Учет транспортных расходов при УСНО

Под транспортными расходами понимаются затраты, которые «упрощенец» несет по доставке материальных ценностей (от поставщика или покупателям). Если у «упрощенца» имеется собственный транспорт, такими расходами будут затраты на оплату ГСМ, содержание и ремонт авто, оплату страховых полисов. Если же «упрощенец» для транспортировки ценностей пользуется услугами перевозчиков – это затраты на оплату услуг транспортных компаний.

Учет транспортных расходов в рамках УСНО имеет некоторые особенности. О них и поговорим в данной статье.

Транспортные расходы не упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве самостоятельных разрешенных к учету при УСНО расходов. Однако это не означает, что их нельзя учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу. У «упрощенцев» есть несколько вариантов их учета при налогообложении, все зависит от конкретного вида понесенных затрат. Но в любом случае при учете транспортных расходов применяются общие правила: эти расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ) и оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Учет расходов на содержание собственного транспорта

Если для доставки материальных ценностей на собственный склад или на склад покупателя «упрощенец» (организация или ИП) использует собственные транспортные средства, то он неизбежно несет следующие затраты:

на содержание и ремонт автомобилей;

на их обязательное страхование.

Расходы на покупку ГСМ

Расходы на содержание служебного транспорта поименованы в пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Значит, «упрощенцы» вправе учесть расходы, связанные с покупкой ГСМ для автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности. Для признания в налоговой базе расходов на ГСМ необходимо выполнить два условия – оплатить их покупку и иметь в наличии надлежаще оформленные документы.

Подчеркнем: для учета расходов нужны не только подтверждающие покупку ГСМ документы, но и документы, подтверждающие списание топлива для использования служебного транспорта.

Одним из первичных документов, который подтверждает расходы на ГСМ, является путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ. Это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Закона № 259-ФЗ[1]), а также для подтверждения, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не в иных целях (ведь в нем указываются маршрут следования автомобиля, остаток и расход топлива, километраж). На основании путевых листов составляется акт списания топлива, согласно которому делается запись в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, эксплуатирующие транспортные средства «упрощенцы» (включая специализированные автотранспортные предприятия) должны применять путевые листы с обязательными реквизитами, предусмотренными как Законом № 402-ФЗ[2], так и Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Причем они вправе разработать свой вариант этого документа. Путевой лист нужно оформлять на каждое транспортное средство, используемое «упрощенцем» для осуществления предпринимательской деятельности.

Касательно нормирования расходов на топливо для служебного транспорта поясним следующее.

Поскольку в гл. 26.2 НК РФ не содержится такого требования, Минфин в Письме от 27.09.2018 № 03-11-11/69335 указал: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик, применяющий УСНО, вправе (но не обязан!) руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте[3] (см. также письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097).

Итак, в рамках УСНО стоимость ГСМ можно учитывать либо в полном объеме, либо в пределах норм (в том числе разработанных самостоятельно на основании технической документации завода-изготовителя на автомобиль). Выбранный вариант «упрощенцу» необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы на содержание и ремонт

Ремонт автомобиля «упрощенец» может проводить собственными силами, однако чаще всего ремонт производится в специализированных автосервисах. В последнем случае расходы принимаются к учету на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в качестве оплаты услуг сторонних лиц). Напомним: материальные расходы при УСНО учитываются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ.

Также допустимы варианты признания обозначенных затрат в налоговом учете в силу либо пп. 12 п. 1 ст. 346.12 НК РФ – как расходы на содержание служебного транспорта (поскольку в норме не уточнено, что конкретно понимается под его содержанием), либо пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ – как расходы на ремонт основных средств.

Исходя из вышеназванных норм, «упрощенцы» вправе признать и затраты на ремонт служебного транспорта, произведенного собственными силами. В этом случае для подтверждения расходов необходимо оформить накладные на приобретение материалов (запчастей) для ремонта, на их отпуск для ремонта, требования-накладные, табели учета рабочего времени, справки и др.

В расходы для целей исчисления «упрощенного» налога затраты на ремонт можно будет списать после их оплаты.

Расходы на страхование

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в налоговой базе по УСНО могут быть учтены расходы на все виды обязательного страхования работников (в том числе имущества и ответственности), производимые по законодательству РФ. Данные затраты принимаются с учетом положений ст. 263 НК РФ, по которой расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. Если эти тарифы не утверждены, затраты на обязательное страхование включаются в состав прочих расходов в фактическом размере.

Особенность учета расходов по данному основанию в том, что страхование работников, имущества и ответственности должно быть обязательным – предусмотренным каким-либо законом. Только тогда страховые выплаты можно учесть в расходах при УСНО.

Таким образом, при УСНО можно учесть расходы только на обязательное страхование транспортных средств (то есть полис ОСАГО) после полной его оплаты.

КАСКО же, в отличие от ОСАГО, – это добровольное страхование автомобиля. Соответственно, платежи по такому виду страхования нельзя включить в налоговую базу по «упрощенному» налогу (см. также Письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

Расходы, связанные с доставкой товаров сторонними лицами

Экспедирование и доставку «упрощенцу» или его покупателям материальных ценностей (например, товаров, предназначенных для продажи) могут осуществлять специализированные транспортные компании. Затраты, связанные с оплатой услуг этих компаний, при УСНО учитываются как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и определяются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 данной статьи к материальным расходам относятся в том числе затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП. К работам (услугам) производственного характера относятся и транспортные услуги сторонних организаций (включая ИП).

Соответственно при определении налоговой базы в целях применения УСНО транспортно-экспедиционные затраты (связанные с доставкой ценностей самому «упрощенцу» или его покупателям) учитываются в составе материальных расходов.

Расходы на доставку ценностей «упрощенцу»

В учете при УСНО стоимость доставки приобретенных ценностей (товаров и материалов) списывается как отдельный вид расходов по мере несения таких затрат. Дожидаться списания приобретенных ценностей не нужно. На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы принимаются к учету при УСНО после их фактической оплаты. Поэтому материальные расходы учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета «упрощенца», выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения.

Сказанное в полной мере относится и к транспортным расходам на доставку товаров для продажи. Ведь затраты, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе стоимость их хранения, обслуживания и транспортировки, – это самостоятельный вид расходов (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). И для их учета не важен факт реализации товаров покупателям, что следует из пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Однако вышеназванный порядок признания транспортных расходов не применяется, если речь идет о расходах на доставку приобретенных основных средств. Дело в том, что основные средства принимаются к налоговому учету по той стоимости, которая формируется по правилам бухучета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А в бухучете расходы на доставку надо включать в первоначальную стоимость основных средств. Это предусмотрено как п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», так и п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (применяется в обязательном порядке с 1 января 2022 года).

Обратите внимание

При признании в бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, которой считается общая сумма капитальных вложений, связанных с их приобретением (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 18 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).

Сумму капитальных вложений формируют на базе фактических затрат, необходимых для приобретения, создания и использования основного средства (п. 9 ФСБУ 26/2020, п. 6 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28). Согласно п. 5 ФСБУ 26/2020 к капитальным вложениям относятся в том числе затраты на доставку основных средств к месту использования (пп. «з»).

Таким образом, в налоговом учете доставка дорогостоящего имущества списывается не как самостоятельный расход, а как составная часть его стоимости – поквартально, равными долями в течение календарного года, после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

И еще. Несмотря на то, что ИП не ведут бухучет, списывать транспортные расходы на доставку приобретенных основных средств они должны по точно таким же правилам (то есть включать в стоимость объекта).

Расходы на доставку товаров покупателям

Если условиями сделки предусмотрено, что продавец на УСНО сам осуществляет доставку товаров до места нахождения покупателя, то затраты, понесенные им в таком случае (если они, конечно, не включаются в стоимость товара), он тоже вправе учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу.

Как упоминалось ранее, в пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ помимо стоимости покупных товаров названы расходы, связанные с приобретением и реализацией этих товаров, в том числе их транспортировкой. Условия транспортировки (кто и куда) в норме не уточнены. Можно сделать вывод, что любые расходы на транспортировку товаров (от поставщика на свой склад или на склад покупателя) «упрощенец» вправе включить в налоговую базу при УСНО.

Читайте также  Должностные обязанности ИП для резюме

[1] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Как ИП учитывать расходы на ГСМ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель в процессе своей деятельности использует легковой автомобиль, оформленный на супруга. ИП применяет УСН, автомобиль был приобретен после вступления в брак. Каков порядок учета предпринимателем расходов на содержание автомобиля (ГСМ, запасные части и прочее)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для признания расходов на содержание автомобиля в целях налогообложения ИП не требуется обязательного наличия договора аренды, заключенного с супругом, либо иного разрешения супруга.
Признание ИП в составе расходов сумм компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля сопряжено с налоговыми рисками.

Обоснование вывода:
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 1 ст. 34 СК РФ).
Таким образом, автомобиль, приобретенный одним из супругов во время брака, является совместной собственностью обоих супругов.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (п. 1 ст. 35 СК РФ).
Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 СК РФ).
Поскольку положения п. 3 ст. 35 СК РФ на анализируемую ситуацию не распространяются, полагаем, что обязательного наличия какого-либо разрешения одного из супругов на использование автомобиля в предпринимательской деятельности другим супругом не требуется.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Так, согласно пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе уменьшить полученный доход на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.
В письмах Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19, от 01.02.2006 N 03-11-04/2/24 разъясняется, что налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения расходы на ГСМ и иные расходы на содержание автомобиля, если по условиям договором аренды все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор.
В свою очередь, в письме УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 говорится, что в целях признания расходов на содержание транспорта он должен принадлежать организации или на праве собственности, или использоваться на основании договора аренды.
Так как в рассматриваемом случае автомобиль принадлежит физическом лицу (а значит, и ИП*(1)) на праве общей совместной собственности, можно сделать вывод, что наличие договора аренды необязательно для признания расходов на содержание автомобиля.
Из писем ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 следует, что налогоплательщики вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением ГСМ, при наличии оформленных согласно законодательству РФ документов, подтверждающих использование автомобиля в производственных (служебных) целях. По мнению чиновников, такими документами могут быть, например, договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.
Учитывая изложенное, считаем, что ИП вправе при наличии соответствующих документов учесть в целях налогообложения расходы на содержание автомобиля (ГСМ, запасные части и пр.) и без заключенного с супругом договора аренды автомобиля.
Косвенно в пользу нашего мнения свидетельствует постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 по делу N А27-26167/2015. В нем в подобной ситуации судьи поддержали позицию налогового органа, отказавшего ИП в признании расходов на приобретение ГСМ и запчастей, не по причине отсутствия договора аренды, а по причине непредставления предпринимателем документов, подтверждающих фактический расход топлива и производственный характер маршрута следования.
Вместе с тем мы полагаем, что в целях избежания налоговых рисков не будет лишним наличие нотариально заверенного согласия другого супруга на использование автомобиля.
НК РФ не устанавливает каких-либо норм расхода ГСМ. При этом представители финансового ведомства считают возможным ориентироваться на Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (смотрите, например, письма Минфина России от 27.01.14 N 03-03-06/1/2875 и от 17.11.2011 N 03-11-11/288).
Также следует учитывать, что имеются существенные налоговые риски в случае признания в расходах сумм компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
Наша позиция основана на буквальном прочтении ст. 188 ТК РФ, которая предусматривает, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
В вашем же случае предприниматель использует своё собственное имущество, то есть в случае выплаты компенсации ИП будет выплачивать ее сам себе.
Разъяснений уполномоченных органов применительно к вашей ситуации нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП (постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Компенсация ГСМ сотруднику. Как сэкономить на налогах и бензине

Курьер на автомобиле быстрее доставляет пиццу, ремонтник объезжает больше клиентов, а менеджер по продажам скорее возвращается из командировки. Поэтому фирмы доплачивают сотрудникам за использование личного авто и бензин.

Но директор хочет платить меньше налогов и не тратить время на оформление бумажек. Бухгалтер — контролировать расход ГСМ. Юрист с кадровиком — исключить споры с работником в случае аварии.

В статье разбираем, как не тратить время, деньги и соблюсти закон.

Расходы при разных схемах

Использование личного автомобиля в служебных целях работнику можно компенсировать по ст. 188 Трудового кодекса РФ. Компенсация не облагается НДФЛ, страховыми взносами. Но в расходы по налогу на прибыль или УСН можно принять только 1 200 рублей.

Некоторые бухгалтеры оформляют договор аренды автомобиля между работодателем и работником. И тогда в расходы по налогу на прибыль полностью принимают затраты на бензин арендованного автомобиля. Но если автомобиль украдут, его стоимость будет возмещать работодатель.

Можно взять авто в аренду с экипажем. Тогда за машину отвечает работник. Но есть налоговые риски. Выплаты по аренде могут переквалифицировать в компенсацию по ст. 188 ТК РФ и доначислить налог на прибыль.

«Черный нал» может быть и удобнее для расчетов, но его нужно где-то брать и на него нельзя уменьшить налоги.

Прикинем экономию налогов на 1 человека при разных схемах оформления. Во всех случаях работник получает 3 000 рублей на оплату бензина и 500 рублей. При аренде с экипажем 500 рублей разделим пополам на аренду и услуги экипажа.

Наличка от дивидендов

Компенсация

Аренда

Аренда с экипажем

Страховые взносы с услуг экипажа

ГСМ (компенсация работнику по чекам)

Возьмем в расходы

Экономия по налогу на прибыль

Заплатили государству налоги и СВ

-240

-640

-657

*здесь НДФЛ считаем расходами работодателя, т.к. работник должен получить сумму на руки 3 500 независимо от выбранной схемы.

Способ 1. Черный нал

Компенсировать затраты работнику можно и в конверте. Это до сих пор популярно в организациях, но рискованно.

Какие налоги. С выплат работнику фирма не платит НДФЛ, страховые взносы. Выплаты нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль. Но чтобы получить наличные средства, фирма рискует и несет расходы. Кто-то получает наличные от выплат дивидендов, и это дополнительные 13 или 15 % налога. Кто-то сотрудничает с фирмами-однодневками, что чревато налоговыми претензиями и блокировкой расчетного счета службой банка по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. »

При этой схеме работы документы с работником часто не оформляют. А если оформляют, то не упоминают в официальных документах фирмы разъездной характер работы сотрудника и его автомобиль. Чтобы работник, получив наличку, не пошел потом в суд с требованием о выплате ему официальной компенсации за использование личного авто.

Способ 2. Компенсация

Этот способ возмещения затрат работникам признает налоговая и фонд социального страхования. Он прямо предусмотрен ст. 188 ТК РФ.

Читайте также  Зарегистрироваться как ИП самостоятельно

Какие налоги. В расходы по налогу на прибыль можно взять не больше 1 200 рублей. С суммы компенсации не нужно удерживать НДФЛ и платить страховые взносы. Это прямо разрешает п. 3 ст. 217 НК РФ и подтверждают госорганы: письма Минфина от 27.08.2013 № 03-04-06/35076, Минтруда от 26.02.2014 № 17-3/В-92, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, ПФР РФ от 29.09.2010 № 30-21/10260.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Соглашение с работником.

По ст. 188 ТК РФ нужно письменное соглашение с работником. Но порядок компенсации не является обязательным условием трудового договора по ст. 57 ТК РФ. Поэтому его можно оформить не только в виде Соглашения к Трудовому договору, но и сделать в формате Приказа руководителя.

Минфин формат приказа признает: «основанием для произведения компенсационных выплат является приказ руководителя предприятия, в котором указаны размеры компенсации (в зависимости от интенсивности использования), а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта личного автомобиля (если работник управляет по доверенности — соответствующие документы)». Письмо Минфина РФ от 16.05.05 № 03-03-01-02/140.

2. Локальный нормативный акт о разъездном характере работы.

Это может быть и пункт в коллективном договоре. Обычно указывают перечни должностей, которые имеют разъездной характер, и их право на получение компенсации.

3. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей.

4. Ежемесячные отчеты об использовании авто.

Нужны, чтобы подтвердить объем расходов на топливо и пройденный путь. Обычно это Путевые листы, но чтобы не тратить время на их оформление применяют Отчеты электронной системы. Минфин такие отчеты признает в письме от 16.06.11 № 03-03-06/1/354: «По мнению Департамента, при составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь».

Как проверить, ездил ли работник по нужному адресу? Какой путь проехал и действительно ли потратил столько бензина? Автоматизируйте это. Вы пишете адрес клиента и время, сотрудник включает мобильное приложение «СБИС Курьер» и едет к клиенту. Система проверит маршрут по GPS и сформирует отчет для руководителя.

Способ 3. Аренда автомобиля

Этот способ подходит для небольших компаний, когда работодатель полностью доверяет сотруднику.

Работодатель берет в аренду автомобиль работника по договору аренды. Такой договор предусмотрен ст. 642 ГК РФ. Для начала аренды подписывает с сотрудником акт приема-передачи автомобиля в аренду. После окончания — акт о возврате авто из аренды. Это сложно, когда авто реально не передается фирме и работник ездит на автомобиле то к клиентам, то домой, то в садик за ребенком. В случае аварии, кражи или поломки авто ущерб возмещает работодатель. Поэтому придется либо доверять работнику, либо подписывать по 2 акта приема-передачи в день. Некоторые просто не отдают сотруднику его экземпляр договора.

Какие налоги. В расходы по налогу на прибыль можно взять: плату за аренду, расходы на бензин, на текущий и капитальный ремонт авто (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). С суммы арендной платы надо удержать НДФЛ.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Договор аренды авто.

2. Акт приема-передачи автомобиля.

3. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

Нужен для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей. Не обязателен, эту информацию можно указать в договоре аренды.

4. Ежемесячные отчеты об использовании авто.

Нужны для подтверждения объема расходов на топливо и пройденный путь.

Способ 4. Аренда автомобиля с экипажем

Этот способ применяют как альтернативу компенсации. По договору аренды автомобиля с экипажем работодатель платит за аренду автомобиля и услуги водителя. Такой вид договора предусмотрен ст. 632 ГК РФ.

Какие налоги. НДФЛ с сумм аренды и услуг водителя. Страховые взносы с сумм услуг водителя. В расходы по налогу на прибыль можно взять: плату за аренду и услуги водителя, страховые взносы, расходы на бензин.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Договор аренды авто с экипажем.

2. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

Нужен для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей. Не обязателен, эту информацию можно указать в договоре аренды.

3. Ежемесячный акт оказанных услуг.

Нужен для подтверждения стоимости оказанных услуг, объема расходов на топливо и пройденный путь.

Подведем итог

При любой схеме работы придется считать километраж, чтобы не переплачивать за бензин и подтвердить обоснованность расходов ГСМ при налоговой проверке.

Удобно это делать в СБИС Курьер. Работник включает приложение и едет. Система рассчитает расстояния по GPS, учтет время в пути, сформирует отчет и отправит его на согласование руководителю.

Как ИП-подоходнику учесть затраты на авто для служебных и личных целей

Вопрос: У ИП, применяющего общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога, в составе ОС числится автомобиль. Транспортное средство ИП использует как в своей предпринимательской деятельности, так и для личных поездок.

Необходимо ли вести раздельный учет расходования топлива, затрат на техобслуживание и амортизацию по использованию транспортного средства в предпринимательской деятельности и в личных целях? Если да, то каким образом осуществлять такой учет?

Ответ: Да. Необходимо вести раздельный учет показателей пробега автомобиля по использованию его в предпринимательской деятельности и в личных целях, относительно которого расходы, связанные с его эксплуатацией, будут распределяться в целях налогового учета на расходы, связанные с использованием автомобиля в предпринимательской деятельности и для личных поездок.

Обоснование: ИП, применяющие общий порядок налогообложения, при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК для исчисления подоходного налога имеют право уменьшить сумму доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму профессиональных налоговых вычетов в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в порядке, установленном ст. 169 НК <*> .

Расходы, частично связанные с осуществлением ИП предпринимательской деятельности, исключаются из подлежащих налогообложению доходов только в части, которая непосредственно связана с их предпринимательской деятельностью <*> .

Поэтому в случае, когда ИП использует автомобиль, числящийся в составе ОС, как в предпринимательской деятельности, так и для личных нужд, ИП обязан обеспечить учет расходов, связанных с эксплуатацией этого автомобиля, таким образом, чтобы из доходов, подлежащих налогообложению подоходным налогом, можно было исключить расходы, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью.

К таким расходам относятся, в частности:

— затраты на амортизацию (амортизационные отчисления);

— затраты на техобслуживание и ремонт автомобиля;

— стоимость израсходованного топлива.

Суммы амортизационных отчислений по автотранспортному средству исчисляются в соответствии с Инструкцией N 37/18/6 и учитываются в составе расходов, учитываемых при налогообложении, пропорционально пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью, для извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы <*> .

Расходы на ремонт и техобслуживание ОС (автомобиля), используемого ИП как для личных нужд, так и для предпринимательской деятельности, также учитываются при налогообложении пропорционально пробегу автомобиля при осуществлении поездок в предпринимательских целях <*> .

Метод распределения расходов по израсходованному топливу при использовании автомобиля как в предпринимательских, так и личных целях НК не установлен. Поэтому, по мнению автора, ИП вправе самостоятельно разработать и закрепить такой метод распределения затрат на затраты, относящиеся к предпринимательской деятельности, и затраты по использованию автомобиля в личных целях.

Учитывая, что расходы на ремонт и техобслуживание ОС (автомобиля), суммы амортизационных отчислений от стоимости ОС учитываются при налогообложении пропорционально пробегу автомобиля при поездках в предпринимательских целях, стоимость израсходованного топлива также целесообразно распределять таким же способом, т.е. пропорционально пробегу <*> .

Определенная таким способом стоимость израсходованного топлива будет учитываться при налогообложении в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, и в размере его фактической оплаты <*> .

Таким образом, для того чтобы ИП верно учесть при налогообложении расходы (ежемесячные суммы амортизационных отчислений, затраты на ремонт и техобслуживание автомобиля, стоимость приобретенного и израсходованного при поездках топлива), понесенные как в целях предпринимательской деятельности, так и в личных целях, необходимо вести учет этих расходов, распределив их на учитываемые и не учитываемые при налогообложении. Следует отметить, что для их правильного распределения на учитываемые и не учитываемые при налогообложении необходимо обеспечить раздельный учет показателей пробега автомобиля по поездкам, связанным с предпринимательской деятельностью, и по поездкам в личных целях.

Затраты на ремонт и суммы амортизационных отчислений ОС отражаются ИП в книге учета ОС. Суммы начисленных за отчетный (налоговый) период амортизационных отчислений от стоимости амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, из графы 5 книги учета ОС переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов <*> .

Количество и стоимость приобретенного и израсходованного топлива (материалов) учитываются ИП в книге учета сырья и материалов <*> .

Поступление топлива отражается ИП в графах 1 — 8 книги учета сырья и материалов. Израсходованное топливо на заправку автомобиля при его использовании в связи с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), т.е. в предпринимательской деятельности, учитывается в графах 9 — 12 книги учета сырья и материалов <*> .

Выбытие топлива по прочим основаниям, не связанным с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), т.е. израсходованного на поездки в личных целях, отражается в графах 13 — 16 книги учета сырья и материалов <*> .

Фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением ИП предпринимательской деятельности, определяются ИП самостоятельно на основании документов, подтверждающих такие расходы <*> .

Документами, подтверждающими стоимость приобретенного топлива, являются документы, выданные АЗС <*> . Фактический расход топлива определяется на основании данных о заправке автомобиля топливом, остатках топлива в баке автомобиля на начало и конец отчетного периода.

Читайте также  Валютный счет для ИП плюсы и минусы

Как указывалось выше, расход топлива, использованного в предпринимательской деятельности ИП и отдельно в личных целях, определяется на основании раздельного учета показателей пробега автомобиля.

Для раздельного учета показателей пробега автомобиля ИП может использовать ПУД по самостоятельно разработанной форме: журнал, ведомость и пр., в котором на основании показателей спидометра будет отражаться общий километраж (пробег) совершаемых поездок и отдельно — пробег автомобиля при его использовании в предпринимательских целях <*> . Например, форма журнала (ведомости) учета показателей пробега автомобиля может быть следующая:

Журнал (ведомость) учета показателей пробега автомобиля

На основании показателей данного журнала (ведомости) учета показателей пробега автомобиля ИП составляется ПУД, который также может быть составлен по форме, установленной ИП (справка-расчет и др.), о величине пробега автомобиля за отчетный период (в том числе при его использовании в предпринимательских целях). Данный документ, по мнению автора, будет являться основанием для распределения в целях налогового учета при расчете подоходного налога расходов — ежемесячных сумм амортизационных отчислений, расходов на техобслуживание и ремонт автомобиля, стоимости израсходованного топлива — при использовании автомобиля в предпринимательской деятельности и для личных поездок ИП.

На примере рассмотрим возможный порядок расчета затрат, учитываемых ИП при налогообложении подоходным налогом.

За июнь 2018 г. расходы ИП, связанные с эксплуатацией автомобиля, составили (марка, модель автомобиля не рассматривается, данные условные):

— сумма амортизационных отчислений — 100 руб;

— затраты на техобслуживание и ремонт — 150 руб;

— стоимость израсходованного топлива — 120 руб.

Общий пробег автомобиля равен 740 км (в том числе для целей предпринимательской деятельности — 300 км).

Расчет учитываемых при налогообложении затрат (связанных с эксплуатацией автомобиля для осуществления предпринимательской деятельности) пропорционально пробегу автомобиля:

— сумма амортизационных отчислений — 40,54 руб. (100 / 740 x 300);

— затраты на техобслуживание и ремонт — 60,81 руб. (150 / 740 x 300);

— стоимость израсходованного топлива — 48,65 руб. (120 / 740 x 300).

Личный автомобиль ИП: как учесть расходы

Любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, причем по принципу «чем больше – тем лучше». И деятельность индивидуального предпринимателя не исключение, он тоже стремится получить максимальную прибыль, увеличивая доходы и оптимизируя свои расходы. В этой статье мы рассмотрим возможность учета предпринимателем расходов на содержание личного автомобиля при расчете налогов. Иногда автомобиль ИП нужен действительно для бизнеса, а не для понтов и личных разъездов. Можно ли отстоять такие расходы?

Автомобиль как основное средство

Первым моментом, когда индивидуальный предприниматель может учесть «автомобильные» затраты в расходах, является его включение в состав основных средств. Ведь тогда появляется возможность или ежемесячного начисления амортизации (при ОСНО), или включения стоимости машины в состав расходов в первый год ее использования (при УСН).

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль. Чиновники считают, что основным средством можно признать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении предпринимателем дохода, например, при осуществлении грузовых или пассажирских перевозок. Если же бизнесмен использует автомобиль как вспомогательное средство (например, для поездок в банк), то он не может быть признан ОС (письмо Минфина России от 26.03.2008г. №03-04-05-01/79).

Но даже если деятельность коммерсанта напрямую связана с использованием данного транспортного средства, возникает новый вопрос – можно ли учесть в расходах стоимость автомобиля, приобретенного ранее регистрации владельца в качестве ИП? Минфин развеял сомнения в своем письме от 06.06.2013г. №03-11-11/164. В нем сказано, что ИП, находящийся на упрощенной системе налогообложения, вправе учесть расходы на приобретение автомобиля в течение первых трех лет применения УСН.

Обратите внимание, в письме была рассмотрена ситуация, когда имели место быть сразу три обстоятельства: приобретение транспортного средства (бензовоза) физическим лицом, впоследствии зарегистрировавшегося в качестве ИП и использовавшего данное средство в своей деятельности. Чиновники квалифицировали покупку бензовоза как операцию, осуществленную в целях предпринимательской деятельности, и признали право ИП учесть данное средство как ОС с последующим включением расходов на его приобретение в расчет единого налога при УСН.

Включение автомобиля в состав основных средств для предпринимателя не составит особого труда – достаточно иметь документы, подтверждающие затраты на его покупку, и приказ или распоряжение о признании его основным средством. Но если при проверке налоговики не согласятся с таким решением, бизнесмену придется отстаивать свою позицию в суде.

Учитываем ГСМ

Когда предприниматель не хочет рисковать и решает не включать стоимость автомобиля в расходы, как еще он может уменьшить налог при помощи «автомобильных» затрат? Самый простой способ – учесть в расходах стоимость бензина. Но и здесь есть спорный вопрос – нормировать или нет затраты на топливо?

Исторически сложилось мнение, что расходы на ГСМ надо непременно нормировать. Существуют Методические рекомендации Минтранса России от 14.03.2008г. №АМ-23-р, содержащие нормы расхода топлива, а также коэффициенты для различных территорий, времен года и т.д. Данные нормативы изначально разрабатывались для автотранспортных предприятий, но налоговые органы считают их применение необходимым для всех налогоплательщиков.

Если в Рекомендациях вы не нашли норм для своего автомобиля, то можно воспользоваться данными завода-изготовителя или разработать нормы расхода топлива самостоятельно. Но, обратите внимание, в НК РФ нет никаких условий о нормировании расходов на ГСМ, поэтому вы можете от него отказаться. Только в этом случае будьте готовы к судебным разбирательствам с налоговиками.

Минфин подтверждает мнение, что нормировать расходы на бензин не обязательно, как и использовать нормы, установленные Минтрансом (письмо Минфина России от 27.01.2014г. №03-03-06/1/2875).

Суды тоже встают на сторону налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами и позволяют списывать в расходы полную стоимость топлива (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/0729, постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007г., 28.09.2007г. по делу №КАА41/986607).

Не зависимо от того, будете вы нормировать затраты на бензин или нет, следует составить решение с перечнем личного имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Включив в него автомобиль, вы будете вправе принимать к налоговому учету все экономически обоснованные расходы, связанные с его эксплуатацией.

Документальное подтверждение

В случае с обоснованием расходов на топливо одними чеками АЗС не обойтись, придется оформлять и такой документ, как путевой лист. В нем содержится вся информация о маршруте поездки, времени выезда и возвращения, а также показания одометра. Форму путевого листа вы можете разработать самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 18.09.2008г. №152. Порядок заполнения путевых листов также указан в данном нормативном акте.

Важная деталь: если вы используете личный автомобиль в предпринимательской деятельности, то в договорах, счетах, письмах и прочих документах указывайте тот факт, что доставку, например, осуществляет сам ИП или что переговоры ведутся на территории партнера и т.д. Конечно, это не заменит путевых листов, но будет являться дополнительным подтверждением экономической обоснованности расходов.

Эксплуатационные расходы

В отличие от расходов на ГСМ, расходы на эксплуатацию автомобиля учесть не так просто. Если деятельность предпринимателя напрямую связана с использованием личного транспортного средства, то эксплуатационные расходы будут обоснованы. А вот если автомобиль используется для поездки в офис или в банк, то налоговые инспекторы однозначно не примут расходы на его содержание в качестве уменьшающих налоговую базу.

В судебной практике тоже не все решения выносятся в пользу ИП. Например, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с решением предпринимателя включать в расходы затраты на оплату автостоянки, техосмотра, ОСАГО, приобретение ГСМ (бензина, масла, охлаждающей жидкости) и т.п. (постановление от 26.02.2008г. №Ф04-1130/2008 (973-А45-34)).

Судьи обосновали свое решение тем, что деятельность бизнесмена была связана с оказанием юридических услуг, а личный автомобиль использовался для поездки в офис. Следовательно, затраты на его содержание никак не были связаны с получением предпринимателем дохода от оказания юридических услуг, а значит, не могли включаться в состав расходов.

Определяем вид затрат

Итак, «автомобильные» затраты можно включить в расходы и тем самым уменьшить налоги. В частности, у предпринимателя, находящегося на упрощенке, уменьшается единый налог, а ИП, применяющий общий режим налогообложения, может включить эти расходы в состав профессионального вычета по НДФЛ.

Самым «безопасным» для коммерсанта расходом является приобретение ГСМ, поскольку налоговики практически не обращают на него внимания (если все правильно оформлено, конечно). Но надо решить, к какому виду затрат его отнести.

Приобретение топлива для личного автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, можно отнести к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Если же деятельность ИП далека от транспортных перевозок, но бизнесмен активно использует свой автомобиль для доставки заказов, деловых поездок и т.д., то затраты на бензин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11,12 п.1 ст.264 НК РФ).

В упрощенной системе налогообложения данные виды затрат также включены в закрытый перечень расходов. Поэтому «упрощенцы» в зависимости от вида деятельности могут учитывать расходы на приобретение ГСМ и как материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ), и как расходы на содержание служебного транспорта (пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ).

О расходах на командировки для ИП, читайте здесь . Можно ли учесть расходы ИП, осуществленные до государственной регистрации, смотрите тут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: