Исключение ИП из ЕГРИП по решению налогового органа

Исключение ИП из ЕГРИП по решению налогового органа

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129‑ФЗ) предлагаем рассмотреть случаи, в которых налоговые органы вправе принять решение об исключении индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, а также порядок этого исключения.

Какие основания предусмотрены действующим законодательством для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя? При каких условиях индивидуальный предприниматель может быть исключен из ЕГРИП по решению налогового органа? В каком порядке индивидуальный предприниматель исключается из ЕГРИП по решению налогового органа? Какие последствия влечет исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению налогового органа?

Действующий порядок прекращения физическим лицом деятельности

в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона № 129‑ФЗ государственная регистрация прекращения физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя возможна:

  • в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности;
  • в связи со смертью данного лица;
  • в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);
  • в принудительном порядке по решению суда;
  • в связи со вступлением в силу приговора суда, которым физическому лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно либо постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Помимо указанных случаев, индивидуальный предприниматель также будет вынужден прекратить свою деятельность по решению налогового органа в ситуации, если он фактически прекратил свою деятельность. Указанное основание предусмотрено Федеральным законом от 12.11.2019 № 377‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступает в силу с 01.09.2020.

Основания для исключения
индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению налогового органа.

Согласно новой ст. 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа», которая вводится в Федеральный закон № 129‑ФЗ, индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:

  • истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Данные условия принципиально отличаются от предусмотренных для юридических лиц; хотя факт отсутствия отчетности играет существенную роль, индивидуальным предпринимателям срок для ее представления увеличили на три месяца по сравнению с организациями. Так, исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо по решению регистрирующего органа можно при одновременном наличии следующих условий (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129‑ФЗ):

  • юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Порядок исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Устанавливается следующий порядок исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП:

  1. Принятие регистрирующим органом предварительного решения при наличии оснований.
  2. Опубликование данного решения.
  3. Исключение ИП из ЕГРИП (внесение соответствующей записи в ЕГРИП) при отсутствии заявлений кредиторов или непринятие решения об исключении (в случае поступления заявлений кредиторов).

Принятие предварительного решения. При наличии одновременно всех указанных выше условий признания индивидуального предпринимателя недействующим регистрирующий орган, которым являются органы ФНС, принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Опубликование решения. Решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования информации об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона № 129‑ФЗ). Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Например, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации» (Письмо ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@). Можно предположить, что и в случае с исключением индивидуальных предпринимателей из ЕГРИП будет использовано данное издание.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим индивидуальным предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключение из ЕГРИП недействующего индивидуального предпринимателя, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Порядок направления заявлений кредиторов. Заявления заинтересованных лиц могут направляться в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Допускаются следующие способы направления заявлений в регистрирующий орган (п. 6 ст. 9 Федерального закона № 129‑ФЗ):

  • почтовым отправлением;
  • лично в налоговый орган;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета.

При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа, или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Представляемое заявление должно быть мотивированным.

Принятие окончательного решения. В случае поступления такого заявления решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП не принимается.

Если же в течение месячного срока со дня опубликования объявления заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключение из ЕГРИП недействующего индивидуального предпринимателя, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Сведения об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП. В ЕГРИП указываются в том числе дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (пп. «л» п. 2 ст. 5 Федерального закона № 129‑ФЗ). С введением возможности исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа в ЕГРИП будет указываться и новое основание – в связи с исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа.

Ограничения для гражданина после исключения из ЕГРИП.

Со вступлением в силу рассматриваемых изменений не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129‑ФЗ):

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек один год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • не истекли три года со дня исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа.

Кроме того, индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе данной процедуры.

Также напомним, что не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные законодательством, в случае, когда это физическое лицо имеет или имело судимость, подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, общественной безопасности либо имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Читайте также  Возврат товара от ИП поставщику с НДС

Поправки к Федеральному закону № 129‑ФЗ ужесточают требования, предъявляемые к деятельности индивидуальных предпринимателей: если такие лица не представляют установленную отчетность и имеют задолженность по налогам и сборам, то они подлежат исключению из ЕГРИП по решению налогового органа. Ранее подобное положение отсутствовало. При этом исключенное в данном порядке физическое лицо не может быть снова зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение последующих трех лет.

Соответственно, полномочия налоговых органов расширили. Отметим, что для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя при наличии приведенных выше фактов решение суда не нужно, достаточно решения регистрирующего органа.

У индивидуальных предпринимателей, которые формально соответствуют условиям принудительной ликвидации их статуса, но хотят его сохранить, осталось совсем мало времени: до 01.09.2020 нужно представить налоговую отчетность и (или) погасить недоимку по налогам и сборам.

И еще один момент: прекращение статуса индивидуального предпринимателя, даже по решению налогового органа, не избавляет данное физическое лицо от уплаты недоимки по налогам и сборам. В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 [1] отмечено, что согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 24.01.2017 № 03‑02‑08/3210).

[1] «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

О возврате долга при прекращении физлицом деятельности в качестве ИП

Ответ: Пунктом 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрена возможность прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. В п. 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ отмечено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В п. 1 ст. 61 ГК РФ отмечено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. К деятельности индивидуального предпринимателя применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, в связи с чем с момента внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя права и обязанности такого предпринимателя считаются прекращенными. Однако суды указывают, что ответственность индивидуального предпринимателя перед кредиторами не может прекратиться, поскольку гражданин отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).

В законе нет прямого ответа на вопрос о том, сохраняется ли право требовать взыскания задолженности с должника в пользу физического лица в случае утраты им статуса предпринимателя.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; ФИО взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (ч. 2 ст. 48 АПК РФ).

Аналогичные нормы содержатся в ГПК РФ (ст. 44, ст. 428 ГПК РФ).

В силу ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

На основании ч. 4 ст. 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист.

Исполнительное производство проводится на основании первоначального исполнительного листа и постановления о замене стороны исполнительного производства правопреемником, вынесенного судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, который направляется как взыскателю, так и должнику.

В Постановление Президиума ВАС РФ от 23.10.2012 N 8798/12 по делу N А08–7924/2011, в котором, в частности, рассматривался вопрос о процессуальном правопреемстве при уступке права требования, также разъяснено, что ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» не предусматривает необходимости получения взыскателем нового исполнительного листа как при уступке прав требования в полном объеме, так и в случае их частичной уступки.

С целью исключения каких-либо вопросов, связанных с отсутствием в действующем законодательстве норм о правопреемстве физического лица по правам индивидуального предпринимателя, полагаем возможным заключить договор уступки права требования. Договор может быть заключен как с физическим лицом, так и с юридическим лицом, в том числе с физическим лицом – бывшим предпринимателем.

На основании п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода прав требования к другому лицу согласия должника не требуется, если иное не установлено законом или договором.

Таким образом, на основании договора право требования к должнику может быть передано новому кредитору в порядке правопреемства. Новый кредитор – правопреемник, в свою очередь, имеет право обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о замене стороны исполнительного производства, чтобы в дальнейшем судебный пристав по определению суда совершил замену взыскателя его правопреемником.

МАРИНА НЕМОВА, адвокат

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Как рассчитаться с долгами закрытому ИП?

На моем ИП накопилось штрафов порядка 300 тыс. руб. За последний месяц они увеличились до 530 тыс. руб. ИП давно закрыто, а штрафы растут, выплачивать мне нечем. Что мне делать в этой ситуации?

Читайте также  Зарегистрироваться как ИП самостоятельно

Прежде всего, закрыть можно дверь и банку, а «закрыть ИП» – нельзя. Индивидуальный предприниматель (ИП) начинает свою деятельность с момента государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и завершает с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. И последнее обстоятельство является юридическим фактом – юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращения прав и обязанностей лица.

Ничего делать не надо пока не будет установлено, откуда долг, если статус ИП прекращен и такое прекращение зарегистрировано, о чем выдается свидетельство.

В п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ предусматривается:

«Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ «к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный данным подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных п. 10 и 11 данной статьи.

Таким образом, прежде чем прекратить деятельность ИП, в налоговый орган (регистрирующий орган) должны быть представлены документы, подтверждающие отсутствие у ИП неисполненных обязательств (отсутствие долгов).

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ эти документы могут быть получены в порядке, предусмотренном для юридических лиц.

ИП опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о прекращении ИП своей деятельности и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, и этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о прекращении ИП своей деятельности. И публикацию представляет в налоговый орган (регистратору).

После окончания срока предъявления требований кредиторами ИП составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ИП, связанного с предпринимательской деятельностью, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ИП.

Ликвидационный баланс также представляется в налоговый орган (регистратору).

И только после этого производится государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. И никакие впоследствии обнаружившиеся долги не могут быть приняты к удовлетворению.

Влечет ли прекращение статуса ИП утрату права на мораторий на банкротство

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении достаточно широкой категории должников, к которой относятся и некоторые индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

При этом, во избежание возможных злоупотреблений со стороны участников оборота, в соответствии с пунктом 4 цитируемого Постановления мораторий распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей только если сведения о соответствующих видах экономической деятельности содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Тем самым, приобретение статуса индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, после издания акта о моратории не предоставляет каких-либо мер государственной поддержки, в том числе в виде моратория на банкротство.

Вместе с тем мыслимо представить ситуацию, в которой индивидуальный предприниматель прекращает статус в период действия распространяющегося на него моратория на банкротство.

В контексте вышесказанного возникает закономерный вопрос: влияет ли прекращение статуса индивидуального предпринимателя на распространение на последнего моратория?

Буквальное толкование положений пункта 1 цитируемого Постановления подталкивает нас к вполне однозначному выводу, а именно: утрата лицом статуса индивидуального предпринимателя влечет утрату права на мораторий.

Однако все ли так однозначно, как может показаться на первый взгляд?

Ведь если обратиться к положениям пункта 3 статьи 9.1. Закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 года (далее Закона о банкротстве), то станет заметно, что ограничения, вводимые в отношении кредиторов, касаются преимущественно требований, возникших до введения моратория.

Так в соответствии с отсылочной нормой абзаца 3 пункта 3 указанной статьи не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а в соответствии с абзацем 5 цитируемого пункта приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.

Следуя указанной логике, можно предположить, что законодатель в первую очередь преследовал цели ретроспективно ограничить кредиторов, требования которых возникли до введения моратория, в праве на подачу заявления о банкротстве отдельных категорий должников. В этой связи, прекращение статуса индивидуального предпринимателя не может влечь за собой утрату моратория, так как требования в отношении прекратившего статус лица в любом случае будут связаны с осуществлением последним предпринимательской деятельности.

Возможно, было бы проще уяснить логику нормы, если бы текст акта о моратории подробно раскрывал мотивы его принятия и цели. Увы, традиции современной юридической техники не предполагают таких требований в отношении актов Правительства, а если обратиться к тексту пункта первого статьи 9.1 Закона о банкротстве, то тот содержит лишь дольно общую формулировку об обеспечении стабильности экономики.

Читайте также  Можно ли учителю открыть ИП

Может показаться слегка наивным, но в текущих условиях неверным было бы отрицать ценность благосостояния отдельно взятого домохозяйства для обеспечения нормального гражданского оборота в частности и стабильности национальной экономики в целом. При этом наш законодатель, а в след за ним и Верховный Суд неоднократно подчеркивали социально-реабилитационный характер банкротства гражданина (См. п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), п. 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017)).

Принимая во внимание это, а также то, что мораторий на банкротстве является по существу внесудебной реабилитационной процедурой банкротства, было бы правильным утверждать, что сохранение за лицом, прекратившим статус индивидуального предпринимателя, права на мораторий соответствует целям введения последнего.

Разумным аргументом против такой логики является очевидно напрашивающаяся аналогия с разъяснениями п. 9 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020.

Так, в соответствии с указанным пунктом по смыслу пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве мораторий направлен на защиту должников, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для его введения, предоставление им возможности выйти из сложного положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.

В ситуации, когда уполномоченным органом должника — юридического лица принято решение о его ликвидации, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, то в отношении данной организации в силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ невозможно осуществить мероприятия, нацеленные на ее сохранение.

В связи с этим само по себе отнесение ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом.

Очевидным мотивом к появлению такого разъяснения, почему-то оставшимся за рамками аргументации Верховного Суда, является и то, что ликвидация юридического лица предполагает невозможность исполнения обязательств последним в будущем, их прекращение, что в условиях недостаточности имущества в моменте текущем закономерно должно закономерно привести к конкурсу.

Однако прекращение статуса индивидуального предпринимателя никак не влияет на исполнение принятых им на себя обязательств, кроме того, не влечет невозможности возвращения к нормальной хозяйственной деятельности впоследствии с приобретением статуса предпринимателя повторно.

При таких обстоятельствах, применение аналогии с ликвидацией юридического лица для случаев прекращения статуса предпринимателя представляется не соответствующим целям регулирования, а именно защите должника, пусть и утратившего статус предпринимателя.

Развивая мысль, следовало бы обсудить, как влияет смерть индивидуального предпринимателя на распространение моратория на наследственную массу, которая в нашем правопорядке уже обладает самостоятельной банкротоспособностью, однако это тема для отдельной дискуссии.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• знаниями об особенностях ликвидации юридических лиц разных организационно-правовых форм.

Прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регламентируется ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Прекращение предпринимательской деятельности без образования юридического лица может произойти по причинам:

  • • потери интереса предпринимателя к своему бизнесу;
  • • убыточности предпринимательской деятельности;
  • • невыполнения обязанности по перерегистрации;
  • • не зависящим от воли гражданина: смерти, признании гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.

Помимо вышеперечисленных причин в соответствии со ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ и п. 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630, прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании:

  • • заявления физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • • копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
  • • копии решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
  • • копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • • информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории России.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя может быть добровольным или принудительным.

Добровольное прекращение деятельности обусловлено желанием индивидуального предпринимателя и осуществляется налоговым органом но заявлению самого гражданина.

Принудительное прекращение осуществляется регистрирующим (налоговым) органом на основании поступающих из арбитражного суда копий его решения о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Для оформления добровольной ликвидации бизнеса индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по установленной форме, а также документ об оплате государственной пошлины.

Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, но официально не оформил процедуру ликвидации предприятия, он обязан представить в налоговый орган декларацию о доходах, т.е. не имеет значения, получил предприниматель доходы или нет.

При прекращении предпринимательской деятельности до конца налогового периода предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения этой деятельности представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Непредставление декларации в установленный законодательством срок будет являться основанием для привлечения предпринимателя к ответственности за ее отсутствие.

Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, но решению суда он может быть признан несосгоятельным (банкротом). С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества и в порядке и очередности, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)».

Для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • • об уплате государственной пошлины;
  • • заявление индивидуального предпринимателя о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности установленной формы;
  • • налоговые декларации за последний налоговый период по тем налогам, плательщиком которых в соответствии с избранной системой налогообложения он является.

Кроме того, индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о снятии с учета во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), для чего потребуются следующие документы: извещение страхователю из ПФ, извещение страхователю из ФОМС, страховое свидетельство из ФСС.

При поступлении вышеуказанных документов регистрирующий орган производит следующие действия:

  • • принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ИП (не позднее пяти рабочих дней);
  • • вносит соответствующую запись в ЕГРИГ1;
  • • выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя».

Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП. Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: