Ликвидация усложняется, ответственность возрастает

Изменения в процедуру обеспечения достоверности сведений, представляемых при госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, вносит Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ. Расскажем о поправках, которые уже вступили в законную силу.

Ст. 4 Закона 67-ФЗ исключает пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юрлица при его ликвидации. Теперь нельзя внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юрлица до истечения двухмесячного срока со дня начала ликвидации. Также введен запрет на госрегистрацию при ликвидации юрлица до завершения судебного разбирательства по иску к такому юрлицу, до окончания выездной налоговой проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, и вступления решения по такой проверке в законную силу.

— В процедуре добровольной ликвидации юрлица произошло, пожалуй, одно из самых «завуалированных» изменений, — считает аттестованный аудитор Александр Лавров. — Непосредственно запрет ликвидации организации Закон 67-ФЗ не вводит. Однако в п. 4 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» теперь сказано, что в описанных случаях нельзя подавать уведомление о составлении ликвидационного баланса. Ну а если нет ликвидационного баланса, то и ликвидироваться юридическое лицо не может.

Обо всех подобных судебных делах, а также о назначении налоговой проверки и вступлении в силу итогового документа по этой проверке (как правило, решения) нужно будет сообщать в регистрирующий орган по месту нахождения компании.

Описанные изменения, безусловно, направлены на защиту прав кредиторов юрлица, в том числе и основного (нередко) кредитора — государства в лице налоговых органов. Ведь теперь у реальных и потенциальных кредиторов гораздо больше возможностей помешать «исчезновению» недобросовестного должника — предъявление любого иска блокирует ликвидацию до момента, пока разногласия не будут разрешены.

Кроме того, усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также за повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц и возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Изменена уголовная ответственность за регистрацию юрлиц через подставных лиц. Преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о них. Если раньше ответственность наступала только в том случае, когда лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, будут впоследствии совершены с использованием такого юрлица. Теперь же предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будут считаться преступлением в любом случае.

Остальные поправки 67-ФЗ вступают в силу преимущественно с 01.01.2016, их наши эксперты прокомментируют в одном из ближайших выпусков.

Бухгалтеры бывают разные. Кто-то работает в штате компании и имеет дело с одним огромным балансом, а кто-то ведет совместительству еще несколько компаний. А какой вы бухгалтер?

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Свое заберем: как привлечь к субсидиарной ответственности руководителя (иное контролирующее лицо) после ликвидации фирмы

Е. М. Тараненко
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

Если у организации есть должник, который ликвидировался, то, казалось бы, что можно распрощаться со своими денежными средствами по неоплаченным долгам.

Но можно ли привлечь руководителя ликвидированного должника или иное контролирующее должника лицо к субсидиарной ответственности и попытаться вернуть хотя бы часть долгов?

Есть несколько вариантов развития событий:

1. Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя (иного контролирующего должника лица) возможно в соответствии с законодательством о банкротстве.

Если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ), под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ).

По смыслу взаимосвязанных положений абз. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3, п. п. 1 и 3 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ для целей применения специальных положений законодательства о субсидиарной ответственности, по общему правилу, учитывается контроль, имевший место в период, предшествующий фактическому возникновению признаков банкротства, независимо от того, скрывалось действительное финансовое состояние должника или нет. Принимается во внимание трехлетний период, предшествующий моменту, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее — Постановление N 53)).

При этом имеет значение, возникли ли указанные случаи вследствие действий (бездействия) руководителя, совершенных им в пределах 10 лет. Истечение данного срока лишает заинтересованных лиц возможности предъявить к руководителю должника какие-либо требования (п. п. 5, 6 ст. 61.14 Закона о банкротстве).

Кроме того, руководитель должника может быть привлечен к ответственности по общим нормам об ответственности за причинение убытков, в частности по ст. 53.1 ГК РФ, если его действия (бездействия) не были причиной банкротства (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда от 21.12.2017 N 53).

После завершения конкурсного производства и внесения записи о прекращении деятельности такого должника в ЕГРЮЛ привлечение руководителя ликвидированного должника (иное контролирующее должника лицо) к субсидиарной ответственности возможно по иску уполномоченного лица, поданному в арбитражный суд. Иск должен быть подан в течение трех лет с даты признания должника банкротом (завершения конкурсного производства).

2. Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя (ликвидатора, ликвидационную комиссию) при выявлении обязанности по подаче заявления в арбитражный суд при наличии признаков банкротства на момент ликвидации в добровольном порядке.

Нарушение обязанности по подаче заявления должника о банкротстве в арбитражный суд может повлечь субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника (ст. 61.12, п. 2 ст. 61.13 Закона о банкротстве). Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника вне рамок дела о банкротстве возникает (пункт 5 статьи 61.19 Закона N 127-ФЗ):

  • после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью денежных средств для финансирования судебных расходов либо возврата заявления уполномоченного органа в связи с отсутствием финансирования;
  • у лиц, имеющих непогашенные требования к должнику, предусмотренные пунктом 2 статьи 61.12 Закона N 127-ФЗ;
  • если в деле о банкротстве аналогичное заявление (по тем же основаниям и к тем же лицам) не рассматривалось (пункт 3 статьи 61.19 Закона N 127-ФЗ).
Читайте также  Заявление о ликвидации ООО по форме р16001

3. Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В этом случае иск может быть подан в суд общей юрисдикции.

Согласно п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

Поскольку нет специального срока исковой давности, урегулированного пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», учитываются общие положения этого закона, а также статьи 53.1 ГК РФ (три года — статья 196 ГК РФ). Кредиторы имеют право на прямой иск от кредитора к субсидиарному ответчику, связанное с правом, которое было у юридического лица и ранее, но отсутствовала возможность реализации такого права для недействующего юридического лица.

4. Привлечение к субсидиарной ответственности ликвидатора (ликвидационную комиссию) в случае выявления нарушений порядка ликвидации юридического лица.

Наличие непогашенной в процессе ликвидации задолженности для привлечения к ответственности ликвидатора имеет значение в случае, если у кредитора есть подтверждение того, что информация о задолженности была направлена ликвидатору в установленный срок, но не была внесена в промежуточный ликвидационный баланс. В данном случае речь идет о нарушении порядка ликвидации организации и последствий в виде убытков кредитора в размере признанной, но непогашенной задолженности.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 61 — 64 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирована процедура ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Исключение составляют кредиторы третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор внес в промежуточный ликвидационный баланс заведомо недостоверные сведения — составил баланс без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчеты.

В данном случае необходимо обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности ликвидатора должника по имеющейся (подтвержденной) задолженности.

Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО: судебная практика

В момент, когда возникают обстоятельства, вынуждающие закрыть организацию, многие предприниматели считают, что это легко. Давайте рассмотрим, так ли это? Ликвидация организации может носить как добровольный характер, так и принудительный. Добровольная – когда решения принимают учредители, принудительная – тогда решает суд. Ликвидация по решению суда, как правило, считается банкротством компании. Важным условием прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью (ООО) является присутствие ликвидатора. В законе не прописано, кто именно должен взять на себя такую функцию. Поэтому решение о выборе кандидатуры остается за учредителем.

ответственность ликвидатора при ликвидации ооо

Кто может выступать в роли ликвидатора?

Данную должность может занимать:

— учредитель либо участники общества. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо;

— третье лицо, имеющее необходимые права и полномочия;

— орган, который принял решение о ликвидации организации.

Назначать ликвидатора по своему выбору можно только в случае добровольного решения о прекращении действия общества. В условиях, когда организация обанкротилась, ликвидатора назначает суд. Лицо, назначенное судом, является арбитражным управляющим. Этот человек должен быть гражданином Российской Федерации, а также членом саморегулируемой организации. Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО очень серьезная, поэтому не каждый сотрудник, назначенный учредителями, соглашается на такую работу.

Не все так просто

Процедуру ликвидации фирмы провести самостоятельно достаточно сложно, т.к. существует большое количество тонкостей и сложностей процесса. По этой причине учредители обращаются к услугам сторонних фирм, специализирующихся на оказании таких услуг. Часто случается так, что у общества только один участник, который является учредителем и генеральным директором в одном лице. Если у него возникло желание прекратить бизнес, то он может стать и ликвидатором. Такое законом не запрещено. Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО такое лицо должно нести на общих основаниях, независимо от того, что он занимается прекращением деятельности собственного предприятия.

ответственность ликвидатора при ликвидации ооо судебная практика

Генеральный директор может единолично принять решение о приостановке полномочий в организации, после чего утвердить ликвидатора. Процесс начинается с того, что издается протокол общего собрания учредителей, в котором назначают ликвидатора.

Судебная практика ответственности ликвидатора при ликвидации ООО осуществляется в рамках Федерального закона № 129-ФЗ и других актов нормативно-правового характера.

Дальнейшие действия

После издания протокола, предпринимаются следующие шаги:

— уведомляется налоговая служба. При этом информацию о составе комиссии по ликвидации и про назначенного ликвидатора сообщается в более поздний срок;

— уведомляется ФСС в течение десяти дней со дня принятия протокола;

— уведомляется банк, в котором организация открывала счета, для подтверждения подписи ответственного лица.

ответственность ликвидатора по ликвидации ооо с долгами

После всех вышеперечисленных шагов, полномочия переходят ликвидатору общества.

Права ликвидатора

Решение о прекращении предпринимательства принято. Все государственные органы и внебюджетные фонды уведомлены. После этого полномочия с генерального директора снимаются и передаются ликвидатору.

Полномочия, закрепленные уставом общества и законом, остаются за учредителем, кроме тех, которые относятся к управлению юридическими делами общества – они теперь переходят к ликвидатору.

Т.е. например, право утверждения ликвидационного и промежуточного баланса остается у учредителя общества, тогда, как составляет его ликвидатор.

В процессе процедуры прекращения деятельности общества каждое списание средств со счета, а также деньги с продажи имущества организации уходят на погашение задолженностей общества либо выплаты сотрудникам.

субсидиарная ответственность ликвидатора ооо

Какую ответственность ликвидатор при ликвидации ООО несет? Какие существуют правила, регламентирующие подобную деятельность. Поговорим об этом более подробно.

Ответственность ликвидатора

Основная функция ликвидатора — правильно провести всю процедуру, соблюдая гражданские, трудовые и административные нормы законодательства. Он обязан провести всю процедуру поэтапно, отвечая за своевременность предоставления всех необходимых документов.

Читайте также  Как составить ликвидационный баланс пример

Какая ответственность ликвидатора при ликвидации ООО бывает за нарушение процедуры:

  • Уголовная. Это означает, что если ликвидатором скрываются какие-либо сведения об имеющемся имуществе общества, либо документы, его могут привлечь к уголовной ответственности.
  • Субсидиарная ответственность ликвидатора ООО наступает, когда появляются новые долги. Если в процессе ликвидации общества появляются признаки несостоятельности, он должен сообщить об этом в суд в 10-дневный срок, иначе понесет вышеуказанную ответственность.
  • Административная. Если ликвидатор не соблюдает правильность выполнения всей процедуры поэтапно, тогда он может понести административную ответственность в виде штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ответственность ликвидатора ооо

Во избежание штрафов и ответственности ликвидатор при ликвидации ООО должен хорошо разбираться в процедуре. Он также должен разбираться в бухгалтерском учете, каждые свои действия подкреплять документами, при приеме имущества от генерального директора быть внимательным. Ответственность ликвидатора по ликвидации ООО с долгами или с другими нарушениями в своей деятельности остается одним из ключевых факторов для правильно обусловленных действий рассматриваемого нами главного действующего лица во всем этом процессе.

Причины для замены

Ликвидатора могут заменить в следующих случаях:

  • Когда со своими обязанностями он не справляется либо относится к ним недобросовестно. Тогда созывается общее собрание учредителей, на котором члены ООО принимают соответствующее решение.
  • Ликвидатор изъявил желание уйти. В этом случае расторгается договор в одностороннем порядке.
  • По решению суда. Такое случается, когда организация проходит процедуру банкротства.

Основные обязанности

Ликвидатор имеет перечень обязанностей перед организацией, вне зависимости кем он был назначен – учредителем или судом.

обязанности ликвидатора при ликвидации ооо

Ответственность ликвидатора ООО распространяется и на оповещение всех кредиторов организации. Делает он это через подачу объявления о прекращении деятельности организации в специальное издание «Вестник государственной регистрации». После выхода такого объявления у кредиторов есть два месяца, чтобы предъявить требования о погашении задолженности перед ними. Если не успеют, долги будут списаны. На общем собрании учредители могут увеличить срок подачи претензий, но уменьшать не имеют права.

По закону других способов уведомления кредиторов нет, однако ликвидаторы часто отправляют письменное уведомление, чтобы ускорить процесс ликвидации общества. Кредитор, в свою очередь, через суд может добиться приостановления дела о ликвидации общества. делается это путем подачи иска в суд о прекращении процедуры и доказательства о пропуске предъявления требований.

Обязанность ликвидатора при ликвидации ООО заключается в том, что он должен оповестить всех сотрудников организации о прекращении деятельности и проследить, чтобы эту информацию донесли до каждого работника. После оповещения, кадровые сотрудники и бухгалтера начинают подготовку документов и выплат всех требующихся компенсаций сотрудникам.

Ликвидатор должен проконтролировать выплату обязательных компенсаций каждому сотруднику.

какая ответственность ликвидатора при ликвидации ооо

Иные обязанности

Другие важные обязанности ликвидатора:

  • Разрабатывать план ликвидации пошагово.
  • Провести инвентаризацию всех имеющихся материальных ценностей на балансе общества, включая все имущество организации.
  • Провести анализ задолженностей (кредиторской и дебиторской).
  • Разработать и провести мероприятия для погашения долгов.
  • Подготовить документы в суд для признания общества банкротом.
  • Составить промежуточный, а после ликвидационный балансы. Предоставить все эти документы в налоговую службу в указанные сроки.
  • Оплатить государственные пошлины за регистрацию прекращения деятельности общества, получить выписку из ЕГРЮЛ, убедиться в удалении данных об обществе из выписки.

Задача ликвидатора тщательно проконтролировать всю процедуру поэтапно, а также проследить, чтобы все выполнялось в соответствии с действующим законодательством.

Нарушение порядка ликвидации: субсидиарная ответственность

Вопрос: Субсидиарная ответственность за нарушение порядка ликвидации: изменились ли подходы после вступления в силу Декрета N 7?

Ответ: Вступление в силу Декрета N 7 не повлекло существенных изменений подходов к субсидиарной ответственности за нарушение порядка ликвидации.

Законом о банкротстве предусмотрено два основания для привлечения лиц к субсидиарной ответственности по долгам «должника-банкрота»:

— банкротство является следствием действий (бездействия) лиц, имеющих право давать указания юрлицу <*> ;

— основания для процедуры банкротства имеются, но обязанными лицами не подано своевременно заявление должника о банкротстве <*> .

Кроме того, Положением о ликвидации предусматривается самостоятельное основание для привлечения к субсидиарной ответственности «должника — не банкрота»
в случае, когда юрлицо было исключено из ЕГР вследствие процедуры ликвидации без применения процедуры банкротства в результате действий собственника имущества (учредителя, участника) или ликвидатора, допустивших нарушение
законодательства <*> .

Таким образом, привлечение определенного круга лиц возможно не только при процедуре банкротства, но и в случае ликвидации без применения процедуры банкротства.

Как показала наша практика, в период с 2015 по 2017 год резко возросло количество дел о привлечении к субсидиарной ответственности, возбуждаемых по первому из вышеперечисленных оснований <*> . Вступление в силу Декрета N 7 было призвано изменить сложившуюся правоприменительную практику. Однако на момент принятия Декрета N 7 возник вопрос о том, каким образом соотносятся нормы Декрета N 7, Закона о банкротстве и Положения о ликвидации.

Собственник имущества юрлица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юрлица, имеющие право давать обязательные для этого юрлица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юрлица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юрлица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц <*> .

Существует мнение, что такая формулировка нормы означает, что привлечение собственника, руководителя, иного лица к субсидиарной ответственности возможно исключительно в случае, если банкротство вызвано действиями соответствующих лиц. На наш взгляд, в таком случае указанная норма также должна отменять субсидиарную ответственность участников ОДО <*> , ответственность товарищей по обязательствам полного товарищества <*> и иные виды субсидиарной ответственности в корпоративных правоотношениях.

По нашему мнению, буквальное толкование нормы Декрета N 7 позволяет сделать вывод о том, что п. 5.6 Декрета N 7 упоминает только субсидиарную ответственность, возникающую при признании юрлица банкротом, и соответственно изменяет исключительно положения Закона о банкротстве о субсидиарной ответственности,
т.к. только Законом о банкротстве устанавливается субсидиарная ответственность «должника-банкрота». В то время как изложенное в п. 25 Положения о ликвидации основание привлечения к субсидиарной ответственности является самостоятельным и не претерпевает каких-либо изменений в связи с положениями Декрета N 7.

Таким образом, несмотря на то, что до сегодняшнего дня ведутся дискуссии о соотношении ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 11 Закона о банкротстве и положений Декрета N 7,
по нашему мнению, совпадающему с мнением большинства теоретиков, нормы
Декрета N 7 не затрагивают действие п. 25 Положения о ликвидации. И соответственно собственник имущества и ликвидатор могут быть привлечены к субсидиарной ответственности в случае исключения из ЕГР без процедуры банкротства.

Какую ответственность несет ликвидатор при ликвидации ООО?

Зачастую у руководителя компании возникают некоторые обстоятельства, которое вынуждают его закрыть организацию. Подобный процесс называется ликвидацией ООО – он может носить добровольный (по инициативе учредителей) или принудительный характер (по решению суда).

Одним из важнейших условий прекращения деятельности организация является созыв ликвидационной комиссии или избрание ликвидатора. При этом в законе не указывается, кто именно обязан брать на себя такие обязанности, поэтому решение о выборе кандидата остается за учредителями. Тем не менее, ответственность ликвидатора при ликвидации ООО огромна, поскольку именно это лицо выполняет основные действия в период прекращения деятельности компании.

Читайте также  Банкротство или ликвидация организации в чем разница

Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Ликвидатором является лицо, занимающееся вопросами, возникающими в период реализации процесса прекращения деятельности компании. Следует отметить, что ликвидационная комиссия – это коллегиальный орган, который разрешает аналогичные вопросы.

На практике зачастую ликвидатором становится прошлый единоличный исполнительный орган фирмы (директор или гендиректор). Это объясняется тем, что он работает в организации, а значит, хорошо осведомлен о ее деятельности. Трудовой договор с таким лицом при назначении расторгается.

Помимо кандидатуры директора или генерального директора на должность может быть назначено любое дееспособное лицо. Им может выступать представитель частной фирмы, оказывающей услуги по ликвидации организации или один из учредителей ликвидируемой организации.

Предполагается, что ликвидатор обязан знать о том, как происходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы осуществить ее грамотно и в рамках закона.

За что ликвидатор отвечает?

После назначения ликвидатора в рамках процедуры прекращения деятельности организации он получает полномочия гендиректора, в том числе и право на защиту интересов компании в судебных инстанциях (пункт 4 статьи 68 ГПК РФ).

Иные органы управления организацией имеют право осуществлять свою деятельность вплоть до регистрации и ликвидации (к примеру, общее собрание участников организации, которое подписывает промежуточный и окончательный ликвидационный баланс).

Полномочия ответственного за ликвидацию лица также определяются частью 4 статьи 62 и статьи 63 ТК РФ, согласно которым оно обязано:

  • осуществлять деятельность по управлению ООО, выступать от его имени в суде;
  • принимать меры по поиску и уведомлению кредиторов о начале процедуры ликвидации;
  • принимать меры для получения дебиторской задолженности;
  • проводить учет имущества;
  • принимать претензии и проводить расчеты по долгам.

Кроме общего перечня полномочий ликвидатор также должен осуществлять деятельность, направленную именно на ликвидацию компании. В данный перечень входят следующие действия:

  • организация публикации данных о ликвидации фирмы в СМИ;
  • поиск и уведомление о ликвидации компании кредиторов;
  • составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;
  • инвентаризация и продажа имущества компании (при недостаточности средств для удовлетворения интересов кредиторов и погашения задолженности);
  • обращение в арбитражный суд при выявлении признаков банкротства;
  • подача заявления о ликвидации фирмы на регистрацию в ЕГРЮЛ.

Какое наказание он может понести?

Поскольку главной функцией ликвидатора является правильное проведение процедуры прекращения деятельности компании, он обязан соблюдать все гражданские, трудовые и административные нормы законодательства.

Чаще всего при нарушении определенных норм предусматривается следующая ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица:

  1. Уголовная. Предусматривает сокрытие ликвидатором каких-либо сведений об имеющемся имуществе общества либо документов.
  2. Субсидиарная. Субсидиарная ответственность ликвидатора наступает, когда у организации появляются новые долги в процессе ликвидации. Если при процедуре прекращения деятельности организации появляются признаки несостоятельности, ликвидатор обязан сообщить об этом в арбитражный суд в течение 10 дней.
  3. Административная. Данный вид ответственности наступает, если ликвидатор не соблюдает правильность выполнения процедуры ликвидации. Предусматривает штраф от 100 000 до 150 000 рублей.

Чаще всего привлечение ликвидатора к ответственности связано со следующими видами нарушений:

  1. Когда действия ликвидатора приводят к причинению убытков кредиторам (по статье 53.1 и 64.1 ТК РФ). Распространенным примером такой ответственности является отсутствие кредитора в промежуточном ликвидационном балансе, вследствие чего у предприятия не появляются возможности погашения задолженности перед ним.
  2. Когда ответственное лицо обнаруживает признаки несостоятельности ООО при составлении промежуточного баланса и не подает заявление об инициировании процедуры банкротства. Распространенный случай нарушения, при котором наступает субсидиарная ответственность по статье №399 ГПК. В данном случае по требованию кредиторов взыскание может накладываться не только на имущество компании, но и на личное имущество ликвидатора.
  3. Когда при явных признаках банкротства ответственное лицо преднамеренно скрывает или уничтожает имущество компании, информацию о нем, фальсифицирует или скрывает бухгалтерскую документацию. При названных действиях с причинением ущерба в крупном размере ликвидатор может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 195 УК РФ.

Что происходит на практике?

По статистике на середину 2018 года в Российской Федерации за июнь свою деятельность прекратили примерно 47 000 юридических лиц, из которых лишь 6 000 были ликвидированы в установленном порядке. Остальные же компании были исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов.

Данный пример наглядно свидетельствует, что большинство предпринимателей предпочитает избавиться от ненужной компании руками налоговых органов.

Таким образом, ликвидатор выступает ответственным лицом при процедуре прекращения деятельности организации и берет на себя функции руководства компании. Закон не устанавливает требования к лицам, которые могут быть ликвидатором, поэтому упразднение фирмы может быть поручено любому компетентному специалисту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: