Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2021 году

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2021 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, можно скачать по ссылке в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это общественные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

С 3 октября: под понятие «иностранный агент» попадет больше организаций

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

НКО в реестре иностранных агентов Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

Как стало. Понятие «иностранных агентов» расширили: этот статус могут получить больше НКО. Если организация будет признана иностранным агентом, за ней будет более пристально следить государство.

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Схема владения НКО До 3 октября 2021 года организация «Альфа» — просто НКО, потому что ее финансировала российская компания «Бета». А после 3 октября «Альфа» уже будет считаться иностранным агентом, если занимается политической деятельностью

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.
Читайте также  При ликвидации предприятия сотрудники увольняются и выплачивают

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Штрафы по новому закону об НКО в 2021 году

С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

Например, НКО «Тетра» проводит благотворительный забег при поддержке немецкой неправительственной организации «Центр современности». Эта немецкая организация была признана нежелательной на территории России. Теперь НКО «Тетра» грозит внеплановая проверка.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Каким фондам не нужен аудит по закону об НКО в 2021 году

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Трудовой договор небольшой НКО Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

КС не стал рассматривать жалобу НКО, ликвидированной за непредставление отчетов о своей деятельности

8 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1365-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 61 ГК РФ и п. 10 ст. 32 Закона о НКО, которые, по мнению заявителя, допускают ликвидацию некоммерческой организации по формальным основаниям.

Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю обратилось в суд с административным иском к АНКО «Новороссийский комитет по правам человека» о ликвидации юридического лица. Ведомство указало, что ответчиком не представлялись документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за период деятельности 2014, 2016–2017 гг., что в соответствии со ст. 32 Закона о НКО является основанием для ликвидации данного юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ. Управление Минюста также отметило, что неоднократно в отношении НКО направлялись письменные предписания в виде предупреждений об устранении нарушений законодательства, однако они не были исполнены. Ввиду того что НКО прекратила свою деятельность, истец обратился в суд с данным иском.

В свою очередь Новороссийский комитет по правам человека пояснил, что направлял отчеты о деятельности организации в адрес административного истца за 2013, 2015 гг. посредством почтовой связи, а отчеты о деятельности за 2014, 2016, 2017 гг. были направлены истцу посредством сети «Интернет», через официальный сайт Минюста. Помимо этого в суде НКО указала, что не осуществляла никакой деятельности, начиная с 2010 г., о чем официально был уведомлен руководитель краевого Управления Минюста.

3 сентября 2019 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска удовлетворил требование Управления Минюста о ликвидации НКО с обращением ее имущества, которое останется после удовлетворения требований кредиторов, в собственность РФ и исключил ее из ЕГРЮЛ. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменений. При этом они сочли установленным, что требования законодательства не выполнялись НКО надлежащим образом, а сведения о деятельности за 2014 и за 2016–2017 гг. ею не представлялись. Определением от 19 ноября 2020 г. судья Верховного Суда РФ отказал в передаче кассационной жалобы организации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам.

Не согласившись с решением судов, НКО обратилась в Конституционный Суд с жалобой, в которой указала, что оспариваемые ею нормы нарушают ее конституционных права и допускают ликвидацию некоммерческой организации по формальным признакам неоднократности непредставления уведомления о продолжении своей деятельности.

Конституционный Суд отметил, что в России как демократическом правовом государстве, основанном на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, идеологическом и политическом многообразии, право каждого на объединение как один из важных элементов конституционного статуса личности – это возможность свободно создавать объединения для защиты своих интересов и выражения мнений и убеждений, в том числе в целях участия в управлении делами государства и решения задач, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, а также свободы деятельности общественных объединений.

Ссылаясь на свое Постановление от 8 апреля 2014 г. № 10-П, КС указал, что на государстве лежит конституционная обязанность признания за объединениями граждан необходимой правосубъектности, в том числе в качестве юридического лица. Вместе с тем Суд напомнил, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции возможные ограничения, затрагивающие конституционное право каждого на объединение, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Читайте также  Коэффициент абсолютной ликвидности формула по балансу

КС подчеркнул, что обладание правами юридического лица сопряжено с обязанностями, которые, в частности, НКО должна исполнять, в противном случае их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей или членов, в том числе ее ликвидацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Как пояснил Суд, ГК РФ относит к случаям возможной ликвидации юридического лица по решению суда осуществление им своей деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов. «При этом ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства. Такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц», – отмечено в определении.

Вместе с тем КС обратил внимание, что ликвидация должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление от 18 июля 2003 г. № 14-П; определения от 28 июня 2012 г. № 1246-О и от 20 ноября 2014 г. № 2737-О).

Конституционный Суд в очередной раз напомнил, что суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, чтобы право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции, не оказалось существенно ущемленным. Кроме того, КС подчеркнул, что не предполагает иного применения и п. 10 ст. 32 Закона о НКО, допускающий ликвидацию НКО вследствие неоднократного непредставления ею в установленный срок сведений, предусмотренных той же статьей.

КС обратился к Постановлению Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 64, в котором разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения, а сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных Конституцией оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно. Неоднократные нарушения требований закона, даже при условии их доказанности, сами по себе не являются безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. Согласно п. 32 документа в каждом конкретном случае суд должен оценивать существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Суд отметил, что неоднократное нарушение требований закона, даже при условии его доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан; указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. Согласно п. 32 указанного документа в каждом конкретном случае суд должен оценивать существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы НКО к рассмотрению, отметив, что установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения судами дела заявителя, а также проверка правильности применения ими оспариваемых законоположений не относятся к его компетенции.

Адвокат АП Новосибирской области Ольга Забалуева считает, что сам механизм принудительной ликвидации юридических лиц не может отождествляться с запретом деятельности объединений граждан, поскольку направлен на исключение из гражданского оборота юридических лиц, фактически не осуществляющих деятельности. При этом она подчеркнула, что любая гражданская правоспособность сопряжена с обязанностями, в числе которых для некоммерческой организации предусмотрена обязанность представления сведений о своей деятельности.

Ольга Забалуева отметила, что Конституционный Суд подтвердил правовую позицию, ранее изложенную Верховным Судом, в соответствии с которой суды при рассмотрении заявления уполномоченного органа о ликвидации юридического лица не должны ограничиваться формальными основаниями, а устанавливать такие обстоятельства, как существенность допущенного нарушения и возникших последствий, их устранимость, а также в каждом конкретном случае оценивать соразмерность применяемых мер (в данном случае принудительной ликвидации) допущенным нарушениям.

«На мой взгляд, поднятая проблематика не является конституционно-правовой и подлежащей рассмотрению Конституционным Судом, поскольку у судов не возникает двоякого толкования оспариваемых норм, а наличие или отсутствие обстоятельств для принудительной ликвидации юридического лица должны доказываться сторонами при рассмотрении дела по существу», – поделилась Ольга Забалуева.

Адвокат МКА «Традиция» Василий Котлов указал, что вопрос о взаимоотношениях государства и институтов гражданского общества, представленных некоммерческими объединениями граждан, не теряет своей актуальности уже много лет. Эксперт посчитал определение КС прогрессивным в том смысле, что согласно ему само по себе непредставление отчетности уполномоченному органу о деятельности некоммерческой организации, даже если это имело место неоднократно, не является безусловным основанием для принудительной ликвидации юридического лица по иску уполномоченного органа.

В связи с этим адвокат отметил, что, во-первых, для соблюдения принципа неоднократности необходимо в процессуальном порядке установить факт первого нарушения требований о представлении отчетности, в том числе в форме постановления о привлечении к административной ответственности. «Во-вторых, даже в случае неоднократности нарушений поводом для ликвидации будет не сам по себе факт непредставления отчетности, а существенный характер нарушения – например, то, что в результате допущенного неинформирования гражданское общество лишается доступа к тем средствам и возможностям, которые предоставляет данная некоммерческая организация в установленной сфере деятельности (в данном случае – в сфере защиты прав человека)», – полагает он.

При этом Василий Котлов обратил внимание, что в силу ч. 3 ст. 10 Закона о НКО одной из особенностей автономной НКО является надзор за ее деятельностью со стороны учредителей. «Таким образом, в случае неоднократного нарушения правил об отчетности и существенного характера такого нарушения более обоснованными были бы претензии государства прежде всего к учредителям данной НКО и лишь в случае отсутствия мер реагирования со стороны учредителей – иск о ликвидации как крайняя, исключительная мера», – выразил Василий Котлов. По его мнению, КС РФ ориентирует суды на то, что в деятельности государства и его органов всегда должно прослеживаться достоинство, основанное на принципе невмешательства, без крайней нужды, в частные дела.

Добровольное закрытие НКО

В отличие от принудительного закрытия НКО, инициатором добровольной ликвидации выступают ее собственники. Процесс ликвидации предполагает выполнение ряда последовательных действий и, как правило, занимает не меньше 5-6 месяцев.

Все ли НКО можно закрыть в добровольном порядке?

Порядок ликвидации НКО прописан в Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Не каждое НКО можно закрыть «по собственному велению без шума и пыли». Например, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по искам заинтересованных лиц, если (п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ):

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

К последним могут относиться неоднократные грубые нарушения, например, непредставление в Минюст в течение нескольких периодов сведений о деятельности фонда (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.

Какие шаги нужно предпринять для закрытия НКО?

В целом, процедура закрытия НКО состоит из нескольких шагов. А собранные документы подаются в Минюст РФ или в территориальные подразделения.

При наличии работников в штате НКО, процедура усложняется. Нужно заблаговременно уведомить работников о предстоящей ликвидации, при необходимости поставить в известность службу занятости.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

1 шаг. Принятие решения о ликвидации НКО и формирование ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение либо протокол о ликвидации должно быть оформлено на бумаге.

В нем должны содержатся следующие пункты: о ликвидации НКО, о составе ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации, об избрании лица, ответственного за регистрацию ликвидации в Минюсте.

Читайте также  Коэффициент текущей общей ликвидности формула по балансу

В тексте решения либо протокола указывается повестка дня, общее количество членов НКО, кто и как голосовал по каждому вопросу повестки дня.

2 шаг. После даты принятия решения в течение 3-х рабочих дней нужно заполнить заявление по установленной форме.

Заявление по форме №Р15016 утверждено приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Заявление подписывает назначенный ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии.

Данное заявление уведомляет контролирующий орган о начале процедуры ликвидации НКО.

3 шаг. Публикация сообщения о ликвидации НКО и установление сроков для предъявления требований кредиторов. Срок для предъявления требований не может быть меньше двух месяцев.

Такое сообщение публикуется в специальном журнале — «Вестник государственной регистрации».

4 шаг. Расчеты с кредиторами и формирование промежуточного ликвидационного баланса НКО.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор НКО по окончанию срока для предъявления требований кредиторов составляет ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества и обязательствах кредитора.

Ликвидационный баланс утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией. На этом же этапе НКО оформляется решение или протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией проводятся расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

Но может возникнуть ситуация, когда имеющихся денежных средств НКО недостаточно для расчетов с кредиторами. Тогда ликвидационная комиссия выставляет на публичные торги имущество НКО (Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5 шаг.Спустя 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимо заполнить заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016.

6 шаг. Формирование ликвидационного баланса НКО и оформление решения либо протокола об его утверждении.

Ликвидационный баланс – это уже окончательный вариант баланса, для его составления нет специальных правил. Поэтому он составляется по тем же правилам, что и «обычный» баланс.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией (п.6 ст.19 Закона №7-ФЗ).

Также должен быть оформлен протокол или решение об утверждении ликвидационного баланса.

7 шаг. Оформление заявления о завершении ликвидации НКО по форме № Р15016.

В этом заявлении необходимо подтвердить, что произведены все расчеты с кредиторами НКО, а также выплачены все пособия и компенсации работникам.

8 шаг. Ликвидация НКО.

НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в лист ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ).

Ликвидация НКО не дает ей право уничтожить первичные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО, а также документы по работникам. Всю документацию необходимо сдать в государственный архив, если срок хранения таких документов еще не истек.

Ликвидация НКО пошаговая инструкция в 2021 году

Вопросы, связанные с образованием, функционированием, реорганизацией, преобразованием, ликвидацией некоммерческих организаций (сокращенно – НКО) регулирует ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2021). Собственно возможность ликвидации НКО предусматривает ст. 18 ФЗ РФ № 7. Нормы данной статьи не относятся к религиозным организациям, «Автодору» и казенным учреждениям.

Следует заметить, что НКО – это юрлицо, о чем свидетельствует п. 1 ст. 50 ГК РФ, соответственно:

  1. Ликвидация НКО подразумевает полное ее прекращение без передачи прав и обязанностей третьим лицам;
  2. Процедура закрытия ее проводится тем же порядком, что и закрытие юрлица, с применением норм ГК РФ.

Суть процедуры ликвидации некоммерческой структуры сводится к тому, чтобы, в конечном счете, в ЕГРЮЛ была занесена запись о ее закрытии, а полномочному лицу выдали свидетельство о госрегистрации ликвидации юрлица надлежащего образца.

Минюст РФ и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, совершенных юрлицами, вправе: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО либо направить иск о ее ликвидации в суд. При этом реализация их полномочий регламентируется ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, № 125 от 26.09.1997, а также ПП РФ № 705 от 11.07.2012 и Приказом Минюста РФ № 456 от 30.12.2011.

Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов.

(Письмо Минюста РФ № 11-99821/18 от 27.07.2021).

Основания для ликвидации НКО

НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.

Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине:

окончания срока функционирования НКО;

госрегистрация юрлица признается не действительной;

отсутствует лицензия на ведение деятельности;

нарушены нормы законов, Конституции;

Важно! Закрытие некоммерческой организации проводится через Минюст РФ (и его территориальные органы).

Обратиться по всем вопросам, связанным с госрегистрацией НКО, можно непосредственно в Минюст либо его территориальные органы. Например, в Москве можно прийти на прием согласно утвержденному графику в Департамент по делам НКО (ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1).

Пошаговая инструкция для проведения добровольной ликвидации НКО

Процедура закрытия НКО регулируется ст. 61–65 ГК РФ и начинается стандартно, так же как и юрлица, с принятия решения о ликвидации. Решение принимается совместно учредителями на общем собрании и обязательно протоколируется.

Далее последовательно формируется ликвидационная комиссия, назначается ликвидатор (ответственное лицо). Именно созданная комиссия получает полномочия по управлению делами НКО, проводит необходимые мероприятия, связанные с ее закрытием.

лично, по почте, посредством Интернета либо через полномочного представителя

Ссылка на источник для подачи заявки для публикации:

заявление по форме Р16001;

собственно ликвидационный баланс;

документ, удостоверяющий уплату госпошлины

(800 руб.);

Процедура ликвидации юрлица не исключает ситуации, при которых заявителю может быть отказано в госрегистрации ликвидации. Тогда НКО получает письменный отказ с объяснением причин.

Основания для отказа определяет ст. 23 ФЗ РФ № 129. Так, к примеру, отказать могут из-за отсутствия обязательных документов, наличия несоответствий в представленных сведениях либо из-за подписания заявления неполномочным лицом.

Пример 1. Полномочный орган, которому следует представлять документы при ликвидации НКО на территории Вологодской области

Уведомление о принятом решении о закрытии, промежуточный баланс, а также последующие документы для госрегистрации ликвидации надо направлять в Управление Минюста РФ по Вологодской области.

Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ

Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Кто может написать и направить исковое заявление о закрытии НКО суду?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: