Все о работе в режиме карантина

Работа в карантин — это осуществление трудовой деятельности в период объявления ограничительных мер из-за распространяющегося коронавируса. Хотя обязательная вакцинация, ношение масок и запрет на массовые мероприятия сделали свое дело, не исключено, что ввести новый локдаун все-таки придется.

Что делать, если введут карантин

Если власти не смогут победить новый вирус и снова введут ограничения, у бизнеса есть три варианта:

  1. Объявить простой по не зависящим от сторон причинам. Это самый худший вариант пережить ограничительные меры, поскольку полная остановка любой работы приведет в итоге к закрытию организации. А учитывая, что отправленным на простой сотрудникам надо платить, руководители должны понимать: если закрывают на карантин на работе, компания очень быстро прекратит существование.
  2. Отправить персонал на временную удаленку. Способ неплохой, но не всем подходит. Если в офисы и рестораны люди еще могут не ходить, то от больниц, продовольственных магазинов, аптек и прочих социальных учреждений полностью отказаться население сможет нескоро.
  3. Добиться разрешения работать во время карантина, хотя бы частично, хотя бы вполсилы, в режиме неполного времени. Власти весной 2020 г. вводили исключения, позволяли не останавливать работу в магазине в карантин, в больницах, на стратегических предприятиях. В случае нового локдауна, скорее всего, ситуация повторится.

Какой вариант выбрать руководителю, зависит от разных обстоятельств. Мы постараемся ответить на вопросы, которые возникают в каждом из этих случаев.

Простой из-за карантина

Простой — фактически остановка производственного процесса, сокращение выплат персоналу, негативный настрой. Если вы отправите сотрудников на время отдыхать, будьте уверены, что они начнут поиск работы в период карантина, чтобы подзаработать, а возможно, и сменить компанию.

Есть несколько вещей, которые надо осознавать руководителю в этом случае.

Во-первых, сотруднику положено 2/3 средней заработной платы. Если деньги не платить, помимо долга, компании придется платить штраф и проценты за несвоевременную выплату. Если ситуация меняется и работодатель вызывает на работу во время карантина, появляется основание для уплаты всей суммы заработка.

В течение 3 дней после издания приказа об объявлении простоя надо подготовить и направить в центр занятости уведомление о приостановке деятельности. Документ нужен, если компания полностью прекращает работать. Если временно закрываются только некоторые подразделения, никуда ничего не сообщают.

Отпуск и больничные — по расписанию. Простой из-за невозможной работы в офисе в карантин не влияет на порядок оплаты временной нетрудоспособности или законного отдыха сотрудника, причем рассчитываются выплаты с учетом полной заработной платы. Учитывайте это, если все-таки решитесь временно приостановить деятельность.

Временная дистанционная работа

После тотальных ограничений весной 2020 года власти внесли в главу 49.1 ТК РФ уточнения относительно понятий, что такое удаленка на работе в карантин, как ее вводить, какие обязанности возникают у работника и работодателя. Если ситуация повторится, и компания вынуждена будет перевести персонал на дистанционный труд, по ст. 312.9 ТК РФ, надо издать приказ, в котором указать:

  • основания для перевода на удаленку (к примеру, решение региональных органов власти или указ президента об объявлении нерабочих дней);
  • список работников, которым придется временно работать из дома;
  • срок, на который вводится временная дистанционная работа;
  • нюансы относительно обеспечения работников оборудованием и возмещения расходов, связанных с его использованием;
  • порядок взаимодействия переведенных на удаленку работников и руководства, в том числе способы обмена и ознакомления с документами;
  • иные необходимые вопросы.

Обратите внимание, что при «экстренном» переводе на удаленку согласие на работу во время карантина вне офиса (основного места выполнения должностных обязанностей) и дополнительное соглашение к трудовому договору не готовят. Но работодатель обязан сохранить прежние условия: предоставить ту же работу, обеспечить необходимым оборудованием, не уменьшать заработную плату, предоставлять те же социальные гарантии, что и при работе на его территории. Иначе все изменения надо согласовывать и закреплять в письменном виде.

Порядок перевода сотрудников на временную удаленную работу

Если персонал переведен на удаленку, не исключено, что станет чуть сложнее контролировать сотрудников. Учитывайте еще нормы ст. 312.4 ТК РФ, из которой следует, что работа на карантине в вашем доме строится в удобном для вас режиме. Кстати, уволить дистанционного сотрудника, в том числе временного, разрешается по всем основным причинам плюс отказ выйти на связь с руководством в течение 2 рабочих дней (или больше, если это оговорено ЛНА) после поступления запроса от работодателя. Но не торопитесь: сначала выясните причину невыхода. Не исключено, что работник попал в больницу или случилось что-то другое, а предупредить не успел.

Напомним еще несколько вещей об удаленной работе:

  • если вы вызвали дистанционного сотрудника, проживающего в другом городе, в головной офис, для него это служебная командировка, и она оплачивается по общим правилам;
  • если работник получил оборудование для выполнения должностных обязанностей, работодатель обязан провести инструктаж по его безопасному использованию;
  • время, в которое проводятся совещания, обсуждения, приемка отчетов и т..п., входит в рабочее;
  • если вы ввели временную дистанционную работу в режиме карантина в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе, обратите внимание на порядок ознакомления сотрудников с приказом об увольнении. Даже при оговоренном электронном документообороте в течение 3 дней после издания приказа о расторжении трудового договора работодатель обязан направить сотруднику бумажную копию документа по почте заказным письмом.

Если работника перевели на временную удаленку, но обеспечить работой или оборудованием не смогли, то в отношении него вводят простой со всеми вытекающими последствиями (ст. 312.9 ТК РФ).

Если вы продолжите работать в карантин

Если ограничительные меры на вашу компанию не распространяются, не расслабляйтесь. Наверняка власти введут множество специальных рекомендаций типа: как обедать на работе во время карантина, как часто убирать в помещениях, какие средства защиты выдавать и т. п.

Помимо этого, не забудьте оформить специальные разрешения, позволяющие персоналу приходить на рабочее место и перемещаться по городу. Возможно, придется организовать дополнительную вакцинацию.

Не исключайте и тот факт, что некоторые сотрудники захотят все-таки перейти на дистанционный труд, обосновывая это желанием снизить риск заразиться коронавирусом. На подобное предложение придется согласиться, если нет веских оснований для отказа.

Образовательная лицензия для ИП

Ирина Стародубцева

ИП наряду с юридическими лицами может также осуществлять деятельность, связанную с образованием и обучением. Лицензированию подлежит именно образовательная деятельность, поэтому обратимся за этим понятием к первоисточникам – Федеральному закону от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» и обновленному Положению о лицензировании (утв. Постановлением Правительства от 18.09.2020 г. №1490).

Образовательная деятельность неразрывно связана с осуществлением специальных образовательных программ.

Что представляют собой образовательные программы?

Образовательные программы могут реализоваться в рамках дошкольного, общего и дополнительного образования.

Образовательная программа включает в себя определенную документацию: учебный план, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов (п.9 ст.2 Закона №273-ФЗ).

Конкретное «наполнение» каждой из образовательных программ приведено в Перечне образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. №1490).

Так, дошкольные образовательные программы могут проводиться в группах, которые имеют различную направленность. Например, общеразвивающую, оздоровительную (п.13 Приказа Минпросвещения РФ от 31.07.2020 г. №379).

При этом в 2020 году внесены изменения, как в сам порядок, так и в программу обучения, связанные с возможностью сетевого обучения.

Индивидуальный предприниматель при реализации общеобразовательных программ должен руководствоваться теми же самыми документами и стандартами образования, что и компании.

Всегда ли образовательная деятельность лицензируется?

В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.

Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.

Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.

На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД – 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. №454-с.

Читайте также  Как продать готовый бизнес ИП

Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.

!Образовательная лицензия !Образовательная лицензия

В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.

Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.

Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.

При этом не имеет значения, выдает ли предприниматель «корочки» по окончанию обучения или нет.

Так, компания обучала слушателей по специальной программе «Подготовка судоводителей маломерных судов» без лицензии, потому что была убеждена в том, что раз не проводит аттестаций и не выдает документов об образовании, значит и лицензия не требуется. Но высшие судьи посчитали иначе (Определение судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2017 г. №310-АД17-3729).

Какая деятельность ИП не лицензируется?

Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.

Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.

Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.

Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017 г.).

Как получить лицензию ИП?

Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.

Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.

Для таких ИП пакет документов, которые нужно собрать для получения лицензии намного «легче».

В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:

заявление по установленной форме;

утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;

справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;

Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.

гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;

наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;

наличие условий для реализации образовательных программ;

Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.

  • заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.

Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.

Лицензирование образовательной деятельности в 2021: необходимые документы и действия

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2021 года , в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную .

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2021 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Пакет документов для получения образовательной лицензии

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

Получение образовательной лицензии на сайте Рособрнадзора

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Читайте также  Чем отличается вмененка от упрощенки для ИП

Региональные органы для получения образовательной лицензии

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Может ли учитель быть предпринимателем. Мнение педагогов

Может ли учитель быть предпринимателем. Мнение педагогов

Совмещать работу учителем и предпринимательскую деятельность невозможно. Кто так считает и верно ли это?

Репетиторство тоже бизнес

Занятие с репетитором – широко распространённый бизнес у преподавателей. Однако администрация не всегда разрешает совмещать основную работу и репетиторство, поэтому преподаватели держит в секрете дополнительный заработок.

Марина Артемова преподает русский язык и литературу. Педагог сетует, что глава их школы запрещает репетиторство под угрозой увольнения. В планах директора школы — создать платные занятия для отстающих, чтобы пополнять кассу школы,
а не отдельных лиц.

В то же время Галина Зайцева занимается репетиторством, и это знают все. Конечно, есть особые правила: например, не брать своих учеников, а рекомендовать им учителя параллельного класса.

Уход успешного и раскрученного педагога-репетитора с основного места работы для свободного заработка – частое явление. Фактически человека перестают считать учителем и причисляют к индивидуальным предпринимателям, основывающим новый бизнес.

Лия Осетрова сейчас — востребованный репетитор в своего городе. А все потому, что она, будучи учителем иностранных языков в декрете, решилась создать профессиональный блог и открыть курсы иностранного языка. Она считает, что учитель без стремления к саморазвитию постепенно угасает. В её понимании расти профессионально – идти в ногу со временем.

А Людмила Петрова, уйдя на пенсию, стала репетитором физики. К ней выстраиваются длинные очереди желающих, но Людмила работает в щадящем режиме (10–15 часов в неделю), зарабатывая около 60 000 рублей в месяц.

Другие варианты

Индивидуальные занятия считают классическим репетиторством, но есть и иные пути развития бизнеса:

  1. Создание скайп-школ.
  2. Открытие собственного образовательного центра.
  3. Создание собственных агентств.

Однако не все считают совмещение бизнеса и преподавательства хорошей идеей.

Учительница химии Ольга Чеботарева сравнивает труд учителя с понятиями «призвание», «дар», «миссия». Для неё педагог не просто обучает учеников, но
и воспитывает. Ольга считает, что хороший учитель не может совмещать бизнес
и преподавательскую работу – он будет где-то халтурить. «Социум нуждается не в бизнесменах, а в людях, не зацикленных на сиюминутном прагматизме».

Преподаватель информатики, робототехники и судомоделизма Леонид Третьяков занимается бесплатно с учениками во внеурочное время. Для него учительский бизнес – обогащение, что для педагога подобно греху и измене своему призванию.

Одна часть учителей считает, что в бизнес уходят незаинтересованные в своем призвание педагоги, алчные и думающие лишь о деньгах. У другой сложилось мнение – образовательный процесс в школе страдает от бизнеса. Репетиторство – безнравственный труд.

Союз педагогики и менеджмента

Учителей и воспитателей уважали всегда. В обществе сформировалось мнение, что преподаватель бескорыстен и самоотвержен. Долгие годы учителя обучают чужих детей, отдавая своё время и силы. Они жертвуют своим здоровьем, работают по ненормированному графику и осознают важность своего призвания — воспитывать подрастающее поколение.

Вот и неудивительно, что к предпринимательству среди учителей такое негативное отношение. Педагог, строящий бизнес на обучении подрастающего поколения, быстро становится «чужим среди своих» – меркантильным и неудачником
в профессии.

А что если рассмотреть репетиторство не как способ улучшить свое материальное благосостояние, а как возможность творчески подойти к делу? Тогда бизнес-стратегии не мешают преподавателю сеять «разумное, доброе, вечное» в головы учеников.

И репетитор, и бизнесмен похожи в следующем:

  • готовность к самообучению и экспериментам
  • самостоятельное решение проблем
  • хорошие организаторские способности
  • умелое расставление приоритетов
  • способность продвигать свою идею
  • стратегическое мышление
  • умение анализировать.

При необходимости эти качества может приобрести или найти внутри себя каждый преподаватель. Но должна ли возникать эта необходимость?

Совмещение статуса ИП с основной работой: тонкости законодательства

Для многих из нас действующая отметка в трудовой книжке является гарантом благополучия и стабильности в жизни. Сегодня подавляющее большинство взрослого населения России трудоустроено, каждый день ходит на работу и зарабатывает на жизнь.

Неприятность, выходящая за рамки этой гармоничной картины, сводится к тому, что средний заработок в силу разных обстоятельств многих из нас не устраивает. Из-за этого возникает потребность в дополнительном источнике доходов.

Многие люди по этой причине пробуют силы в предпринимательстве. Но мало кто из них бросается в свое дело, как в омут с головой – обязанности перед семьями и здравый смысл вынуждают быть осторожными. Поэтому новоиспеченные индивидуальные предприниматели и те, кто только хочет ими стать, не стремятся сразу оставить наемную работу, а ищут способы совместить статус ИП с основной занятостью.

Возможно ли такое в принципе? На что нужно обратить внимание при попытках совместить статус ИП и основную работу? Стоит ли игра свеч? Обо всем этом мы расскажем нашим клиентам по услуге «облачный сервис 1С» в нашей статье.

Правовое обоснование

Сначала мы должны определить степень законности такого совмещения. Хорошо то, что ни Трудовой, ни Гражданский кодексы не чинят в этом существенных препятствий. Для получения статуса ИП гражданину будет вполне достаточно соответствовать следующим критериям:

  • быть совершеннолетним дееспособным гражданином РФ,
  • быть несовершеннолетним гражданином, имеющим разрешение на занятие предпринимательской деятельностью от родителей или опекунов,
  • быть иностранцем, при наличии временной или постоянной регистрации по месту жительства в РФ.

Все эти условия приведены в статьях 18 и 23 ГК РФ.

Исключение составляют только действующие муниципальные и государственные служащие. Для них предпринимательская деятельность будет закрыта до тех пор, пока они сохраняют за собой эти должности. Недопустимо также вести предпринимательскую деятельность сотрудникам силовых ведомств, в том числе работникам полиции.

Других требований к лицам, пожелавшим стать индивидуальными предпринимателями, российское законодательство не предъявляет.

Следовательно, вам достаточно быть дееспособными и не являться депутатами, чтобы совмещать статус ИП с основной работой, не выходя за рамки действующего законодательства.

Читайте также  Закрывающие документы для ИП без НДС

С точки зрения работодателя

Предположим, ИП вы открыли. Но как на это посмотрит работодатель по основному месту работы? Это не должно вас сильно беспокоить и на это есть ряд причин.

  1. «Новоиспеченный» индивидуальный предприниматель не обязан предоставлять никаких сведений в компанию о смене статуса. Он может это сделать по своему желанию.
  2. С точки зрения Гражданского кодекса вы вправе заниматься предпринимательской деятельностью наравне с другими гражданами РФ, следовательно, работодатель не имеет права чинить преграды. Зачем же тогда себе их создавать?
  3. В трудовую книжку вносятся исключительно сведения о работе по найму (как раз ваш случай), а сведения об индивидуальных предпринимателях – в ЕГРИП. Это совершенно разные документы – информация из них не пересекается. Сведения из Реестра можно получить по запросу.
  4. Директору организации, в которой вы работаете, может не понравиться только качество работы, которую вы выполняете на его территории. Представьте: вы работаете в классическом случае 5 дней в неделю с 9 до 18 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов. Отрыв от работы в течение этого промежутка времени едва ли возможен. На предпринимательскую деятельность у вас остается немного времени и это при условии, что со здоровьем у вас проблем нет (а оно пригодится, когда стараешься «усидеть на двух стульях»). Если это затруднение преодолимо, то работодатель может только порадоваться за вас и за свой бюджет. Дело в том, что индивидуальный предприниматель обязан платить за себя страховые взносы и оплачивать больничные листы, что существенно снижает «стоимость» сотрудника для фирмы.

С точки зрения себя

По нашему мнению, совмещение индивидуальной предпринимательской деятельности с основной работой – это хлопотная, но дающая хорошие возможности для человека перспектива. Вот что мы можем сказать о преимуществах.

  1. Возможность вести самостоятельную предпринимательскую деятельность позволит человеку в некоторой степени «вырасти» как профессионалу и упрочить свои деловые качества.
  2. Успешная предпринимательская деятельность подразумевает получение прибыли и хорошо, если «чистая» доля будет удовлетворять.
  3. Свое, пускай даже небольшое дело, позволит подчиненному работнику почувствовать себя в роли директора, что позволит приблизиться к пониманию своего руководства в некоторых ситуациях.
  4. Не стоит забывать и про опыт найма персонала – умение разбираться в людях пригодится в дальнейшем хотя бы на бытовом уровне.
  5. Осознание того, что именно от твоих усилий зависит твой доход – дорогого стоит.

Достаточны ли эти доводы в пользу совмещения? На этот вопрос сложно ответить, не разобрав негативные стороны вопроса.

  1. Предпринимательская деятельность, в особенности на раннем этапе, займет колоссальные временные, финансовые и физические затраты – откуда брать ресурсы?
  2. Не каждый способен совмещать основную работу со своим делом. В худшем случае, ни то, ни другое просто не получится.
  3. Если бизнес «не пойдет» с одной или нескольких попыток, то придется понести определенные финансовые потери. Здесь вспоминаем о стабильности по основному месту работы.
  4. Как следствие, из пункта «3» – хлопоты по закрытию ИП.
  5. Кто-то должен вести бухгалтерию. Если можете справиться самостоятельно – отлично, правда, придется с периодичностью посещать ИФНС и отделение ПФР. Вам будет это удобно?

Сравнивая приведенные «за» и «против», смеем высказать свое субъективное суждение о том, что попробовать открыть ИП и начать работать на себя все же стоит при соблюдении допустимых условий (личная жизнь, время, деньги и здоровье). В противном случае все ваши начинания могут пойти крахом.

Разница в НДФЛ

Еще одной интересной стороной вопроса является размер НДФЛ. В дополнение к выгодам для работодателя, за сотрудника, который зарегистрирован в Реестре в качестве индивидуального предпринимателя, нужно уплачивать подоходный налог в размере 6%, а не 13%, рассчитанный на «обычных» физических лиц. Однако, есть важное примечание: данное правило будет действовать, если ИП применяет УСН 6%. Стоит отметить, что это самый популярный режим налогообложения у предпринимателей, т. к. весьма выгоден.

Как открыть ИП в три шага?

Если мы сделали выбор в пользу открытия ИП, не лишним будет сказать о процедуре получения этого статуса. Опишем процесс.

Шаг № 1. Подготовить необходимые документы.

В список требуемых бумаг входят:

  • паспорт гражданина РФ,
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей,
  • заявление по форме Р21001 на получение статуса ИП и его нотариально заверенная копия,
  • СНИЛС.

Иностранцу нужно подготовить:

  • заявление (Р21001),
  • документ, удостоверяющего личность,
  • свидетельство о рождении или иной документ, в котором указана дата рождения, если в подтверждающем документе этих данных нет,
  • ВНЖ или РВП,
  • документ с информацией о прописке на территории РФ,
  • квитанцию об оплате госпошлины.

С 1 января 2019 года при направлении электронных документов для государственной регистрации, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не нужно.

Шаг № 2. Определяем, в какой налоговый орган подавать документы.

Регистрация ИП проводится в ФНС по месту регистрации, указанному в паспорте. Туда и нужно идти. Если место прописки не указано, то можно обратиться в специально уполномоченный налоговый орган по месту пребывания. Подать документы также можно через МФЦ.

Шаг № 3. Получаем документы.

Если все бумаги в порядке, то через 3 рабочих дня можно забрать лист записи ЕГРИП. Это можно сделать самостоятельно или через доверенное лицо, а также заказать пересылку документа по почте.

Подробнее о видах деятельности

Мы с вами уже затронули вопрос о недостатках совмещения предпринимательской деятельности с основной работой. Помочь или навредить этому сможет выбранный вид деятельности.

Желательно, чтобы одна работа могла помогать другой, чтобы благодаря каждой из них обе развивали вас как профессионала. Приведем пример: человек работает ландшафтным дизайнером в одной из крупнейших компаний города. Он имеет достаточный опыт проектирования, художественного иллюстрирования проектов. Он решил открыть свой бизнес и заняться частным изготовлением проектов, уплачивая налоги. Если сил и времени у него на это хватит, то такому дизайнеру работа должна пойти только в плюс. Во-первых, он совершенствует свои профессиональные качества. Во-вторых, он приобретает опыт самостоятельного взаимодействия с клиентами, что позволяет ему самостоятельно назначать условия сотрудничества.

В точности до наоборот может сложиться ситуация, если тот же дизайнер захочет открыть, к примеру, салон красоты и в нем же работать мастером. Возможно, он справится, но с большей долей вероятности, заработает немного, так как сможет принимать клиентов только после работы. Хорошо, когда есть своя клиентская база, которая готова пойти на уступки и прийти к вам в удобное время. Но эту клиентскую базу еще нужно наработать, а это долго.

Если сложить воедино все хлопоты, нервы и траты на данное предприятие, то ненароком возникает вопрос: «А оно надо»? При таком раскладе все положительные стороны вопроса стремительно теряют свою привлекательность.

Общие выводы

По результатам нашего небольшого исследования мы приходим к трем простым выводам.

  1. Совмещение статуса ИП с основной работой не только законно, но и может быть выгодно для работодателя.
  2. Открыть ИП несложно, но перед тем, как приступить к работе, следует взвесить все «за» и «против». Только после этого рекомендуется начинать свое дело.
  3. Если вы пока не готовы оставить основную работу, то лучше выбрать для предпринимательской деятельности удобную для совмещения сферу.

Желаем нашим читателям успешного совмещения и больших успехов в своих начинаниях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: