Какие действия предпринять бюджетному учреждению перед реорганизацией в форме присоединения?

Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Бюджетной организации предстоит реорганизация в форме присоединения. Какие должны быть действия по зарплате, налогам и взносам до дня реорганизации?

ОТВЕТ

Согласно законодательству до даты реорганизации все обязанности перед работниками (по заработной плате и т.д.), перед налоговыми, пенсионными и иными органами присоединяемое учреждение несет самостоятельно. После даты реорганизации все эти обязанности возлагаются на правопреемника (то учреждение, к которому было осуществлено присоединение). Также Налоговым кодексом установлено, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (данная норма также может быть применена к сборам, которые администрирует ФНС). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При реорганизации бюджетного учреждения порядок действий определяется уполномоченным органом (учредителем, органом власти), как правило, в решении о реорганизации (присоединении) на основании норм закона. Соответственно, учреждение должно осуществлять необходимые мероприятия согласно такому решению. При присоединении присоединяющееся юридическое лицо должно провести полную инвентаризацию, на основании данных инвентаризации подготовить и передать на утверждение бухгалтерскую отчетность учредителю и органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации (согласно Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Поскольку законодательно не установлено, что присоединяемое учреждение обязано до даты реорганизации досрочно уплатить заработную плату работникам, налоги и сборы, если в решении о реорганизации не указано иное, рекомендуется для разъяснения таковой возможности обратиться к учредителю (своему и присоединяемого учреждения).

ОБОСНОВАНИЕ

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» и иными нормативными актами.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности; обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям; обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Как разъясняется в Письме Минфина России от 10.01.2019 N 02-06-10/371, особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) учреждения установлены пунктами 77 — 82 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н.

Так, бухгалтерская отчетность при проведении реорганизации формируется и представляется на дату проведения реорганизации учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации. При этом утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Обращаем внимание, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения, сформированных с учетом действующих нормативных правовых актов, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Согласно пункту 77 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 16.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558) (далее – Инструкция 33н), в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), при принятии в течение финансового года решения об изменении типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, либо в случае ликвидации учреждения (далее в целях настоящей Инструкции — реорганизуемый (преобразуемый), либо ликвидируемый субъект отчетности), производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации (изменения типа), либо ликвидации в следующем составе:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) в составе Сведений (Приложений), иной раскрываемой информации, предусмотренных к составлению (раскрытию) в годовой бухгалтерской отчетности, в том числе Отчет (ф. 0503738-НП).

Бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый (преобразуемый) либо ликвидируемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации (изменении типа) либо ликвидации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (изменении типа), ликвидации (п. 79 Инструкции N 33н). Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности (п. 80 Инструкции N 33н). Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого (преобразуемого) либо ликвидируемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 81 Инструкции N 33н).

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном разделом II настоящей Инструкции для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 82 Инструкции N 33н).

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: осуществляет юридические действия, связанные с созданием бюджетных учреждений путем учреждения и изменения типа существующих государственных учреждений Санкт-Петербурга, а также связанные с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, в том числе утверждает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, промежуточные ликвидационные и ликвидационные балансы при их ликвидации, в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (п. 3.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018) «Об осуществлении от имени Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга функций и полномочий учредителя государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 и признании утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 361»).

Исполнительный орган, в ведении которого находятся бюджетные учреждения, осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: согласовывает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, ликвидационные балансы при ликвидации бюджетных учреждений (п. 4.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018)).

Комитет по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга обеспечивают проведение в установленном порядке бюджетным учреждением или казенным учреждением, находящимся в их ведении и предлагаемым к реорганизации, инвентаризации имущества и обязательств (пункт 4.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 (ред. от 29.11.2019) «О полномочиях учредителя, а также о создании, реорганизации, ликвидации, изменении целей и предмета деятельности, изменении подведомственности и утверждении уставов государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»).

Согласно пункту 4.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 Комитет по образованию осуществляет юридические действия, связанные с реорганизацией бюджетного учреждения или казенного учреждения, в том числе утверждает уставы в порядке, установленном в разделе 7 настоящего Порядка.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются:

  • обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности;
  • обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям;
  • обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Читайте также  Заявление о ликвидации ООО по форме р16001

В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Ликвидация фирмы путем присоединения

Присоединение является одним из способов реорганизации компании, которое предполагает правопреемство между несколькими действующими юрлицами. В этом случае присоединяемая компания (или несколько) прекращают свою деятельность, то есть считаются ликвидированными. Основная компания – правопреемник свое функционирование продолжает с учетом тех прав и обязанностей, которые к ней перешли. Такое присоединение компании в конечном итоге приводит к ликвидации фирмы. В статье рассмотрим как происходит ликвидация фирмы путем присоединения.

Реорганизация путем присоединения

Ликвидация фирмы путем присоединения происходит в несколько этапов:

  1. Подготовка необходимых документов. Первый этап предполагает, что учредителями компании проводится общее собрание учредителей, как ликвидируемого, так и основного. Целью такого собрания является принятие решения о проведении ликвидации путем присоединения, а также утверждение договора о присоединении. Таким договором определяются этапы реорганизации, уставный капитал реорганизованного общества, распределение расходов между участниками, а также сторону, которая будет руководить всем процессом. В решении каждого общества отражается представление полномочий основной компании по уведомлению налогового органа и публикации соответствующей информации о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации». На этом этапе также готовится заявление о будущем присоединении, которое подлежит нотариальному заверению. Помимо этого оформляется сообщение о процедуре присоединения (форма С-09-4), которое подается в налоговый орган по месту учета юрлица.
  2. Подача документов. Все лица, принимающие участие в реорганизации должны уведомить об этом налоговые органы по месту своего учета.Сделать это необходимо в течение 3 дней с момента принятия соответствующего решения. В этом случае в налоговый орган предоставляются следующие документы:
  • Сообщение (форма С-09-4);
  • Решение о реорганизации от основной и присоединяемой компании;
  • Иные документы, состав которых необходимо уточнить в своем налоговом органе.

Помимо этого, в этот же трехдневный срок в налоговый орган предоставляется заявление о начале реорганизации. При это следует предоставить следующие документы:

  • заявление о реорганизации;
  • решение от основной компании и от присоединяемой фирмы.

Важно! По истечении трехдневного срока налоговая предоставляет свидетельство о начале присоединения. Одновременно с этим запись вносится и в ЕГРЮЛ.

  1. Уведомление кредиторов. После получение свидетельства о начале реорганизации, все компании – участники процесса обязаны в письменной форме уведомить кредиторов о проводимой реорганизации. Это необходимо сделать в срок до 5 рабочих дней с момента получения соответствующего свидетельства. Сообщение кредиторам направляется по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.
  2. Публикация в СМИ. Очередным этапом реорганизации является публикация уведомления в «Вестнике государственной регистрации». Для этого потребуются определенные документы, перечень которых можно уточнить на официальном сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/. За публикацию ответственна компания, которая уполномочена на это по решению о реорганизации. Как правило, этим занимается основная компания. Публикацию следует проводить как минимум 2 раза, при этом вторая публикация является повторной и она возможна не раньше 1 месяца с момента публикации первой. В определенных случаях может потребоваться протокол общего собрания участников присоединяемых фирм.
  3. Согласие антимонопольного органа. Если по последним данным баланса активы компании превысили 3 млрд. рублей, то для присоединения потребуется согласие антимонопольного органа. Это требуется в соответствии с законом «О защите конкуренции». Антимонопольный комитет принимает решение не позднее 30 дней с момента предоставления соответствующих документов. Однако в определенных случаях данный срок может быть увеличен.
  4. Инвентаризация имущества, составление передаточного акта. Инвентаризация имущества проводится во всех обществах. На основании полученных при инвентаризации данных, участники присоединяемых обществ составляют передаточный акт. Затем проводится собрание участников всех участвующих компаний, на котором вносят изменения в учредительные документы основной компании, включая увеличение уставного капитала. А также избираются руководители основной компании. Результат собрания оформляется в виде протокола общего собрания.
  5. Сбор окончательного пакета документов. Для того, чтобы была проведена регистрация всех изменений в документах правопринимающей компании, а также о ликвидации присоединяемой фирмы, потребуются следующие документы:
  • решение о реорганизации;
  • заявление (форма 16003) о том, что присоединяемая компания прекращает свою деятельность;
  • заявление (форма 14001) о том, что вносятся изменения об основной компании в ЕГРЮЛ;
  • заявление (форма 13001) о госрегистрации изменений в учредительных документах основной компании;
  • протокол собрания реорганизуемых компаний;
  • передаточный акт;
  • договор о присоединении;
  • копия публикации в «Вестнике»;
  • копии документов, подтверждающих, что кредиторами получены уведомления о реорганизации в качестве присоединения.
  1. Госрегистрация изменений. После того, как выйдет повторная публикация в «Вестнике», в регистрирующий орган подается заявление о ликвидации присоединяемых компаний, а также о внесении изменений в устав принимающей фирмы. Документы при этом подаются те, которые были указаны в предыдущем этапе. Формы заявление 16003, 14001 и 13001 подлежат заверению у нотариуса. С истечением 5-дневного срока, в ЕГРЮЛ вносят запись о ликвидации присоединяемых компаний, а регистрирующий орган выдает необходимые документы. С этого момента считается, что процедура реорганизации завершена.

Ликвидация фирмы путем присоединения: плюсы

В качестве преимуществ ликвидации компании путем присоединения можно выделить следующие:

  1. Такая процедура не потребует получения справок, подтверждающих отсутствие задолженности в ПФР и ФСС. Обычно получение таких документов занимает у компании довольно длительное время, а при слиянии на это уделяется аж 2 месяца.
  2. Госпошлина при присоединении значительно ниже, чем при слиянии. В первом случае она составит 1500 рублей, а во втором – 4000 рублей.

При этом следует помнить о том, что риски такой альтернативный способ ликвидации также имеет. В данном случае речь идет о субсидиарной ответственности. Если у фирмы есть долги, которые образовались при руководстве бывших учредителей, то они и будут отвечать за это. Даже в том случае, если первоначально к ответственности будет привлекаться компания-правопреемник.

Важно! Как правило, реорганизацию советуют тем компаниям, у которых нет долгов. В этом случае реорганизация для них является альтернативной добровольной ликвидации, которая позволит сэкономить достаточное количество времени и денежных средств.

Уведомление контрагентов о произведенных изменениях

Уведомлять контрагентов о том, что компания была ликвидирована путем присоединения по закону не требуется. Однако, с точки зрения этикета и деловых обычаев это лучше будет сделать. С теми контрагентами, с которыми компания была связана договорными обязательствами вносятся изменения в платежные документы, договоры и т.д (Читайте также статью ⇒ Ликвидация ИП с работниками в 2021).

Риски при проведении ликвидации путем присоединения

Как правило, любые действия, совершаемые юридическими лицами несут в себе определенные риски и реорганизация исключением не является. В качестве рисков выделить можно следующие:

  1. Если запуск реорганизации произошел после назначения налоговой проверки, то скорее всего будет считаться, что компания таким образом уклоняется от уплаты налогов. При этом проверка в любом случае будет проводиться.
  2. В том случае если одна из компаний, участвующих в реорганизации, имеет долги по налогам, то обязательно вмешается налоговая и будет проведена проверка, что в конечном счете приведет к увеличению срока реорганизации.
  3. При отказе в уведомлении кредиторов о реорганизации существует вероятность того, что в реорганизации могут отказать.

Проблемы могут возникнуть и в том случае, если присоединяемая компания находится в одном регионе, а основная – в другом. В этом случае ликвидатору будет сложно проверить, правильно ли проводится реорганизация.

Реорганизация в форме присоединения: пошаговая инструкция

Присоединение — это процедура, при которой к одному юридическому лицу присоединяется одно или несколько других юридических лиц, присоединенные компании прекращают свою деятельность, а их полным правопреемником становится присоединяющее общество.

Реорганизация считается завершённой с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.

Как одна из самых распространенных форм реорганизации, присоединение направлено на расширение собственного бренда за счет присоединения (поглощения, покупки) компаний из аналогичного или смежного сегмента (например, присоединение ВТБ24 к ВТБ), приобретение опыта и кадров присоединенных компаний, укрупнение бизнеса за счет присоединения компаний из диаметральной сферы деятельности, т.е., в глобальном смысле, на корпоративную реструктуризацию.

Реорганизация в форме присоединения проходит в несколько этапов:

Инвентаризация активов и обязательств присоединяемых ООО.

На данном этапе, в соответствии с Приказом Минфина РФ № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», общество формирует инвентаризационную комиссию и составляет инвентаризационные описи и акты инвентаризации, в опись вносятся сведения об оценке каждой позиции (данные об оценочной стоимости берутся из бухгалтерской отчетности), а так же сличительную ведомость (в документе отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и сведениями инвентаризационных описей). Инвентаризация необходима для составления, в последующем, передаточного акта.

Так же обращаем внимание, что если присоединяемое общество участвует в торгах, то в соответствии с п. 5 ст. 95 44-ФЗ при реорганизации в форме присоединения возможна замена поставщика по договору. Реквизиты заключенных договоров можно отразить в передаточном акте.

Читайте также  Ликвидация фирм ИП

Уведомление сотрудников (если имеются) о реорганизации не позднее 2х месяцев до даты реорганизации (в соответствии со ст. 74 ТК).

Предварительное согласие ФАС России в случае, если суммарная стоимость активов обществ, участвующих в присоединении, по последним балансам превышает 7 млрд. руб. (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Регистрационный этап 1:

На данном этапе каждым из обществ принимается решение о проведении реорганизации.

Остающееся общество принимает решения о следующем:

  1. О проведении реорганизации
  2. Об утверждении договора о присоединении
  3. Об избрании лица, ответственного за уведомление налогового органа и публикацию сообщения о реорганизации в Федресурсе и Вестнике государственной регистрации.

Присоединяемые компании принимают решения о следующем:

  1. О проведении реорганизации
  2. Об утверждении договора о присоединении
  3. Об утверждении передаточного акта
  4. Об избрании лица, ответственного за уведомление налогового органа и публикацию сообщения о реорганизации в Федресурсе и Вестнике государственной регистрации.

Если ответственное Общество не избрано, то подачу документов и уведомление кредиторов производит Общество, которое последнее приняло решение о реорганизации.

В течение 3х рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации необходимо опубликовать сообщение о реорганизации в Федресурсе (пп. 8, 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Не опубликование сообщения в установленный срок влечет ответственность в соответствии со ст. 14.25 КоАП РФ (штраф 5000 рублей).

В регистрирующий орган подается нотариально заверенное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 и решения о реорганизации.

При наличии ЭЦП, документы могут быть поданы электронно. Документы подписываются ЭЦП Общества, которое избрано в решениях или которое последнее приняло решение.

На данном этапе так же готовится договор о присоединении и составляется передаточный акт, проводится совместное собрание обществ.

Так как акт составляется на дату принятия решения о реорганизации и в период с даты принятия решения до момента подачи документов о завершении реорганизации могут произойти изменения в составе имущества и активах, к передаточному акту составляются уточнения или дополнения. Эти уточнения/дополнения являются внутренними документами общества, которые не подаются в регистрирующий орган. На регистрацию подается только первоначальный передаточный акт.

В договоре о присоединении обязательно должен быть указан срок проведения совместного собрания обществ для внесения изменений в устав остающейся компании (ст. 53 ФЗ «Об ООО»).

Совместное собрание, соответственно, проводится до подачи документов на завершение реорганизации (регистрационный этап 2).

Промежуточный этап (3 месяца):

Дважды с периодичностью раз в месяц осуществляется публикация сообщений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации.

В этот период так же необходимо погасить задолженности по сдаче сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и сведений о страховых взносах. Долги по оплате задолженностей по налогам, пеням и штрафам переходят на правопреемника (ст. 50 НК РФ).

Регистрационный этап 2 :

После истечения месяца с последней публикации Вестника можно подавать документы на завершение процедуры реорганизации (ст. 60 ГК РФ).

В заявлении о завершении реорганизации по форме Р12016 заявителями являются все общества, участвующие в реорганизации (на каждого заявителя составляется отдельный лист).

К нотариально заверенному заявлению подается следующий комплект документов:

  1. Решения о реорганизации
  2. Договор о присоединении
  3. Передаточный акт
  4. Распечатка с сайта Федресурса о наличии публикации
  5. Распечатка с сайта ФНС о публикациях в Вестнике
  6. Справка из ПФР об отсутствии долгов

Документы 4-6 не являются обязательными для подачи на регистрацию, так как все данные ФНС может получить по межведомственному запросу, но подаются с практической точки зрения для подстраховки.

На нашей практике, не раз были вынесены отказы на данном этапе реорганизации в связи с тем, что у присоединяемого общества были задолженности перед ПФР (п. 3 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации»).

Мы рекомендуем перед завершением реорганизации запрашивать в ПФР справку об исполнении всех обязательств, а так же тесно взаимодействовать с бухгалтером присоединяемого общества по данному вопросу, так как, хоть и остающееся общество и является полным правопреемником присоединенного (включая долги по налогам и сборам), но так как в результате реорганизации происходит прекращение общества (по сути, его ликвидация) задолженности по персональному учету и страховым взносам необходимо погасить.

Относительно передаточного акта есть позиция Верховного Суда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25) о том, что он является лишним в виду универсального правопреемства при реорганизации.

В текущем законодательстве существует пробел, так как ст. 57 ГК РФ так же не предусматривает составление передаточного акта при данной форме реорганизации, однако в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об АО», ст. 53 ФЗ «Об ООО» составление передаточного акта необходимо.

При наличии у каждого общества ЭЦП, документы могут быть поданы в регистрирующий орган электронно.

Обращаем внимание, что возможно увеличение сроков проведения реорганизации, так как при подаче документов на завершение реорганизации регистрирующий орган очень часто выносит решение о приостановлении в связи с тем, что в процедуре участвуют два и более юридических лица, а так же проверяет достоверность сведений об адресе для предъявления требований кредиторов, указанном в публикациях (пп. 6 п. 2 Оснований и Порядка, утв. Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@).

В срок, указанный в решении, обществам, участвующим в реорганизации, необходимо предоставить подтверждающие документы в регистрирующий орган, а по истечении месяца со дня вынесения приостановки рег. орган должен зарегистрировать завершение процедуры.

На данном этапе реорганизация считается завершенной.

Регистрационный этап 3:

На данном этапе происходит регистрация изменений в устав оставшегося общества, утвержденных на совместном собрании.

В налоговый орган подается нотариально заверенное заявление по форме Р13014, протокол совместного собрания и новая редакция устава.

При наличии ЭЦП, документы могут быть поданы электронно.

В нашей практике был случай, когда на данном этапе регистрирующий орган отказывал в проведении изменений основываясь на том, что протокол совместного собрания об увеличении уставного капитала после реорганизации не был заверен нотариально в соответствии с п.3 ст. 17 ФЗ «Об ООО».

Отказ был успешно оспорен в Управлении. В обоснование своей позиции мы ссылались на то, что внесение в ЕГРЮЛ сведений об изменении состава участников юридического лица, к которому осуществлено присоединение, является специальным правовым последствием реорганизации юридического лица и не может рассматриваться в качестве перехода доли или части доли в уставном капитале Общества в порядке, установленном статьей 21 ФЗ «Об ООО». Данная позиция подтверждается так же Решением ФНС России от 01.10.2015г.

С момента введения в 1994 году реорганизации в ГК РФ процедура претерпела значительные изменения: в 2008 году была введена обязанность публикации сообщений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации, в 2014 году появилась смешанная реорганизация, а также реорганизация с сочетанием различных организационных форм, в 2013 году был введен Федресурс, а с 2019 года появилась обязанность публикации в нем сообщения о реорганизации по аналогии с Вестником, в 2020 году появились новые заявления по государственной регистрации.

Надеемся, что наша инструкция хотя бы немного приоткроет завесу такого сложного и несовершенного института реорганизации в одной из ее наиболее распространенных форм — присоединение.

Реорганизация в форме присоединения в 2021 году

Процедура реорганизации

Реорганизация изначально задумывалась как возможность «модульного» использования юридических лиц. Имеется в виду, что юридические лица сходного типа (хозяйственные товарищества и общества) можно объединять друг с другом, можно объединить два вместе, и выделить третье, можно из нескольких сделать одно новое, и так далее. В этом, на наш взгляд, состоит «модульность».

Однако на практике чаще всего применяется процедура присоединения, и отнюдь не с той целью, которую закладывал в нее законодатель. А именно: присоединяемое юр. лицо прекращает свою деятельность и исключается из реестра, а все его обязательства и активы переходят к правопреемнику. В связи с такой особенностью процедура присоединения применяется с целью так называемой альтернативной ликвидации, когда ликвидация законная (в соответствии со ст. 61-64 ГК РФ) неприменима, например, из-за долгов, а точнее, из-за нежелания их выплачивать.

Используют ее на свой страх и риск, поскольку в последнее время ФНС обращает на подобное действие пристальное внимание, при этом разрабатывает и внедряет все новые механизмы противодействия такому типу ликвидации.

Итак, процедура востребованная, поэтому расскажем о ней подробнее. Она делится на этапы, общий срок занимает от 4 месяцев до полугода.

1. Принимается решение о начале процедуры реорганизации, и уведомление об этом регистрирующего органа. Само собой созывается общее собрание участников, причем решение принимается единогласно, в каждом из обществ участвующих в процедуре. Поскольку после 01.01.16 стало рискованно участвовать в реорганизации более чем двум юр. лицам (участие большего количества грозит проверкой на предмет внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и последующей приостановкой процедуры на срок до 1 месяца).

В регистрирующий орган подается:

  • Уведомление о начале ликвидации, форма 12003 (заявитель — общество, обозначенное таковым в решении, или общество, принявшее решение о начале процедуры последним в связке. Лучше, конечно, обозначить заявителя).
  • Решение или протокол (от каждого хоз. Общества, участвующего в процедуре).
Читайте также  Образец решения единственного участника о ликвидации ООО

Срок подачи — 3 рабочих дня с момента принятия решения о начале реорганизации (п. 5 ст. 5 ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП).

Срок регистрации — 5 рабочих дней, дни подачи и получения не считаются.

Важно: В течение 5 рабочих дней после подачи документов необходимо уведомить о начале процедуры всех кредиторов (согласно п. 2 ст. 13.1 ФЗ о регистрации).

2. Как получили листы записи о начале процедуры — нужно подать документы на публикацию в Вестнике гос. регистрации. Сделать это придется два раза, с разницей в один месяц. Заявитель в Вестник — по аналогии с заявителем по Р12003, либо кто последний принял решение, либо кого назначили.

3. Спустя 30 дней с момента второй публикации, и не ранее трех месяцев с начала реорганизации, подается заявление о прекращении деятельности по форме Р16003. Если присоединение осуществляется в другой регион — подается в рег. орган того региона, куда «мигрирует» компания.

Итак, комплект документов (может варьироваться в зависимости от рег. Органа):

  • Р16003 (подается всегда, от присоединяемой компании).
  • Договор о присоединении (если участвует несколько компаний, лучше составить с каждой отдельный).
  • Передаточный акт (могут и не спросить, уточняйте в конкретном рег. Органе).
  • Решение/протокол о присоединении (о прекращении деятельности — вопрос не совсем в компетенции ОСУ, однако иногда требуют).

4. Если вы решили отменить уже запущенную процедуру реорганизации — подается в рег. орган по месту нахождения компании Р12003 и решение/протокол о прекращении процедуры.

Присоединение ООО

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно сначала выяснить, какими достоинствами и недостатками располагает присоединение ООО.

Итак, начнем с достоинств. А их в данной ситуации два:

  1. Не нужно получать справки об отсутствии задолженности перед ФСС и ПФР. Хотя может показаться, что это пустяк, в некоторых случаях на их получение приходится тратить очень много времени.
  2. В отличие от слияния, при присоединении нужно будет заплатить меньшую сумму госпошлины – около полутора тысяч рублей. Размер госпошлины при слиянии составляет 4 тысячи рублей.

Однако выбирая присоединение ООО как альтернативный способ ликвидации, не стоит забывать, что оно, как и любой другой вид реорганизации, влечет за собой некоторые риски. Например, субсидиарную ответственность. Если компания успела ранее набраться долгов, то даже после присоединения отвечать за них придется бывшим учредителям.

Ликвидация ООО присоединением будет целесообразна компаниям без задолженности. Она позволит добровольно и официально провести процедуру ликвидации и при этом сэкономить время и финансы.

Пошаговая инструкция по проведению присоединения

Присоединение ООО состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Подготовка первого пакета документов

Данный этап начинается с проведения общего собрания, в котором принимают участие учредители присоединяемых обществ и основного общества. Главная цель собрания – принятие постановления о проведении реорганизации в форме присоединения. Также в ходе собрания утверждается договор присоединения ООО. В нем указываются основные этапы процесса, величина уставного капитала, распределение расходов на преобразование между участниками, сторону, которая будет руководить процессом и прочее.

Кроме того, этот этап включает подготовку заверенного у нотариуса заявления-уведомления о готовящейся процедуре присоединения и оформление сообщения о начале данной процедуры.

Шаг 2. Подача документов в органы регистрации

Каждое юридическое лицо, которое участвует в процессе присоединения, должно уведомить о нем органы ИФНС по месту учета на протяжении 3 дней с момента принятия постановления о реорганизации. Для этого в налоговую нужно подать такие документы:

  • форму С-09-4 – сообщение;
  • решения присоединяемых и основного обществ о реорганизации;
  • прочие документы согласно требованиям территориального округа.

В такой же срок налоговому органу следует предоставить заявление о начале реорганизации. Через три рабочих дня налоговая должна выдать свидетельство о начале процесса присоединения. Вместе с этим заносится запись и в ЕГРЮЛ.

Шаг 3. Уведомление кредиторов

После выдачи свидетельства каждое юридическое лицо, принимающее участие в реорганизации, обязано на протяжении 5 рабочих дней уведомить об этой процедуре всех своих кредиторов. Сообщение пишется в письменной форме и отправляется почтой с уведомлением о вручении, а также описью вложения.

Шаг 4. Публикация в СМИ

Четвертый этап – это публикация извещения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». В большинстве подачей уведомления занимается основное общество. Публикация выполняется как минимум два раза.

Повторная публикация производится по истечению не менее чем 30 дней со дня публикации первой. Иногда «Вестнику государственной регистрации» может понадобиться протокол о присоединении (протокол общего собрания участников обществ).

Шаг 5. Выдача согласия антимонопольным органом

В случаях, когда активы реорганизуемых обществ согласно данным последних балансов превышают цифру 3 миллиарда рублей, нужно получить в антимонопольном органе специальное согласие на реорганизацию. Данное решение нужно получить в течение месяца со дня подачи документов.

Шаг 6. Проведение инвентаризации имущества и написание передаточного акта

Процесс присоединения не обходится без проведения инвентаризации имущества и обязанностей во всех обществах. Согласно данным, которые были получены в ходе инвентаризации, участники составляют и подписывают передаточный акт.

Также шестой этап включает проведение собрания участников обществ, которые принимают участие в присоединении. На нем вносятся правки в учредительные документы, касающиеся присоединения новых участников и повышения суммы уставного капитала. Кроме этого, в ходе собрания избираются органы, которые будут руководить основным обществом.

Результаты собрания фиксируются в специальном протоколе общего собрания.

Шаг 8. Государственная регистрация всех изменений.

После того, как в «Вестнике» будет проведена повторная публикация, в регистрирующие органы подаются заявления о внесении правок в устав общества, принимающего на себя права ликвидируемых присоединением обществ, а также заявления о ликвидации обществ, которые присоединяются к основному обществу. На данном этапе используется подготовленный на прошлом этапе пакет документов. Заявления ф.

14001, 13001 и 16003 необходимо заверить у нотариуса.

После 5-дневного срока вносится запись в ЕГРЮЛ, подтверждающая ликвидацию присоединяемых обществ, на основании чего регистрирующий орган выдает необходимые документы. После этого процесс реорганизации считается оконченным.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

Стандартная юридическая процедура реорганизации путем присоединения (ООО, ОАО, ЗАО) состоит из следующих этапов, перечислим:

1. Проведение общих собраний участников (акционеров) обществ по вопросу реорганизации в форме присоединения.

2. Проведение общего совместного собрания участников (акционеров) обществ по вопросу «», на котором принимается решение о присоединении и утверждается договор о присоединении.

3. Юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в форме присоединения, с приложением решения о реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации путем присоединения либо определенным решением о реорганизации.
На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3-х рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации в форме присоединения. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Заметим, что запись о начале процедуры должна публиковаться не только присоединяемыми обществами, но обществом, к которому осуществляется присоединение.

4. Получение требований кредиторов о погашении кредиторской задолженности, в т.ч. досрочном. Кредиторы общества в течение 30 дней с момента направления им уведомлений или в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

5. Составление реестра требований кредиторов, в котором должна быть отражена информация о наименовании, местонахождении кредитора, основаниях для требования о погашении задолженности, о сумме к погашению, сумме штрафов, неустоек.

6. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению. Следует также определить величину взаимных обязательств присоединяемого и присоединяющего обществ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: