачать бланк заявления формы Р15016 в формате PDF:

А также заполненный образец уведомления Р15016 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса:

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Ликвидация АНО в 2021 году

АНО – это автономная некоммерческая организация, главной целью которой является предоставление услуг в сфере здравоохранения, образования, науки и спорта. Основные положения закреплены в 123.34 Гражданского кодекса РФ.

Особенности деятельности АНО

У деятельности АНО существует ряд особенностей. Среди них можно выделить следующие:

  • Если учредитель в качестве взноса предоставляет свое имущество, оно автоматически становится собственностью организации
  • Учредители не несут ответственности по обязательствам организации. В свою очередь, организация тоже не несут ответственности за учредителя
  • Если НКО не состоит в объединяющей саморегулирующей национальной НКО. Это членства является обязательным.
  • Надзор за деятельностью организации осуществляется на основе Устава этой организации. Такой принцип применяется, если учредитель АНО – юрлицо.
  • Наличие высшего органа управления – обязательная часть системы управления некоммерческой организации. При этом он должен быть не меньше 2-х человек.

Прекращением деятельности АНО могут служит следующие основания:

  • Отсутствие средств на реализацию уставных целей
  • Деятельность АНО не соответствует целям, прописанным в Уставе организации
  • Срок, на который была создана организация, закончился
  • Решение суда
  • Банкротство

leavingjob

Способы ликвидации АНО

По действующему законодательству РФ, существует несколько способов закрытия автономной некоммерческой организации. Такими вариантами являются:

  • Добровольное решение о прекращении деятельности АНО
  • Поглощение более крупным предприятием
  • Реструктуризация
  • Смена состава учредителей
  • Решение суда. Заявление в суд подают кредиторы, которые могут быть обеспокоены за свои средства из-за того, что организация находится на стадии банкротства. После получения решения о закрытии, управляющий орган должен отправить его в налоговый орган. После этого АНО будет снята с учета.

Порядок ликвидации АНО

Процесс ликвидации АНО схож с процедурой закрытия любого иного юридического лица. Данный процесс реализуется в несколько этапов:

  • Собрание учредителей, где составляется протокол, в котором указываются все присутствующие
  • Создание комиссии для проверки финансово-хозяйственной деятельности организации и для надзора за оформлением отчетных бухгалтерских документов
  • Отправление уведомления о закрытии АНО в СМИ
  • Проверка главным бухгалтером финансовых показателей
  • Имеющиеся активы направляются на погашение долгов
  • Через два месяца после публикации в СМИ о закрытии АНО, нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление о закрытие АНО

Документы для ликвидации автономной некоммерческой организации

  • Оригинал свидетельства регистрации организации
  • Заявление организации о прекращении своей деятельности
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Подтверждающий документ, что организация произвела все расчеты с негосударственного фонда
  • Выписка из публикации о прекращении деятельности
  • Информация о всех учредителях и главном бухгалтере
  • Копии устава и гос. реестра

likv-ANO

На первом этапе необходимо оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Если закрытие АНО происходит в следствии банкротства, госпошлина не оплачивается. После стоимость процесса рассчитывается индивидуально.

После получения всех необходимых документов налоговой службой, она в течение 5 рабочих дней вносит изменения в ЕГРЮЛ. В течение следующего дня налоговая служба готовит справку УФРС по СК, которая подтверждает прекращенную деятельность организации.

Привлечь к ответственности руководящий состав АНО невозможно. Существует ряд взысканий, которые можно изучить в руководящих документах, где прописаны основные позиции существования того или иного типа предприятий:

Ликвидация НКО

Ликвидация — это прекращение деятельности юрлица, при этом права и обязанности не переходят к другим лицам в порядке правопреемства. Ее порядок регулируется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом N 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 и другими законодательными актами. Данную статью мы посвятим порядку добровольной ликвидации некоммерческих организаций. Разберемся в вопросе пошагово.

Закрыть НКО можно двумя способами:

  • добровольно — юридическое лицо прекращает деятельность по инициативе участников или органа, принявшего соответствующий нормативный акт;
  • принудительно — суд выносит решение о ликвидации в определенных законодательством случаях (например, при создании некоммерческой организации допущены грубые нарушения закона).

Какие шаги подразумевает процедура?

Шаг 1. Принятие решения о закрытии НКО, создание ликвидационной комиссии (либо утверждение кандидатуры ликвидатора)

Решение о ликвидации принимается:

  • общим собранием учредителей;
  • судом по заявлению заинтересованных лиц;
  • собственником имущества (например, учредителем бюджетного учреждения является государственный орган, а значит, он и будет принимать решение).

Процедура регулируется ст. 61–65 ГК РФ и аналогична упразднению любого другого юридического лица. Начинается с принятия учредителями совместного заключения. Проходит общее собрание, составляется протокол. В нем отражают следующие вопросы:

  • принятие решения о ликвидации;
  • назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (этот пункт может оформляться в отдельном документе);
  • установление порядка и срока (не может превышать 1 года).

Ликвидационная комиссия или ликвидатор? Есть ли разница?

Участники ликвидируемой организации самостоятельно принимают решение, кто будет заниматься процессом: ликвидационная комиссия или ликвидатор. Она (он) наделяется всеми полномочиями по управлению делами и принимает необходимые меры.

Если в состав учредителей входит РФ, субъект или муниципальное образование, то однозначно все дела передаются комиссии. А в нее обязательно включается председатель комитета по управлению имуществом, фонда либо соответствующего органа местного самоуправления. В остальных случаях любое физическое лицо может стать ликвидатором или войти в состав ликвидационной комиссии. Учредители некоммерческой организации вправе произвести замену того или иного участника. Решение о смене ликвидатора либо состава комиссии необходимо внести в ЕГРЮЛ.

Советуем перед принятием решения о прекращении деятельности НКО и установлением срока ликвидации определить объем имущества и обязательства. Если в течение года не удастся завершить процедуру, то продление срока возможно только в судебном порядке на шесть месяцев. Учтите, что для повторного решения о ее проведении придется подождать полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об окончании срока ликвидации НКО. Обычно на прохождение всех этапов достаточно 3 месяцев, поэтому рекомендуем придерживаться такого срока.

Процедура не завершена, а срок истек. Что делать?

Следует обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации с заявлением о продлении. В соответствии со ст. 154 ГПК РФ дело рассматривается и разрешается судом до двух месяцев с момента поступления заявления.

Шаг 2. Подача уведомления о начале процедуры в регистрирующий орган

После принятия решения о закрытии некоммерческой организации следует в течение трех рабочих дней сообщить в письменной форме в соответствующий регистрирующий орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Для ассоциации, союза, АНО, частного учреждения и общественной организации им является территориальное управление Минюста РФ. О ликвидации потребительского кооператива и товарищества собственников недвижимости следует уведомить налоговую инспекцию.

Для этого заполняется заявление по форме № Р15016. На титульном листе в пункте 2 указывается:

  • значение 3 при принятии решения о ликвидации, составе ликвидационной комиссии (утверждении кандидатуры ликвидатора);
  • значение 1, если имеется только решение о ликвидации НКО.
Читайте также  Заявление о ликвидации юридического лица образец заполнения

Регистрирующий орган после рассмотрения заявления внесет изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, сделает запись о нахождении ЮЛ в процессе ликвидации.

Шаг 3. Отправка уведомлений о ликвидации НКО кредиторам

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, необходимо направить письменное уведомление о принятом решении (ценным письмом с описью вложения).

Шаг 4. Внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ

В течение трех дней с момента принятия решения требуется опубликовать объявление в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Необходимо установить срок для предъявления требований кредиторами НКО — 2 месяца с момента публикации. В случае невнесения сведений или нарушения срока предусмотрена административная ответственность.

Шаг 5. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется через 2 месяца после публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» (окончание срока предъявления требований кредиторами). Для него нет утвержденной формы. Однако можно пользоваться рекомендованными форматами и машиночитаемыми формами ФНС России (письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

В промежуточный ликвидационный баланс вносятся следующие обязательные сведения:

  • состав имущества ликвидируемого ЮЛ;
  • предъявленные кредиторами требования и результат их рассмотрения;
  • удовлетворенные требования по решению суда, вступившему в законную силу.

Законодательство не обязывает в промежуточном ликвидационном балансе указывать информацию о кредиторах, не заявивших требования. Однако рекомендуем все же включить эти данные. Таким образом, при возникновении спора ликвидационная комиссия (ликвидатор) подтвердит подачу достоверной информации в регистрирующий орган.

На этом этапе важно убедиться, что денежных средств и имущества некоммерческой организации хватает для удовлетворения требований кредиторов. Если возможность погасить кредиторскую задолженность есть, можно утверждать промежуточный ликвидационный баланс. В противном случае нужно обращаться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Уведомите регистрирующий орган по форме № Р15016 о составлении ликвидационного баланса. В заявлении на титульном листе укажите причину обращения — поставьте значение 4.

Для уведомления о составлении ликвидационного баланса тоже прописаны свои сроки:

  • не ранее окончания периода, который установлен для представления требований кредиторами;
  • не ранее вступления в законную силу решения суда по делу о рассмотрении требований, предъявленных к ликвидируемой НКО;
  • не ранее завершения налоговой или таможенной проверки, оформления их результатов и утверждения документа об этой проверке в отношении прекращающего деятельность юридического лица.

Шаг 6. Расчеты с кредиторами

Кредиторская задолженность погашается при наличии денежных средств у организации. Если НКО не способна удовлетворить предъявленные требования, то придется продавать принадлежащие ей на правах собственности основные средства. Продажа осуществляется на торгах при цене имущества более 100 000 рублей (по сведениям промежуточного ликвидационного баланса).

Все средства должника направляются на погашение задолженности. Оставшиеся суммы не допускается распределять между учредителями, они направляются на цели, предусмотренные уставной деятельностью (п. 3 ст. 26 Федерального закона № 7 от 12.01.1996). Однако имеются и исключения: имущество частного учреждения передается собственнику (п. 3 ст. 20 закона «О некоммерческих организациях»).

Шаг 7. Подача сведений о сотрудниках в территориальный орган ПФР

После принятия промежуточного ликвидационного баланса необходимо подать информацию о работниках в пенсионный фонд в течение 1 месяца. При невыполнении данного требования будет получен отказ в регистрации ликвидации.

Внимание! Сведения по страховым взносам следует подать в налоговую службу до формирования промежуточного ликвидационного баланса. Период считается с начала проведения расчетов по день его представления включительно.

Шаг 8. Составление и утверждение итогового ликвидационного баланса

Итак, требования кредиторов удовлетворены, пора заняться окончательным ликвидационным балансом. Он утверждается таким же образом, как и промежуточный. В законодательстве опять же отсутствует утвержденная форма, и можно снова воспользоваться удобными форматами и машиночитаемыми формами ФНС России.

Шаг 9. Оплата госпошлины

Размер государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 рублей.

Шаг 10. Государственная регистрация сведений о прекращении деятельности НКО

На данном этапе нужно снова подать заявление по форме № 15016. Процедура считается завершенной после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации некоммерческой организации.

Перечень документов для регистрации ликвидации ЮЛ:

  • заявление по форме № 15016 (как причину обращения указать значение 7);
  • ликвидационный баланс;
  • документ, подтверждающий представление сведений в ПФР о застрахованных лицах (необязательно);
  • квитанция об оплате государственной пошлины (по желанию заявителя);
  • доверенность (при обращении представителя).

Но после исключения из государственного реестра работа ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего (при процедуре банкротства) не заканчивается. Важно еще закрыть расчетные счета в банке, а также укомплектовать и передать документацию (кадровые документы, архивные дела, по которым не истекли сроки хранения) в государственный или муниципальный архив в рамках заключенного договора.

Таким образом, прохождение любого шага ликвидации НКО должно соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» оказывает услуги по закрытию некоммерческих организаций в Москве и области и готова присоединиться к процедуре на любой стадии. Оказываем услуги под ключ и можем подготовить документ для отдельного этапа.

Как закрыть некоммерческую организацию (НКО) в 2021 году: подробная инструкция

Некоммерческие организации (далее по тексту — НКО) обладают особым правовым статусом, который определяет нюансы процедуры создания и ликвидации указанных юридических лиц.

  • Так же, как и коммерческие организации, НКО прекращает свое существование с момента исключения юрлица из государственного реестра (ЕГРЮЛ), но при этом в процессе участвуют сразу два регистратора: Минюст и ФНС.
  • Такой вид НКО, как фонд, вообще может быть закрыт только и исключительно по решению суда.
  • Имущество, что остается после ликвидации НКО и произведенных выплат кредиторам, не распределяется среди учредителей, а используется в соответствии с уставными целями.

Таким образом, чтобы грамотно «свернуть» деятельность некоммерческой организации, придется выполнить определенную последовательность действий строго в соответствии с установленным порядком.

Порядок ликвидации НКО: общие правила

Официальное закрытие организации (как коммерческой, так и некоммерческой) предполагает рутинную и скрупулезную документальную работу по оформлению каждого этапа ликвидации. Схематично работу по закрытию НКО можно представить следующим образом.

  1. Прежде всего, следует подготовиться к неминуемой налоговой проверке:
    • внимательно оценить правильность и своевременность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • при необходимости, заняться восстановлением бухгалтерского учета;
    • поработать с дебиторской задолженностью;
    • решить кадровые вопросы.
  2. Далее необходимо подготовить документацию непосредственно для проведения ликвидационной процедуры. Первый документ, который ляжет в основу закрытия НКО, — это решение уполномоченного органа, к компетенции которого уставом организации отнесено рассмотрение подобных вопросов. Одновременно с принятием решения о закрытии НКО избирается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению процессом. Теперь от имени НКО действует именно ликвидационная комиссия, в том числе выступает в суде.
  3. После оформления стратегического решения о ликвидации НКО информация передается в Министерство юстиции, которое перенаправляет сведения в налоговую. На основании полученного уведомления ИФНС вносит в государственный реестр юрлиц соответствующую запись.
  4. Следующий этап — публикация сообщения о начале процедуры закрытия НКО в вестнике госрегистрации. С этого момента кредиторы имеют возможность заявить о своих претензиях в течение 2 месяцев. Параллельно ликвидируемая организация самостоятельно уведомляет выявленных кредиторов о своей ликвидации и определяет размер общей задолженности.
  5. По истечении установленного двухмесячного срока организация приступает к составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса. О данном факте также следует уведомить Минюст, который, в свою очередь, передаст информацию в налоговое ведомство.
  6. Теперь можно закрывать задолженность НКО перед кредиторами.
  7. После погашения долгов необходимо подвести итоги — составить ликвидационный баланс. После его утверждения регистратору направляется комплект документов для регистрации окончательной ликвидации организации. После исключения НКО из ЕГРЮЛ процедуру закрытия можно считать завершенной. С этого момента обязательства учредителей и самой некоммерческой организации перед государством и иными лицами считаются прекращенными.

Профессиональная помощь с ликвидацией НКО

Процедура закрытия организации выглядит технически простой, однако, без должного опыта и глубокого знания правовых тонкостей выйти на финишную прямую при ликвидации НКО бывает сложно. Процесс по времени занимает порядка 3-х месяцев, состоит из нескольких этапов, требует выполнения ряда организационных мероприятий с обязательным юридическим оформлением. При отсутствии квалифицированной помощи ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Не доведенный до логического завершения процесс закрытия приводит к различным проблемам с контрагентами и проверяющими органами.

Компетентно решить все вопросы в рамках ликвидации некоммерческой организации помогут эксперты компании «Консалт-групп». К вашим услугам команда опытных специалистов юридического и бухгалтерского направления, которые помогут разобраться во всех тонкостях ликвидационного процесса, чтобы довести дело до конца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: