Увольнение при ликвидации структурного подразделения

В состав бюджетного учреждения входят три обособленных подразделения, расположенных в разных городах. Учредителем принято решение о прекращении деятельности одного из обособленных подразделений, работникам которого предложена работа в двух оставшихся обособленных подразделениях.

Однако работники настаивают на увольнении по сокращению штата с выплатой пособия, несмотря на то что штатные единицы в нашем случае не сокращаются. Правомерны ли их требования и какими должны быть действия работодателя?

Условие о месте работы в трудовом договоре.

Решение работодателем вопроса с работниками при прекращении деятельности обособленного подразделения будет зависеть от того, каким образом прописано в трудовом договоре условие о месте работы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – о месте работы с указанием наименования обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев временного перевода по причине катастрофы природного или техногенного характера, а также случаев простоя.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом необходимо иметь в виду, что под структурными подразделениями понимаются как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, магазины и т. д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Таким образом, если в трудовом договоре с работником в качестве места работы указаны конкретное структурное подразделение и его адрес, а работодатель предлагает ему работу в обособленных подразделениях, расположенных в других городах, это будет являться переводом, а не перемещением, поскольку структурные подразделения расположены в другой местности.

Данная позиция отражена в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 и Определении Московского областного суда от 15.06.2010 по делу № 33-11570.

Если же в трудовом договоре в качестве места работы указано только наименование организации и адрес, но отсутствуют сведения о месте работы в обособленном структурном подразделении, работа в обособленном подразделении организации, расположенном в той же местности, которая указана в трудовом договоре, не будет считаться переводом на другую работу.

Согласие работника на работу в структурном подразделении, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указанным в трудовом договоре, и изменение условий договора не требуются, так как работник будет продолжать работать в той же организации, но без указания обособленного структурного подразделения в качестве места работы.

Однако следует обратить внимание, что если работа в другом структурном подразделении будет связана с изменением трудовой функции работника или других условий трудового договора, то к таким отношениям должны применяться правила о переводе (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Понятие трудовой функции определено в ст. 15 ТК РФ. Кроме того, необходимо иметь в виду, что ч. 4 ст. 72.1 ТК РФ запрещает переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Увольнение при ликвидации: основания для расторжения договора.

Если обособленное подразделение, указанное в трудовом договоре в качестве места работы, прекращает свою деятельность, трудовой договор может быть расторгнут по двум основаниям:

1. Пункт 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ).

Руководствуясь ст. 74 ТК РФ, работодатель может произвести изменение определенных сторонами условий трудового договора по собственной инициативе (за исключением изменения трудовой функции работника) только в случае, когда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия работнику в размере двухнедельного среднего заработка на основании абз. 6 ч. 3 ст. 178 ТК РФ .

Однако при прекращении трудового договора на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работодатель должен в случае спора представить доказательства того, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 2).

2. Пункт 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – по инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут при ликвидации организации (увольнение при ликвидации) либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

Увольнение при ликвидации по указанной статье возможно, так как в соответствии с ч. 4 ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Но в случае прекращения деятельности обособленного подразделения нужно иметь в виду, что подразделение юридического лица может считаться обособленным, если оно отвечает требованиям, содержащимся в ст. 55 ГК РФ.

Что является обособленным подразделением?

В соответствии со ст. 55 ГК РФ общими для представительств и филиалов признаками являются следующие: они расположены вне места нахождения юридического лица, представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений; имеют руководителей, назначаемых юридическим лицом и действующих на основании его доверенности; подлежат указанию в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Читайте также  Выходное пособие при ликвидации организации как рассчитать

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Кроме того, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в соответствии со ст. 83 НК РФ.

Таким образом, для того чтобы расторгнуть трудовые договоры с работниками по причине прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения учреждения, расположенного в другой местности (произвести увольнение при ликвидации), необходимо, чтобы данное обособленное подразделение отвечало указанным выше признакам, а в трудовом договоре с работником были указаны в качестве места работы конкретное обособленное структурное подразделение и его адрес.

В противном случае при наличии спора суд может признать увольнение при ликвидации незаконным на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по причине непризнания структурного подразделения обособленным (Кассационное определение Псковского областного суда от 08.06.2010 № 33-625).

Также работодатель должен иметь в виду, что при расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности обособленного структурного подразделения необходимо совершить все те действия, которые предусмотрены при увольнении при ликвидации организации.

К данным действиям относится предупреждение работодателем работников в соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с прекращением деятельности филиала персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Также работодатель в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ должен при расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности обособленного подразделения (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

В заключение хочется добавить, что в случае наличия в трудовом договоре условия о работе в обособленном подразделении с указанием его адреса перевод работников для работы в обособленных подразделениях, расположенных в другой местности, возможен только с их согласия и путем внесения сведений об изменении места работы в трудовой договор.

Однако требование работников об увольнении при ликвидации обособленного подразделения, а также по сокращению штата незаконно, поскольку увольнение по этому основанию может производиться только по инициативе работодателя. Если работодатель готов предоставить работникам работу в другом обособленном подразделении, их увольнение может быть произведено только на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Ликвидация филиала бюджетной организации: что нужно знать

Ликвидация филиала бюджетного учреждения предусматривает особую процедуру в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. По оценке многих экспертов, данный процесс значительно проще, чем закрытие обычного юридического лица, так как подразумевает меньшее количество документов и стадий проведения. Мы рассмотрим основные особенности ликвидации и разберёмся в их последовательности.

Основные положения

Но для начала необходимо определить, какой форме управления подлежат филиалы бюджетных структур. В первую очередь, следует отметить, что вся деятельность филиала осуществляется исключительно от лица головной организации. Имущество «дочки» состоит на балансе у основного учреждения. Ответственность за принятые решения также ложится на него. В соответствии с этим и определяется порядок процедур по ликвидации. Этим же можно объяснить и упрощённость процесса.

По каким причинам может быть ликвидирован филиал бюджетной организации

Закрыть филиал «бюджетника» может лишь соответствующий приказ Правительства Российской Федерации либо уполномоченного территориального органа, размещённого в одном из её субъектов. Основных причин для этого несколько:

  • Если филиал открывался на определённый срок, то его окончание является достаточным основанием для ликвидации. Однако возможно продление срока.
  • Достижение филиалом поставленной цели, для которой он открывался.
  • Осуществление филиалом деятельности, которая идёт вразрез с законами РФ, регулирующими целевую деятельность «дочки».
  • Нарушение закона или законов филиалом.
  • Конфликт интересов.
  • Регистрация филиала проводилась с нарушениями и признана недействительной регистрационным органом.
  • Головная организация зарегистрирована с нарушением, и её деятельность признана незаконной.

Существуют другие частные случаи, которые необходимо рассматривать лишь в конкретном контексте. Но приведённый перечень практически в полной мере отображает случаи и причины ликвидации.

Процедура закрытия

Ликвидация филиала учреждения начинается с соответствующего указа Правительства Российской Федерации либо уполномоченного органа. Далее в обязательном порядке формируется уполномоченная ликвидационная комиссия, которая назначается ответственной за процесс ликвидации. Выбирается её председатель. Как правило, им является руководитель закрываемого филиала. Он же несёт ответственность за все действия новообразованного органа.

Следующий шаг – это проведение инвентаризации. Учитывая, что всё имущество филиала состоит на балансе у головной организации, мероприятие инициируется соответствующим указом руководства. Инвентаризация нужна для выяснения текущего положения дел «дочки» и дальнейших расчётов с кредиторами. Как правило, именно за счёт имущества филиала производятся выплаты по долговым обязательствам и обязательным платежам.

По итогам инвентаризации составляется промежуточный баланс филиала бюджетной организации по аналогии с таковым у юридического лица. Он позволяет в полной мере оценить состояние «дочки» и распределить активы между кредиторами. Если же таковых не хватает для погашения долговых обязательств, ответственность за них берёт на себя головной орган.

Далее филиал снимается с учёта в различных фондах, включая ПФР, ФОМС, ФСС и т.д. На этом же этапе ведётся оповещение кредиторов, если имело место заключение договоров со взаиморасчётами. Делается это для устранения конфликтных ситуаций, ведь расчётные счета филиала закрываются, а значит, меняются платёжные реквизиты.

По окончании всех этих операций составляется ликвидационный баланс, который утверждается соответствующей комиссией. Для него вновь проводится инвентаризация с учётом всех изменений после расчётов с кредиторами. То, что остаётся на балансе филиала, передаётся под контроль головной организации.

Выплаты при ликвидации

Ликвидация филиала влечёт за собой увольнение всех без исключения сотрудников. Поэтому в процессе закрытия должны быть предусмотрены обязательные выплаты работникам:

  • Выходное пособие.
  • Пособие по трудоустройству.

Первое представляет собой сумму в размере одного среднемесячного оклада. Второе – 2 среднемесячных оклада на период трудоустройства работника. Таким образом, всего обязательная выплата насчитывает 3 оклада в размере заработной платы.

Также к обязательным можно отнести выплату за неиспользованное право отпуска, больничные, командировочные и т.д. Все расчёты осуществляются филиалом перед формированием ликвидационного баланса, а суммы должны быть выплачены не позднее последнего рабочего дня. Также филиал должен в обязательном порядке оповестить всех работников о ликвидации за 2 месяца до её окончания.

Читайте также  Ликвидация организации увольнение сотрудников в декретном отпуске

Выездная налоговая проверка может проводиться по требованию контрольного органа в срок до 1 месяца. Как правило, именно это время является максимальным для ликвидации филиала.

Как правильно оформить ликвидацию филиала бюджетного учреждения?

Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить ликвидацию филиала бюджетного учреждения, какими документами и в какие сроки?

Здравствуйте!
Филиал снимается с учета в налоговой инспекции по месту нахождения филиала и во всех внебюджетных фондах, таких как ПФР, ФСС, ФОМС.

Соответствующее заявление в письменном виде направляется в налоговую.

Заявление проходит обработку в течение 10 рабочих дней. Если регистрирующий орган примет решение осуществить выездную проверку, срок снятия с учета может затянуться до одного месяца.

При ликвидации филиала бюджетного учреждения издается приказ в установленном порядке.

В приказе должны присутствовать следующие данные:

полное юридическое название головного учреждения и полное юридическое название филиала; номер и дата приказа; наименование приказа и его суть; причина ликвидации; сроки ликвидации; порядок создания и назначения ликвидационной комиссии с указанием перечня участвующих лиц и председателя; перечисление обязанностей и прав всех членов комиссии и председателя; подписи всех лиц.

При ликвидации филиала также потребуется издание приказа о проведении инвентаризации.

Поскольку имущество обособленного подразделения находится на балансе головного учреждения, проведение проверки необходимо для корректных расчетов с кредиторами и прочими заинтересованными лицами.

В приказе об инвентаризации должно быть: список членов инвентаризационной комиссии; перечень объектов инвентаризации – материальных ценностей; сроки проведения проверки с указанием даты начала и окончания; причина проведения; сроки предоставления отчетности о проведенной инвентаризации в бухгалтерию головного учреждения.

Здравствуйте! Нужно решение Вашего учредителя о ликвидации филиала, устав в новой редакции или изменения в устав, после этого подаете в налоговую инспекцию заявление по форме Р13001, предварительно на заявлении по форме Р13001 засвидетельствуйте подпись директора в нотариальном порядке. Все документы: решение учредителя, устав в новой редакции, заявление об изменении учредительных документов по форме Р130001 и платёжку на уплату госпошлины в размере 800 рублей за регистрацию устава в новой редакции или изменений в устав подавайте в налоговую инспекцию непосредственно или через МФЦ

Порядок и сроки процедуры

Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.

Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.

В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.

В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.

В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.

В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.

Производится расчет с кредиторами.

В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.

Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.

Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

название и тип ликвидируемой структуры;

данные об учредителе;

правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

Срок приема требований кредиторов учреждения не может быть меньше двух месяцев. Комиссия не только рассматривает поступающие требования, но и выявляет кредиторов самостоятельно путем анализа заключенных ранее договоров. Каждое поступившее требование рассматривается комиссией. Если требование признано необоснованным, кредитор вправе заявить возражение в десятидневный срок. Важно учесть, что при ликвидации казенного учреждения кредитор не может требовать

погашения обязательства досрочно (ст. 19.1 7-ФЗ).

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

Согласно нормам текущего законодательства филиалы бюджетных учреждений не признаются самостоятельными юридическими лицами.

1.Ликвидация филиала государственного учреждения начинается с соответствующего указа Правительства РФ либо уполномоченного органа субъекта РФ.

2.Затем формируется уполномоченная ликвидационная комиссия, которая назначается ответственной за процесс ликвидации.В качестве председателя обычно назначают руководителя филиала, который несет ответственность за результаты деятельности комиссии.

3.Проведение инвентаризации. Учитывая, что всё имущество филиала состоит на балансе у головной организации, мероприятие инициируется соответствующим указом руководства.

4.Ликвидация филиала влечёт за собой увольнение всех без исключения сотрудников. Поэтому в процессе закрытия должны быть предусмотрены обязательные выплаты работникам

.Также филиал должен в обязательном порядке оповестить всех работников о ликвидации за 2 месяца до её окончания.

5.При ликвидации филиала не требуется вносить изменения в ЕГРЮЛ. Достаточным действием будет изменение учредительного документа головного учреждения. Внесенные изменения следует зарегистрировать в установленном порядке.

6.Филиал снимается с учета в налоговой инспекции по месту нахождения филиала и во всех внебюджетных фондах, таких как ПФР, ФСС, ФОМС. Соответствующее заявление в письменном виде направляется в налоговую. Заявление проходит обработку в течение 10 рабочих дней. Если регистрирующий орган примет решение осуществить выездную проверку, срок снятия с учета может затянуться до одного месяца.

Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

Ликвидация предприятия

В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

Что написано в законе

Ликвидация бюджетного учрежденияПорядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.

В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:

  • государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
  • муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
  • частные – образовываются частными физическими или юрлицами.

Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.

Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.

Процедура ликвидации

Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.

Принятие решения

Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:

Решение о ликвидации

  • решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
  • акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
  • протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
  • устава органа-создателя организации;
  • решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.
Читайте также  Коэффициент быстрой ликвидности формула по балансу

Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

  • что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
  • процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.

Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

  • содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
  • определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
  • утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.

Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация – создатель учреждения.

Создание ликвидационной комиссии

На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.

В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.

Инвентаризация активов

В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

Ликвидация предприятия

  • провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
  • предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
  • уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.

Составление ликвидационного баланса

После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.

Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.

Основания для списания кредиторской задолженности:

  • решение главного распорядителя;
  • результаты проведения инвентаризации;
  • решение ликвидационной комиссии;

Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:

  • окончание срока исковой давности;
  • задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
  • непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
  • закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.

Выплаты во время ликвидации

Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:

В каком порядке происходит ликвидация государственных учреждений и в чем отличие от ликвидации других юрлиц?

Учреждения – это некоммерческие организации, создаваемые местными и федеральными органами власти в целях обеспечения функций органов власти в области культуры, здравоохранения, развития городской среды, предоставления госуслуг населению и т. д.

Правовое регулирование ликвидации учреждений

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Ликвидация автономных учреждений регулируется ст. 19 закона 174-ФЗ, а ликвидация бюджетных и казенных учреждений – ст. 18-19.1 закона 7-ФЗ. Процедура ликвидации учреждений местного, регионального или федерального уровней регламентируется постановлениями исполнительной власти данного уровня. Ориентиром для местных и региональных властей служит раздел 5 Постановления Правительства №539, регулирующий порядок ликвидации учреждений федерального уровня.

Основания для ликвидации

Для ликвидации государственных и муниципальных учреждений необходимо решение их учредителя – органа исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющего государственную политику и правовое регулирование в сфере деятельности ликвидируемой структуры. Например, основанием для ликвидации автономного образовательного учреждения является решение городского или областного департамента образования.

В отличие от коммерческих юридических лиц, причинами ликвидации госучреждений могут являться:

  • изменение политики, проводимой властями в отношении реализации социальных программ;
  • оптимизация работы в сфере деятельности учреждения;
  • обеспечение выполнения новых законодательных норм;
  • переориентирование приоритетных направлений развития социальной сферы;
  • изменение объема финансирования.

Если изменилась концепция властей в области культуры, здравоохранения и т. д., то часть автономных и бюджетных учреждений закрывается и их функциями наделяются вновь созданные структуры. Так же происходит при совершенствовании сферы предоставления госуслуг – происходит ликвидация узкопрофильных учреждений и создание единых центров по типу МФЦ.

Урезание финансирования образовательных и культурных проектов наряду с переориентацией приоритетов в условиях ограниченного бюджета также приводит к ликвидации госучреждений.

Например, при ликвидации учреждения, оказывающего ряд госуслуг, его функции должны быть переданы иным учреждениям.

Порядок и сроки процедуры

Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

  1. Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
  2. Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
  3. В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
  4. В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
  5. В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
  6. В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
  7. Производится расчет с кредиторами.
  8. В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
  9. Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
  10. Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

  • название и тип ликвидируемой структуры;
  • данные об учредителе;
  • наименование ликвидатора;
  • правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

Документы для налоговой

По окончании расчета с кредиторами в налоговый орган подаются документы:

  • окончательный ликвидационный баланс;
  • платежные документы о перечислении средств учреждения на погашение претензий и в бюджет;
  • справка из Пенсионного фонда;
  • заявление о ликвидации по форме Р16001;
  • учредительные документы.

Сведения о прекращении деятельности учреждения вносятся в ЕГРЮЛ в течение 10 дней. Если на предъявление требований кредиторов отведено 2 месяца, то максимальный срок ликвидации учреждения с учетом промежуточных сроков, определенных Постановлением №539, составит 3 месяца и 10 дней с момента подписания акта о ликвидации, если расчет с кредиторами по балансу произведен за неделю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: